Цепная связь предложений в тексте
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Рыбакова Екатерина Алексеевна

Урок русского языка в 6 классе в рамках областного форума образовательных инициатив

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx236.14 КБ
Файл urok.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Последовательная (цепная) связь предложений в тексте. («До тех пор, пока мы любим, мы умеем …» Ф. де Ларошфуко)

Слайд 2

Сокровищница мудрости. Как теплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды . Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснется. ( Л. да Винчи ) Время потому исцеляет скорби и обиды, что человек меняется: он уже не тот, кем был. И обидчик и обиженный стали другими людьми. ( Б. Паскаль ) Глубокая река не возмутится от того, что в неё бросить камень; так же и человек. Если возмущается от оскорблений, то он не река, а лужа. ( Л.Н.Толстой ) Природа устроила так, что обиды помнятся дольше, чем добрые поступки. Добро забывается, а поругание упорно держится в памяти. ( Луций Анней Сенека (младший ) Если уж ты позволил обидам попасть в твое сердце и глаза - страдай и терпи. Вышел осколок из глаз - рано или поздно выйдет и тот, что в сердце! ( С.Лукьяненко )

Слайд 3

Сокровищница мудрости. Как теплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида , как бы горька ни была, тебя не коснется. ( Л. да Винчи ) Время потому исцеляет скорби и обиды , что человек меняется: он уже не тот, кем был. И обидчик и обиженный стали другими людьми. ( Б. Паскаль ) Глубокая река не возмутится от того, что в неё бросить камень; так же и человек . Если возмущается от оскорблений, то он не река, а лужа. ( Л.Н.Толстой ) Природа устроила так, что обиды помнятся дольше, чем добрые поступки. Добро забывается, а поругание упорно держится в памяти. ( Луций Анней Сенека (младший ) Если уж ты позволил обидам попасть в твое сердце и глаза - страдай и терпи. Вышел осколок из глаз - рано или поздно выйдет и тот, что в сердце! ( С.Лукьяненко )

Слайд 4

Кроссворд.

Слайд 5

Кроссворд

Слайд 6

Сюрприз учителя. Белый платок. Вскоре этот день настал. Жизнь его стала беспутной, и вскоре он попал в тюрьму. Один юноша покинул родительский дом, обворовав отца и мать. Раскаявшись в своих поступках, он решил вернуться в отчий дом после того, как выйдет из заключения. День был назначен. Тогда этот человек написал им письмо. Но он не решался возвращаться к родным, потому что уж слишком много горя он им принес. Юноша пройдет мимо своего дома и сразу поймет, стоит ли заходить в него, или же его не ждут там. В нем просил простить его, и если они это сделают, то пусть повесят на окно его спальни белый носовой платок. Сердце колотится в груди. Он зажмурился, сделал последний шаг, и что же открылось его глазам? И вот ранним утром раскаявшийся сын идет по улице, на которой прошло его детство. Он остановился перед тем, как завернуть за угол. Он приближается к своему дому. Вот сейчас он сделает это и увидит красный кирпичный домик с выходящим на улицу окном его спальни.

Слайд 7

Один юноша покинул родительский дом, обворовав отца и мать. Жизнь его стала беспутной, и вскоре он попал в тюрьму. Раскаявшись в своих поступках, он решил вернуться в отчий дом после того, как выйдет из заключения. Вскоре этот день настал. Но он не решался возвращаться к родным, потому что уж слишком много горя он им принес. Тогда этот человек написал им письмо. В нем просил простить его, и если они это сделают, то пусть повесят на окно его спальни белый носовой платок. Юноша пройдет мимо своего дома и сразу поймет, стоит ли заходить в него, или же его не ждут там. День был назначен. И вот ранним утром раскаявшийся сын идет по улице, на которой прошло его детство. Он приближается к своему дому. Сердце колотится в груди. Он остановился перед тем, как завернуть за угол. Вот сейчас он сделает это и увидит красный кирпичный домик с выходящим на улицу окном его спальни. Он зажмурился, сделал последний шаг, и что же открылось его глазам? Он не увидел красного кирпичного домика. Все было белым: платки, платочки, большие простыни - весь дом был увешан ими. Родители боялись, что он может не заметить маленького платочка и пройти мимо. Они боялись окончательно потерять сына и сделали все возможное, чтобы он понял, что прощен .

Слайд 8

Домашнее задание Сочинение - рассуждение или притча о прощении (написать самому или найти) Определить способ связи предложений в тексте и найти средства связи



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 «Б» классе.

Учитель: Рыбакова Е.А.

Тема урока: Последовательная (цепная) связь предложений в тексте («До тех пор, пока мы любим, мы умеем … /прощать/» Ф. де Ларошфуко)

Цель урока: формирование коммуникативной компетенции через  углубление и расширение знаний о тексте.

Задачи:

Личностные: способствовать осознанию себя как культуросообразной личности, умеющей грамотно строить речевое высказывание и выбирать нравственную модель поведения.

Метапредметные: закрепить речевые навыки, умения построения речевого высказывания, навыки ведения дискуссии, анализа, сопоставления, умения делать выводы, ставить цели, проводить самоанализ и рефлексию.

Предметные: закрепить умение определять цепную связь предложений в тексте, выявлять средства связи и использовать полученные навыки при работе с текстами разных стилей и типов речи.

План урока:

1. Здравствуй, Урок!

2. Обида в душе.

3. Сокровищница мудрости.

4. Наш девиз.

5. Сюрприз учителя.

6. Мы – творцы

7. Белый платок?

8. Урок, спасибо тебе за…

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Здравствуй, урок.

(Слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок – на нем присутствуют гости. Давайте подарим им улыбку и лучезарный взгляд.

Садитесь, пожалуйста.

Давайте познакомимся с темой урока и его планом. Выскажем свои пожелания, каким хотим видеть сегодняшний урок.

  1. Обида в душе.

Дома вам было предложено сформулировать, кто и когда нанес вам самую большую обиду. Вы написали это на листках. Давайте опустим их в корзинку.

Скажите, гнетет ли обида? Кому она приносит больше проблем? Трудно ли выпустить обиду из сердца?

  1. Сокровищница мудрости.

Знаете ли вы, что великие ученые и мыслители тоже рассуждали об обиде и понимали ее по-разному? Сегодня из сокровищницы мудрости мы извлечем несколько фраз.

 (Слайд 2)

Как вы их понимаете? С чем ассоциируется обида для каждого из авторов высказываний?  (через ассоциации выводятся средства связи предложений)

Давайте обратимся к учебнику и посмотрим. Что же за ассоциации мы с вами выделили.

  1. Наш девиз

А теперь обратите внимания, что тема урока пока так и не раскрыта нами. Как вы думаете, какое слово таится в ней?

Чтобы найти это слово, обратимся к кроссворду.

(Слайд 4, откидная доска)

По горизонтали впишите, пожалуйста, изученные нами средства связи между предложениями, а по вертикали нам откроется искомое слово.

Почему именно эту фразу я позволила себе предложить в качестве девиза к уроку?

  1. Сюрприз учителя.

Какой пункт плана ожидает нас?

Позвольте предложить вам притчу (Сдайд 5)

Давайте прочитаем ее. Почему нам трудно?

Что же поможет нам восстановить исходный текст?

  1. Мы – творцы.

Позвольте предложить вам групповую работу. Каждой группе достанется абзац текста, который нужно восстановить и определить языковые средства связи в предложениях

(Слайд 6)

А вот что же могло открыться его глазам, попробуйте предположить сами.

Позвольте показать вам концовку этой притчи. (Выводится окончание притчи на проектор) (Слайд 6)

Почему родители простили юношу?

  1. Белый платок?

Какой пункт плана нам сейчас предстоит?

У вас на парте лежат белые листы, на них изображены символические платки, возьмите их, пожалуйста. Давайте закроем глаза и вернемся в начало урока, вспомним ту обиду, с которой сегодня пришли… Кто готов поднять ей белый платок?

Спасибо, опустите платки. Откройте глаза. Что чувствуете вы теперь?

  1. Урок, спасибо тебе за…

(Слайд 7)

Можно, я предложу вам порассуждать об этом дома в виде небольшого эссе. Или подобрать притчу о прощении. В выбранных или написанных вами текстах определите, пожалуйста, тип и средства связи между предложениями.

Давайте напишем на белом платке ту мудрую мысль, которая больше всего вдохновила вас сегодня, и подарим наши белые платки гостям, пусть они тоже уйдут сегодня от нас с белым платком

И в заключении урока позвольте и мне попросить у вас прощения, если я кого-либо из вас обидела. Это было не специально. Простите меня, пожалуйста.

Урок окончен, большое спасибо за урок!

Дети оборачиваются к гостям с улыбкой

Садятся

Высказывают пожелания уроку, вносят (при необходимости) изменения в план.

Опускают свитки в корзинку.

Рассуждают об обиде (Дискуссия)

Высказывают мнения, выявляют, с чем ассоциируется обида, выписывают к себе в тетрадь,

указывают  средства связи, сверяют с учебником

Высказывают предположения о теме.

Разгадывают кроссворд, вписывают слово в тему

Рассуждают, дискутируют.

Сюрприз учителя.

Пытаются прочитать, высказывают мнение, что предложения не связаны между собой

Использование средств связи

Работают в группах, записывают абзац правильно, определяют средства связи, выступают с отчетом о проделанной работе. Читают текст притчи целиком («Адажио»)

Дописывают финал, зачитывают варианты, дискутируют

Рассуждают о смысле притчи, о прощении.

«Белый платок»

Поднимают или нет салфетки.

Рефлексия, дискуссия

Записывают домашнее задание

Записывают афоризм, дарят гостям

Высказываются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе по теме "Как связать предложения в тексте?"

На данном уроке учащиеся знакомятся с первым законом создания текста: связь предложений, узнают  виды связей предложений в тексте;совершенствуют умения составлять текст, определять его тему, осно...

Готовимся к ЕГЭ А7. Синтаксические нормы. ( Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте )

В данной презентации дан материал для поготовке к ЕГЭ при повторении синтаксических норм. Дана теория и практических материал, которы можно дополнить....

Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»

Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте». В каждом задании содержится стимул, задачная формулировка, источники информации, модельн...

Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация

Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация к уроку в 7 классе (по программе М.М. Разумовской)...

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Цепная и параллельная связь предложений в тексте".

Наглядное схематическое представление строения текстов с цепной и параллельной связью предложений....