Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Речевая ситуация. Этикетные слова".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Технологическая карта урока.

Предмет: русский язык

Класс: 5

  Автор, УМК: Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык».

Тема: Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «этикет», «этикетные слова»,  «речевая ситуация».
  2. Расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета.
  3. Создать условия для использования этикетных слов в различных ситуациях общения.
  4. Мотивировать учащихся уместно использовать этикетные слова в различных речевых ситуациях.
  5. Формировать умение строить логически правильные высказывания, аргументировать свою точку зрения, доказывать её.
  6. Создавать условия для освоения новых способов деятельности.

Планируемые результаты:

  1. Учащиеся познакомятся с понятиями «речевой этикет», «речевая ситуация».
  2. Вспомнят этикетные слова и при помощи новых слов расширят словарный запас в области речевого этикета.
  3. В ходе выполнения тренировочных упражнений учатся употреблять этикетные слова в различных речевых ситуациях.
  4. Осознают важность умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета в зависимости от ситуации общения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Конкретные планируемые результаты (метапредметные, предметные, личностные)

1. Организационно-мотивационный этап

1.1Организационный момент

Приветствует,  проверяет готовность к уроку, организует обучающихся.

Подготовка класса к работе.

Личностные результаты: самоопределение.

1.2 Мотивация к деятельности

Создает проблемную ситуацию, мотивирующую к деятельности.  

В класс, входит опоздавший ученик и инсценирует диалог с учителем.

- Привет!

-Привет! Проходи в класс, займи своё место.

Задаёт вопрос:

-Как вы можете оценить  эту ситуацию ?

Анализируют ситуацию. Высказывают своё мнение по поводу сложившейся ситуации.

Метапредметные результаты:

Умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать её. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные результаты:

Умение оценивать поступки, объяснять оценки поступков.

      1.3 Целеполагание

Задаёт проблемный вопрос:

 -Ребята, подумайте, что же надо нам сделать, чтобы не допускать подобных ситуаций?

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока

Метапредметные результаты:

Умение формулировать цель деятельности.

Предметные результаты:

Самостоятельное формулирование цели.

2. Информационно-аналитический этап

2.1  Первичное усвоение новых знаний.

Организует деятельность учащихся по изучению нового материала:

  1.  Читают материал учебника об этикетных     словах на стр.115 – 116.

  2. Ученики знакомятся с понятиями «этикет» и «этикетные слова», записывают их в тетради.

3. Вспоминают и анализируют, какие этикетные слова им знакомы, с какой целью эти слова употребляются.

4. Разыгрывают в парах диалоги или составляют предложения с этикетными словами по картинкам в учебнике к упражнению 308.

  Предметные результаты:

Закрепление понятий «этикет», «речевой этикет».

Метапредметные результаты: 

Умение извлекать информацию.  

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

  Овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

2.2.Первичное закрепление.

Организует деятельность по применению новых знаний

1. Читают пословицы и разъясняют, какие правила речевого поведения русского народа в них закреплены.

Списывают предложения, вставляя пропущенные буквы (упр. 309)

  2. Выполняют задание в группах. Представляют свои ответы другим группам. Анализируют ответы друг друга. Делают вывод об употреблении этикетных слов на данные темы.

  3. Читают текст учебника  на стр.117, извлекают и анализируют информацию, формулируют ответ  (выбор тех или иных этикетных слов зависит от речевой ситуации).

2.3.Первичная проверка понимания.

Организует деятельность по применению новых знаний.

1 группа:   выполняют упражнение 313.  Рассматривают рисунки и составляют по ним рассказ, подробно описывая последнюю сценку. Обсуждают возможный ответ на поставленный вопрос.

2 группа: выполняют упражнение 314. Готовятся к выразительному чтению по ролям. Анализируют, какие слова неуместны в данной речевой ситуации и почему. Подбирают синонимы к ним.

Придумывают и разыгрывают сценку «В кабинете врача».

3 группа: выполняют упражнение 315. Разыгрывают сценку «В автобусе», построенную по всем правилам современного русского речевого этикета.

4 группа: выполняют упражнение 316. Составляют диалоги по картинкам, подбирая слова, при помощи которых пострадавший и виновник происшествия могли бы смягчить неприятную ситуацию.

Выбирают докладчика от группы.

Представляют результаты самостоятельной   работы в группах. Проверяют правильность выполнения заданий, исправляют и дополняют ответы одноклассников, аргументируя свою точку зрения.

Предметные результаты:

Овладение нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Метапредметные результаты:

Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Умение организовывать учебное взаимодействие в группе.

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Умение выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис.

Личностные  результаты.

Умение вырабатывать в противоречивых ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.

3. Оценочно-рефлексивный этап

3.1 Информация о домашнем задании.

3.2 Рефлексия (подведение итогов занятия)

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания (на выбор, с учетом уровня подготовки обучающихся).

Записывают домашнее задание (по выбору).

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Осуществляют оценку урока и самооценку.

Предметные результаты:

1.Освоение базовых понятий лингвистики: диалог, ситуация речевого общения.

2.Овладение нормами речевого этикета.

Метапредметные результаты:

Умение соотносить поставленные цели  с  достигнутыми результатами.

Личностные результаты:

1.Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

2.Стремление к речевому самосовершенствованию.

3. Формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.

Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии  с ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка 6 кл. Тема " Сложносокращённые слова"

Технологическая карта урока русского языка 6 кл. Тема " Сложносокращённые слова"...

Технологическая карта урока русского языка «Заголовок текста. Опорные тематические слова текста»

Класс: 5Тип урока: урок развития речиВид урока: урок открытия нового знания.Основной подход: системно-деятельностный.Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, группо...

Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".

Тема  урока: Правописание сложных слов.  Соединительные гласные О и Е в сложных словах.  Презентация.Цель  урока:   познакомить  учащихся  с  понятием &laq...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Синтаксические связи слов в словосочетании» (8 класс).

Этот урок  открытие новых знаний. Задача учителя - расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает  новые термины: согласование, управление...