Главные вкладки

    тесты по русскому языку для обучающихся 7, 9 классов
    тест по русскому языку (7 класс) на тему

    Цирцене Светлана Геннадьевна

    Материал содержит тесты  по русскому языку по темам: "Деепричастие", "Причастие", "Производные предлоги","Повторение", тест по рассказу "Матрёнин двор" А. И. Солженицына. Материал будет полезен преподавателям, работающим в 7 и 9 классах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл testy_po_russkomu_yazyku.docx23.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тест по теме «Предлог» 7 класс

    1.Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне:

    а)собирались; б) вытирает; в)растение; г)выдержали

    2.В каком слове правописание суффикса определяется правилом: « В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН?»

    а)странный; б)перепуганный; в)восторженный; г)здоровенный

    3.В каком слове написание приставки определяется её значением ,близким к значению приставки пере-:

    а)присмотревшись; б)притронулся; в)прервал; г)пребольно

    4.Найти производные предлоги: летает  вокруг нас, летает вокруг, уезжает согласно приказу,живут согласно; ушёл, несмотря на непогоду; ушёл, не смотря на отставших; спастись благодаря другу; уходил, благодаря друга; отстать вследствие болезни; увидеть в следствии новые факты.

    5.Найдите предложения с причастным оборотом:

    -Трава, выгорающая  на солнце, становится совсем жёлтой.

    -Цветы, замёрзшие за ночь, постепенно оттаивали и оживали.

    -Выросшие во всю длину волокна ковыля колеблются мелкою зыбью.

    -Продырявленные листы железа были свалены в углу.

    Тест по теме «Деепричастие»

    1.Запишите, раскрывая скобки и расставляя запятые.

    Работать (не)покладая рук;(не)беспокоясь (ни)(о)чём; (не)заметив (ни)чего; (не)страшась (не)взгод; (не)подозревая об опасности;(ни)(о)ком (не)думать ,бежать (не)чувствую ног, (не)верить своим ушам, ответить (не)подумав, (не)решаясь приблизиться.

    2.Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Обозначьте деепричастные обороты.

    а)Вернувшись на чердак Тимур рассказал о своей встрече ребятам.

    б)Очутившись в саду перед дачей  Колокольникова Тимур стал под деревом и свистнул.

    в)Размахивая обожженными руками Сима помчался к воротам откуда уже выбегала закончившая свою работу четвёрка.

    г)Наклонившись долго выковыривал я гайку и сидя на корточках счищал и сдувал с неё песчинки.

    д)Сдвинув на затылок цветную косынку и опираясь на палку щётки насупившаяся Женя стояла перед Ольгой.

    3.Выпишите предложения с деепричастными оборотами и поставьте знаки препинания.

    -Усеянное звёздами небо манило к себе.

    -Потрескивая горел костёр.

    -Альпинисты пренебрегавшие опасностью поднимались вверх.

    -Чёрный дым поднимавшийся из-за леса застилал небосвод.

    -Дробясь о мрачные скалы шумят и пенятся валы.

    -Клюшка вырвавшаяся из рук игроков покатилась по льду.

    -Клюшка вырвавшись из рук игрока покатилась по льду.

    -Преследуя неприятеля партизаны вошли в деревню.

    -Партизаны преследующие неприятеля вошли в деревню.

    4.В каком слове правописание суффикса определяется правилом: « В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН?»(выписать это слово)

    -странный    -перепуганный    -восторженный   -здоровенный

    5.Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.(выписать это слово)

    -коллекция    -протянуть     -касательная    -родители

    Тест по теме «Причастие» 7 класс

    1.Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

    -показал            -уцепился  -выдержали     -выбирал

    2.В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»

    - свойственны     -родственники    -удивлённые    -самонадеянностью

    3.Среди предложений найдите предложение с причастным оборотом,который на письме выделяется запятыми(знаки препинания не расставлены)

    -Продырявленные листы железа были свалены в углу.

    -Мы подошли к домику стоявшему на небольшой полянке.

    -Над рекой наклоняясь что-то шепчет камыш.

    -Было страшно что наш дом может развалиться.

    4.Среди предложений найдите предложение с деепричастным оборотом(знаки препинания не расставлены)

    -Пчёлы собирают нектар и переносят пыльцус цветка на цветок.

    -Размытая земля лопалась чавкала и налипала комьями.

    -Ночью в полях под напевы метели дремлют качаясь берёзки и ели.

    -Под  голубыми  небесами великолепными коврами блестя на солнце снег лежит.

    5.Найти слово, где НЕ пишется раздельно

    -(не)доумевающий      -(не)годуя      -(не)здоровится    -(не)накормив

    Тест  по теме «Повторение»  9 класс

    1.Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне слова

    а)телефон ; б)заря; в)примирение; г)смотреть

    2.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм:

    а)Мы живём на полную катушку. б)Её глаза- как два тумана. в)Любовь и ненависть есть два крыла.

    г)Зимы студёной сладко мне начало.

    3.Укажите ошибочное суждение:

    а)В слове друг последний звук-к; б)в слове курьер количество звуков и букв совпадает; в)в слове может все звуки имеют пару по  твёрдости-мягкости; г)в слове поздно количество букв больше чем  звуков.

    4.В каком слове правописание приставки определяется значением «приближение»:

    а)превознести; б)приплыть;  в)прикрыть; г)пришкольный.

    5.В каком слове правописание а) определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса –Н- от существительных с основой на –Н-   ?

    а)барабанный; б)глиняный; в)масленица; г)станционный.

    6.Выпишите грамматическую основу предложения: Жгуч и пронзителен взгляд из-под сивых и лохматых бровей!

    7.Найти сложносочинённое предложение:

    а)Надо верить в возможность счастья, чтобы быть  счастливым.

    б)Олег усмехнулся ,однако  чело и взор омрачилися  думой.

    в)Если голова пуста, то голове ума не придадут  места.

    г)Было по-утреннему зябко, вода тихо плескалась у ног.

    8.Найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных:

    а)Мне чудится , что я слышу, как шепчутся с землёю колосья.

    б)Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печёт, летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод.

    в)Читатель легко себе представит, что я не преминул явиться на совет.

    г)Я пошёл на квартиру, мне отведённую, где Савельич уже хозяйничал.

    Тест по рассказу «Матренин двор» А.И.Солженицына

    1.Первоначальное название рассказа: а) «Не стоит село без праведника»  б) «Не стоит село без Матрены»  в) «Матренины страдания»  г)«Житие Матрены-праведницы»

    2.Какая фамилия у Матрены: а) Григорьева  б) Васильева  в) Фадеева  г) Ефимова  

    3.Какая характеристика подходит для главной героини: а) «крестьянка 80 лет, безработная» б)«крестьянка, одинокая женщина 60 лет, отпущенная из колхоза»    в) «одинокая крестьянка 60 лет, репрессированная»  г)   «крестьянка, 60 лет, всю жизнь работавшая где-то на заводе»

    4.Какая информация о Матрене верная: а) любила Ефима, вышла за Фаддея  б) любила Фаддея, вышла за Ефима   в) любила и Ефима, и Фаддея, замуж не вышла  г) никогда никого не любила  

    5.Закончите фразу: «у Матрены из живности были колченогая старая кошка, грязно-белая коза с кривыми рогами, …?..  да …?….»

    а) «котята да козлята»  б) «корова да теленок»  в) «мыши да тараканы»  г) «собака да овечка»  

    6.Объясните, что значит: родила Матрена шестерых детей, но «они не стояли»

    а) не вставали на ноги  б) долго не бегали  в) были не самостоятельными  г) не выживали  

    7.На какой войне пропал без вести муж Матрены:

    а) на Первой мировой  б) в гражданскую  в) в годы  финской  г) в годы Великой Отечественной  

    8.Какая информация о Матрене не верна: а) вечно она в мужичьи дела мешалась  б) конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь в) горницу отдала воспитаннице Кире   г) дом отдала воспитаннице Кире

    9.Воспитанница Кира – это:   а) Матренина незаконная дочь  б) дочь Фаддея  в) девочка из детдома  г) дочь председателя колхоза

    10.Зачем Кире срочно нужно было перевозить часть Матрениного дома: а) дают участок, но на нем должно стоять строение  б) дали участок, построили дом, нужны сухие дрова  в) для перепродажи и выручки денег  г) построить сарай рядом с домом  

    11.Как погибла Матрена?   а) попала под грузовик б) попала под трактор  в) убили на станции  г)попала под поезд  

    12.О ком идет речь: тоже Матрена, муж всю жизнь бьет, родила тоже шестерых?

    а) жена председателя  б) жена Фаддея  в) родная сестра  г)  подруга Маша

    13.Матренин постоялец работал: а) почтальоном б) председателем в) ветеринаром  г)учителем

    14.Матренин постоялец, наблюдая за дележом нехитрого ее добра, вспоминая живую Матрену, вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, Матрена и есть тот самый: а) настоящий человек  б) праведник  в) человек-надёжа  г)  страдалец

     15. Рассказчик – это: а)автобиографический персонаж   б) сосед Матрены  в) Фаддей  г) Кира  

    Ответы:

    1.а

    2.а

    3.б

    4.б

    5.в

    6.г

    7.г

    8.г

    9.б

    10.а

    11.г

    12.б

    13.г

    14.б

    15.а

    Н и НН в суффиксах полных и кратких прилагательных и причастий.

    Вспомним!

    Следует различать прилагательные, образованные от существительных (отыменные прилагательные) и образованные от глаголов (отглагольные прилагательные).

    Правописание суффиксов –ин-, -ан-, -ян-, -онн-, -енн- затрагивает только отыменные прилагательные.

    Н пишется:

    1) –ИН-: утиный, голубиный.

    2) –АН-, -ЯН- употребляются в прилагательных со значением «из чего» или «для чего сделано»: ледяной, кожаный, платяной, серебряный.

    НН пишутся:

    1)        –ОНН-: экскурсионный, лекционный;

    2)        –ЕНН-: утренний, таинственный;

    3)        Если существительное образовано с основой на Н: карман - карманный, туман – туманный.

                 Следует запомнить написание слов: стеклянный, деревянный, оловянный, ветреный день (человек), ветряной двигатель, румяный, багряный, свиной, пьяный, рьяный, рдяный, юный, синий.

    Прилагательные, образованные от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишутся  с одной буквой Н: тушить – тушёный, не сеять – несеяный, красить – крашеный.

    От бесприставочных глаголов совершенного вида образуются причастия, в которых пишутся две буквы Н: бросить – брошенный, купить – купленный, обидеть – обиженный.

    Следует запомнить исключения: раненый, смышлёный, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, медленный, священный.

    Прилагательные, образованные от глаголов с суффиксами –ОВА-, -ЕВА-, пишутся с двумя НН: мариновать – маринованный, лакировать – лакированный, организовать – организованный. Искл.: кованый, жёваный.

    В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в полных: прекрасная – прекрасна, даль туманная – даль туманна.

    В кратких причастиях пишется одна буква Н: прочитанный – книга прочитана, письмо написано.

    2. Списать, вставить пропущенные буквы, определить часть речи.

    1) Были…ый герой, ути…ый нос, жаре…ая рыба, писа…ая акварелью картина, рва…ый рукав, испита…ый  лист, газирова…ая вода, масле…ые краски, краше..ый краской пол, необдума…ый поступок, застеклё…ая веранда, лома…ая прямая, выгруже…ая баржа, встреча неожида…а, некоше…ый луг, плита погаше…а плетё…ая из веток корзина, златотка…ая скатерть, лакирова…ые туфли.

    2) Дровя…ой склад, соломе….вя подстилка, вяле…ая на солнце рыба, коше…ая трава, маринова…ые грибы, запечё…ые в тесте яблоки, незва…ый гость, вяза…ый из шерсти шарф, ране…ый боец, жаре…ый в масле гусь, румя…ый малыш, искус…ый мастер, письмо отправле…о, печё…ая на углях картошка, вскипячё…ое молоко, гружё…ая кирпичом баржа, рыба высуше…ая, неписа…ые правила.

    3) Обмолоче…ая пшеница, свечи зажже…ы, сэкономле…ые деньги, цветы сорва…ы, потеря…ое время, засея…ое поле, восстановле….ое хозяйство, разрисова…ые стены, трава скоше…а, нагруже…ая машина,  продукты привезе…ы, товары развеше…ы, высуше…ое сено, книга потеря….а, усея…ая кирпичом, зажжё…ые свечи, была пораже…а, услыша…ый разговор, сплетё…ая сумка, история интерес…а.

    4) Машина нагруже…а, привезё…ые продукты, развеше…ые картины, жидкости смеше…ы, птица подстреля…а, обстреля…ые окопы, разброса…ые вещи, построе…ые здания, усея…а щебнем, конверты склее…ы, награжде…а по заслугам, найде…ое решение, выбра…ая мною картина, ветви сплете…ы, униза…ый виноградом, предложение це…о, история таинстве…а.

    Вспомним!

    Как отличить краткие прилагательные от кратких причастий?

    В предложении краткие прилагательные и краткие причастия могут выступать в роли сказуемого. В кратком причастии всегда пишется одна буквы Н, его можно заменить глаголом прошедшего времени. Краткое прилагательное можно заменить прилагательным в полной форме. В нём пишется столько Н, сколько в полной форме прилагательного.

    Рассуждаем так: «Лица всех были сосредоточенны, серьёзны». ( «Сосредоточенны» - можно заменить полным  прилагательным «сосредоточенными». Следовательно,  это краткое прилагательное, в нём пишется  столько Н , сколько в полной форме.) Часто при кратком прилагательном используются однородные сказуемые, также выраженные краткими прилагательными.

    «Войска сосредоточены на равнине». (Сосредоточены – можно заменить глаголом «сосредоточились». Следовательно, это краткое причастие, в котором всегда пишется одна буква Н.

    Проанализируйте примеры, используя схему рассуждения.

    1.        Сегодня она рассеянна и невнимательна. – Тучи рассеяны ветром. 2. Неприятно, если твои собеседники плохо воспитаны. – Они дерзки и невоспитанны. 3. Девочка избалована матерью. – Девочка упряма и избалованна. 4. Собрание было взволновано тем, что произошло вчера.- Её выступление было взволнованно. 5. Блюда были изысканны. – Средства на покупку книг были изысканы.

    Списать,  вставить пропущенные буквы. Объяснить постановку знаков препинания.

    На низком песча…Ом берегу степной реч…нки распол…жился отряд ю..ых следопытов.

    Было ра…ее  осе…ее утро. Из-за серебря…ых  облаков прорез…вался  слабый луч солнца. Тума…ая завеса закрывала горизонт. Утомлё…ые дли…ым переходом ребята крепко спали. Утре…юю тишину нарушали лишь петуши…ые крики да редкое лошади…ое ржание прорывалось сквозь таинстве…ое молчание природы.

    Неожиданно ребята были разбуже…ы чьим-то плачем. Разбуже…ые им они  быстро поднялись. Плакала маленькая девчушка. Она была испуга…а чем-то .

    Списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, надписать, какой частью речи являются слова с пропущенными буквами.

    1.        Выставка организова…а шефами, ветка слома…а ветром, бараба…ый бой, пчели…ый мёд, лекарстве…ые растения, серебря…ый иней, линова…ая тетрадь, време…ый пропуск,  свеча  потуше…а ветром, полотня…ая блузка, золочё…ая брошь, ветря…ая мельница, багря…ый закат,  асфальтирова…ая улица, решё…ый вопрос, искуса…ы комарами, игрушка слома…а, , испорче…ый лист.

    2.        Подстриже…ые волосы, стриже…ые под машинку волосы, писа…ая красавица, краше…ый масля…ой краской, некоше…ая трава, кипячё…ое молоко, обращение гумма…о, ошибки исправле…ы, друзья образова…ы, история безнравстве…а, речи проникнове…ы и торжестве..ы, собрание хорошо организова…о,  дерево срубле…о, их взгляды очень ограниче…ы, малышы измуче…ы дорогой, следы запута…ы зайцем, друзья начита…ы и оюразова…ы, преступление доказа….о, очарова…а красотой.

    3. Вдоль песча…ого берега усея…ого острыми камнями путешественники шли по невспаха…Ому полю тянувшемуся за незамече…ой ими ранее речонкой. Они остановились возле огромной ели повале…ой урага…ым ветром развели костёр и печё…ая в золе картошка которую запевали студё…ой родниковой водой подкрепила утомлё…ых дли…ыи переходом ю…ых туристов. Струйка дыма от погаше…ого костра растаяла в воздухе. Они снова двинулись в путь.         

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дистанционная викторина по русскому языку для обучающихся 6 классов

    Дистанционная викторина может быть проведена в рамках месячника русского языка и литературы в школе и направлена на развитие интереса обучающихся к изучению родного языка....

    Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса

    Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса создана на основеФедерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),Приме...

    тесты по русскому языку для обучающихся 6 класса по теме "Имя существительное"

    Данные тесты помогут учителю организовать проверку знаний обучающихся по изученному материалу....

    тесты по русскому языку для обучающихся 6 класса по теме "Имя прилагательное"

    Данные тестовые задания помогут учителю провести проверку знаний обучающихся по изученному материалу....

    Внеклассное мероприятие по русскому языку для обучающихся 7 класса «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

    Внеклассное мероприятие по русскому языку  «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА» предназначено для обучающихся  7 класса.Цели:способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся; развивать и...

    Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса

    Курс ориентирован на  подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...

    Грамматический тест по английскому языку для обучающихся 9- классов. ( проверка усвоенного материала)

    Данный тест поможет проверить насколько хорошо обучающиеся усвоили проойденный материал....