РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННОГО МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ РУССКОГО ЯЗЫКА, ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
материал по русскому языку на тему

 

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННОГО МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ РУССКОГО ЯЗЫКА, ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ

«СЛОВО  - ДЕЛО ВЕЛИКОЕ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vecher_russkogo_yazyka.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №10

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННОГО
МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ РУССКОГО ЯЗЫКА,

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ

 

«СЛОВО  - ДЕЛО ВЕЛИКОЕ»

                                                                                       Разработку составила

учитель русского языка

Ситянина Л. А.

Бирюсинск

Цели:

  1. Пропаганда родного языка.
  2. Воспитание уважения и любви к русскому языку.
  3. Обогащение и развитие речи учащихся.

                                 Ход вечера.

  1. Песня «С чего начинается Родина…»
  2.   Чтец 1:  

Я люблю свой родной язык.

Он понятен для всех,

Он певуч.

Он, как русский народ многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь - песни, гимны пиши,

Хочешь - выскажешь боль души.

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная, живуч.

Изучайте родной язык!

В нём былинное волшебство

И надежд людских торжество.

Он и в книгах живой родник.

Постигайте, как жизнь его.

                                                          А. Яшин

  1. Ведущий 1:

    Этим стихотворением замечательного русского поэта

А. Яшина мы открываем вечер, посвящённый Международному Дню родного языка «Слово- дело великое».

  1.  Чтец 2:  

Слова бывают разные – то дельные, то праздные,

То честные, то льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешение и слово – удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.

Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.

Есть речь, огнём горящая, есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести, и самой низкой подлости…

Поэт, тебе назначено засеять душу зёрнами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

                                           В. Полторацкий «О терпеливый наш язык!»

  1.  Чтец 3:   

         

             Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -

             С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

             Словом можно убить, словом можно спасти,

             Словом можно полки за собой повести.

             Словом можно продать, и предать, и купить,

             Слово можно в разящий свинец перелить.

                                           В. Шефнер «Есть слова – словно раны…»

                 

  1.  Чтец 4:

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе

И достаточно, в общем, серьёзно6

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

                                             М. Матусовский «Есть слова пострашнее…»

  1.  Чтец 1:  

Ах, как добрые слова нужны!

Не раз мы убеждались с вами.

А может, не слова – дела важны?

Дела делами, а слова словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!

                                              М. Лисянский «Добрые слова»

Ведущий 2:

       В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одёжке – провожают по уму». Она особенно точно указывает на то, что в человек. Прежде всего необходим ценить интеллект, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов.

Ведущий 3:

          Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать и двух слов, нам не интересны.

Ведущий 4:

          Слово – важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль.

Ведущий 1:

           Мир слов – многообразен, интересен, увлекателен и ещё до конца не разгадан, а также неисчерпаем, как космос, Вселенная.

Ведущий 2:

            Слово обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое.

Ведущий  3:

             «Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

Ведущий 4:

             В подтверждении этому можно привести такой исторический пример. Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом. Однажды  Эзопу хозяин велел приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. На вопрос, почему он подаёт только языки. Раб ответил: «А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз на распоряжение приобрести к обеду самое худшее, Эзоп опять пошёл покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войны; язык несёт зло, горе, оскорбление.

Ведущий 1:

        Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч русских слов собрал в своём толковом словаре Владимир Иванович Даль. В словаре С. И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А. С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире всё чаще появляются новые слова и выражения (неологизмы).

Ведущий 2:

          Но, к большому сожаленью, правильная речь стала редкостью. Почему уровень речевой культуры постоянно снижается, как впрочем, и уровень общей культуры? Неужели русский язык – такой великий и могучий – оскудеет. И мы будем довольствоваться жалким набором слов из лексикона Эллочки Щукиной, высмеянной Ильфом и Петровым? Её словарный запас составлял около 30 слов. Вот некоторые слова , придирчиво выбранные ею из могучего русского языка: «хо – хо», «знаменито», «хамите», «мрак», «жуть», «подумаешь», «парниша», «ого».

Ведущий 3:

          Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 тысяч до 6 тысяч. А каков ваш словарный запас?

 

Ведущий 1:

       Устная речь современной молодёжи просто усыпана жаргонами: сечёшь, потрясно, клёво, бабки, видак, оторваться, фигеть, стрёмно, тачка и т. д.

        Давайте вспомним прекрасное стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

             Я помню чудное мгновенье:

             Передо мной явилась ты,

             Как мимолётное виденье,

              Как гений чистой красоты…

        Вот как уродливо на языке жаргона прозвучало бы стихотворение А. С. Пушкина:

      Гадом буду, не забуду:

      Ко мне затусовалась ты,

      Как эти чумовые зенки,

      Как лабдцовые  понты.

Ведущий 2:  

       Комментарии излишни.

       Чтобы убедиться, как жаргоны засоряют нашу речь, посмотрим две сценки «После экзамена».

           

                      Сценка  1.       

Ученик 1: Привет!

Ученик 2: Привет!

Ученик 1: Всё? Отстрелялся?

Ученик 2: Сдул. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.

Ученик 1: А я тоже не могу врубиться в эту химию. Закатила мне училка «4». Она говорит: «Иди, блин, отвечать». А у меня, прикинь, глаза на лоб.

Ученик 2: Ну, похиляли.

                     Сценка  2.

Ученик 1: Здравствуй, Коля!

Ученик 2: Здравствуй, Антон!

Ученик 1: Экзамен сдал?

Ученик 2: Да, всё хорошо. Я получил «5». А Ваське не повезло –        ничего не мог ответить.

Ученик 1: И мне тоже трудно даётся химия. Я получил «4». Но это потому, что не доучил.

Ученик 2: Ну, пойдём домой.

Ведущий 2:

       Эти сценки достаточно выразительны: как мыслим – так говорим.

Ведущий 3:

        А вот как бывает, когда мысли и речь бедны:

                   Председатель Вова

                   Хотел взять слово.

                   Пока вставал,

                   Потерял слово.

                   Встал со стула

                   И сел снова.

                   Потом встал опять,

                   Что-то хотел сказать,

                   Но решил промолчать

                   И не сказал ни слова.

                   Потом встал,

                   Потом сел.

                   Сел – встал,

                   Сел – встал

                   И сел снова.

                   Устал

                   И упал,

                   Так и не взяв слова.

Ведущий 4:

       Что помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, общение и добрые умные книги. Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека. Чем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее он выражает свои мысли, чувства, настроения.

Ведущий 1:

       Для повышения речевой грамотности больше читайте. Вашим постоянным чтением должны стать лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».

Ведущий 2:

        Привыкайте пользоваться словарями. Их много, и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы вы узнаете из толкового словаря. О грамматике написания вы узнаете из орфографического словаря. Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов. А если вы интересуетесь происхождением слов, то на помощь придёт этимологический словарь.

Ведущий 3:

        Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надёжных помощников – читай не ленись!

Ведущий 4:

         И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Чёрствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться.

Ведущий 1:

              Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

              Высокопарных слов не надо опасаться.

              Давайте говорить друг другу комплименты –

              Ведь это всё любви счастливые моменты.

Ведущий 2:

        Для всего в русском языке есть великое множество хороших и добрых слов.

         Сейчас прозвучат слова о Родине, о ратном подвиге русского солдата, о том, что «никто не забыт и ничто не забыто», самые великие слова, самые глубокие…

         Песня «Журавли».

   Ведущий 3:

         Начинаем конкурс чтецов.

     (Представители от классов читают стихи).

Ведущий 4:

      Помните, что «русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический поединок Разработка внеклассного интегрированного мероприятия по английскому и русскому языкам для учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы.

Данное внеклассное мероприятие проводилось учителями русского и английского языков. В занимательной форме дало возможность учащимся узнать об общих и отличительных признаках в русском и английском язы...

Внеклассное мероприятие по русскому языку/ Турнир знатоков русского языка среди учащихся 5-6 классов

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку  поможет  проверить знания учащихся ся по русскому языку, привить интерес к изучению родного языка,способствовать активации мыслительной деят...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 10-11 классов «Говорим на русском языке» Презентация

Человеческий язык - это особый дар, несвойственный другим живым существам: в природе нет ничего подобного, только человек владеет языком....

Сценарий внеклассного мероприятия,посвящённого Международному дню родного языка.

Мероприятие проведено в рамках Международного дня родного языка среди учащихся 5-7классов....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Внеклассное мероприятие "Весёлый КВН по русскому языку для учащихся 6 – 7 классов".

Внеклассное мероприятие«ВЕСЁЛЫЙ КВН по русскому языку для учащихся 6 – 7 классов».Цель мероприятия:-развитие познавательных интересов учащихся,- закрепление знаний по русскому языку,...

Интерактивное мероприятие, посвящённое Международному дню родного языка "Ручей хрустальный языка народа"

Познакомить ребят с  праздником – Международным днем родного языка;  вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка, воспитать уважение к культуре и традициям своего на...