"Союз как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Тимошевская Лидия Николаевна

Урок русского языка в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soyuz_kak_chast_rechi.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

                              Тема урока  «СОЮЗ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»  

Тип урока:  комбинированный.

Цели урока:

  • Обучающие:
  • дать понятие о союзе как служебной части речи,
  • учить исследовать слово, в частности союз, как служебную часть речи, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций,
  • выработать умение находить союз в текстах и отличать его от  других частей речи,
    научиться определять разряд союзов, устанавливать смысловые отношения между частями предложения;
  • правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения и в сложном предложении.
  • Развивающие:
  • обогащать словарный запас учащихся, развивать их логическое мышление
  • использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности,
  • Воспитательные:
  • формирование интереса и уважения к родному языку,
  • прививать любовь к творчеству русского народа,
  • воспитывать дружеское отношение,
  • организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Используемые технологии: технология развития критического мышления

Оборудование урока:

- Учебник  «Русский язык 7 класс»  под  редакцией  С.И. Львовой. М.:  Мнемозина,   2012

    Технические требования к уроку: программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

ПЛАН УРОКА

  1. Оргмомент
  2. Актуализация  знаний (вызов)
  3. Объяснение нового материала
  • Работа с текстом
  • Из истории союзов
  • Этап первичного закрепления.
  • Полминутки для шутки. Работа с шарадами
  1. Физкультминутка
  2. Закрепление материала (осмысление)
  • Работа в парах с взаимопроверкой
  • Составление предложений по заданному началу
  • Работа с текстом
  • Тест.
  1. Рефлексия
  • Кластер
  • Синквейн
  1. Подведение итогов урока
  2. Домашнее задание

ХОД УРОКА

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей,

для которых не нашлось бы в нашем языке

точного выражения

К. Г.Паустовский

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности класса к уроку. Запись даты в тетрадь.

  1. Актуализация знаний. (вызов) (слайд№1)

- В этом году морфология богата сюрпризами. Какие подарки она нам уже преподнесла?  (Познакомились с наречиями, узнали много нового о причастии, начали изучать служебные части речи).

- На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с частью речи, с которой часто сталкиваемся,  но для вас она пока незнакомка.

Сначала  запишем в тетради сегодняшнее число и тему урока.  А сначала  необходимо размяться.

  1. Морфологическая разминка слайд№2.

Найдите «лишнее», объясните выбор

а) глагол, деепричастие, наречие, местоимение.

б) существительное, наречие, местоимение, числительное.

в) глагол, наречие, местоимение, союз.

- Почему так решили? (союз – служебная часть речи)

- Какие служебные части речи вам уже известны? (предлог)

- В чём отличие служебных частей речи от самостоятельных?

-В  эпиграфе к нашему уроку какие служебные части речи присутствуют?

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы  в нашем языке точного выражения»

- Наш сегодняшний урок будет посвящён знакомству с союзом. Что обычно происходит при знакомстве? Какие цели, на ваш взгляд, стоят сегодня перед нами?

  1. Объяснение нового материала (слайд№3)

Воздушно лёгок, сочен, вкусен

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях прекрасен

Наш удивительный язык.

Ему к лицу  и термин узкий,

И междометный вздох, и клич,

Гордись, ты понимаешь русский,

Старайся глубину постичь.

- Какой союз нам встретился в этом стихотворении?  Подчеркните его. (на доске). Какую роль он выполняет?

Давайте почитаем текст на странице 108. (Союз  – это служебная часть речи, которая связывает между собой однородные члены или части сложного предложения.

Как и  все служебные слова, союзы не изменяются и не являются членами предложения)

Работа с текстом.

  • Объясните, в чём сходство и различие предлогов и союзов.
  • Приведите примеры предложений, в которых союзы и, а, но соединяют однородные члены предложения.
  • Составьте несколько сложных предложений, части которого соединяются союзами и, а, чтобы, что.

(Два предложения записываются на доске, с графическим объяснением постановки знаков препинания)

Осмысление нового материала

- Как вы полагаете, насколько часто используется союз в речи?

Союзы,  как  и  предлоги,  относятся  к  служебным  частям  речи.  Это  древняя  часть  речи,  заимствованная  из  греческого  языка. Количественно это сравнительно небольшая группа. По частоте употребления союз занимает седьмое место (после  наречия).

- А сейчас я предлагаю вам обратиться к истории данного термина.

- Какие ассоциации возникают при слове «союз»?

- Я предлагаю обратиться к словарям.

Из истории союзов.

Ученик (с опережающим заданием):

Под именем союз (σύνδεσμος) греческие грамматики разумели часть речи, которая поддерживает связь и порядок речи и заполняет в ней пустые промежутки. В настоящее время под именем союз. conjuctio разумеются только такие частицы, которые служат для соединения двух или нескольких слов в предложении или для соединения предложений между собой.

«Съвузъ, связь, узы, съузъ, также соузъ» - путы, узы, союз, общество. Слово «союз» в русский язык пришло из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки СО- от слова, корень которого дошел до нас в словах УЗЕЛ, УЖ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.

Название “союз” появилось в XVII веке. В русском языке около 250 союзов.

(слайд №4)  В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил значение слова «союз»: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова».

(слайд №5)  В XX веке в «Толковом словаре русского языка» Ожегова и Шведовой слово «союз» было определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

Учитель:

- Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарем Даля указывает на большее количество признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения).

- Чем объясняется, на ваш взгляд, такое различие? (наука о языке постоянно развивается, и в XX веке ученые-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем ученые XIX века, что отразилось в словарях)

(слайд №7)

Этап первичного закрепления.

Работа по учебнику.

- А теперь поработаем с учебником (№724).

Первый вариант запишет номера простых предложений, а второй вариант  - сложных. Обратите внимание, какие союзы вам встретились и какую роль они играют в предложениях.

Самопроверка

Ключ на слайде.(слайд №7)  Кто справился с работой без ошибок? Молодцы.

- Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи.

Вывод делают сами учащиеся: 

 Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения.

Полминутки для шутки. Работа с шарадами

ШАРАДЫ. (слайд№8)

1. Две ноты, союз,

Все вместе - игра,

В которую любит

Играть детвора. (до-ми-но)

2. Мой первый слог - на дереве.

Второй мой слог - союз.

А в целом я материя

И на костюм гожусь.  (сук-но)

3. Союз, предлог и падежная форма

Личного местоимения

Дают нам вкусный плод

Южноамериканского растения.  

(а-на-нас)

  1. Физкультминутка.
  2. Закрепление материала.
  • Работа в парах (слайд№9)

-  Ребята, работам в парах. (3 минуты)

- Запишите как можно больше пословиц, поговорок и фразеологизмов, в состав которых  входят союзы. (Один ум хорошо, а два лучше. Язык хлебом кормит и дело портит. Мал золотник, да дорог и.т.д.)

Взаимопроверка

  • Составление предложений по заданному началу

Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз и соединял простые предложения в сложном, а во втором – однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой.

Первое предложение выполняется коллективно с записями и анализом у доски, остальные – самостоятельно.

С утра шел дождь и…

(слайд№10) 1 вариант

Избушку окружали высокие сосны и…

Сквозь закрытые шторы пробивался яркий солнечный свет и...

2 вариант

На пригретых солнцем пригорках показались проталины и…

 Я выскочил из лодки на берег и…

Вывод о постановке знаков препинания в предложениях с союзом и.

  • Работа с текстом (№726) (слайд№11)

Из текста выписать через запятую все союзы

Самопроверка. (слайд№12)

- Какие из этих союзов могут связывать и однородные члены предложения, и сложные предложения в составе сложного? Какие могут связывать только сложные предложения?

Как называются союзы, связывающие только простые предложения в составе сложного? (подчинительные)

Как называются союзы, связывающие и части сложного предложения, и однородные члены? (сочинительные)

  • Работа с текстом (стр. 111 – 112) (слайд№13)

Что нового вы узнали о союзах из этого текста?

- Давайте составим план этого текста. Каким он у нас получится? (сложный план) Почему?

(выполнение в тетрадях и на доске, пересказ текста с опорой на составленный план)

  • Тест. (раздаточный материал)

1. В этом ряду перечислены союзы, с помощью которых могут быть соединены однородные члены:

  1. и, да, но, однако, или;
  2. зато, если, так что, и, либо;
  3. тоже, хотя, что, или, и;
  4. не только… но и, как, да, зато, когда.

2. Предложение соответствует этой схеме [ ], и [ ].

  1. Свет фар ярко вспыхнул и быстро исчез во мраке ночи.
  2. Художник взял карандаш и сделал первые наброски.
  3. Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настает.
  4. Я открыл блокнот, подаренный братом, и написал план выступления.

3. В этом предложении есть разделительный союз:

  1. Не только тетради, но и учебники лежали на столе.
  2. Настала минута, когда я понял всю цену этих слов.
  3. Соревнования мы проведем в зале или на улице.
  4. Огонь маяка то разгорался, то бледнел от усталости.

4. Противительный союз употреблен в сложном предложении.

  1. Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен.
  2. Пассажиры спешили, но опоздали на поезд.
  3. Лес замирает, млеет в зное, но тем пышней цветет жасмин.
  4. Уже румянит осень клены, а ельник зелен и тенист.

5. В предложении употреблен сравнительный союз:

  1. Лес шумел, как океан в бурю.
  2. Когда я выходил на улицу, начинался снегопад.
  3. Я не видел, как прошли соревнования.
  4. Пока я шел, край неба заалел.

Ключ к тесту: (слайд№14)

1 – а                2 – в                3 – в, г                4 – а, в, г                5 – а

Самопроверка

 Давайте проверим результаты нашего миниатюрного теста. Кто справился с этой работой без ошибок? Молодцы.

Резервные задания

№ 727 (1)

  1. Рефлексия

Кластер. Групповая работа. (слайд№15)

Объединившись в группы, оформите полученную за время урока информацию  в своих тетрадях в виде кластеров:

Составление синквейна.

Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.
  1. Подведение итогов урока.

- До конца урока осталось несколько минут. Давайте, вспомним, какую цель поставили перед собой в начале урока. Удалось нам достичь этой цели?

Как вы считаете, всё ли вы узнали о союзе?

На следующих уроках вы узнаете:

  •  какими бывают союзы по составу и о том, как пишутся составные союзы,
  • чем отличаются союзы от союзных слов.

Выставление оценок.

- Мне особенно хочется отметить работу на сегодняшнем уроке …..(назвать учащихся, озвучить оценки)

8.  Домашнее задание.

В рабочей тетради на печатной основе выполните  №144,  из учебника №727 (2,3)

Перескажите текст (стр.108-112)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Союз как часть речи"

Презентацию можно использовать на уроке по теме "Союзы"...

Союз как часть речи

Справочно-теоретический материал с практическими заданиями...

"Союз как часть речи" Урок русского языка в 7 классе.

Материал содержит презентацию и схему-конспект урока с приложениями....

Союз как часть речи.

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по программе Разумовской М.М....

Урок русского языка в 7 классе на тему: «Союз как часть речи. Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза. Повторение».

Урок может быть использован на уроках русского языка в 7 классе и ставит перед собой следующие цели: формирование умения рассказывать о союзе, находить союзы в тексте,правильно определять разряды...

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема урока «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы».  Цель урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; пока...