Урок по русскому языку в 5 классе "Буквы о - ё после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок усвоения новых знаний, который помогает  учащимся  усвоить в полной меру орфограмму "о - ё после шипящих" и выучить все слова-исключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_111.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  111.

Повторение изученного по теме

«Буквы о – ё после шипящих в корнях слов»

Цели: 

Образовательная:

 - закрепление  орфографических и пунктуационных навыков и умений     учащихся;

 - формирование навыков написания гласных О-Ё после шипящих в корнях  слов.

Развивающая:

 - использование на уроке творческих и дифференцированных заданий как

   средство индивидуально-личностной поддержки учащихся;    

 - развитие у школьников умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная:

 - воспитание творческих способностей обучающихся, уважения к русскому

   языку; привить интерес к его изучению.

Тип урока: закрепление знаний.

Оборудование: презентация,  распечатка кроссворда на каждого ученика, оформленная доска.

Ход урока

  1. Орг. момент (приветствие). Проверка дом. задания (ученик оформляет текст упражнения на перемене), собрать тетради.
  2. Слово учителя.

        Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Там представлено высказывание Л.В. Щербы: «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся» (слайд №2).  Как вы понимаете это высказывание?

Дети: Безграмотного человека никто не поймёт, чтобы общаться с людьми, нужно изучать правила.

Учитель: Правильно, а как называется раздел лингвистики, который изучает правила написания слов?

Дети: Орфография.

Учитель: Молодцы, сегодня мы с вами продолжим пополнять наши знания по русскому языку, по орфографии. Сегодня у нас  урок-повторение, закрепление изученного материала по теме «Буквы о – ё после шипящих в корнях слов».

Учитель: Сейчас я предлагаю вам послушать небольшую лингвистическую  сказку.

Сказка о буквах О – Ё в корне после шипящих.

В стране Грамматике, в городе Морфемике в домах по соседству жили две подружки гласные О и Ё. Внешне они были совсем разными. О всегда была весёлая, любила хохотать, вся она такая пухленькая, что когда бежала по дорожке, казалось, что  катится мячик. Ё была задумчивая, молчаливая, любила стоять возле зеркала и заплетать свою косичку. Друг с другом они были в хороших отношениях, им часто приходилось бывать в гостях, и вот здесь они любили шутить. Подружки прятались в разных словах и выдавали себя друг за друга. Кто не знал правила орфографии, тот не мог различить их, потому что под ударением они звучали совершенно одинаково.

Учитель: А какое правило поможет нам при написании слов с гласными о – ё после шипящих?

Дети: В корнях после шипящих пишется Ё,  если можно подобрать однокоренное слово, где слышится Е.

Пример: жЁлудь – жЕлудёвый.

Учитель: Итак, ребята, откроем наши рабочие тетради, запишем число и тему урока, давайте ещё раз потренируемся  и выполним задание.

Диктант «Назови ласковое слово». Задание: к  основам диктуемых существительных прибавить уменьшительно-ласкательные суффиксы; в полученных словах обозначить изучаемую орфограмму. (Проверяем вместе)

Образец:  щека – щёчка.

Щель, пчела, шерсть, черта, жердь.

(Щёлочка, пчёлка, шёрстка,  чёрточка, жёрдочка).

Учитель:  Правильно, ребята, но существуют слова-исключения, написание которых мы должны запомнить. Назовите их (фронтальный опрос)+рассказ в парах.

        Шоколад, шофёр, крыжовник,

        Шов, шоссе, обжора, шорник,

        Капюшон, жокей, чащоба,

        Шорох, чопорный, трущоба.

Учитель: Но существует ещё один момент в этом правиле. Это написание слов с корнем жёг/жог. Что вы об этом знаете?

Дети: Если слово с корнем - жёг - жог является существительным – пишем О. Если глаголом - пишем Ё.

Ребята, посмотрите на слайд  (слайд №5).

Задание: Давайте разберёмся с этим текстом, вставим пропущенныё буквы и докажем свою точку зрения (слайд презентации)

Преступник ночью дом поджёг,

Но, совершив такой поджог,

Он и лицо себе обжёг.

Так, получив большой ожог,

Он был наказан за поджог.

  1. Закрепление: выполнение письменных заданий.

1. Работа с текстом (записываем по два предложения на доске с объяснением изученных орфограмм)

1) По шоссе мчалась жёлтая  машина. 2)В кабине сидел шофёр в шёлковом капюшоне, а в кузове тряслись  его друзья.  (Сколько в слове жёлтая букв и звуков, а в слове друзья,  выделите грамматическую основу  1 предложения, какое это предложение? Сделайте схему второго предложения, выделите грамматические основы, какое это предложение?)

3)Каждый был занят своим делом. 4)Жора-обжора ел  чёрный шоколад, жонглёр жонглировал вкусным крыжовником и нанизывал его на шомпол.  (Постройте схему 4 предложения, чем оно осложнено? Как выделяют однородные члены в схеме?)

5)Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. 6) Настроение у всех было мажорное, потому что ехали они на весёлое шоу.  (Каким является 6 предложение, постройте его схему).

2. Игра в слова (слайд №6)

Учитель: Дети, вы, наверное, устали. Давайте  поиграем в слова. Я буду читать определение, а вы будете   угадывать слово и записывать его в тетрадь (работаем по «цепочке»).

  • цвет, противоположный белому – чёрный;
  • плод дуба – жёлудь;
  • цвет одуванчика – жёлтый;
  • предмет для чистки зубов – щётка;
  • разговор тихим голосом – шёпот;
  • лёгкая ткань – шёлк;
  • знак для переноса слов – чёрточка;
  • профессиональный наездник на скачках –жокей;
  • шуршание – шорох;
  • приспособление, не дающее лошади смотреть по сторонам – шоры.

   3. Упражнение «Поскажи словечко».

Учитель: А сейчас упражнение «Подскажи словечко!». (Слайд № 7) Я буду читать предложения, а вы будете продолжать их словами с нашей орфограммой: о – ё после шипящих. (Ученик записывает слова за закрытой доской)

Солнце глянуло сквозь щёлку, свесив огненную… (чёлку). Вышел ёж с сапожной щёткой, занялся работой… (чёткой). Ученик учил уроки, у него – в чернилах… (щёки). У пони – длинная чёлка из нежного… (шёлка). У яблок на припёке порозовели… (щёки).

  1. Кроссворд.

Учитель: сегодня каждый из вас получит оценку за кроссворд, в котором собраны слова на наше правило.

Учитель: Поиграем в игру «Четвёртое лишнее» (слайд 8).

  • Ж…ЛТЫЙ, Ч…РНЫЙ, Щ…ТКА, Ш...В.
  • Щ…КИ, КРЫЖ…ВНИК, Ш…МПОЛ, Ш…РОХ.
  • Ж…НГЛЁР, РЕШ..ТКА, Ш…ССЕ, Ш…КОЛАД.
  • -Докажите, почему эти слова лишние.

4. Подведение итогов урока.

  •  - Чему научились на уроке?
  • – С какими трудностями столкнулись?
  • – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
  •  - Ребята, вы удовлетворены нашей работой?

Дать ответ на этот вопрос для вас не составит трудности. Вам необходимо всего-навсего нарисовать на ладошке (карточка с изображением ладошки) мимику удовлетворенного или разочарованного человека.

-          -      или   -        -    

Домашнее задание: Стр. 12 (выучить правило, слова-исключения), упр. 415,  дополнительное задание: составить текст «Шипящий детектив».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Открытый урок по русскому языку "Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

Урок проводился в 6 классе по программе М.Т.Баранова. Материал представляет развёрнутый конспект с презентацией с элементами,разработанными по ФГОС....

Конспект к уроку русского языка по теме "О-Е после шипящих и Ц в различных частях слова"

  На данном уроке реализуется ряд общедидактических принципов.   Принцип научности: языковые явления преподнесены с точки зрения современного состояния лингвистической науки, отс...

Урок по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий", 7 класс

Урок разработан в соответствиии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих"

Комбинированный урок по русскому языку. Второй урок по счету, на котором учащиеся вспоминают правило, систематизируют свои знания и учатся применять правило на письме. Урок сопровождается презентацией...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа (2 урок)

Пятиклассникам предлагается информативный, закрепительный  и контролирующий материал по изучаемой теме....