Т.М.Пахнова "Подготовка к сжатому изложению.Раздаточный материал"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Иванькова Марина Анатольевна

Тексты для сжатия

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. …К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по выветренной каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма к обветшалым стенам собора. Под этими стенами, над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина. (К.Паустовский)

Варианты сжатия текста

А. К могиле Пушкина надо подниматься по каменной лестнице, которая приводит к стенам собора, где и похоронен великий поэт. (Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.)

Б. Пушкин похоронен у стен собора, куда ведет каменная лестница.

В. Могила Пушкина находится у стен собора, к которому можно пройти через монастырские дворы, а затем подняться по выветренной каменной лестнице.

Комментарий

Обычно принято считать, что использование сложных предложений, разнообразие синтаксического строя текста – один из показателей богатства речи. Может возникнуть вопрос: почему же Паустовский не использует в этом фрагменте текста сложных предложений? Над ответом на этот вопрос интересно подумать, сопоставив исходный текст с вариантами его сжатия. Воспринимая текст Паустовского, даже при первом чтении, мы чувствуем его особую выразительность: создается впечатление постепенного «восхождения к Пушкину». Это достигается, в частности, повтором слов лестница, стены. Порядок слов в предложениях, определяемый коммуникативной задачей, и повтор слов лестница, стены. Этот повтор – одно из средств связи между предложениями в тексте. В результате сопоставления вариантов мы приходим к выводу, что текст Паустовского, несомненно, отличается особой выразительностью, которая исчезает при сжатом пересказе, хотя основная информация сохраняется.


II. Радостно и отрешенно пели вокруг птицы. Прямо за домом раскатисто, многоколенно журчало горло дрозда-дерябы, тут и там застенчиво и озорно цвинькали синички… И где-то вдали, но ясно и чисто куковала кукушка. Ее голос был печален и светел, а ритм кукования был похож на биение сердца. Недаром в народе называют

этот голос сиротским, вдовьим… (В.Белов)

Варианты сжатия текста

А. Радостно и отрешенно пели вокруг птицы: дрозд-деряба, синички, кукушка. Голос кукушки в народе называют сиротским, вдовьим не случайно: ритм кукования, печального и светлого, похож на биение сердца. (При сжатии текста особая роль принадлежит предложениям с однородными членами,

с обобщающими словами.)

Б. Дрозд-деряба, синички и даже кукушка – все птицы пели радостно и отрешенно. Даже голос кукушки, который народ называет сиротским, вдовьим, звучал не только печально, но и светло.


III. Прочитайте отрывки из интервью с режиссером Андреем Тарковским. Укажите ключевые слова. Какие особенности разговорного стиля можно проиллюстрировать примерами из текста? Подготовьтесь к сжатому изложению

.

Мое детство я помню очень хорошо. Для меня это самое главное – самые главные годы в моей жизни. Детские впечатления для меня самые важные… Мы жили с мамой, бабушкой, сестрой. Семья без мужчины. Это существенно повлияло на мой характер.

Дом. Дом моего детства – это маленький хутор в 90–100 километрах от Москвы, недалеко от деревни Игнатьево, где мы прожили несколько лет перед войной…

Это было тяжелое время. Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушел из нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычайно трудной о всех смыслах. И все-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссером, – всем этим я обязан матери. Несмотря на ужасное положение, в котором мы находились, мать отдала меня в музыкальную школу, в художественную школу. Сейчас я совершенно не понимаю, каким образом мать могла достичь этого. Потому что условий никаких для этого не было.

Меня спрашивают, не жалею ли я, что не стал музыкантом, дирижером (я хотел бы быть дирижером) или художником. Да, теперь жалею. Мне кажется, что заниматься музыкой было бы легче для меня. Но в детстве я не хотел быть ни музыкантом, ни художником. Нет. У меня в детстве был довольно растительный образ жизни. Я мало размышлял. Я больше чувствовал и как-то воспринимал. Детство всегда прекрасно. Как бы ни было нам плохо или хорошо, оно всегда останется самым счастливым временем для нас.


Вопросы и задания

1. Одним из признаков разговорного стиля является использование парцелляции. Приведите примеры из текста.

2. С помощью каких языковых средств автор передает эмоциональную оценку, выражает чувства?

3. Как соотносятся начало и заключительная часть текста?

4. Выпишите слова, которые входят в тематические группы «Дом. Семья», «Профессия».

5. Замените словосочетание детские впечатления синонимичным с подчинительной связью управление.

6. Выпишите из текста односоставные предложения, определите их тип. Какова их роль?

7. Сколько грамматических основ в последнем предложении?

8. Какие сочетания слов не являются грамматической основой предложения?

а) Детство прекрасно;

б) это повлияло;

в) я стал режиссером;

г) помню детство.

9. В каком словосочетании связь иная, чем управление?

а) Достичь этого;

б) три года;

в) необычайно трудный;

г) заниматься музыкой.

10. Объясните правописание слов: размышлял, воспринимал, прекрасно, счастливый, тяжелый, растительный.

11. Запишите два последних предложения, подчеркните грамматические основы предложений. Прокомментируйте, как вы понимаете мысли, выраженные автором в этой части текста. Напишите сочинение-рассуждение.

12. Прочитайте один из вариантов сжатого изложения. Что помогло достичь сжатия текста? Напишите свой вариант сжатого изложения.


Один из вариантов сжатого изложения

Режиссер Андрей Тарковский, рассказывая о себе, признается, что детство, детские впечатления – это самое важное в его жизни. Он вспоминает, как несколько лет перед войной жил с матерью, бабушкой, сестрой недалеко от деревни Игнатьево, как ему очень не хватало отца, который ушел из семьи. Все лучшее, что он приобрел в жизни, все то, что помогло ему стать режиссером, всем этим он обязан матери, которая, несмотря на трудности, отдала мальчика и в музыкальную, и в художественную школу. В детстве он не хотел быть ни музыкантом, ни художником, но позже пожалел, что не стал дирижером. Он считает, что детство всегда прекрасно, что хотя в детские годы он мало размышлял, но зато больше чувствовал, многое глубоко воспринимал. Неважно, хорошо было или плохо, все равно именно детство – самое счастливое время для человека.

Комментарий

Некоторые приемы сжатия текста мы используем, когда готовимся к докладам, устным сообщениям на основе предварительно отоб ранного материала (часто это бывают выписанные заранее цитаты). Большие цитаты включать нецелесообразно: слушатели это плохо воспринимают. Полезно использовать частичное цитирование. Овладеть некоторыми приемами частичного цитирования поможет следующее упражнение.


IV. Прочитайте высказывания Ломоносова о русском языке. Подготовьтесь написать сочинение и сжатое изложение, используя частичное цитирование.

1) Первое и главнейшее, мне кажется, должно быть сие: российские стихи надлежит сочинять по природного нашего языка свойству; а того, что ему несвойственно, из других языков не вносить.

2) Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступит. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.

3) Повелитель многих языков, язык российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. Невероятно сие покажется иностранным и некоторым природным россиянам, которые больше к чужим языкам, нежели к своему, трудов прилагали. <…> Тончайшие философские воображения и рассуждения, многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира и в человеческих обращениях, имеют у нас пристойные и вещь изображающие речи. И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному своему в нем искусству приписывать долженствуем. Кто отчасу в нем углубляется, употребляя предводителем общее философское понятие о человеческом слове, тот увидит безмерно широкое поле или, лутче сказать, едва пределы имеющие море.

4) Народ российский, по великому пространству обитающий, не взирая на дальние расстояния, говорит повсюду вразумительным друг другу языком в городах и селах. Напротив того, в некоторых других государствах, например, в Германии, баварский крестьянин мало разумеет мекленбургского или бранденбургский швабского, хотя все того ж немецкого народа. <…> По времени ж рассуждая, видим, что российский язык от владения Владимирова до нашего веку, больше семисот лет, не столько отменился, чтобы старого разуметь не можно было.


Вопросы и задания

1. Выпишите оценочные слова и сочетания слов, которые можно использовать при частичном цитировании высказываний Ломоносова.

2. В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование?

а) Природное изобилие;

б) широкое поле;

в) российское слово;

г) такое совершенство;

д) велик перед всеми;

е) безмерно широкое.

3. Прочитайте один из вариантов сочинения на тему «Ломоносов о русском языке». Понаблюдайте за использованием частичного цитирования (это поможет вам и при подготовке к сжатому изложению).

Ломоносов был убежден, что язык российский «велик перед всеми в Европе», что он «ни единому европейскому не уступит».

Говоря о достоинствах русского языка, Ломоносов отмечает «природное изобилие, красоту и силу» и «такое совершенство, каковому в других удивляемся». Принимая во внимание «общее философское понятие о человеческом слове», он делает вывод, что с помощью русского языка можно «точно изобразить» все: и «тончайшие философские рассуждения», и «многоразличные естественные свойства и перемены». Эта мысль звучит особенно убедительно благодаря применению очень точных сравнений: определяя безграничные возможности русского языка, Ломоносов использует такие образы, как «безмерно широкое поле» или «едва пределы имеющее море». Русские люди, живущие на обширных пространствах, несмотря на дальние расстояния, говорят повсюду, в городах и селах, понимая друг друга, «вразумительным друг другу языком», тогда как, например в Германии, баварский крестьянин «мало разумеет» речи тех, кто живет в других областях страны. Ломоносов отмечает, что русский язык, идя по пути развития и совершенствования, вместе с тем «от владения Владимирова до нашего веку, больше семисот лет, не столько отменился, чтобы старого разуметь не можно было».

По мнению Ломоносова, «стихи надлежит сочинять», опираясь на «природные свойства нашего языка»

4. Проанализируйте фрагмент из текста сочинения, напишите рецензию.

5. Перечитайте высказывания Ломоносова. Выпишите ключевые слова. Сформулируйте основные тезисы, которые помогут вам выступить с докладом на уроках-семинарах или на конференции, посвященной Ломоносову. Используйте возможности компьютера.


V. Прочитайте отрывок из книги «Рассказы о русской фразеологии». Подготовьтесь к изложению. Составьте план текста. Выпишите ключевые слова. Понаблюдайте за использованием вводного слова например. Объясните орфограммы и пунктограммы.

Попробуйте одним словом определить сущность Беликова из повести А.П. Чехова «Человек в футляре». Вам это не удастся. Для того чтобы представить Беликова, нужно рассказать, хотя бы вкратце, повесть Чехова. А автор повести нашел для него великолепную формулу – человек в футляре. И еще пример. Характер Хлестакова, героя комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», определить не так просто. А Гоголь в «Замечаниях для г.г. актеров» сделал это очень хорошо, используя фразеологизм без царя в голове: «Хлестаков, молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове».

Обобщающий характер фразеологизмов способствует их использованию в качестве заголовков. Г.Успенский, например, часто называл свои очерки устойчивыми сочетаниями: «Через пень колоду», «Как рукой сняло», «Взбрело в башку», «Вольные казаки», «Земной рай».

Кроме обобщающей функции, фразеологизмы выполняют характеризующую функцию. Фразеологизмы характеризуют людей, литературных персонажей. Например, Л.Н. Толстой, изображая семейства Ростовых и Курагиных, ввел в речь членов семьи Ростовых большое количество народных фразеологизмов, показывая тем самым их близость к народу, что несвойственно семье Курагиных. (Ю.Гвоздарев)


Вопросы и задания

1. Сравните два варианта плана текста. Какой вариант точнее передает содержание и тем самым в большей степени поможет вам подготовиться к сжатому изложению?

А.

1) Фразеологизмы лаконично определяют сущность характера.

2) Использование фразеологизмов в качестве заголовков.

3) Фразеологизмы в речи литературных персонажей – средство их характеристики.

Б.

1) Примеры из А.Чехова и Н.Гоголя.

2) Названия очерков Г.Успенского.

3) Фразеологизмы и речевые характеристики.

2. Выпишите из текста слова и словосочетания, которые являются терминами.

3. Какие слова являются деепричастиями?

а) Показывая;

б) изображая;

в) использовав;

г) обобщающий.

4. Выпишите деепричастные обороты из последнего предложения. Замените один из оборотов придаточным предложением. Сравните синонимичные конструкции.

5. Напишите сжатое изложение или сочинение на одну из тем: «Роль фразеологизмов в речи», «Читая словарь фразеологизмов…», «Мои любимые фразеологизмы».


VI. Прочитайте отрывок из статьи о В. Яхонтове, мастере художественного слова. Подготовьтесь к изложению и сочинению. Составьте план текста.

Он читал лучше поэтов и лучше актеров. И не просто лучше, а совсем по-другому.

Поэты читают по-разному, но почти все сохраняют ритмическую структуру стиха, несут стихотворную строку, как отлитую в форме, как бы убеждают в неделимости стихотворной строки – ценят не слово, а строчку и, стремясь к передаче целого, не заботятся о словесных деталях.

Актеров всегда привлекала смысловая сторона текста; особенности стихотворной речи, как правило, отступали у них на второй план или становились вовсе неощутимыми.

Владимир Яхонтов объединил в своем творчестве обе тенденции. И новое звучание стиха превратилось в высокое явление искусства.

Яхонтов нашел ключ. И огромный успех его выступлений перед тысячными аудиториями с программами, включающими поэмы Маяковского, маленькие трагедии Пушкина, «Евгения Онегина», исполняющегося подряд два вечера, «Горе от ума», спектакль, в котором Яхонтов играл один за всех, – это одно уже могло бы свидетельствовать о его в этом деле новаторской роли. (И.Андроников)


Вопросы и задания

1. Это утверждение не соответствует содержанию текста:

а) Ритмическая структура стиха – это то, что прежде всего при чтении стараются передать поэты.

б) Для актеров важнее всего при чтении выразить смысл текста.

в) Яхонтову не удалось стать новатором.

г) Звучание стиха в исполнении Яхонтова – это новое явление искусства.

2. Выпишите из текста, готовясь к изложению, ключевые слова и словосочетания.

3. Объясните значение слов: тенденция, аудитория, новаторский.

4. Запишите последний абзац, объясните орфограммы и пунктограммы. В каком значении употребляется слово ключ? Выпишите причастия, объясните, как они образованы. Составьте схему сложного предложения.

5. В каких словосочетаниях связь иная, чем примыкание?

а) Совсем по-другому;

б) словесные детали;

в) всегда привлекала;

г) читают по-разному;

д) новаторская роль.

6. Укажите средства связи между предложениями, между абзацами.

7. Напишите сжатое изложение или сочинение (опираясь на собственный опыт, наблюдения) на одну из тем: «Это помогает мне подготовиться к выразительному чтению», «При выразительном чтении важно найти свой ключ», «Его можно назвать мастером художественного слова».

8. Готовясь к сжатому изложению, проанализируйте варианты сжатого текста. Сделайте вывод: что помогает нам при написании сжатого изложения.


Варианты сжатия текста

А. Читать стихи можно по-разному. Поэты при чтении подчеркивают прежде всего ритмическую структуру стиха, а актеры – смысл текста. Владимир Яхонтов сумел найти свой ключ к исполнению поэтического текста: он принимал во внимание и смысловые, и звуковые особенности стиха. Именно поэтому его выступления перед огромными аудиториями имели такой успех. Это дает основание говорить о его новаторской роли в искусстве звучащего слова.

Б. И.Андроников считает, что В.Яхонтов читал стихи лучше поэтов и лучше актеров, так как он умел соединить две тенденции. Для него, как и для поэтов, важно было подчеркнуть особенности звучания, стихотворный ритм. Однако внимание к ритмической структуре стиха не заслоняло роли словесных деталей, не отвлекало от смысловой стороны текста (что обычно присутствовало при чтении стихов актерами). Звучание и смысл становились нерасторжимым единством. Это тот ключ, который помогал Яхонтову иметь огромный успех при чтении Пушкина, Грибоедова, Маяковского перед тысячными аудиториями.

Комментарий

Варианты сжатия текста могут быть разными. Важно опираться на ключевые слова текста, сохранять логику рассуждения. Созданный нами текст должен обладать связностью, информативностью, отражать наше понимание исходного текста. При создании сжатого изложения полезно опираться на то, что дает нам изучение и лексики, и синтаксиса. Использование синонимов (в том числе контекстуальных), разнообразных синтаксических конструкций помогает при написании сжатого изложения.


VII. Прочитайте отрывки из статьи Л.В. Щербы, напечатанной в журнале «Русский язык в школе» (1939 г.). Подготовьтесь к изложению.

Литературный язык, которым мы пользуемся, – это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно дает нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времен. <…>

…Он дает материал для движения мысли вперед. Ищущим, настойчиво добивающимся он позволяет быть творцом выражения новой мысли, он позволяет дополнять и развивать себя. Таким образом, он является и нашим отцом и нашим детищем. Что же может быть ближе и дороже нам, чем «наш литературный язык»? <…>

Может возникнуть вопрос, не лучше ли сказать: «Что может быть ближе и дороже, чем родной язык?». И верно, слово родной – волшебное слово, оно затрагивает сокровеннейшие стороны нашего существа, оно согревает своим интимным теплом все то, к чему прикладывается в качестве эпитета: родная страна, родной дом, родная мать, родной язык. <…> И тем не менее я сознательно не употребил этого слова, заменив его лишенным всякой эмоциональной окраски словечком наш – «наш литературный язык», – и сделал это потому, что для многих из нас русский литературный язык, быть может, и не родной язык, на котором мы привыкли думать, воспринимать чужие мысли и чувства и выражать свои… Поэтому он наш, а это больше, чем родной; но я не могу кратко выразить тот пафос, то тепло, которое я хотел бы придать этому понятию, так как наш литературный язык не имеет еще для этого простых готовых средств. Что же, должны ли мы отвернуться от него в силу этого? Конечно, нет, так как без него мы немы. Должны ли мы перестать любить наш литературный язык, который не всегда поспевает за дерзновениями нашей мысли? Конечно, нет, так как только любящим его, то есть в совершенстве владеющим им, открывает он свои возможности, открывает пути, на которых можно найти выражения, вполне адекватные новым мыслям и чувствам. Его надо любить и неустанно изучать в его совершенных образцах…


Вопросы и задания

1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Литературный язык – это драгоценнейшее наследие, дающее нам возможность выражать свои мысли и чувства, а также понимать других.

б) Для выражения новых мыслей, для движения вперед с помощью слова надо быть творцом.

в) Язык помогает нам развиваться.

г) Использовать применительно к языку эпитет родной – это значит точнее выразить свою мысль, чем это происходит, когда мы говорим «наш литературный язык».

2. Объясните значение слов: эпитет, пафос, адекватный.

3. Подберите синонимы к вводному слову конечно.

4. Какие слова имеют стилистическую окраску?

а) Дерзновение;

б) мысль:

в) чувство:

г) детище;

д) ибо.

5. Укажите средства речевой выразительности.

Для справок: эпитеты, метафоры, оценочная лексика, лексические и грамматические повторы, анафоры, степени сравнения прилагательных и наречий, вводные слова, вопросительные предложения (в том числе риторический вопрос).

6. Подготовьтесь к выразительному чтению.

7. Проанализируйте варианты сжатого изложения. Укажите достоинства и недостатки этих вариантов. Попробуйте их отредактировать.


Варианты сжатого изложения

А. Предшествующие поколения передали нам драгоценнейшее наследие – это литературный язык. Именно он дает нам возможность выражать свои мысли, чувства, а также понимать других, другое: и наших современников, и великих людей прошлого.

Язык дает возможность нашей мысли двигаться вперед. Если быть человеком ищущим, то, находя для выражения новой мысли новые слова, мы не только развиваем свое мышление и речь, но и развиваем себя. В этом нам помогает наш литературный язык.

Возникает вопрос: «Почему, говоря о литературном языке, мы используем местоимение наш, слово, лишенное яркой эмоциональной окраски?». Не лучше ли сказать: «Что может быть дороже и ближе нам, чем родной язык?». Ведь слово родной можно назвать волшебным словом.

Б. Подлинно драгоценным явлением, которое мы получили от предшествующих поколений, является наш литературный язык. Это драгоценнейшее наследие помогает нам выражать не только мысли, но и чувства, помогает понимать великих людей минувших времен. Литературный язык является и нашим отцом, так как он пришел из прошлого, и нашим детищем: ведь его судьба зависит от нас. А судьба каждого человека зависит от языка: язык воспитывает и развивает нас. Говоря о литературном языке хочется использовать местоимение наш. Хотя есть теплое, волшебное слово родной, мы будем говорить «наш литературный язык», потому что это язык, который нас всех объединяет, даже и тех, для кого он не является родным. Наш литературный язык – это язык, на котором мы привыкли думать, выражать свои мысли, чувства, это язык, помогающий нам понимать других, их мысли и чувства. Без этого языка мы становимся немыми. Надо неустанно изучать этот язык, обращаясь к «совершенным образцам» и стремясь найти новые способы для выражения новых мыслей. А успеха в изучении языка достигают только любящие его.

Для справок. Говоря о недостатках представленных вариантов, следует прежде всего отметить, что первый вариант сжатого изложения является незавершенным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по русскому языку при подготовке учащихся к ГИА "Приёмы сжатия текста"

В данном материале указаны основные приёмы сжатия текста при написании изложения на государственной итоговой аттестации по русскому языку. Показаны образцы сжатия частей текста, отдельных предлож...

Методический материал к программе элективного курса "Создание сжатого изложения""

В данном сборнике представлен   практический материал  (памятки,  рекомендации,  разработки уроков, тренингов),   который  обеспечит   методичес...

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....

Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения

В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...