Наречие и слова категории состояния.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Вейс Наталья Ивановна

Тема: Наречие  и слова категории состояния.

Цели:

Познавательные:

·        Повторить, обобщить и систематизировать  знания учащихся о наречии и словах категории  состояния;

·        Формировать умения правописания наречий;

·        Уметь отличать наречия, слова категории состояния и краткие прилагательные друг от друга

Развивающие:

·        Способствовать развитию умений находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия и краткого прилагательного, способствовать развитию долговременной памяти и образного мышления;

·        Развивать речь учащихся, умение анализировать, обобщать  лингвистический     материал, делать на основе этого свой вывод.

·        Продолжить  работу по развитию логических навыков сравнения и сопоставления.

Воспитательные:

·        Воспитывать уважительные отношения в работе с напарником;

 

Приёмы КМ:  «Таблица», «Хочу спросить», «Незаконченное предложение»

Оборудование: мультимедийная доска, ватманы,  маркеры,  карточки-задания, лист  оценки на уроке, лист «Незаконченное предложения»

Форма работы: работа в парах, коллективная, индивидуальная

Тип урока: урок-повторение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл http://nsportal.ru/sites/default/files/narechie_i_sks.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 9 классе

Тема: Наречие  и слова категории состояния.

Цели:

Познавательные:

  • Повторить, обобщить и систематизировать  знания учащихся о наречии и словах категории  состояния;
  • Формировать умения правописания наречий;
  • Уметь отличать наречия, слова категории состояния и краткие прилагательные друг от друга

Развивающие:

  • Способствовать развитию умений находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия и краткого прилагательного, способствовать развитию долговременной памяти и образного мышления;
  • Развивать речь учащихся, умение анализировать, обобщать  лингвистический     материал, делать на основе этого свой вывод.
  • Продолжить  работу по развитию логических навыков сравнения и сопоставления.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительные отношения в работе с напарником;

Приёмы КМ:  «Таблица», «Хочу спросить», «Незаконченное предложение»

Оборудование: мультимедийная доска, ватманы,  маркеры,  карточки-задания, лист  оценки на уроке, лист «Незаконченное предложения»

Форма работы: работа в парах, коллективная, индивидуальная

Тип урока: урок-повторение

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята!  Наш урок мы начнём с необычного приветствия.

Описание разминки "Приветствие"

Встаньте в две колонки, повернитесь друг к  другу лицом

.(учащиеся вытягивают листочки с названием народа: африканцев, европейцев, японцев). Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми "своим способом": "европейцы" пожимают руку, "японцы" кланяются, "африканцы" трутся носами.

Проверка домашнего задания.

Ребята  зачитывают выписанные из любого художественного текста 5 предложений с причастным оборотом и 5 предложений с деепричастным оборотом

II.Операционно-деятельный этап

1. Стадия вызова

Запись  на доске.

 Утро солнечно и радостно.
Глаза светились радостно.
На душе у ребят было радостно.

- Запишем в тетрадях предложения и подчеркнём главные и второстепенные члены (один человек работает у доски):

- Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (каждое предложение содержит одно общее слово) – Какой частью речи выражены эти слова?

       Мы продолжаем цикл уроков по повторению. Тема нашего урока «Наречие и слово категории состояния». На столах лежат листы для оценивания (Приложение 1), не забываем ставить оценки себе и своему товарищу.

Работа в парах.

Приём «Таблица»

Задание: составьте  сопоставительную таблицу «Наречие, слова категории состояния и краткие прилагательные» (Приложение 2)

Заполнение таблицы.

Вопросы

Краткое

Прилагательное

Наречие

Слово категории состояния (СКС)

К какому слову относится?

Существительное

Глагол

Не зависит от других слов

На какой вопрос отвечает?

Каков? какова? каковы?

Как? где?

как? каково?

(оставить пустую строку)

Что обозначает?

Признак

Предмета

Признак действия, признак другого признака

Состояние природы, человека, оценку действия

Каким членом предложения является?

Сказуемое

Обстоятельство

Сказуемое в предложении без подлежащего

Как изменяется?

По родам, числам, падежам

Не изменяется

Не изменяется

Проверка составленной таблицы.

2. Стадия  осмысление

Работа в парах

Задание: придумайте  3 предложения, чтобы одно слово выступало в роли разных частей речи

1пара  - больно

2 пара – интересно

Работа в парах. (Приложение 3)

Задание: распределите  СКС по группам.1) душевное и физическое состояние человека; 2) состояние  природы и окружающей среды; 3) оценка действий.

В избе было Тепло и Сухо. Мне Больно. По утрам было еще Темно. Васе одному Скучно. Ему Лень сойти с крыльца. Досадно, что скоро придется покинуть вас. Человеку Холодно без песни. В городе Спокойно. Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах Нельзя. Выполнить твою просьбу мне не Трудно. Мне Стыдно не выполнить задание.

Проверка задания на мультимедийной доске.

Душевное и физическое состояние человека

Состояние природы и окружающей среды

Оценка действий

Больно, скучно, холодно, досадно

Тепло и Сухо, темно, спокойно,

Лень, можно нельзя, трудно, Стыдно

 -         Когда пишется не с наречиями слитно, а когда раздельно?

Графический диктант (работа выполняется индивидуально, проверяем все вместе)

Задание: определи, слитно или раздельно пишутся наречия

Сделать (не)умело; пришить (не)крепко; выполнить (не)брежно; взлететь (не)высоко; сделать (не)опрятно; взглянуть (не)доверчиво, а с подозрением; говорить далеко (не) весело; совсем (не) громко; вовсе (не) ласково; произнести (не) громко, а тихо.

Проверка на мультимедийной доске.

 Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.

Индивидуальная работа по карточкам (дифференцированная) (Приложение 4)

Карточка№ 1 (для сильного ученика)

Задание: слитно, раздельно или через дефис?

 (По) осеннему, (по) очерёдно, (по) полудни, (по) прежнему, (по) пустому, (по) пусту, (по) ребячьи, (по) свойски, (по) середине, (по) старинному, (по) старому, (по) стольку, (по) человечески, (с) низу (до) верху,

(с) нова, (со) слепа, (с) переди, (с) позаранку, (с) права, (с) разбега, строго (на) строго, (с) ходу, (тихо) смирно, (тот) час, точь (в) точь, туго (на) туго, (честь) честью, честь (по) чести, бок (о) бок, (с) боку (на) бок, (давным) давно.

Карточка № 2 (для среднего ученика)

Распределите слова по 2 столбикам – с одной н и с двумя н:

  • Медленно, интересно, священно, нечаянно, ужасно, торжественно, грустно, рассеянно, взволнованно, внимательно.

- Обозначьте суффиксы, подчеркните орфограмму. Напиши условия написание не слитно и раздельно

Карточка № 3(для слабого ученика)

Написать сочинение-миниатюру  (6-7предложений) с описанием природы родного края, используя наречия лениво, жарко, внезапно, понемногу, сначала. 

Работы  учеников сдаются учителю.

Домашнее задание: стр 26 упр.45

3. Стадия рефлексии

Приём «Хочу спросить»

Каждый ученик задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я неудовлетворен, потому что …» .

Приём «Незаконченное предложение» (Приложение 5)

Проводится оценка работы на уроке

Мне удалось…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я доволен…

Я считаю, что поработал…

Приложение 1

Лист оценки на уроке

Ф.И._________________________________________

«Наречие и слова категории состояния»

Задания

Самооценка

Оценка товарища

Оценка учителя

1. Домашнее задание

2. Составление таблицы

3. Распределить СКС по группам

4. Упражнение на развитие речи

5. Работа по карточкам

 --------------------------

 ----------------------

Итого

_______

Место для оценки

        Приложение 2

Вопросы

Краткое

Прилагательное

Наречие

Слово категории состояния (СКС)

К какому слову относится?

На какой вопрос отвечает?

(оставить пустую строку)

Что обозначает?

Каким членом предложения является?

Как изменяется?

Приложение 3

Задание: распределите  СКС по группам.1) душевное и физическое состояние человека; 2) состояние  природы и окружающей среды; 3) оценка действий.

В избе было Тепло и Сухо. Мне Больно. По утрам было еще Темно. Васе одному Скучно. Ему Лень сойти с крыльца. Досадно, что скоро придется покинуть вас. Человеку Холодно без песни. В городе Спокойно. Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах Нельзя. Выполнить твою просьбу мне не Трудно. Мне Стыдно не выполнить задание.

        

Приложение 4

Индивидуальная работа

Карточка№ 1

Задание: слитно, раздельно или через дефис?

 (По) осеннему, (по) очерёдно, (по) полудни, (по) прежнему, (по) пустому, (по) пусту, (по) ребячьи, (по) свойски, (по) середине, (по) старинному, (по) старому, (по) стольку, (по) человечески, (с) низу (до) верху,

(с) нова, (со) слепа, (с) переди, (с) позаранку, (с) права, (с) разбега, строго (на) строго, (с) ходу, (тихо) смирно, (тот) час, точь (в) точь, туго (на) туго, (честь) честью, честь (по) чести, бок (о) бок, (с) боку (на) бок, (давным) давно.

Карточка № 2

Распределите слова по 2 столбикам – с одной н и с двумя н:

  • Медле…о, интерес…о, свяще…о, нечая…о, ужас…о, торжеств…о, груст…о, рассея…о, взволнова…о, вниматель…о.

- Обозначьте суффиксы, подчеркните орфограмму. Напиши условия написание не слитно и раздельно

Карточка № 3

Написать сочинение-миниатюру  (6-7предложений) с описанием природы родного края, используя наречия лениво, жарко, внезапно, понемногу, сначала. 

Приложение 5

Незаконченное предложение

Мне удалось…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я доволен…

Я считаю, что поработал…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Наречие. Категория состояния"

Разработка к уроку -обобщению. Традиционная форма проведения....

«Слова на «о»: наречие, краткое прилагательное, краткое причастие, слова категории состояния».

Цель урока: научиться различать в предложении наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния....

Карточка "Наречие и категория состояния" (7 кл)

Задание для самостоятельной работы...

Контрольная работа по теме "Наречие. Категория состояния"

Цель: проверка знаний, умений, навыков по теме "Наречие. Категория состояния"...