Страдательные причастия настоящего времени
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Аторина Елена Сергеевна

Личностно-ориентированный урок изучения нового.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strad_pch_nast_vr.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Страдательные причастия настоящего времени.

Цели:  познакомить с образованием страдательных причастий настоящего времени и условиями выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

ХОД УРОКА

  1. Проверка д/з – упр.114.  Пятидесяти3- колич., простое, р.п.

Принадлежите – невозвр., непер., II спр., несов. вид; изъяв. н., наст. вр., 2-е л., мн. ч.

Упр. 116 (устно)

- От основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени? От глаголов несов. вида, при помощи суффиксов –ащ-, -ящ-, - ущ-, -ющ- в зависимости от спряжения глаголов.

- прошедшего времени? (От основ неопределённой формы переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида, при помощи суффиксов –вш-, -ш-).

II. Сообщение темы и постановка цели урока.

III Объяснение нового материала.

- Рассмотрите таблицу на с. 52.

- От основ каких глаголов образуются страдательные причастия наст. вр.?

- При помощи  каких суффиксов?

- Если вам дан глагол первого спряжения настоящего времени с основой на гласную, то какие суффиксы будете использовать при  образовании страдательных причастий настоящего времени? -ем-. 

- А если с основой на согласную?- ом-

- Когда используем суффикс –им-? если причастие образуется от переходных глаголов несовершенного вида II спр.

-  Вывод: в написании суффиксов каких причастий нужно знать спряжение глаголов, от которых они образованы? (Действительных и страдательных настоящего времени)

По ходу опроса на экране появляется таблица:

Спряжение      глагола  

Причастие настоящего времени

действительное

страдательное

          I

-ущ-(-ющ-)

  -ем-(-ом-)

         II

  -ащ-(-ящ-)

        -им-

- Образуйте страдательные причастия настоящего времени от данных глаголов, обозначьте орфограммы в суффиксе:

колебать ( I спр.) - колеблемый

Видеть (II спр.) – видимый

Отправлять (Iспр.) – отправляемый

Прикрывать (I спр.) – прикрываемый        

зависеть (II спр.) – зависимый

гнать (IIспр.)- гонимый

ненавидеть (II спр.) – ненавидимый

-  Можно ли образовать страдательное причастие настоящего времени от глагола обидеть? Почему? Докажите. Он совершенного вида.

- А от глаголов кричать, вертеть, жать, держать, сжать, быть, петь, жевать и др.

Вывод: не от всех перех. глаголов несов. вида образуются страд. пч наст. врем.

-Познакомимся ещё с одним интересным причастием: движимый.

-  Объясните почему в суффиксе этого причастия пишется буква «и». Это причастие образовано от глагола I спряжения «двигать», написание этого слова не соответствует правилу, потому что это – исключение из правила.

IV. Упражнения на закрепление материала.

  1. Упражнения 117, 118, 119 «по цепочке».
  2.  Самостоятельная работа - упр. 121. На доске ученик упр. 120 ( в последнем предложении «усваиваемая отдельным лицом»).
  3. Объяснительный диктант с графическим комментированием.

Девочка, движимая чувством сострадания, бережно поддерживала пожилую женщину.

Чьи – то голоса, слышимые издалека, гулко раздаются среди шелеста трав.

Верхушки берёзок, колеблемые утренним ветерком, приветствовали нарождавшийся день.

- Сделайте синтаксический разбор этих предложений.

V Итог

- С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились? От чего зависит правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени?

Домашнее задание:                                                                                                                     §18,19, 20 Упр. 122, 123.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

  Урок в 7 классе. Страдательные причастия настоящего времени.      Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...

Презентация к уроку на тему "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастиях""

Презениция к уроку на тему" Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени" Тип урока: отработка умений и рефлексии Цель:формировать на...

Тема: « СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ» (7 класс)

Цель: ознакомить учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени (-ом-, -ем-, -им-)...