УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ -ТСЯ/ -ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ» С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Алёшина Ольга Николаевна

Урок направлен на формирование навыков правописания глаголов в третьем лице и в неопределенной форме. С целью повторения темы «Правописание глаголов» и успешного овладения новым правилом на уроке проводится тестирование с применением системы электронного голосования. Конспект составлен в соответствии с требованиями к уроку в рамках нового Федерального Государственного образовательного стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_s_primeneniem_ikt.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Образовательный центр № 11»

г. Череповец, Вологодская область

«УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«ПРАВОПИСАНИЕ -ТСЯ/ -ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ»

С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ»

                                                                        Автор: Алёшина Ольга Николаевна,

                                                      учитель русского языка и

                               литературы

2014

     Название работы: «Урок урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание -тся и -ться в глаголах» с применением системы электронного голосования».

     Автор: учитель русского языка и литературы  Алёшина Ольга Николаевна.

    Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Образовательный центр № 11» г. Череповца  Вологодской области (МБОУ «Образовательный центр № 11»).

    Уровень образования:  основное общее образование.

     Номинация:  2. Урок с использованием современного интерактивного оборудования.

     Предмет, раздел, тема: русский язык, раздел «Морфология. Глагол», тема «Правописание -тся и -ться в глаголах».

     Субъекты образовательного процесса: учащиеся (5 класс).   

     Цель урока: формирование умения правильно писать глаголы, оканчивающиеся на -тся/-ться.

    Задачи:

  • формировать умение формулировать правило «Правописание -тся/-ться в глаголах»;
  • формировать умение применять сформулированное правило при письме, различать глаголы в неопределенной форме и в третьем лице единственного и множественного числа;
  • обеспечить повторение правил употребления Ь на конце слов после шипящих;
  • совершенствовать коммуникативные навыки при работе с текстом;
  • совершенствовать умение формулировать цель и задачи деятельности, оценивать результат, соотносить с эталоном.

     Критерии достижения цели урока:

  • учащиеся  правильно формулируют правило «Правописание -тся/-ться в глаголах»;
  • учащиеся применяют правило при письме, правильно пишут -тся/-ться в глаголах, различают глаголы в неопределенной форме и в третьем лице единственного и множественного числа;
  • учащиеся правильно выполняют тестовые задания по теме: «Употребление Ь на конце слов после шипящих»;
  • учащиеся находят слова с изучаемой орфограммой в тексте;
  • обучающиеся умеют оценить результат работы в соответствии с эталоном.

     Условия обеспечения учебной деятельности:

  • Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях \ Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская - М.: «Просвещение», 2013
  • Таблицы-подстказки для формулировки цели урока и рефлексивных действий обучающихся.
  • Тестовые задания по теме «Употребление Ь на конце слов после шипящих» (с применением системы электронного голосования) (Приложение 1)
  • Раздаточный материал с текстом и заданиями к нему (Приложение 2).

     Аннотация: Урок направлен на формирование навыков правописания глаголов в третьем лице и в неопределенной форме. Учащиеся должны научиться выбирать правильное написание -тся или -ться. С целью повторения темы «Правописание глаголов» и успешного овладения новым правилом на уроке проводится тестирование с применением системы электронного голосования по теме  «Употребление Ь на конце слов после шипящих».

Конспект составлен в соответствии с требованиями к уроку в рамках нового Федерального Государственного образовательного стандарта.

 

     Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Формулировка темы урока

Учитель объявляет, что тема урока связана с употреблением или неупотреблением Ь в глаголах и задает вопрос: «Какие правила употребления Ь в глаголах вам  уже известны?»

Учащиеся вспоминают правила

Осуществляют осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения;  умеют заменять термины определениями;  выражают смысл ситуации различными средствами.

Постановка цели и задач урока

Учитель предлагает сформулировать цель урока и задачи, с помощью которых цель будет достигнута.

Ученики формулируют цель и задачи урока с опорой на ключевые слова, размещенные в таблице-подсказке на доске.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Актуализация полученных знаний.

Учитель предлагает выполнить тестовые задания с применением электронной системы голосования, затем демонстрирует результат на доске, предлагает его проанализировать.

Учащиеся пользуясь пультами, выполняют тестовые задания, знакомятся с результатами теста, анализируют ошибки, формулируют правила, на которые были допущены ошибки.

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи, выражают смысл ситуации, используя схемы; сличают свой способ действия с эталоном; оценивают  достигнутый  результат; учатся аргументировать свою точку зрения, учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Формирование нового знания

Учитель предлагает записать на доске и в тетрадях предложения: Пятиклассница заботится о своем четвероногом друге. Подростки любят заботиться о животных: щенках, котятах и  хомячках. Вопросы: Как вы написали глаголы в предложениях? Почему написание различается? Попробуйте сформулировать правило написания -тся и -ться в глаголах. Сопоставьте с определением  на стр. 106 учебника.

Учащиеся записывают предложения, сопоставляют написание глаголов, пробуют объяснить употребление и неупотребление Ь в -ться и -тся глаголов, формулируют правило самостоятельно, сопоставляют с правилом, предложенным авторами учебника.

Выбирают знаково-символические средства для построения модели;

осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

осуществляют поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представляют и передают ее с учетом заданных условий общения

Первичное закрепление умений, полученных на уроке.

Учитель предлагает познакомиться с текстом и выполнить задания к нему (см. приложение 2).

Учащиеся читают текст, определяют его тему и основную мысль, озаглавливают его, выполняют задания: выписывают глаголы, объясняют их правописание, графически обозначают орфограммы. По просьбе учителя отыскивают слова с орфограммами, которые нашли отражение в тестовых заданиях с применением системы электронного голосования.

Осознанно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  уместно используют правила речевого поведения в учебной деятельности.

Итоги урока.

Рефлексия.

Вопросы учителя:

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Достигли цели урока? В полной мере или есть, над чем поработать?

Справились с задачами, поставленными перед уроком?

Обучающиеся выбирают предложенные им предложения и устно завершают их, в соответствии с результативностью урока:

  • Я узнал, что...
  • Я убедился в том, что...
  • Я научился...
  • Теперь я умею...
  • Урок был полезен тем, что...
  • Заинтересовало то, что

Следующий урок следует начать с...

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; оценивают  достигнутый  результат; описывают содержание совершаемых действий.

Домашнее задание

Учитель предлагает выполнить упр. 634 или творческое задание к тексту, прочитанному на уроке (Напишите сочинение-миниатюру о сивучах, озаглавьте ее, обозначьте изученные орфограммы в глаголах).

Обучающиеся записывают домашнее задание, задают вопросы по алгоритму выполнения упражнения и альтернативного задания.

Развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию; учатся определять последовательность действий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Тестовые задания, выполняемые с применением системы электронного голосования

  1. Нужно ли ставить на месте пропуска Ь в слове: прилеч..?

1) нет    2) да

  1.  Нужно ли ставить на месте пропуска Ь в слове: обжеч..ся?

1) нет    2) да

  1. Нужно ли ставить на месте пропуска Ь в слове: пахуч.. (ландыш)?

1) нет    2) да

  1. Нужно ли ставить на месте пропуска Ь в слове: запряч.. (коня)?

1) нет    2) да

  1. Нужно ли ставить на месте пропуска Ь в слове: много туч..?

1) нет    2) да

  1. Нужно ли ставить на месте пропуска Ь в слове: сбереч..?

1) нет    2) да

  1. Нужно ли ставить на месте пропуска Ь в слове: ключ..?

1) нет    2) да

  1. Нужно ли ставить на месте пропуска Ь в слове: испеч..?

1) нет    2) да

  1. Нужно ли ставить на месте пропуска Ь в слове: (русская) печ..?

1) нет    2) да

   10)Нужно ли ставить на месте пропуска Ь в слове: (кустарник) колюч..?

1) нет    2) да

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ПРАВОПИСАНИЕ -ТСЯ/-ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ»

5  класс

     Приближается осень. Солнце уже не греет, начались штормы и ветерок все чаще тянет с севера. Сивучьи лежбища заливает. Глядишь, а тут ночью ударил мороз, и появляется ледок. Приходит время собираться в путь жителям острова. Молодежь подросла, птенцы летают так, что их от взрослых птиц не отличишь. Сивучата стали совсем взрослыми. Правда, размером им со старыми особями не сравняться. Темная окраска выдает их, но в плавании они ни от кого не отстанут.

                                                                                                       (По В. Арсеньеву)

          Задание:

  1. Прочитайте текст, определите тему и основную мысль, подберите заголовок.
  2. Выпишите из текста глаголы с орфограммой  «Правописание -тся/-ться в глаголах», объясните употребление и неупотребление Ь.
  3. Выпишите остальные глаголы, графически объясните их правописание.

Задание на повторение:

  1. Выпишите глаголы с такими морфологическими признаками: в прошедшем времени, в единственном числе, в женском роде, в 3 лице; в будущем времени, во 2 лице, в единственном числе. Выполните их морфемный разбор.
  2. Выполните синтаксический разбор предложения, в котором, на ваш взгляд, не хватает знаков препинания.

Творческое задание:

Что вы знаете о сивучах? Что это за животные? Напишите сочинение-миниатюру, озаглавьте ее, обозначьте изученные орфограммы в глаголах.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Уроки с применением системы электронного голосования проводятся в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта и имеют несколько преимуществ:

  • моментальная экспертиза уровня овладения знаниями и умениями учащихся;
  • предоставление подробного отчета об ошибках учащихся;
  • наглядное ознакомление учащихся с пробелами в знаниях по теме предложенного теста;
  • экономия временных затрат на проверку.

     Систему электронного голосования на уроках русского языка можно применять на разных этапах урока:

  • во время актуализации полученных знаний с целью повторения материала, необходимого для изучения новой темы;
  • в качестве проверки домашнего задания;
  • при закреплении изученного правила;
  • как контрольный тест.

     Система электронного голосования подходит для уроков русского языка в любом классе. Особенно полезно будет использовать в выпускных классах при подготовке к государственным экзаменам.

     Применять систему электронного голосования легко, учащимся нравится такая форма работы, они  с удовольствием выполняют тестовые задания, лучше запоминают изучаемый материал, но есть несколько недостатков, которые необходимо учитывать учителю:

  • трудно регулировать время выполнения каждого тестового задания, поскольку скорость выполнения у всех учеников разная: медлительным детям бывает трудно сориентироваться из-за временных ограничений;
  • часть ребят из-за волнения, спешки или невнимательности нажимают не те кнопки, и результат для них бывает крайне неожиданным;
  • некоторые дети, не зная правила, выбирают ответ «на удачу», и им часто везёт, а это дезориентирует учителя в оценивании его умений и навыков.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание -тся и -ться в глаголах».

Цели урока: Закрепить и систематизировать знания о правописании – тся и –ться в глаголах; вырабатывать умения находить условия выбора правописаний – тся и –ться в глаголах;  способствовать ...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Урок с использованием информационных технологий...

«ПРАВОПИСАНИЕ -ТСЯ/ -ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ» С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ

«ПРАВОПИСАНИЕ -ТСЯ/ -ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ» С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Тип урока:  Урок комплексного применения знаний и умений   (урок закрепления). Цель урока: повторить правило о написании –тся и –ться в глаголах; учиться правильно писа...