Формирование у учащихся 4 класса универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме «Спряжение глагола»
методическая разработка по русскому языку по теме

Сафронова Татьяна Валентиновна

Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, которые обеспечивали бы успешный процесс обучения в средней школе. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Для формирования УУД в практике школы используются приёмы педагогической техники, а также существует пять основных принципов педтехники.

1. Принцип свободы выбора.  Никто из нас не любит навязанных действий, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.
2. Принцип открытости. Задача учителя: не только давать знания – но еще и показать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. 

3. Принцип деятельности. Бернард Шоу утверждал: « Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья, ученик должен с ним работать. » Учитель привлекает детей к добыванию новых знаний. Они вместе обсуждают для чего необходимо то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
4. Принцип обратной связи. Только учитель на уроке отслеживает следующие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания.

5. Принцип идеальности (высокого КПД). Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Согласуем темперамент, ритм и сложность обучения с возможностями учеников и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить.
Каждый из этих принципов реализуется с помощью конкретных приемов, которые в свою очередь помогают развитию определенных УУД. Эти приёмы общеизвестны. В определенном смысле эти приемы – совокупное творчество учителей.

Ими можно пользоваться на любом этапе урока. Предлагаю вашему вниманию обобщающий урок русского языка в 4 классе по теме "Спряжение глагола».

Использую прием "Привлекательная цель" в начале урока.

Сегодня учитель при подготовке к уроку должен задать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ученик хотел учиться? Чтобы он ясно осознал, работая над учебным материалом, зачем это ему нужно?» Интерес обеспечивает направленность личности на опознание целей деятельности. Рядом с интересом идет понимание. А понимание нового материала возможно тогда, когда есть основа в виде имеющихся знаний.
Поэтому перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель.  

Повторение пройденного на уроке - самый не продуктивный утомительный способ повторения. Но ведь можно сделать повторение активным и развивающим. Можно предложить ученикам работу в паре, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. Я использую приём "Продолжи фразу", предлагаю детям поработать в паре.

Показательный ответ: один ученик отвечает у доски, остальные слушают. По результатам многолетних наблюдений психологов, известно, что следят за ответом у доски не более 15 % учеников. Следовательно, прием полезен, когда ученик демонстрирует блестящий ответ, формируя тем самым у одноклассников образ ответа, к которому нужно стремиться. 

Вот как это получилось у меня: на предыдущем уроке была организована групповая работа по составлению алгоритма "Как определить спряжение глагола", использовался приём "Лучшая шпаргалка"; на данном уроке предоставляю детям возможность услышать  "Показательный ответ". Эти приемы помогают формировать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД. 

Блицконтрольная: учитель в течение 3-5 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). Посмотрим, как это было на моём уроке

 Подведение итога в конце урока. В конце урока с целью формирования коммуникативных УУД я ввела роль "Подводящий итоги". Этот приём позволяет ученикам развивать умение формулировать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, строить монологические высказывания.

Используя приём "Опрос-итог" в конце урока, я  задаю вопросы, побуждающие к рефлексии. (Это когда дети выбирают начало фразы)

Для эффективной организации домашнего задания использую следующие приемы: Уровни и виды домашнего задания. Одновременно задаю домашнее задание двух или трех уровней. 
1.Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
2.Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу.
3.Третий уровень используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это творческое задание. Обычно оно выполняется
на добровольных началах.
Оценивание. Важно решить, как оценивать деятельность ученика, как избежать негативных последствий оценивания. Главная цель оценки – стимулировать познание. Человеку нужен Успех. Хвалить приятно. Но успех перемежается с неудачей. Бывает, что ученика не за что хвалить. Как быть?
Для развития умения оценивать свою работу дети вместе со мной разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Стараюсь показать достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями. Вчера он делал десять ошибок в диктанте, сегодня он сделал пять. Это замечательно. Если ребенок сделал плохую работу, говорю: «Работа хуже, чем обычно. Наверное, ты неважно себя чувствовал».
Результатом применения приемов педагогической техники является хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания. Сегодня учащийся сам должен стать « архитектором и строителем образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.34 КБ
Файл pravopisanie_lichnykh_okonchaniy_glagolov.pptx734.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: «Правописание личных окончаний глаголов»

Класс: 4 "Б" 

ОУ: МБУ СОШ № 47

Учитель: Сафронова Т. В.

Цель: вспомнить всё о глаголе и спряжении; составить и  отработать алгоритм правописания личных окончаний глаголов

Задачи:

 образовательные: 

  • обобщить и закрепить   знания о спряжении глаголов, отличии  глаголов 1 и 2 спряжения;
  • формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу начальной формы;
  • отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов.

развивающие: 

  • развивать умение сравнивать, группировать,  анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал; формулировать свои мысли, высказывать их вслух.

воспитательные:

  • воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран;
  • карточки с заданиями;
  • презентация ;
  • учебник русского языка, I часть;
  •  доска;
  •  тетради.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  • интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала);
  • повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
  • развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности;
  • развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал и др.)

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд № 1)

- Записываем число, классная работа. Сегодня я выбрала себе в помощники... Он же будет выполнять роль "Подводящий итоги". Он приготовил вам загадку...

Загадка. (Слайд № 2)

- Удивительная часть речи в нашем языке живёт…

Кто что делает, расскажет: чертит, пишет иль поёт,

вышивает, или вяжет, или забивает гол,

варит, жарит, моет, чистит... Всё расскажет нам …

- Продолжаем работать над темой "Глагол". Что именно мы изучаем с вами о глаголе?(Спряжение.) 

- Сформулируйте тему урока более конкретно. («Правописание личных окончаний глаголов» ) (Слайд № 3)

Каким по типу будет наш урок?(Урок повторения, обобщения и закрепления.)

- Глагол – серьезная часть речи,

Она заставит действовать нас всех:

Читать, писать, спрягать – и обеспечит

Нам с вами в знаниях  успех. (Слайд № 4)

- Когда вы слушаете, вы забываете,
Когда вы видите, вы понимаете,
Когда вы действуете, вы научаетесь.

Желаю вам хорошей творческой работы на уроке. (Слайд № 5)

II. Постановка "привлекательной цели" урока.

- Давайте теперь сформулируем цель нашего урока. (Слайд № 6)

Не забывайте, что цель должна быть "привлекательной", чтобы вам захотелось достичь этой цели. (Вспомнить всё, что мы знаем о глаголе, о спряжении глагола; составить и  отработать алгоритм правописания личных окончаний глаголов.)

III. Словарная работа. (Слайд № 7)

Алгоритм  

- Что такое алгоритм? (Набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.) 

- Записываем слово правильно, комментирует написание...

- Составляем предложения со словом....

Разбор лучшего предложения по членам.

Мы составили удачный алгоритм.

IV. Повторение. Приём “Продолжи фразу"(Слайд № 8)

Каждый ученик работает по карточке №1:

а) Часть речи, которая обозначает действие ...(предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? называется ... (глаголом)

б) Не с глаголами пишется ... (отдельно)

в) Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы... (что делать?, что сделать?)

г) Глаголы в начальной форме имеют суффиксы .... (ть, ти,чь)

д) Глаголы изменяются в прошедшем времени и ...(по числам, в ед. ч. – по родам), в наст. и буд. времени глаголы изменяются по ... (числам и лицам)

е) В предложении глагол является .... (сказуемым).

ё) Спряжение – это ... (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).

Работа в парах. Взаимопроверка.

- Обсудите результаты своей работы. Информацию, с которой вы не согласны, помечайте знаком “?”

- Проверим вашу работу.

- Расскажите о типах спряжения по той схеме-опоре, которую мы зарисовывали на прошлом уроке. (Слайд № 9)

V. Физминутка. (Слайд № 10)

- Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем хлопок над головой, 2 спряжения –  2 хлопка за спиной.

Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь.

VI. Повторение. "Найди лишнее слово". Комментированное письмо. (Слайд № 11)

- На слайде слова: с_сна, в_лна, сверка_т, пч_ла, к_рмушка.

-  Назовите орфограмму, встречающуюся в данных словах, подберите проверочные слова.

(Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

С_сна – со'сны, в_лна – во'лны, пч_ла – пчё'лы, к_рмушка – ко'рм.)

- Какое слово лишнее? Почему?

(Слово “сверкает” - безударная гласная в окончании. Как её проверять? Расскажите правило.) (Слайд № 12)

VII. Составление алгоритма.

- На прошлом уроке мы проводили конкурс "Лучшая шпаргалка"с целью составления алгоритма "Как определить спряжение глагола."Сегодня мы увидим результаты этой работы:

1) Словесный алгоритм. (Слайд № 13)

Алгоритм" Как определить спряжение глагола"

  1. Проверяем, какими являются окончания личных  форм глагола – ударными или безударными.
  2.  Если личные окончания ударные, спряжение  определяем по букве окончания: если -Е (-Ё) и -У(-Ю), значит, это глагол 1-го спряжения; если -И и -А (-Я) – 2-го спряжения.
  3. Если личные окончания  глаголов безударные, определяем спряжение по неопределённой форме.
  4. Ко 2 спряжению отнесу я, без сомнения, все глаголы, что на -ИТЬ, исключая брить, стелить, а также: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть и зависеть, и терпеть, и опять смотреть, вертеть.
  5. Все остальные глаголы + брить, стелить относятся к 1 спряжению.

2) Схема - опора. (Слайд № 14)

VIII. Закрепление. Работа по алгоритму. (Слайды № 15-17)

- Работаем по карточке №2. Здесь даны 3 задания разной степени сложности. Вы выбираете и выполняете только одно задание, то, что вам по силам.

1. Вставить пропущенные буквы, объяснить их написание.

Пиш_т, вяж_м, вар_м, чита_шь, отвеча_т, жар..т, мо..шь, чист..т.

2. В личные окончания глаголов вставьте пропущенные буквы, Докажите правильность своего выбора.

Тревож_шь маму, ужина_м в столовой, меша_те Диме, кос_т траву, угрожа_т жизни, люб_шь красоту, стира_м белье, лета_шь легко.

3. Определить спряжение глаголов.

Налить воды, грузить вагон, сеять пшеницу, забить гол, зашить дырку, уснуть на уроке, колоть дрова, шагать по улице, вязать шарф.

- Проверим вашу работу. 

3 задание. (У этих глаголов личные окончания ударные, по которым видно, что все они – глаголы 1-го спряжения: нальёшь, забьёшь, зашьёшь; во-вторых, у этих глаголов нет глагольного суффикса – и -. У них буква –и- входит в корень.)

IX. Физминутка. (Слайд № 18)

X. Выполнение теста. Проверка. (Слайды № 19-31)

XI. Итог урока. (Слайды № 32-33)

Интерес

 - Что интересного было на уроке?

Творчество

- Каким творчеством занимались?

Образование 

– Чему учились?

Главное

 Что главное было для вас на уроке?

XII. Рефлексия. (Слайд № 34). Оценивание.

- Закончите фразу “Теперь я знаю...” или “Я умею...”.

XIII. Дом. задание по выбору. (Слайд № 35)

1. Стр. 116 -117, упр.168

2. Написать мини-сочинение на тему «Осень» (5-6 предложений) и указать спряжение глаголов.

http://www.myshared.ru/slide/91310/

Приложение.

Карточка №1:

а) Часть речи, которая обозначает действие                       ...           и отвечает на вопросы    ...                               ...                    ...                                 ...                 называется       ...  

 б) Не с глаголами пишется      ... 

в) Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы       ... 

г) Глаголы в начальной форме имеют суффиксы     .... 

д) Глаголы изменяются в прошедшем времени    ....         и      ...       

в наст. и буд. времени глаголы изменяются по ... 

е) В предложении глагол является    .... 

ё) Спряжение – это      ...

Карточка №2:

1. Вставить пропущенные буквы, объяснить их написание.

Пиш_т, вяж_м, вар_м, чита_шь, отвеча_т, жар..т, мо..шь, чист..т.

2. В личные окончания глаголов вставьте пропущенные буквы, Докажите правильность своего выбора.

Тревож_шь маму, ужина_м в столовой, меша_те Диме, кос_т траву, угрожа_т жизни, люб_шь красоту, стира_м белье, лета_шь легко.

3. Определить спряжение глаголов.

Налить воды, грузить вагон, сеять пшеницу, забить гол, зашить дырку, уснуть на уроке, колоть дрова, шагать по улице, вязать шарф.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 4 класс Урок подготовила учитель начальных классов МБУ СОШ № 47 Сафронова Татьяна Валентиновна

Слайд 2

. Удивительная часть речи в нашем языке живёт… Кто что делает, расскажет: чертит, пишет иль поёт, вышивает, или вяжет, или забивает гол, варит, жарит, моет, чистит… Всё расскажет нам … ГЛАГОЛ

Слайд 3

«Правописание личных окончаний глаголов»

Слайд 4

Глагол – серьезная часть речи, Она заставит действовать нас всех: Читать, писать, спрягать – и обеспечит Нам с вами в знаниях успех.

Слайд 5

Когда вы слушаете, вы забываете, Когда вы видите, вы понимаете, Когда вы действуете, вы научаетесь. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке!

Слайд 6

ЦЕЛЬ УРОКА: вспомнить всё, что мы знаем о глаголе, о спряжении глагола; составить и отработать алгоритм правописания личных окончаний глаголов. Привлекательная

Слайд 7

набор инструкций , описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий. Алгори́тм

Слайд 8

а) Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? называется глаголом. б) Не с глаголами пишется отдельно. в) Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы что делать?, что сделать? г) Глаголы в начальной форме имеют суффиксы - ть , - ти,-чь . д )Глаголы изменяются в прошедшем времени по числам , в ед.ч.– по родам, в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам. е) В предложении глагол является сказуемым. ё) Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

Слайд 9

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ ШЬ Т М ТЕ -УТ (-ЮТ) ШЬ Т М ТЕ -АТ (-ЯТ)

Слайд 10

идёшь шумят поёшь шуршите звенят плывут лежит цветёт растёт говоришь кричишь Физминутка

Слайд 11

С_сна - сосны в_лна - волны сверка_т - ? пч_ла - пчёлы к_рмушка - корм Найди лишнее слово Хорошо!

Слайд 12

Безударное окончание глагола можно правильно написать, определив спряжение по его неопределённой форме.

Слайд 13

Проверяем, какими являются окончания личных форм глагола – ударными или безударными. Если личные окончания ударные, спряжение определяем по букве окончания: если -Е (-Ё) и -У(-Ю), значит, это глагол 1-го спряжения; если -И и -А (-Я) – 2-го спряжения. Если личные окончания глаголов безударные, определяем спряжение по неопределённой форме. Ко 2 спряжению отнесу я, без сомнения, все глаголы, что на -ИТЬ, исключая брить, стелить , а также: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть и зависеть, и терпеть, и опять смотреть, вертеть. Все остальные глаголы + брить, стелить относятся к 1 спряжению. АЛГОРИТМ

Слайд 14

Чтобы определить спряжение Окончание под ударением Окончание безударное Поставь глагол в неопределённую форму -у -ю - Е шь - Е т - Е м - Е те - У т - Ю т -у -ю - И шь - И т - И м - И те - А т - Я т I спр. II спр. не на Ить + брить стелить на –ИТЬ +видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, вертеть, смотреть, гнать, держать, слышать, дышать . I спр. II спр. выясни или

Слайд 15

Пиш …т, вяж …м, вар…м, чита … шь , отвеча …т, жар…т, мо… шь , чист…т. е е и е е и е и МОЛОДЦЫ!

Слайд 16

Тревож…шь маму, ужина…м в столовой, меша…те Диме, кос…т траву, угрожа…т жизни, люб…шь красоту, стира…м белье, лета…шь легко. и е е и е и е е СПАСИБО! ПОРАДОВАЛИ!

Слайд 17

налить воды - наль ё шь – 1спр. грузить вагон - - и – 2 спр . сеять пшеницу - - я – 1 спр . забить гол – забь ё шь – 1 спр . зашить дырку – зашь ё шь – 1 спр . уснуть на уроке - - у – 1 спр . колоть дрова - - о – 1 спр . шагать по улице - - а – 1 спр . вязать шарф - - а – 1спр. Умницы!

Слайд 18

Физминутка

Слайд 19

НАЧАТЬ ТЕСТ

Слайд 20

1. Запиши глагол II спряжения: а). поднимать б). лететь в). ловить

Слайд 21

2. Выпиши глагол в начальной форме: а). прыгают б). держу в). кормить

Слайд 22

3. Выпиши глагол единственного числа: а). лететь б). растут в). пищит

Слайд 23

4. Запиши слово, на конце которого нужно писать Ь а). кирпич__ б). береч__ в). свеж__

Слайд 24

5. Выпиши слово, где –ТСЯ без Ь а). любует_ся б). купат_ся в). катат_ся

Слайд 25

ОТВЕТЫ

Слайд 26

1. Запиши глагол II спряжения: а). поднимать б). лететь в). ловить

Слайд 27

2. Выпиши глагол в начальной форме: а). кормить б). держу в). прыгают

Слайд 28

3. Выпиши глагол единственного числа: в). пищит а). лететь б). растут

Слайд 29

4. Запиши слово, на конце которого нужно писать а). кирпич __ б). береч__ в). свеж__ Ь

Слайд 30

5. Выпиши слово, где –ТСЯ без Ь а). любует б). купат_ся в). катат_ся _ ся

Слайд 31

ТЕСТ ПРОЙДЕН!

Слайд 32

И нтерес Т ворчество О бразование Г лавное

Слайд 33

И нтерес - Что интересного было на уроке? Т ворчество - Каким творчеством занимались? О бразование – Чему учились? Г лавное – Что главное было для вас на уроке?

Слайд 34

Закончите фразу: « Теперь я знаю…..» или «Я умею……».

Слайд 35

Домашнее задание по выбору: 1. Стр . 116 -117, упр.168 2. Н аписать мини-сочинение на тему «Осень» (5-6 предложений) и указать спряжение глаголов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка»

Вопрос о том, каким должен быть современный урок (в том числе и урок русского языка), звучал довольно давно и в разные периоды имел разные отклики в педагогических кругах.Однако, несмотря на все это, ...

Презентация по теме "Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5-х классах"

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного ч...

Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка в процессе изучения темы «Наречие»

Цели:1.     Показать способы образования степеней сравнения наречий.2.     Научить различать степени сравнения наречий и степени ...

Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах»

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информа...

Проектная работа "Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе по теме "Глагол"

Проектная работа представляет собой разработку пакета контрольно –диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Глагол» ( по УМК М. Т. Б...

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ООО"

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ОООИз опыта работыучителя русского языка и литературы филиала МБОУ Пеклинской СОШРябчинской СОШАв...