Урок русского языка в 5 классе по теме: "Гласные и, у, а после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Русский язык в 5 классе

Тема урока: Гласные и, у, а после шипящих.

Цель урока: Актуализировать и восстановить знания о правописании гласных и, у, а после шипящих, отработать умения правильно писать гласные и, у, а после шипящих.

Тип урока: Урок систематизации ЗУН.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать правила написания букв и, у, а после шипящих, слова исключения, уметь правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова исключения, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ "Урусовская СОШ"

Учитель Родькина Надежда Николаевна

2014 год

Русский язык в 5 классе

Тема урока: Гласные и, у, а после шипящих.

Цель урока: Актуализировать и восстановить знания о правописании гласных и, у, а после шипящих, отработать умения правильно писать гласные и, у, а после шипящих.

Тип урока: Урок систематизации ЗУН.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать правила написания букв и, у, а после шипящих, слова исключения, уметь правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова исключения, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Ход урока:

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Много предстоит узнать.

Постарайтесь все понять.

        - Минута вдохновения: все дети повторяют за учителем: "Я хороший. Я самый хороший. Меня все любят. Я все могу. Я всегда все могу. У меня все получается. У меня все хорошо получается. У меня всегда все хорошо получается. Я счастлив."

        - Сегодня мы отправляемся в путешествие. А на чем отправимся? Посмотрите на доску (в презентации изображение вагончиков). Верно и на веселом паровозике. А до какой станции?

II. Актуализация и пробное учебное действие.

Чтоб ход паровозу набрать,

Слово Вам предстоит прочитать.

Я думаю, это нетрудный вопрос:

Слово сложи из веселых колес (щ, н, о, ч, и, а).

        - До станции Чащино.

        - Мы подъехали к станции "Вспоминай-ка".

        - Посмотрите сколько у поезда пассажиров! Давайте назовем всех, кто едет с нами (в..сна, цв...ты, тр...ва, д...жди, в...да, гр....чи). Спишите слова, поставьте в словах ударения, отметьте проверяемую гласную.

        - Все в вагоны! Мы отправляемся на станцию "Узнавай-ка". Послушайте стихотворение.

Лыжи, мыши и ужи,

Шины, ежики, чижи,

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ,

С буквой И всегда пиши.

Жирафы, мыши и моржи.

        - Кто догадался как звучит тема нашего урока? Какие слова отвечают на вопрос кто? А какие на вопрос что?

        - Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто? и обозначают одушевленные предметы.

        - Что мы знаем о правописании сочетаний ЖИ и ШИ? (таблица в презентации "ЖИ пиши с И".)

III. Работа с текстом.

1. Выпишите слова с сочетанием ЖИ,ШИ, выделите графически орфограмму.

- Животные появились на Земле очень давно. Древние животные были громадными и страшными. Эти великаны питались травой, водорослями или другими животными. И сейчас на Земле живут их дальние родственники. Это крокодилы, ящерицы, змеи, черепахи.

Вряд ли выжил бы древний человек, если бы не подружился с некоторыми животными. Они стали его верными друзьями и помощниками. Собаки охраняли его и помогали охотиться, на лошади человек ездил, перевозил грузы, пахал, корова давала молоко, пчёлы – мёд. А из оленьих рогов и змеиного яда люди научились делать лекарство.

Тем не менее, человечество безжалостно истребило многие виды птиц и зверей. Пожалуйста, постарайтесь за всю свою жизнь не погубить ни одного живого существа, пусть ваше сердечко будет добрым ко всему, что бегает, прыгает, плавает, летает, ходит и ползает. (учитель организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся).

Взаимопроверка.

IV. Физкультминутка.

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!

V. Закрепление.

        - Остановка "Словознай-ка". Дети вставляют карточки с правописанием ЖИ, ШИ.

http://festival.1september.ru/articles/513647/img1.gif

VI. Творческая, практическая деятельность.

В презентации красочное изображение лесной полянки.

        - Станция Чащино. Ребята мы приехали. В лесу есть волшебное озеро. Здесь живут звери, птицы и рыбы, растут цветы, в названии которых мы встретим знакомое правило на правописание гласных после шипящих. Так какое же это правило?

         - Придумайте слова с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

VII. Самостоятельная работа.

Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу  успешной работы.

У Маши жил рыжий кот. Хвост пушистый, живот беленький.

Найдите здесь опасные места и подчеркните. На какие правила вы подчеркнули слова?  Назовите слова, в которых вы применили правила сегодняшнего урока? Придумайте слова, где эта орфограмма встречается в середине слова, в начале, в конце.

Учащиеся выполняют на карточках разноуровневые задания.

1 уровень.

Списать, вставив пропущенные буквы.

Встреч…, пуш…нка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, груш…, коч…н, гущ…, кувш…н.

2 уровень.

Запишите, раскрывая скобки.

Решить (задача), позвонить (врач), проворные (стриж), душистые (ландыш), я (молчать).

3 уровень.

Спешите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку.

Малыш… ходили в рощ… там озеро у берега кач…лись камыш… над водой летали ч…йки и стриж….

Молодцы!

VIII. Рефлексия.

        - На наше дерево вы можете повесить шары. Если вы усвоили правило лучше, чем в начальной школе - повесьте красные шары, если что-то осталось непонятным - то синие шары.

        Большое спасибо вам за урок.

Я держу в ладошках солнце.

Я дарю его друзьям.

Улыбнитесь — это ж просто.

Лучик солнца — это вам.

Использованная литература.

1. Н.В. Егорова "Поурочные разработки по русскому языку 5 класс". М, Просвещение, 2014 год.

2. Г.В. Цветкова "Русский язык 5 класс. Технологические карты." Волгоград, "Учитель", 2014 год.

3. http: //www. zavuch.info

4. http: //www. festival.1september.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему: Гласные в приставках пре и при

Презентация традиционного урока "Гласные в приставках пре и при" представляет собой конспект урока с применением мнемонических приемов и творческих заданий с последующей самопроверкой....

Урок. Русский язык 10 класс/Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.

Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.Учитель: Ширяева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 109 Приморского...

Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа

Предлагается информационный и дидактический материал, задания  для организации самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа (2 урок)

Пятиклассникам предлагается информативный, закрепительный  и контролирующий материал по изучаемой теме....

Урок. Русский язык. 6 класс. "Буква Ь на конце наречий после шипящих".

Технологическая карта урока по русскому языку. 6 класс....