Факультатив по русскому языку 8 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) на тему

Самсонова Виктория Брониславовна

Законы русской орфографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fak-v_8_kl.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТУРГЕНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Согласовано»

Директор

МБОУ «Тургеневская СОШ »

_____________     /Б.В.Лобач/

Приказ № ___ от «__»____2014г.

Законы русской орфографии

 

Составил: Самсонова В.Б.,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Пояснительная записка

   Актуальность введения в школе курса "Законы русской орфографии" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 8-х классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). В основе курса  использованы  «Правила русской орфографии и пунктуации»

( Утверждены в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР.)

   Источник:  http://www.rusyaz.ru/pr/

   Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.

   Дидактические принципы отбора содержания материала:

научность;

доступность;

последовательность и системность изложения материала;

преемственность и перспективность;

связь теории с практикой;

наглядность;

целостность.

   Курс "Законы русской орфографии" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:

  • закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
  • продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
  • развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).

   В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.

Методы обучения:

эвристическая беседа;

исследование;

проблемно-поисковые задания;

наблюдение;

лингвистические игры;

индивидуальные задания.

Ожидаемые результаты

   В результате изучения дисциплины обучаемый должен 

знать:

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
  • условия, от которых зависит написание;
  • норму, действующую при данных условиях;
  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
  • приёмы разграничения схожих написаний.

уметь:

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
  • правильно писать сложные слова,
  • правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
  • правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
  • правильно писать не с разными частями речи.

Дата

Тема

сентябрь

Правописание гласных

I.        Гласные после шипящих и ц (№1-2)

II.        Гласные ы и и после приставок (№3)

III.        Буква э

IV.        Буква ё

V.        Общие правила правописания неударяемых гласных (№4)

октябрь

VI.        Неударяемые гласные в корнях слов (№5-6)

VII.        Неударяемые гласные в приставках (№7)

VIII.        Неударяемые гласные в суффиксах (№8-10)

ноябрь

VIII.        Неударяемые гласные в суффиксах (№8-10)

IX.        Неударяемые соединительные гласные (№11)

X.        Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях (№12)

декабрь

XI.        Неударяемые гласные в личных глагольных окончаниях (№13)

XII.        Неударяемые конечные гласные в наречиях и предлогах (№14)

XIII.        Неударяемые частицы не и ни (№15)

Резервный урок (№16)

январь

Правописание согласных

I.        Общие правила (№17-18)

II.        Двойные согласные (№19)

Дата

Тема

февраль

Буквы ъ и ь (№20)

Написания слитные и через дефис (чёрточку)

I.        Общие правила (№21)

II.        Имена существительные (№22)

III.        Имена прилагательные (№23)

март

 III.        Имена прилагательные (№24)

IV.        Имена числительные (№25)

V.        Наречия  (№26)

апрель

V.        Наречия  (№27)

VI.        Предлоги, союзы, частицы, междометия  (№28-29)

VII.        Правописание не и ни (№30)

май

→ Прописные буквы (№31)

→ Буквенные аббревиатуры, сложносокращённые слова и графические сокращения (№32)

→ Правила переносов (№33)

Резервный урок (№34)

Список используемой литературы

  1. Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.
  2. Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987.
  3. Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5.
  4. Бельчанский К.А. Графические схемы по языку// РЯиЛ в СУЗах , 1989. № 5.
  5. Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.
  6. Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.
  7. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
  8. Гетман Л.И. Морфемно-орфографические упражнения//РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №12.
  9. Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Психологические механизмы грамотного письма// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1991. №3.
  10. Донченко Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1990. №6.
  11. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.
  12. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 1982.
  13. Козлов Л.И. Графическое комментирование орфограмм// РЯиЛ в СУЗах . 1989. №11.
  14. Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1.
  15. Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. РЯШ. 2000. № 3.
  16. Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// РЯШ. 1998. №2.
  17. Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.
  18. Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. - М., 1980.
  19. Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов// РЯШ. 2000. №1.
  20. Степанченко И.И. НЕ - приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультатив по русскому языку в 9 классе

факультатив по русскому языку в 9 классе...

Факультатив по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ», 10 класс

Факультативный курс рассчитан на 18 часов и предназначен для учащихся 10 классов при подготовке к ЕГЭ....

Факультатив по русскому языку для учащихся 7 класса

Факультатив "Секреты орфографии" включает пояснительную записку к курсу и календарно-тематическое планирование на 34 часа...

Факультатив по русскому языку для учащихся 8 класса

Факультатив "Слово и текст" включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование. рассчитанное на 34 часа...

факультатив по русскому языку для 8 класса

Данная рабочая программа факультативного курса подходит для изучения в 8 классе. Она содержит необходимые по современным критериям блок-модули....

Факультатив по русскому языку «Русская речь»

Рабочая программа факультатива по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной ...