7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

рабочая программа 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7 класс90.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Тип урока

Основное содержание

(стандарты)

ЗУН

Дом.  зад.

Дата

1

Русский язык как развивающееся явление

Урок изучения нового материала

Знакомство с оформлением учебника русского языка 7 класса. Развитие языка, его совершенствование.

Лексические и фразеологические новации последних лет.

Знать:  некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.

Уметь:  обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.

2

Повторение изученного в 5-6 классах

Синтаксис. Синтаксический разбор

Урок комплексного применения знаний

Синтаксис. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений. Синтаксический разбор.

Знать:   предмет изучения синтаксиса; отличия словосочетания от предложения, простого предложения от сложного, главных членов предложения от второстепенных; знать порядок синтаксического разбора простого предложения.

Уметь:  отличать словосочетание от предложения, составлять словосочетания по указанным схемам; определять количество грамматических основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; составлять простые и сложные предложения на указанную тему; производить синтаксический разбор простого предложения.

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор

Урок комплексного применения знаний

Пунктуация. Пунктуационный разбор. Конструирование предложений

Знать:  предмет изучения пунктуации; функции знаков препинания; знаки завершения, условия постановки двойного знака завершения; разделительные знаки препинания в простом и сложном предложениях и условия их выбора; выделительные знаки и условия их выбора.

Уметь:  составлять из указанных простых предложений сложные, употребляя подходящие по смыслу союзы из данного списка; уметь правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложении с прямой речью.

4

Лексика и фразеология

Урок комплексного применения знаний

Лексический состав языка. Лексические нормы. Основные лексические понятия. Работа со словарём. Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Знать:  понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Уметь:  ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм

5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова

Урок комплексного применения знаний

Звуки речи. Основные фонетические понятия. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Работа со словарём.

Основные выразительные средства фонетики

Знать:  предмет изучения фонетики, на какие группы и подгруппы делятся звуки речи в русском языке; порядок фонетического разбора слова; знать предмет изучения орфографии, перечень фонетических опознавательных признаков орфограмм-букв (гласных, согласных, ъ и ь разделительных).

Уметь:  подбирать примеры слов с указанными подгруппами гласных и согласных звуков, слов, в которых есть расхождение между произношением и написанием; находить примеры использования одних и тех же букв для обозначения разных звуков в указанном тексте; производить фонетический разбор слов; уметь правильно писать слова с изученными видами орфограмм; обозначать морфему, в которой находится орфограмма; уметь правильно писать о—ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи. Уметь определять количество абзацев в тексте, составлять план текста, определять ситуацию использования текста, сжато пересказывать указанный текст.

6

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

Урок комплексного применения знаний

Морфемы. Способы образования слов. Правописание морфем

Морфемный и словообразовательный разбор. Составление слов по заданным темам

Основные выразительные средства словообразования.

Знать:  предмет изучения словообразования, перечень морфем, способы образования слов; знать о связи орфографии со словообразованием; порядок морфемного и словообразовательного разбора.

Уметь:  выделять морфемы в указанных словах, группировать слова по способам словообразования, группировать слова по корням, разграничивать слова с омонимичными корнями, производить морфемный и словообразовательный разбор слов; верно писать слова с изученными орфограммами-гласными и согласными в корнях, с орфограммами-дефисами; графически обозначать условия выбора названных типов орфограмм

7

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

Урок комплексного применения знаний

Система частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Соблюдение основных морфологических норм русского языка. Значение открытий М.В.Ломоносова в лингвистике.

Знать:  предмет изучения морфологии, перечень самостоятельных и служебных частей речи; знать формы изменения глагола; как определяется вид, спряжение глагола; общее и различное у склоняемых частей речи, об отличии местоимений от других склоняемых слов; знать о связи орфографии с морфологией; порядок морфологического разбора изученных частей речи; знать о значении открытий М. В. Ломоносова в лингвистике.

Уметь: группировать части речи, определять вид, спряжение глагола, образовывать указанные формы глагола, производить морфологический разбор изученных частей речи; уметь группировать слова по имеющимся в них орфограммам; подбирать примеры с изученными видами орфограмм; правильно писать слова с изученными видами орфограмм; графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять тип и стиль текста; языковые средства, характерные для указанного стиля; определять основную мысль текста; уметь передавать свое впечатление от картины в форме письма.

8

Р.р Текст. Стили литературного языка.  

Урок развития речи

Основные признаки текста. Смысловые части и основные средства связи между ними. Понятие стилей литературного языка. Язык художественной литературы. Стилевые черты

Знать:  определение литературного языка, формы литературного языка (письменную и устную); стили (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный), их признаки, отличия друг от друга; знать жанры, характерные для различных стилей; отличия языка художественной литературы от стилей литературного языка.

Уметь:  определять принадлежность текста к тому или иному стилю, доказывать принадлежность текста к названному стилю, определять принадлежность жанра к тому или иному стилю.

9

Р.р  Диалог как текст. Виды диалога

Урок развития речи

Знать: что такое диалог, виды диалога

Уметь: составлять диалоги, выразительно читать в лицах

10

Р/р Стили литературного языка. Публицистический стиль.  Выступление

Упр.68, 69

Урок развития речи

Признаки публицистического стиля, жанры (выступление, статья, интервью, очерк), составление устного выступления-обращения в публицистическом стиле.  Составление выступления-обращения.

Знать:  особенности публицистического стиля, его жанры; языковые средства публицистического стиля; виды публичных общественно-политических выступлений и их структуру.

Уметь:  находить тексты, написанные в публицистическом стиле; определять признаки публицистического стиля в указанных текстах; доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю; уметь составлять устное выступление-обращение в публицистическом стиле

11

Диктант по теме «Повторение пройденного за 5 и 6 кл»

Урок проверки, оценки знаний

Правописание частей речи. Члены    предложения. Знаки препинания

Уметь: записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора

12

Анализ диктанта

Урок коррекции знаний

13

Морфология и орфография. Культура речи

Причастие как часть речи

Урок изучения нового материала

Вопрос о причастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль

Вопрос о причастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль

Знать:  характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.

Уметь: различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.

14

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Урок изучения нового материала

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Знать:  о склонении полных причастий в единственном и множественном числе; условия выбора гласных в падежных окончаниях причастий.

Уметь:  согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы причастий; уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях причаст

15

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Урок изучения нового материала

Понятие о причастном обороте, знаки препинания, схема, определение границ, составление предложений с причастным оборотом.

Знать: определение причастного оборота; что в предложении причастный оборот является одним членом предложения (определением); место причастного оборота по отношению к определяемому слову; условия выделения причастного оборота на письме.

Уметь:  находить причастные обороты и определяемые слова, к которым они относятся; определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову; правильно расставлять запятые при причастном обороте; строить предложения с причастным оборотом; находить и исправлять ошибки в построении предложений с причастным оборотом и графически обозначать условия выбора правильных написаний.

16

Причастный оборот и знаки препинания при нем

Р/р Выступление – рассуждение упр.87

Урок закрепления знаний

Понятие о причастном обороте, знаки препинания, схема, определение границ, составление предложений с причастным оборотом.

Знать:  определение причастного оборота; что в предложении причастный оборот является одним членом предложения (определением); место причастного оборота по отношению к определяемому слову; условия выделения причастного оборота на письме.

Уметь:  находить причастные обороты и определяемые слова, к которым они относятся; определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову; правильно расставлять запятые при причастном обороте; строить предложения с причастным оборотом; находить и исправлять ошибки в построении предложений с причастным оборотом.

17-18

Р/р  Описание внешности человека.

Сочинение по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы»

Урок развития речи

Портрет в литературном произведении. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности («портретные» слова)

Знать:  об описании как о смысловом типе текста; особенности описания внешности человека: структуру текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные слова»).

Уметь:  находить элементы описания внешности человека в тексте (в том числе «портретные слова»); определять роль описания отдельных элементов внешности человека для передачи особенностей его характера; различать официально-деловой и художественный стили описания человека.

19

Действительные и страдательные причасти

Урок изучения нового материала

Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления

Знать: определение действительных и страдательных причастий, ход рассуждения по разграничению действительных и страдательных причастий.

Уметь:  разграничивать действительные и страдательные причастия, находить и исправлять ошибки в смешении действительных и страдательных причастий.

20

Краткие и полные страдательные причастия

Урок изучения нового материала

Образование полных и кратких страдательных причастий

Различение кратких и полных форм прилагательных и причастий

Роль кратких страдательных причастий в тексте.

Знать:  о том, что страдательные причастия настоящего и прошедшего времени имеют полную и краткую форму; знать формы изменения кратких страдательных причастий, их синтаксическую роль в предложении; сходство и различие в изменении полных и кратких страдательных причастий; ударение в кратких страдательных причастиях (взятá, переведенá, привезенá и др.).

Уметь:  образовывать краткие страдательные причастия, определять их синтаксическую роль в предложении; правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях.

21

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Урок изучения нового материала

Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Знать, как образуются действительные причастия настоящего времени; суффиксы действительных причастий настоящего времени; условия выбора гласных у (ю) и а (я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Уметь:  образовывать действительные причастия настоящего времени; правильно выбирать и писать гласные у (ю) и а (я) в действительных причастиях настоящего времени; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

22

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Урок закрепления знаний

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Знать: Правило правописания гласных в суффиксах дейст.прич. наст вр.

Уметь: применять правило на практике. Определять стили текста, озаглавливать текст.

23

Действительные причастия прошедшего времени

Урок изучения нового материала

Образование действительных причастий прошедшего времени

Знать, как образуются действительные причастия прошедшего времени; суффиксы действительных причастий прошедшего времени.

Уметь:  образовывать действительные причастия прошедшего времени; разграничивать действительные причастия настоящего, и прошедшего времени, группировать словосочетания с названными причастиями; заменять в предложении глаголы действительными причастиями настоящего и прошедшего времени

24

Действительные причастия прошедшего времени

Урок закрепления знаний

Образование действительных причастий прошедшего времени.

Знать,  как образуются действительные причастия прошедшего времени; суффиксы действительных причастий прошедшего времени.

Уметь:  образовывать действительные причастия прошедшего времени; разграничивать действительные причастия настоящего, и прошедшего времени, группировать словосочетания с названными причастиями; заменять в предложении глаголы действительными причастиями настоящего и прошедшего времени.

25

Р/р Изложение с изменением лица (Упр.116)

Урок развития речи

Знать: правила написания изложения

Уметь: излагать текст, используя в нём причастия, изменяя лицо

26

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Урок изучения нового материала

Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Синтаксическая синонимия

Знать,  как образуются страдательные причастия настоящего времени; суффиксы страдательных причастий настоящего времени; условия выбора гласных е и и в суффиксах страдательных причастии настоящего времени.

Уметь:  образовывать страдательные причастия настоящего времени; заменять действительные причастия настоящего времени страдательными; правильно выбирать и писать гласные е и и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь выражать указанные мысли сжато, используя причастный оборот.

26

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Урок закрепления знаний

Навык написания суффиксов –ем, - ом, - им. В страдательных причастиях настоящего времени.

Знать: правило образования страдательных причастий настоящего времени.

Уметь: находить изучаемую орфограмму в тексте, объяснять её и правильно писать. Отработка умения сжимать текст.

27

Страдательные причастия прошедшего времени

Урок изучения нового материала

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Знать, как образуются страдательные причастия прошедшего времени; суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.

Уметь:  образовывать страдательные причастия прошедшего времени; находить страдательные причастия прошедшего времени; определять форму причастий

28

Страдательные причастия прошедшего времени

Урок закрепления знаний

Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени.

Знать: правило  правописания суффиксов страдательных причастий прошедшего времени.

Уметь:  находить изучаемую орфограмму в тексте, объяснять её и правильно писать.

29

Диктант по теме «Причастие»

Урок проверки, оценки знаний

Проверка знаний по теме «Причастие»

Уметь: находить изученные орфограммы в тексте и правильно писать причастия; выделять причастный оборот на письме запятыми.

30

Анализ диктанта

Урок коррекции знаний

31

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

Урок изучения нового материала

Правило выбора гласных перед Н в причастиях

Знать условия выбора гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях, ход рассуждения для выбора гласных перед н в названных причастиях.

Уметь применять ход рассуждения для выбора гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях; правильно выбирать и писать слова с изучаемой орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

32

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

Урок закрепления знаний

Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глагола

Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глагола

33

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

Урок комплексного применения знаний

Правило написания букв, работа с текстами

Знать об условиях перехода причастий в прилагательные; знать условия выбора н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных; ход рассуждения для разграничения кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных, выбор н и нн в суффиксах.

Уметь образовывать краткие страдательные причастия прошедшего времени, заменять глаголы краткими страдательными причастиями, разграничивать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные; правильно писать н или нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь описывать внешность друзей, знакомых по фотографии.

37

Одна и две буквы н  в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Урок изучения нового материала

Отличие причастия  от прилагательного. Правописание одной и двух н в  суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Знать: как отличить  причастие от прилагательного. Правописание одной и двух н в  суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Уметь:  правильно писать н или нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных

38

Одна и две буквы н  в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Урок закрепления знаний

Отличие причастия от прилагательного. Правописание одной и двух н в  суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Знать: как отличить  причастие от прилагательного. Правописание одной и двух н в  суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Уметь:  правильно писать н или нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных; образовывать страдательные причастия прошедшего времени от глаголов

39

Одна и две буквы н  в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Урок комплексного применения знаний

Отличие причастия  от прилагательного.

Правописание одной и двух н в  суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; текст – повествование с элементами описания помещения.

Знать: как отличить  причастие от прилагательного.Правописание одной и двух н в  суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Уметь:  правильно писать н или нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных;

40

Одна и две буквы н  в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Урок комплексного применения знаний

Различие прилагательных от отглагольных прилагательных.

Уметь:  правильно писать н или нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных;

41

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Урок изучения нового материала

Переход причастий в прилагательные.

Уметь:  правильно писать н или нн в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и в кратких отглагольных прилагательных;

42

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

 Урок закрепления

знаний

Переход причастий в прилагательные.:  правописание н или нн в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и в кратких отглагольных прилагательных;

Выступление в публицистическом стиле (Упр.145)

Уметь:  правильно писать н или нн в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и в кратких отглагольных прилагательных;

43

Р/р  Выборочное изложение с описанием внешности (отрывок из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Урок развития речи

Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания внешности человека

Знать особенности выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста), структуру текста типа описание, его языковые особенности.

Уметь определять основную мысль изложения; выделять в частях исходного текста подтему (описание внешности человека); составлять план изложения; излагать подтему исходного текста

44

Морфологический разбор причастия

Урок комплексного применения знаний

Порядок морфологического разбора причастия.

Знать: морфологические признаки причастия

Уметь: применять знания при морфологическом разборе

45

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Урок изучения нового материала

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями.

Уметь правильно писать не с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку не- и частицу не с причастиями.

46

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Урок закрепления знаний

Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными.

Уметь правильно писать не с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку не- и частицу не с причастиями; определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи; находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не с разными частями речи (существительными, прилагательными, причастиями).

47

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Урок комплексного применения знаний

Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями. Текст, стили, тема текста, основная мысль, абзац, заголовок.

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными.

Уметь правильно писать не с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку не- и частицу не с причастиями; определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи; находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не с разными частями речи (существительными, прилагательными, причастиями); работать с текстом.

48

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Урок изучения нового материала

Условия выбора букв, образец рассуждения. Особенности употребления причастий

Знать условия выбора букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; букв е и ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, в суффиксах прилагательных, окончаниях глаголов, в корнях слов разных частей речи.

Уметь правильно писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; графически обозначать условия выбора правильных написаний; группировать слова с буквами о, е, ё после шипящих по видам орфограмм

49

Буквы е и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Урок закрепления знаний

Условия выбора букв, образец рассуждения.

Знать условия выбора букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; букв е и ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, в суффиксах прилагательных, окончаниях глаголов, в корнях слов разных частей речи.

Уметь правильно писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; графически обозначать условия выбора правильных написаний; группировать слова с буквами о, е, ё после шипящих по видам орфограмм

50

Повторение изученного по теме «Причастие»

Урок комплексного применения знаний

Обобщение изученного материала по пройденным темам

Знать основные правила, уметь применять изученные правила на практике.

51

Контрольный диктант   по теме «Причастие»

Урок проверки, оценки знаний

Знать  характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.

Уметь  различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения

52

Р/р  Подготовка к сочинению «Описание внешности человека»  с использованием причастий. Сочинение – описание внешности телеведущего (упр.166, 167)

Урок развития речи

Сбор материала к сочинению по плану, определение основной мысли

Знать   приемы собирания, оформления и систематизации материалов к сочинению, замысел предстоящего сочинения-описания внешности человека; особенности построения текста описательного характера.

Уметь   собирать материалы к сочинению: определять, что относится к теме будущего сочинения; фиксировать свои наблюдения и мысли; систематизировать материалы; в письменной форме составлять собственный текст-описание внешности человека по личным наблюдениям

53

Деепричастие как часть речи

Урок изучения нового материала

Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия, синтаксическая и текстообразующая роль деепричастий. Морфологические признаки, сходство и различие с глаголом и наречием.

Знать   характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

Уметь    находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастий

54

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Урок закрепления знаний

Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми

 

Знать   определение деепричастного оборота; что в предложении деепричастный оборот является одним членом предложения (обстоятельством); место деепричастного оборота по отношению к глаголу; условия выделения одиночных деепричастий и деепричастных оборотов на письме.

Уметь   находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся; заменять указанные глаголы и словосочетания с неопределенной формой глагола деепричастиями и деепричастными оборотами; распространять предложения за счет включения в них деепричастного оборота; правильно расставлять запятые при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; составлять предложения по указанным схемам; правильно строить предложения с деепричастным оборотом.

55

Раздельное написание не с деепричастиями

Урок изучения нового материала

НЕ с деепричастиями

Знать условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами, причастиями, прилагательными, существительными.

Уметь правильно писать не с деепричастиями; графически обозначать условия правильных написаний; правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными).

56

Раздельное написание не с деепричастиями

Урок закрепления знаний

НЕ с деепричастиями и другими частями речи

Знать условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами, причастиями, прилагательными, существительными.

Уметь  правильно писать не с деепричастиями; графически обозначать условия правильных написаний; правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными).

57

Деепричастия несовершенного вида

Урок изучения нового материала

Деепричастия несовершенного вида и их образование

Знать, что деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие; знать, как образуются деепричастия несовершенного вида; суффиксы деепричастий несовершенного вида.

Уметь   образовывать деепричастия несовершенного вида; заменять глаголы деепричастиями несовершенного вида; находить и выделять на письме деепричастные обороты; уметь правильно ставить ударение в деепричастиях несовершенного вида (чéрпая,  балýясь и др.).

58

Деепричастия совершенного вида

Урок изучения нового материала

Деепричастия совершенного вида и их образование

Знать, что деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие; знать, как образуются деепричастия совершенного вида; суффиксы деепричастий совершенного вида.

Уметь находить исходную форму глагола, от которого образовано деепричастие; образовывать деепричастия совершенного вида; заменять глаголы деепричастиями совершенного и несовершенного вида; заменять причастия совершенного и несовершенного вида деепричастиями; находить и выделять на письме деепричастные обороты

59

Р/Р   Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь»

Урок развития речи

Особенности текста-повествования, лексико-орфографическая работа

Знать особенности текста-повествования; особенности описания действий; главное в рассказе.

Уметь  описывать действия, используя деепричастия; создавать текст-повествование с элементами описания на основе изображенного на картине от имени одного из действующих лиц картины (с учетом ситуации, мотивов и адресата рассказа).

60

Морфологический разбор деепричастия

Урок комплексного применения знаний

Порядок разбора, сравнительный анализ морфологических признаков

Знать    порядок морфологического разбора деепричастия.

Уметь    производить морфологический разбор (устный и письменный) деепричастия.

61

Повторение по теме «Деепричастие»

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщение изученного материала по пройденным темам

Знать:  основные правила, уметь применять изученные правила на практике.

62

Диктант по теме «Деепричастие»

Урок проверки, оценки знаний

Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания при деепричастном обороте.

Уметь   распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи

63

Наречие как часть речи

Урок изучения нового материала

Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

Знать   значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.

Уметь   находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

64

Разряды наречий

Р/р Рассказ по картине И.Пластова  « Первый снег»

Урок изучения нового материала

Разряды наречий по значению. Употребление наречий

Знать  лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями; вопросы, на которые отвечают смысловые группы наречий.

Уметь   определять лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями; группировать наречия по их значению; определять вопросы, на которые они отвечают; определять синтаксическую роль наречий в предложении; употреблять наречия для связи предложений в тексте; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий

65

Степени сравнения наречий

Урок изучения нового материала

Образование   степеней сравнения наречий, основные способы определения синтаксической роли в наречиях сравнительной и превосходной степени.

Знать    степени сравнения наречий (сравнительную и превосходную), способы образования форм степеней сравнения наречий; различение наречий и прилагательных в форме сравнительной степени.

Уметь    образовывать разные формы степеней сравнения, находить наречия в форме сравнительной степени в тексте, различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени

66-67

Р.р  Сжатое изложение «Как в Европе появилась бумага»

Урок развития речи

Основные способы сжатия текста. Выделение микротем, ключевых слов, составление плана

Знать:  основные способы сжатия текста.

Уметь:  использовать знания при написании сжатого текста

68

Морфологический разбор наречия

Урок комплексного применения знаний

Морфологические признаки наречия. Разграничение наречий и других частей речи.

 Р/р Рассуждение (Упр.239)

Знать   порядок морфологического разбора наречия.

Уметь   производить морфологический разбор (устный и письменный) наречия.

69

Слитное и раздельное написание не с наречиями

Урок изучения нового материала

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

Р/р  Диалог на тему «Почему люди стали меньше писать друг другу письма?»

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е; знать о разграничении наречий с не и кратких прилагательных с не.

Уметь  правильно писать не с наречиями на -о и -е; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку не- и частицу не с наречиями на -о и -е; разграничивать наречия с не и краткие прилагательные с не; определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи.

70

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

Урок изучения нового материала

Правописание отрицательных наречий. Знакомство с этимологией  слова

Знать  условия выбора букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий, отрицательных местоимений.

Уметь правильно выбирать и писать буквы е и и в приставках не- и ни- в отрицательных наречиях, отрицательных местоимениях; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

71

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

Урок закрепления знаний

Правописание отрицательных наречий. Определение по опорным (ключевым) словам тему высказывания. Подбор заголовка. Составление устного рассказа.

Знать   условия выбора букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий, отрицательных местоимений.

Уметь   правильно выбирать и писать буквы е и и в приставках не- и ни- в отрицательных наречиях, отрицательных местоимениях; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

71

Одна и две буквы н в наречиях на –о и -е

Урок изучения нового материала

Образование наречий от прилагательных. Н и НН в наречиях на 0-Е

Знать  условия выбора одной и двух букв н в наречиях на -о и
-
е. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний

72

Одна и две буквы н в наречиях на –о и -е

Урок закрепления знаний

Образование наречий от прилагательных. Н и НН в наречиях на 0-Е

Знать условия выбора одной и двух букв н в наречиях на -о и
-
е. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний

73

Р/р   Описание действий.

(упр.263) Статья

Урок развития речи

Сочинение-описание действий (на основе наблюдений)

Типы речи, композиция сочинения типа «описание».

Стили речи. Публицистический стиль, жанры: статья, репортаж,  интервью, их особенности

Знать особенности описания действий как вида текста, его структуру, языковые особенности.

Уметь  описывать действия и процессы труда; собирать материалы наблюдений за указанными процессами труда; составлять цепочку действий;  находить и устранять ошибки в последовательности описания действий; создавать исправленный вариант текста описания действий разговорного стиля

74

Диктант по теме «Наречие»

Урок проверки, оценки знаний

Правописание наречий. Виды разборов на основе аудируемого текста

Безошибочно писать аудируемый текст, выполнять все виды языкового разбора

75

Анализ диктанта

Урок коррекции знаний

76

Изложение «Коси, коса!»

Урок развития речи

Описание действий в тексте; особенности композиции текста; план текста; языковые средства (эпитеты, сравнения, метафоры…)

Уметь:  писать изложение – описание действий с использованием выразительных средств языка

77

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Урок изучения нового материала

Буквы 0-Е после шипящих на конце наречий

Знать условия выбора букв о и е после шипящих на конце наречий; о, е, ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; о, е, ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи; графически обозначать условия выбора правильных написаний

78

Буквы о и а на конце наречий

Урок изучения нового материала

Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-

Знать условия выбора букв о и а на конце наречий.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний

79

Буквы о и а на конце наречий

Урок закрепления знаний

Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-

Р/р  Рассказ по картине Е.Н.Широкова «Друзья» (от имени мальчика)

Знать условия выбора букв о и а на конце наречий.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний

80

Дефис между частями слова в наречиях

Урок изучения нового материала

Дефис между частями слова в наречиях

Дефисное написание существительных, прилагательных, местоимений.

Знать условия выбора дефиса между частями слова в наречиях; различение наречий с приставками и омонимичных сочетаний.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать наречия с приставками и омонимичные сочетания

81

Дефис между частями слова в наречиях

Урок закрепления знаний

Дефис между частями слова в наречиях

Отличие наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом. Конструирование предложений по схемам

Знать условия выбора дефиса между частями слова в наречиях; различение наречий с приставками и омонимичных сочетаний.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать наречия с приставками и омонимичные сочетания.

82

Дефис между частями слова в наречиях

Урок комплексного применения знаний

Дефис между частями слова в наречиях

Дефисное написание местоимений и наречий с приставкой КОЕ- и суффиксами ТО-, либо-, нибудь-

Знать условия выбора дефиса между частями слова в наречиях; различение наречий с приставками и омонимичных сочетаний.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать наречия с приставками и омонимичные сочетания.

83

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Урок изучения нового материала

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

Знать  условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Уметь  правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь правильно ставить ударение в наречиях; пользоваться орфографическим словарем

84

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Урок закрепления знаний

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

Отличие наречий от существительных, прилагательных, числительных с предлогом.

Знать  условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Уметь  правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь правильно ставить ударение в наречиях; пользоваться орфографическим словарем

85

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Урок изучения нового материала

Опознавательный признак написания Ь на конце наречий

Знать условия выбора употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий; виды орфограмм, связанных с употреблением и неупотреблением мягкого знака после шипящих на конце слова.

Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; группировать слова, связанные с употреблением и неупотреблением мягкого знака после шипящих на конце слова, по видам орфограмм

86

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Урок закрепления знаний

Написание ь после шипящих в различных частях речи.

Знать:  Написание ь после шипящих в различных частях речи.

Уметь: применять знания на практике.

87

Повторение изученного по теме «Наречие»

Урок комплексного применения знаний

Морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание наречий

Уметь  распознавать наречия на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов, различать наречия и созвучные слова других частей речи, группы наречий по значению, правильно образовывать степени сравнения наречий, безошибочно писать, применяя изученные правила, использовать орфографический словарь для определения слитного и раздельного написания наречий, производить словообразовательно-орфографический анализ слов соответствующих морфемных моделей, соблюдать языковые нормы употребления наречий, употреблять наречия для соблюдения точности, информативности и выразительности текстов разных стилей и типов речи, использовать в тексте выразительные возможности наречия в составе фразеологизмов и этикетных выражений

88

Практическая работа

 по теме «Наречие» (тест)

Урок комплексного применения знаний

Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.

Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

89

Контрольный диктант по теме «Наречие»

Урок проверки, оценки знаний

Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.

Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

90

Анализ контрольного диктанта

Урок коррекции знаний

91

Р/р  Учебно – научная речь

Отзыв

Урок развития речи

Правила написания отзыва

Знать: основные правила доброжелательного, убедительного отзыва

Уметь: писать отзыв, анализировать.    

92

Р/р  Учебный доклад

Урок развития речи

Учебный доклад и его строение.

Знать: правила написания учебного доклада

Уметь: подготовить учебный доклад на предложенную тему, сделать его содержательным и интересным.

93

Категория состояния как часть речи

Урок изучения нового материала

Неизменяемость-грамматический признак слов категории состояния.

Знать   значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.

Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

94

Морфологический разбор категории состояния

Урок комплексного применения знаний

Общее значение категории состояния, план морфологического разбора

А.Х.Востоков, его вклад в развитие русского языка

Знать план морфологического разбора категории состояния.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) слов категории состояния.

95

Р/р  Сжатое изложение Упр.322

Урок развития речи

Основные способы сжатия текста, микротема.

Знать:  основные способы сжатия текста

Уметь: применять знания при написании сжатого изложения

96

Самостоятельные и служебные части речи

Урок комплексного применения знаний

Служебные части речи. Служебные слова и их отличия от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи. Сведения  о А.Х.Востокове.

Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.

Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их

97

Предлог как часть речи

Урок изучения нового материала

Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении. Составление устного текста научного стиля

Знать определение предлога как служебной части речи; значения, выражаемые предлогами; синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания.

Уметь группировать словосочетания по способам связи слов в них; составлять словосочетания, используя в качестве средства связи слов указанные предлоги; группировать словосочетания по значению предлог.

98

Употребление предлогов

Урок изучения нового материала

Предлоги однозначные и многозначные. Употребление предлогов с существительными, числительными, местоимениями. Предлог перед прилагательными, порядковыми числительными и причастиям.

Знать  об однозначных и многозначных предлогах.

Уметь   определять значения предлогов в словосочетаниях; употреблять нужный падеж зависимого существительного с предлогом в словосочетании; составлять словосочетания с использованием подходящих по смыслу предлогов; находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов с падежом существительных; пользоваться в речи предлогами-синонимами.

99

Непроизводные и производные предлоги

Урок изучения нового материала

Непроизводные и производные предлоги.

Знать    неморфологический способ образования производных предлогов; отличия производных предлогов от непроизводных.

Уметь    находить непроизводные и производные предлоги; отличать производные предлоги от непроизводных; определять самостоятельные части речи, из которых образованы предлоги; уметь правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки; находить и исправлять ошибки в употреблении производных и непроизводных предлогов.

100

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов

Урок изучения нового материала

Простые и составные предлоги

Предлог как служебная часть речи и средство связи слов в словосочетании и предложении. Различение на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний.

Знать   порядок морфологического разбора предлога.

Уметь   производить морфологический разбор (устный и письменный) предлога.

101

Р/р    Подготовка к сочинению по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа»

Написание сочинения - репортажа по картине

Урок развития речи

Словарная работа, составление плана рассказа по репродукции картины, репортаж как жанр.

Знать        особенности рассказа-репортажа, его композицию, описание внешности и действий человека.

Уметь      создавать рассказ-репортаж на основе изображенного на картине по данному началу с описанием внешности и действий человека.

102

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Урок изучения нового материала

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

Знать    условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов; различение на письме омонимичных производных предлогов и наречий, предлогов и существительных.

Уметь   правильно писать производные предлоги с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных.

103

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Урок закрепления знаний

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

Знать    условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов; различение на письме омонимичных производных предлогов и наречий, предлогов и существительных.

Уметь   правильно писать производные предлоги с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных.

104

Практическая работа по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов»

Урок комплексного применения знаний

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

Знать: основные особенности предлога

Уметь: правильно писать производные предлоги, отличать их от самостоятельных частей речи; выполнять морфологический разбор предлога

105

Союз как часть речи

Комбинированный урок

Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Синтаксическая роль союзов в предложениях. Союзы-синонимы

Знать определение союза как служебной части речи; синтаксическую роль союза: связь однородных членов и простых предложений в составе сложного.

Уметь узнавать союзы, соединяющие однородные члены в простом предложении и простые предложения в составе сложного; определять смысловые отношения, выражаемые с помощью союзов, между простыми предложениями в составе сложного; уметь пользоваться в речи союзами-синонимами.

106

Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные

Урок изучения нового материала

Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в простом и сложном предложении. Употребление сочинительных и подчинительных союзов. Текстообразующая роль союзов.  

Ф.И.Буслаев – русский филолог второй половины XIX века .

Знать, какие союзы являются простыми, какие — составными.

Сведения о Ф. И. Буслаеве и его книге «О преподавании отечественного языка».

Уметь  находить простые и составные союзы; составлять предложения с составными союзами.

107

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Урок комплексного применения знаний

Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в простом и сложном предложении. Употребление сочинительных и подчинительных союзов. Текстообразующая роль союзов.

Знать об употреблении запятой между предложениями в союзном сложном предложении.

Уметь находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных; употреблять запятую между простыми предложениями в составе союзных сложных; определять грамматические основы сложных предложений; составлять схемы союзных сложных предложений; составлять союзные сложные предложения по указанным схемам.

108

Сочинительные союзы

Урок изучения нового материала

Группы сочинительных союзов, их назначение.

Знать группы сочинительных союзов по значению (соединительные, противительные, разделительные); перечень союзов, входящих в каждую группу; текстообразующую роль союзов.

Уметь различать группы сочинительных союзов по значению; располагать части составных союзов (как... так и, не только... но и, не то... не то и др.) перед разными однородными членами и частями союзного сложного предложения; уметь употреблять запятую перед второй частью составных союзов; употреблять запятую между однородными членами предложения; составлять простые и сложносочиненные предложения по указанным схемам.

109

Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза

Урок изучения нового материала

Группы подчинительных союзов по значению.

Знать группы подчинительных союзов по значению; перечень союзов, входящих в каждую группу.

Уметь определять значения подчинительных союзов; группировать сложные предложения по значению подчинительных союзов; составлять сложные предложения из простых с использованием подчинительных союзов; составлять сложные предложения с подчинительными союзами по указанным схемам.

110

Р.Р.  Сочинение – рассуждение  на тему «Книга – наш друг и советчик» (Упр.384)

Урок развития речи

Типы речи; рассуждение, особенности: тезис, аргументы, доказательства, вывод

Знать, как правильно писать сочинение – рассуждение

Уметь: подбирать материал, выделять тезис, подбирать доказательства.

111

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато

Урок изучения нового материала

Слитное написание союзов. Отличие написания союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

Знать условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогом.

Уметь различать на письме союзы также, тоже, чтобы, зато и омонимичные формы; правильно писать союзы с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

112

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато

Урок закрепления знаний

Слитное написание союзов. Отличие написания союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

Знать  условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогом.

Уметь  различать на письме союзы также, тоже, чтобы, зато и омонимичные формы; правильно писать союзы с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

113

Повторение сведений о союзах и предлогах

Урок обобщения и систематизации знаний

114

Контрольный тест по теме «Союзы и предлоги»

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Знать: основные правила написания предлогов и союзов

Уметь: грамотно писать предлоги и союзы, употреблять в речи, выполнять морфологический разбор

115

Частица как часть речи

Урок изучения нового материала

Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении.

Знать   определение частицы как части речи.

Уметь   находить частицы, которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, и частицы, которые служат для образования наклонений глагола.

116

Разряды частиц. Формообразующие частицы

Урок изучения нового материала

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

Знать о делении частиц на разряды по значению (формообразующие и смысловые); знать перечень формообразующих частиц, о раздельном написании частицы бы со словами.

Уметь определять роли частицы бы; различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы; находить слова с формообразующими частицами; употреблять формообразующие частицы в предложении.

117

Смысловые частицы

Урок изучения нового материала

Что выражают смысловые частицы, их употребление в речи, работа с текстом.

Знать смысловые частицы и их назначение в предложении; стили речи, в которых употребляются смысловые частицы; группы смысловых частиц.

Уметь находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц; уметь выразительно читать предложения со смысловыми частицами; определять смысловые оттенки, которые вносят частицы в предложение; употреблять подходящие по смыслу частицы в указанных предложениях.

118

Раздельное и дефисное написание частиц

Урок изучения нового материала

Раздельное написание частиц, сочинение –миниатюра, дефисное написание частиц.

Знать:  условия выбора раздельного и дефисного написания частиц.

Уметь:  правильно писать частицы с изученным видом орфограммы; графически объяснять условия выбора правильных написаний.

119

Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни

Урок изучения нового материала

Общее значение, правописание частиц. План и образец устного и письменного разбора частицы как части речи.

Знать:  порядок морфологического разбора частицы.

Уметь: производить морфологический разбор (устный и письменный) частицы.

120

Отрицательные частицы не и ни

Урок закрепления знаний

Отрицательные частицы. Роль отрицательных частиц, разнообразие  синтаксических конструкций.

Знать:  что частица не может придавать отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам; о положительном смысле предложения при наличии в нем двойного отрицания; знать функции выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания частицы ни.

Уметь:  определять значения, выражаемые частицами не и ни в предложениях; составлять предложения, в которых частица ни служит для выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания.

121

Различение частицы не и приставки не

Урок изучения нового материала

Различение на письме частиц НЕ и НИ. Способы различения частицы НЕ, приставки НЕ, и части корня, составление таблицы.

Знать:  условия раздельного и слитного написания не с разными частями речи.

Уметь:  правильно писать слова разных частей речи с не; графически объяснять условия выбора правильных написаний; группировать предложения по способу написания не с разными частями речи; составлять словосочетания, которые включали бы причастия с частицей и приставкой не-; составлять таблицу изученных видов орфограмм с не.

122

Практическая работа «Различение частицы не и приставки не»

Урок закрепления знаний

Различение на письме частиц НЕ и НИ.

Сочинение – рассказ по данному сюжету (упр.446)

Знать:  условия раздельного и слитного написания не с разными частями речи.

Уметь: правильно писать слова разных частей речи с не; графически объяснять условия выбора правильных написаний; группировать предложения по способу написания не с разными частями речи; составлять словосочетания, которые включали бы причастия с частицей и приставкой не-; составлять таблицу изученных видов орфограмм с не.

123

Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни

Урок изучения нового материала

Теоретические сведения о написании частицы НИ, приставки НИ, союза НИ-НИ

Знать: о различении на письме частицы ни, приставки ни-, союза ни — ни.

Уметь:  различать на письме частицу ни, приставку ни; союз ни — ни; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

124

Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни

Урок закрепления знаний

Написание  частицы НИ, приставки НИ, союза НИ-НИ

Знать: о различении на письме частицы ни, приставки ни-, союза ни — ни.

Уметь:  различать на письме частицу ни, приставку ни; союз ни — ни; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

125 - 126

Р/р  сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Урок развития речи

Анализ  картины.

Знать:  особенности рассказа по изображенному на картине; роль описаний в рассказе.

Уметь: составлять текст-рассказ по изображенному на картине; произносить этот текст (не читая).

127

Повторение изученного по теме «Частица»

Устное выступление на тему «Берегите родную природу»

Урок комплексного применения знаний

Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды частиц по значению и составу. Смысловые различия частиц НЕ - НИ. Употребление частиц с разными частями речи.

Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ - НИ на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи.

128

Контрольный  диктант по теме «Служебные части речи»

Урок проверки, оц. знаний

Служебные слова, их отличие от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи. Правописание предлогов, союзов, частиц. Употребление их в речи .Классификация и исправление допущенных ошибок

Уметь: различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, употреблять предлоги как средство связи в словосочетаниях и предложениях, союзы - для связи однородных членов и частей сложного предложения, различать предлоги, союзы, частицы разных разрядов, писать безошибочно производные предлоги, частицы, союзы, отличать союзы ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ от созвучных сочетаний слов, употреблять служебные части речи в соответствии с языковыми нормами, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма

Уметь: исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры.

129

Междометие как часть речи

Урок изучения нового материала

Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий.

Знать: определение междометия как особой части речи; назначение междометий в языке; отличие междометий от самостоятельных и служебных частей речи; производные и непроизводные междометия; употребление междометий в значении других частей речи.

Уметь: находить междометия в предложении; группировать предложения с междометиями по семантике междометий; разграничивать междометия и омонимичные самостоятельные части речи; интонационно выделять междометия.

130

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

Урок изучения нового материала

Употребление дефиса в междометиях, знаки препинания.

Знать: условия употребления дефиса в междометиях, о знаках препинания при междометиях.

Уметь: правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; выделять междометия знаками препинания; составлять диалог, включая в него междометия; выразительно читать предложения с междометиями.

131

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

Р/р Текст и стили речи. Учебно – научная речь

Урок обобщения и систематизации знаний

Текст, его признаки, типы и разновидности текстов, их отличие. Стили речи, жанры.

132

Фонетика. Графика.

Урок обобщения и систематизации знаний

Работа со словарем, фонетика и графика как разделы науки о языке.

Знать определение фонетики и графики как разделов науки о языке; назначение букв, взаимоотношение звуков и букв в языке; порядок фонетического разбора слова.

Уметь рассказывать о звуках русского языка, о назначении алфавита в форме научного описания; группировать слова, в которых буквы не совпадают и совпадают с произношением; производить фонетический разбор слов.

133

Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование

Урок обобщения и систематизации знаний

Лексика  как раздел науки.

Основные выразительные средства лексики и морфемики

Знать: определение лексики и фразеологии как разделов науки о языке; назначение слов и фразеологизмов в языке; отличие лексического значения от грамматического; общее и различное у синонимов, антонимов; роль диалектных, жаргонных, профессиональных, устаревших слов в художественных произведениях; словари русского языка.

Уметь:  рассказывать о назначении слов и фразеологизмов в форме научного описания; определять лексическое и грамматическое значение слов; составлять словосочетания с многозначными словами; находить диалектные слова и определять их значение.

134

Морфология. Орфография

Урок обобщения и систематизации знаний

Части речи, их общее значение.

Основные выразительные средства морфологии

Знать: определение морфологии как раздела науки о языке; определение части речи; три группы частей речи в русском языке; морфологические признаки частей речи; синтаксическую роль частей речи; морфологический разбор слова.Уметь: рассказывать о частях речи в форме научного описания; определять части речи в предложении; определять синтаксическую роль указанных частей речи; производить морфологический разбор слов.

135

Синтаксис и пунктуация.

Урок обобщения и систематизации знаний

Основные выразительные средства синтаксиса

Знать определение синтаксиса как раздела науки о языке; назначение словосочетаний и предложений в языке; строение словосочетаний; способы выражения главных членов предложения; виды предложений по цели высказывания, по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения; синтаксический разбор предложения.

Уметь находить словосочетания; выделять главное слово в словосочетании; определять виды предложений по цели высказывания; находить предложения с однородными членами и определять, какими членами предложения они являются; находить предложения с деепричастными оборотами; сложные предложения.

136

Итоговая административная контрольная работа

(в форме ГИА)

Урок проверки знаний, умений, навыков

Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....