Эссе -рассуждение на лингвистическую тему
статья по русскому языку на тему

Чуйкова Елена Николаевна

Мое педагогическое эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogich._esse.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.МЕЧЁТНОЕ СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭССЕ НА ТЕМУ:

«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

                         СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА    

                      И    ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ-СОШ С.МЕЧЁТНОЕ

                                               ЧУЙКОВА ЕЛЕНА НИКОЛЕВНА

 «Учить думать вслух»

И. Андроников.

Когда появилась моя педагогическая философия? Может, тогда, когда провела несколько первых уроков литературы в старших классах? Прочитали произведение - ничего не поняли. Задаю вопросы - молчат. Приглашаю к обсуждению -односложные ответы. Вижу - нет интереса в глазах, нет действия мысли, нет обратной связи. И возникает извечный вопрос: что делать?

Померкли краски дня. Ночь опустилась дырявым колпаком. Думы- мотыльки мечутся в голове. Как сделать, чтобы не было мучительно на уроке литературы ни мне, ни детям? Как научить их учиться, мыслить самостоятельно и вслушиваться в Слово, его музыку, его тайные смыслы? Самое простое - оставить так, как есть: раз им не надо, то мне тем более... Нет. Не буду проводить время без пользы. Не для меня. (Не по сущности моей души.) А может, ну его, это учительство? Нет, не могу. (уже «приросла») Отказаться, значит пойти на попятную, предать то, к чему шла несколько лет жизни. Надо искать пути выхода. Никогда не было так, чтоб не было никак, обязательно что-нибудь получится. Случайно попадается на глаза ветхая общая тетрадь стихов, афоризмов, крылатых фраз, исписанная убористым почерком. Читаю: Лев Толстой заметил: Знание только тогда знание, когда приобретено «усилиями своей мысли, а не памятью». Вот оно - решение моих терзаний. Выход пока один: нужно дать детям возможность самим искать ответ - искать, может быть мучительно, всю жизнь, но всерьёз.

Значит, нужно учить их думать.

Но ведь учитель литературы не «учит» в строгом смысле слова. Аксиом в литературе нет. Есть текст и множество его истолкований, многозначность. Учить надо не только по художественным образам, но и по законам Добра, Правды, Милосердия, Любви, Сострадания, Справедливости. Учить так, чтобы душа болела, ибо

Пока душа болит,- мы люди,

 А не болит, что за душа.

Надо лишь подсказать детям путь поиска. Заразить их. На уроке литературы совместная работа учителя и учеников по интерпретации художественного текста. Интерпретировать - значит объяснять, делать тайное в тексте явным. Мне важно, чтобы ученик побыл с текстом наедине ещё до урока, чтобы у него были свои любимые страницы, чтобы на уроке он открыл для себя что-то неожиданное.

Кто такой Евгений Онегин? «Пушкин замечает: «Мы все учились понемногу...» Поверить тону автора, считать Онегина недоучкой? Или, перечитав перечень его знаний (а «из Энеиды два стиха - не шутка!»), посмотрев на факты, решить, что герой умён и образован? Автор сам не даёт в тексте однозначного ответа, играя с читателями. Задача учителя - воспитать этого читателя, читателя, способного получать наслаждение от подлинных произведений. Самое главное - это умение сформулировать вопрос, а не дать ответ. Умение увидеть проблему. Ответы на уроке ищем вместе: думаем, спорим, ошибаемся. Ну а поиск неожиданного решения всегда заразителен. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза» о чём? О грозе? Но не бывает грозы одновременно с дождём, солнцем, ветром, летящей пылью и гомоном птиц!

«Думайте! - говорю я.- Любое мнение имеет место, если оно может быть подтверждено текстом. Ценность любой точки зрения не в ее истинности, а в доказательности».

Так начинается урок!

Так начинается исследование.

Анализ вроде бы непримечательных фактов, построение остроумной версии - задача увлекательная. Процесс исследования важнее результата. Но результат скажется: научившись думать самостоятельно, мои ученики сами смогут овладевать знаниями и анализировать проблемы. Механизм работы мысли уже приведен в действие, и, может быть, они еще не раз перечтут «Онегина», вслушаются в слово, и увидят новые вопросы, и попытаются ответить на них, и сделают это лучше меня...

Таким образом, урок продолжается. А это важно. Появляются новые вопросы, обсуждение, мнения. Значит, мы будем жить дальше, читать стихи, хлопать дверями, зажигать свечи и сжигать мосты, вдыхать полной грудью любовь, разлуку, красоту.

Уже сейчас, спустя немного лет после той бессонной ночи, после встречи со словами Л. Толстого я иду на урок и вопрос «что делать?» задаю себе без страха.

     

      Надо учить своего ученика трудиться, думать, созидать творить; учить литературе - это значит «учить мыслить вслух», так тонко определил И Андроников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь

В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»

Цели урока:повторить  композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...

конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290,291"

Урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лигвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала. Дети смогут написать сочинение-рассуждение самостояте...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Лексика и фразеология. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему».

Урок предназначен для эффективной подготовки учащихся к ОГЭ. Технология: творческая Мастерская (технология, основанная на создании учебной ситуации). Методы: решение творческих задач, работа...

Проектная работа. Тема: «Проект урока. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «Роль вопросительного предложения в речи».

Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «Роль вопросительного предложения в речи...