Урок русского языка в 6 классе "Повторяем причастие"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Якимова Ирина Михайловна

Урок русского языка в 6 классе (умк С.И.Львоовй и В.В.Львова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_povtoryaem_prichastie.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОУ Кадетский корпус « Пансион  воспитанниц                Министерства обороны Российской Федерации»»

        

Урок русского языка в 6 классе «Повторяем причастие»

преподавателя русского языка и литературы Якимовой И.М.

                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

                                     Начальник  цикла «Русский язык и литература»

Черепанова М.Ю.____________

«     6 апреля    » 20 11г.

План – конспект урока  русского языка

«Повторяем  причастие».

Класс: 6.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: комбинированный урок.

 Материальное обеспечение:

  • презентация
  • тексты к уроку
  • музыкальное сопровождение (звуки леса)

Методы работы: частично-поисковый (работа с текстом), метод проблемного изложения материала, аналитический и практические методы.

Время проведения урока: 45 минут.

Место проведения: кабинет русского языка и литературы  № 218.

Цели урока:

1) способствовать систематизации знаний, умений и навыков о причастии как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая функция); на основе семантико-грамматических особенностей опознавать причастия в тексте, отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки правописания причастий; определять изобразительную роль причастий в тексте;

2) развивать:

  • мыслительную деятельность воспитанниц при решении лингвистической проблемы,
  • языковое чутье, выразительность речи в процессе работы с текстом;
  • коммуникативные навыки воспитанниц;

3) воспитывать

  • коммуникативные навыки воспитанниц;

Ход урока:

I. Оргмомент.  Постановка задач.

(Слайд.) (Задача этапа урока: мобилизовать внимание воспитанниц, создать мотивацию к действиям на уроке повторения и обобщения.) Слово преподавателя:

- Здравствуйте. Мы заканчиваем изучение темы «Причастие». Сегодня мы подводим итог нашей совместной деятельности по изучению этой темы. Нам предстоит систематизировать теоретический материал по разделу «Причастие» и убедиться на практике в ценности теоретических знаний. Вместе с тем вы сможете понять, решение каких практических проблем пока вызывает трудности. (Запись темы урока в тетради.)

II. Актуализация знаний и умений.

Создание проблемной ситуации.

1. Начнем работу с просмотра видеоролика, который сняли воспитанницы. Вы должны будете определить, какая проблема волнует героиню сюжета и что поможет ей разобраться с трудностями.

(Демонстрация видеосюжета)

2. Активизация деятельности учащихся. Проверка домашнего задания. (Задача: актуализировать имеющиеся знания и умения учащихся для дальнейшей работы по теме, формировать навык монологической речи школьников.)

- Итак, в чем причина затруднений воспитанницы? ( Она не разобралась в природе причастия, поэтому путает его с другими частями речи).

- Исходя из этого, сформулируйте теоретическую проблему, которую нам предстоит решить.

 ( Что такое причастие: часть речи или особая  форма глагола? Почему ученые до сих пор не пришли к единому мнению по этому вопросу?)

3. Решение проблемного вопроса. (Задача: обучение построению устных рассуждений на лингвистическую тему.)

Для решения проблемы будем работать в группах, опираясь на материал домашнего  задания.   Я предлагаю 1 и 3 группам поработать языковедами  и доказать одну из известных точек зрения, опираясь на приобретенные теоретические знания.

1 группа   докажет, что причастие – это самостоятельная часть речи.

3 группа   докажет, что причастие – особая форма глагола.

(Слайд с формулировкой задач.)

III. Работа с интерактивным плакатом

- Пока 1 и 3 группы работают, вспомним основные теоретические  сведения о причастии.

(Грамматическое  значение причастия, синтаксическая  роль причастия)

IV.1. Заслушивание ответов команд.

- Группы готовы, заслушаем их ответы. 2 группа оценивает доказательность ответов товарищей.

Ответ учащихся 1 группы:

ПРИЧАСТИЕ – это часть речи, т.к.:

а) причастия имеют специфическое значение, а именно обозначают признак предмета по действию;

б) причастия, как и другие части речи, имеют свои морфемные показатели – суффиксы причастий;

в) причастия имеют собств. признак - бывают действительными и страдательными.

Ответ учащихся 3 группы:

ПРИЧАСТИЕ – особая форма глагола, т.к.:

а) обозначают признак предмета по действию;

б) сохраняют грамматич. признаки глагола и имеют те же категории вида, времени, возвратности, переходности;

в) причастия образуются только от глаголов, в отличие от прилагательных, которые образуются от разных частей речи.

2. Оценка ответов команд. (Слайд с критериями оценивания: научность, оригинальность, доступность.)

3. Слово преподавателя.

- Смогли ли  группы научно доказать свои тезис? Какой же вывод можно сделать о причастии? Почему мы сравниваем разные теории? Для чего мы это делаем? Когда нам могут понадобиться эти знания?

(Это поможет нам распознавать причастия среди других частей речи и классифицировать признаки причастия, не допускать грамм.и орфографических ошибок при их употреблении.)

Не зря языковеды не могут прийти к общему мнению. Первая версия была поддержана такими известными языковедами как Виноградов, Бабайцева, Шанский; вторую версию доказывали ученые Шахматов, Щерба, Лекант. Профессор  Львов, по учебному комплексу которого мы работаем, придерживается этой версии. Можно было бы считать причастие смешанной категорией. К такому мнению склонялись ученые Добромыслов, Пешковский. Возможно, кто-нибудь из вас в будущем сможет найти неоспоримые доказательства принадлежности причастия к какой-либо категории. Сегодня бесспорно одно: необходимо учитывать отношение причастия к двум частям речи.

4. Свою версию видения причастия представит нам 2 группа (домашнее  задание). У них была сложная задача – нарисовать дерево причастия. Древо символизирует истоки, корни человеческого рода. Анализируя происхождение причастия, можно составить его древо.

(Перед детьми ставилась    цель отразить корни причастия: указать, от чего образуются, признаки каких частей речи сочетают; какими собственными  признаками обладают.)

Оценка работы группы по критериям. 

Важность причастия отмечали еще М.В.Ломоносов, В.И. Даль, А.С.Пушкин.

 Причастия служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.   М.В.Ломоносов

Причастие - часть речи, причастная к глаголу, но в образе прилагательного.    В.И. Даль

О роли причастий в речи говорил   А.С. Пушкин:

Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по дороге; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.

V. 1. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Практическое применение навыков речетворчества и правописания причастий.

- Ребята, мы не раз говорили о том, что причастие делает речь яркой, образной, лаконичной.  Мы видим, что А.С.Пушкин говорил о выразительной силе причастий.

Мы сможем еще раз убедиться в этом, работая с художественным текстом, а вместе с тем вспомним основные правила написания причастий.

(Текст распечатан для каждой воспитанницы  и выведен на экран. Слайд.)

Скворец, который высунулся из своего домика, который был прикреплен к вершине дубка около исхоже(н,нн)ой тропки, выскочил на ветку и начал дерзко передразн..вать соловья. Однако голосу непрош..(н,нн)ого пересмешника (не) хватило сочности неуловимых оттенков, которыми знающая природа од..ряет лишь избра(нн,н)ых - гениальных певцов.

Скоро солист, который почу..л неудачу, переключился на иные лады. Он иску(с,сс)но проквакал лягушкой, воспроизвел голуби(нн,н)ую воркотню и в заключение концерта  уронил с..ротскую  непреходящ..ю скорбь горлинки, которую  изранили.

И те, которых он вызвал, пробужденные, вдруг подали свои чистые, никем  не  напуг..(нн,н)ые голоса.

(По М. Алексееву.)

2.Работа по редактированию текста. (Задача: формирование грамматического строя речи, практическое овладение воспитанницами способами редактирования, обогащение словаря учащихся посредством активного использования причастий.)

- Посмотрите, какой недостаток есть у этого текста? Что надо сделать,

чтобы он приобрел художественную образность, лаконичность, правильную речевую форму?

(Нужно его отредактировать.)

- Каким образом можно это сделать?

(Заменить придаточные предложения причастными оборотами.)

- Вспомним, что такое причастный оборот, когда он обособляется.

3.Самостоятельная работа по редактированию текста. Чтение готового текста звучит в сопровождении  записи «Голоса леса».

(Отредактированный текст. Слайд.)

Скворец, высунувшийся из своего домика, прикрепле(нн,н)ого к вершине дубка около исхоже(нн,н)ой тропки, выскочил на ветку и начал дерзко передразн..вать соловья. Однако голосу непроше(нн,н)ого пересмешника (не) хватило сочности неуловимых оттенков, которыми знающая природа одаряет лишь избранных – гениальных певцов.

Скоро почу..вший неудачу солист переключился на иные лады. Он иску(сс,с)но проквакал лягушкой, воспроизвел голуби(нн,н)ую воркотню и в заключение концерта уронил с..ротскую   непреходящ..ю скорбь изране(нн,н)ой горлинки.

И те, кто были им вызва(нн,н)ы, пробужде(нн,н)ые, вдруг подали свои чистые,  никем  не  напуга(нн,н)ые голоса.

-На примере текста докажите необходимость  умения распознавать причастия. (Это необходимо при определении границ причастного  оборота и расстановке знаков препинания.)

Вывод.

- Какую роль играют причастия в устной и письменной речи?

(Они расширяют возможности языка, придают речи красочность, стилистическую образность, лаконизм.)

V. Работа по определению темы и идеи текста.   Озаглавливание.

- О чем или о ком говорится в тексте? Чего он добился своим пением? Как можно озаглавить текст? (Пробуждение.)

- Какое настроение создается автором? С каким чувством он описывает происходящее?

(Он любуется пеним птиц, восхищается родной природой.)

ФИЗМИНУТКА.

А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

V. Практическая работа с текстом по группам в форме игры «Третий лишний». (Задача: активизировать мыслительную деятельность, выявить сформированность практических навыков.)

1. а) высунувшийся

    б) вызваны

    в) уронил

Ответ в)

2. а) прикреплен

    б) пробужденных

    в) напуганные

Ответ а)

3. а) знающая

    б) почуявший

    в) прикрепле(нн,н)ого

Ответ в)

4. а) ране(нн,н)ой горлинки

    б) вызва(нн,н)ы им

    в) напуга(нн,н)ые  голоса

Ответ в)

5.  а) никем не напуганные

     б) высунувшийся из домика

     в) исхоженной тропки

           Ответ в)

Критерии оценок вы видите на слайде.

«5»  - пять правильных ответов

«4»   - четыре правильных ответа

«3»   - три правильных ответа

«2»   -  один-два правильных ответа

Доп. задание: морфологический разбор причастий: избранных, почуявший, вызваны.

VII. Подведение итогов урока. (Задача: оформление знаний по теме «Причастие» в виде беседы.)

Итак,  вы проделали большую работу сегодня. К какому выводу мы должны прийти? Где могут понадобиться теоретические знания о причастии? Для чего необходимо знать грамматические и морфологические особенности причастий? Какова роль причастий в русском языке?

 (Причастие – сложная категория, сочетающая признаки глагола и прилагательного. Это создает затруднения при распознавании причастий среди других частей речи. Поэтому необходимо ориентироваться  в морфологических особенностях причастия, чтобы научиться выделять их и правильно применять орфографические и пунктуационные правила правописания. Употребление причастий в речи делает ее емкой, яркой, образной, грамотной.)

VIII. Рефлексия.

  1. Как вы оцениваете свою работу на уроке?
  2. Какие задания вызвали затруднения? Какие показались интересными?

IX. Дом. задание.

Ваше домашнее задание будет продолжением нашего разговора об изобразительно-выразительной функции причастия. Напишите сочинение на лингвистическую тему «Роль причастия в художественном тексте» (группы А и Б), синквейн на тему «Причастие» (группа В)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Изобразительные возможности причастия"

Урок проводится в конце изучения темы «Причастие. Причастный оборот» и является уроком повторения и закрепления. Тип урока: интегрированный интерактивный урок русского языка и изобразительного искусс...

Урок русского языка по теме "Причастие"

Урок изучения новой части речи-причастия, знакомство с морфологическими признаками причастия ( признаками глагола и прилагательного), его синтаксической ролью. В данном конспекте  использованы за...

Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия" (ФГОС)

Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия"  (ФГОС)...

Система уроков русского языка по теме "Причастие" в 7 классе

Учителем предлагаются примерные конспекты уроков по теме "Причастие как часть речи" в 7 классе. В каждом уроке имеют место психологические упражнения, работа над понятиями, цель каждого урока ра...

Презентация к уроку русского языка по теме "Причастие"

Презентация к уроку русского языка по теме "Причастие" 7 класс...

Урок русского языка на тему: "Причастие как особая форма глагола", 6 класс

Урок изучения нового материала по данной теме составлен с учетом требований ФГОС. Дана технологическая карта урока с примерной разбивкой по минутам, в которой расписаны виды деятельности на каждом эта...

Презентация к уроку русского языка "Грамматические признаки причастия"

Презентация к уроку русского языка (6класс) "Грамматические признаки причастия. Типичные суффиксы" . Материал подготовлен к учебнику  С.И. Львовой, использованы материалы пособия для учителя И.П....