План-конспект урока "Письмо".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Семако Наталья Васильевна

"Письмо". Конспект урока по развитию речи в 5 классе. Содержит материал,  расширяющий  кругозор учащихся. Кроме этого, на уроке дети овладевают практическими умениями по оформлению письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl._pismo.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Письмо

   Цель урока: дать учащимся сведения о письме (сведения из истории письменности, какие письма бывают, основные правила письма, о чём и как пишут в дружеских (частных) письмах); продолжить работу по развитию связной речи учащихся; развитие творческих способностей учащихся.

   Ход урока.  

1.

Что скажите за конверт,

Маленький, но яркий.

Облетит весь белый свет,

Как наклеишь марки?

Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею,

Получу и в миг расклею. (Письмо.)

2. Слово учителя.

-Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

-Какие учебные задачи вы должны поставить перед собой?

          -совершить  экскурсию в историю возникновения письма;

          -познакомиться с видами писем;

          -познакомиться с правилами составления и оформления писем;

          -

          -

3.Из истории письменности. ( Сообщения учащихся.)

Человек прошёл долгий путь, прежде чем научился передавать мысли на расстояния, передавать свои знания, опыт поколений потомкам.

Сначала был придуман язык сигналов . ( слайды №1)

Справка из словаря:     Сигнал (лат.)—условный знак, несущий сообщение о каком-либо                                                                                  

                                                                      событии.

Издавна колокольный звон на Руси означал:

       - беда пришла,

       - горе или радость великая,

       -всем необходимо собраться для вынесения общего решения.

Канадские индейцы разводили костры- сообщали новость дымом, у них было даже понятие «читать дым».

В Африке новости сообщали с помощью специальных барабанов- «тамтамов».

В горах Испании новости передавали с помощью свиста.

       

     Языком сигналов люди пользуются до сих пор - дорожные знаки, различная символика     ( олимпийские кольца, марки автомобилей и т.п.). Но язык сигналов не мог в полной мере удовлетворять потребности людей в общении на расстоянии, он не мог «принять на себя» всё, что людям надо было сообщить друг другу. Для этого надо было создать письменность.

Рисуночное письмо (пиктография) – следующий шаг на этом пути.         (см. слайды № 2,3)

Пиктография (лат.) – пиктографическое или рисуночное письмо – вид письма, при котором предметы, события и действия изображаются с помощью условных знаков – пиктограмм.

Как создавалось рисуночное письмо можно узнать, прочитав книгу Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» в переводе Ивана Бунина.

                  Из мешка он вынул краски,

                  Всех цветов он вынул краски

      И на гладкой на бересте

      Много сделал тайных знаков,

      Дивных и фигур и знаков;

      Все они изображали

      Наши мысли, наши речи…

      Белый круг был знаком жизни.

      Чёрный круг был знаком смерти;

      Дальше шли изображенья

      Неба, звёзд, луны и солнца,

      Вод, лесов и горных высей,

      И всего, что населяет

      Землю вместе с человеком.

      Для земли нарисовал он

      Краской линию прямую,

      Для небес – дугу над нею,

      Для восхода – точку слева,

      Для заката – точку справа,

      А для полдня – на вершине.

      Всё пространство под дугою

      Белый день обозначало,

      Звёзды в центре – время ночи,

      А волнистые полоски –

      Тучи, дождь и непогоду.

      След, направленный к вигваму,

      Был эмблемой приглашенья,

      Знаком дружеского пира;

      Окровавленные руки,

      Грозно поднятые кверху,-

      Знаком гнева и угрозы…

      Так, в своих заботах мудрых

      О народе, Гайавата

      Научил его искусству

                        И письма и рисованья

      На бересте глянцеватой,

      На оленьей белой коже

      И на столбиках могильных.

                                                                                                                                    Африканский  народ – эве – создал специальное рисуночное письмо для записи своих пословиц.                                                                                                                                      - Куда иголка, туда и нитка. ( Куда ты, туда и я.)                                                                    - Иголка сшивает большие полотнища. (Мал золотник, да дорог. Мал, да удал.)

-Двум врагам долго не устоять. ( Два медведя в одной берлоге не уживутся.)

-Моя находка и моя вещь - не одно и то же. (На чужой каравай рот не разевай.)

-Мир подобен баобабу. ( Нельзя объять необъятное.)

     С изобретением рисуночного письма люди прошли большой путь по дороге к письменности. Но далеко не всё можно выразить с помощью рисунков. Как, например, изобразить: «Сегодня прекрасная погода!», или: «Вчера шёл дождь»?

     Около пяти тысяч лет назад правил в Египте фараон по имени Нармер. Он одержал много побед и хотел, чтобы эти победы были навеки запечатлены в камне.

     Днём и ночью трудились искусные мастера. Они изобразили и фараона, и убитых врагов, и пленников,  даже показали на рисунках, что пленников было шесть тысяч. Но для фараона важнее всего было изображение своего собственного имени. На помощь художникам пришёл другой способ письма -   иероглифы (см. слайды №4)

    Вот как записали имя фараона Нармера.   Слово «нар» по-египетски «рыба», «мер» означает «резец». Изображение рыбы над изображением резца – так решили  художники задачу, поставленную перед ними фараоном.

  Иероглифы (гр.) – священные письмена – фигурные знаки, обозначающие целые понятия и слова или отдельные слоги и звуки речи.

     В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии. Эти народы любят свои иероглифы и гордятся ими.

    Жившие две тысячи лет назад финикийцы первые изобрели буквы – письменные фигурки, значки для звуков – только для согласных звуков. В их языке этим можно было обойтись. На основе этой первой азбуки стал разрабатывать свой алфавит другой древний народ – греки. Они не могли обойтись записью только согласных звуков, так как в их языке было много гласных. Пришлось придумывать и для них обозначение.

      Вслед за греками многие народы смогли создать свою письменность.

      Славянские народы (в том числе и русский ) «научились» читать и писать благодаря двум братьям – грекам Кириллу и Мефодию. Именно они во второй половине 10 века разработали азбуку и перевели на старославянский язык самые важные греческие книги. 24 мая ежегодно все славянские народы отмечают День славянской письменности.

      Вот такой большой путь прошло человечество, прежде чем научилось писать. И теперь каждый грамотный человек может сам, когда только захочет, написать письмо. Пишем мы ежедневно, совершенно не задумываясь, какой подвиг совершили наши предки.

      Раньше люди писали на глиняных и деревянных дощечках, на камне, на бересте, на коже. Много сил и труда потребовалось для того, чтобы перед тобой на стол лёг чистый лист бумаги. Стоит ли нарушать его белизну грязными каракулями, грубыми, бранными словами или бессмысленной болтовнёй? Чтобы потом скомкать и бросить его в мусорное ведро?                                                                                                                                                 Помните: письмо – фотография души.                                                                    И  ещё: что написано пером, того не вырубишь и топором.

                                                                                                                                                     3. Письмо – фотография души. (см. слайд  5)                                                      -Письма бывают разные: деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету.               (см. слайд

   -Как вы думаете, в чём будет разница? ( Тон, стиль письма, эмоциональность).

    -А одинаковая ли информация будет содержаться в этих письмах?

    - О чём вы будете писать своим друзьям, родным, а о чём незнакомым людям?

4. Работа с учебником. § 43, упр. 213, 214(устно). 

5. Просмотр фрагмента мультфильма «Трое из Простоквашина».

  -Хотели бы ваши родные, друзья или  вы получить такое письмо?

  -Давайте вместе с вами сформулируем основные правила письма. (см. слайд №6)

                   оформление

                     содержание

  1. В правом верхнем углу – дата.
  2. Вверху посередине – обращение.
  3. Внизу – подпись.
  4. Поля – обязательны.
  5. Почерк разборчивый, аккуратный.
  6. Писать ручкой, не карандашом.
  7. Бумага должна быть чистая, немятая.
  8. Конверт подписан разборчиво.
  1. Письмо должно быть информативным.
  2. К адресату должно относиться с уважением.
  3. Стиль письма должен соответствовать его назначению.

   

                                         План письма.

1.Приветствие (обращение), вопросы о здоровье, общих знакомых, родственниках, о новостях.

2.Важные для адресата новости (учёба, здоровье).

3.Второстепенные новости (например, посещение цирка, концерта и т. п.).

4.Вопросы адресату.

5.Благодарности.

6.Просьба писать письма.

7.Приветы общим знакомым, родственникам.

8.Заключительные слова, прощание.

9.Подпись, дата и место написания, если их нет в начале письма.

                           

 6.  Упражнение « Собери письмо».

1.Желаем процветания твоему журналу.

2.Здравствуй, Мурзилка!

3.Мы очень любим читать твой журнал.

4.Если мы  не знаем ответов, то идём в библиотеку.

5.Очень нам нравятся математические и литературные головоломки, кроссворды, игры, затеи.

6.С уважением, ученицы 5-го класса Поленок Катя и Суторьма Лиза.

Ответ: 2, 3, 5. 4, 1, 6.

 7. Как правильно подписать конверт?

-А теперь научимся  правильно подписывать конверт.

-Вверху слева подписывают от кого и откуда письмо.

-Внизу справа пишут  кому и куда адресовано письмо.

-Обязательно указывают индекс отправителя и получателя, чтобы письмо быстрее дошло.

                                   

От кого

Кому

Откуда

Индекс места отправления

Куда

Индекс места назначения

           

                       

От кого    Поленок Екатерины

Откуда     Брянская обл.,

п.г.т. Красная Гора, ул. Буйневича,

д.58 «в» , кв. 5.

                              243160                               Кому  Дедушке Морозу

                                                                         Куда   Россия, Вологодская обл.,

                                                                         г. Великий Устюг,

                                                                         дом Деда Мороза.

                                                                          162390

                                                                         

                                                                                                                                                                                                              -Какой праздник мы отмечаем зимой? От кого в детстве мы мечтаем получить подарок7

-А знаете ли вы, где живёт Дед Мороз?

-Ему мы и подпишем конверт.

                                                                                                   

                                           

8.Итог урока.

-Что интересного вы узнали сегодня на уроке?

-Что вам особенно понравилось?

9. Домашнее задание. § 43, упр. 215 (написать письмо).                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Планы на будущее"

План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса

План- конспект урока  обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...