Рабочая программа 136ч. по русскому языку для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Пояснительная записка, календарно-тематический план, требования к уровню подготовки, критерии оценки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lvova_5_klass_2014-2015.doc493.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе нормативных документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004.;
  1.  Закона Российской Федерации об образовании.
  2. "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312)
  3. Учебному  плану МБОУ «Ябоганская средняя общеобразовательная школа» на 2014-2015 уч.г.;
  4.  Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.  3 ч.\ С.И. Львова, В.,В Львов.- М. Мнемозина, 2011.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью

духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

*воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

*совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

*освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

*формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Цели и задачи организации учебной деятельности:

  • формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций;
  • развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
  • формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения;.
  • совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
  •  Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать универсальные учебные действия, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Формы организации образовательного процесса: Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра,  урок- исследование,  урок развития речи.

Согласно примерной программе на изучение курса русского языка в 5 классе отводится 136 часов 4 ч.в неделю.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся  5 класса и специфики классного коллектива.

В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.

Содержание учебного предмета 5-й класс

Лингвистика- наука о языке

Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики, изучающиеся на уроках в 5 классе русского языка.

Основные единицы языка и речи: звук(фонема), слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст.

Писатели и учёные о богатстве и выразительности русского языка.

Введение в лингвистику. Вводный курс

Фонетика

Речь устная и письменная. Разделы лингвистики, изучающие устную речь (фонетика, орфоэпия).Основные требования к устной и письменной речи.

Фонетика как раздел лингвистики. Звук - основная единица фонетики. Понятие фонемы. Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи.

 Обобщение сведений о звуках русского языка и их классификация: гласные(ударные/ безударные), согласные(твёрдые/мягкие, глухие/звонкие). Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твёрдости.

Сонорные согласные.

 Смыслоразличительная роль звука (фонемы) в слове. Звукопись как выразительное средство устной речи.

Особенность словесного ударения в русском языке: силовое, разноместное, подвижное. Словесное ударение и логическое ударение (смысловое выделение слова в речи).

Орфоэпия

Орфоэпия как раздел языкознания. Особенности произношения безударных гласных, некоторых согласных звуков и их сочетаний.

Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение парных согласных звуков. Произношение мягкого или твёрдого согласного перед<э> в иноязычных словах. Правильное произношение некоторых групп согласных. Допустимые варианты произношения и ударения.

 Орфоэпический словарь : его назначение, структура, содержание словарной статьи.

Графика

 Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация.

Письмо и каллиграфия.

Графика как раздел лингвистики, устанавливающий соотношение между буквами алфавита и звуками.

Элементарные сведения из истории происхождения письменности и русского алфавита.

Обозначение звуков с помощью букв е,ё,ю,я.

Роль букв ь и ъ в обозначении звукового состава словоформы.

Морфемика

 Морфемика как раздел лингвистики.

 Морфема - значимая часть слова. Отличия морфемы от звука (буквы) и слога.

Словарь значения морфем: его предназначение, строение, содержание словарной статьи.

Корень, приставка, суффикс и окончание- морфемы, передающие информацию о слове: его лексическом значении, грамматических свойствах, стилистической принадлежности.

Морфемы словообразующие и формообразующие.

Однокоренные слова: их смысловое и структурное сходство.

Морфемная модель как схема морфемного построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении, строении и грамматических признаках.

Чередование гласных и согласных в морфемах: типы чередований: а//о, е//и: беглые гласные//нуль звука; неполногласные сочетания//полногласные сочетания//оро//ра, оло//ла, ере//ре); различные чередования согласных(к//ч//ц, г//ж//з и др.)

Варианты морфем .Исторические изменения в структуре слова.

Понятие об этимологии. Этимологический словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи.

Лексикология

Лексикология как раздел лингвистики. Слово- единица языка и речи. Лингвистическое значение слова.

Основные способы объяснения лексического значения: краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, подбор ближайшего однокоренного слова ( словообразовательное толкование: ущелье-щель между горами); наглядное изображение предмета, обозначаемого словом ( рисунок, фотография)

 Толковый словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи.

Словари синонимов и антонимов: их назначение, структура, содержание словарных статей.

Слова нейтральные и стилистически окрашенные (разговорные и книжные).Тематические группы слов. Слова, обозначающие родовые и видовые понятия.

Орфография

Орфография как раздел правописания.

Орфография как система правил правописания.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них:

  1. правописание морфем (« пиши морфему одинаково»);
  2. слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов –слитно, реже- через дефис»);
  3. употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, со строчной- нарицательные»);
  4. перенос слова («переноси слова по слогам»).

Орфограмма. Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных и согласных звуков.

Понятие об омофонах и особенностях их значения, произношения и написания.

 Виды орфограмм в окончании. Грамматический анализ слова как основа выбора правильного написания окончания имён существительных и глаголов.

Употребление ь и ъ на письме: ь для обозначения мягкости согласных; ь после шипящих; -тся и –ться в глаголах; разделителные ь и ъ. Слитные, дефисные и раздельные написания слов.

Морфология

Морфология как раздел грамматики.

Самостоятельные и служебные части речи.

Типичные суффиксы и окончания разных частей речи ( имён существительных, прилагательных, глаголов). Слова изменяемые ( образкют формы) и неизменяемые ( не образуют форм).

Образование форм слова с помощью окончания.

Нулевое окончание и его значение в некоторых формах имён существительных  и глаголов прошедшего времени.

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики, устанавливающий правила( нормы) пользования языком в речевом общении.

Связь культуры поведения человека и культуры речевого высказывания. Норма как правильное употребление в речи языковых единиц. Нормы, связанные с различными областями языка: нормы орфоэпические, грамматические, лексические. Нормы построения текста. Место орфографических и пунктуационных норм в системе культуры речи.

Речевой этикет как правила речевого поведения. Понятие речевой ситуации. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.

Словари грамматических трудностей русского языка.

Синтаксис и пунктуация

Синтаксис как раздел лингвистики.

Основные единицы синтаксиса (предложение и словосочетание) и их признаки. Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Виды словосочетаний: именные и глагольные. Типичные модели словосочетаний: прил.+сущ., сущ.+сущ., гл.+сущ., гл.+нар.

Предложение как основная единица синтаксиса. Интонация предложения. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика(повышение/понижение голоса), темп, тон речи.

Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ: сущ(мест.) +глагол; сущ(мест.) +прилаг.;  сущ( мест.) +сущ.

Второстепенные члены предложения ( определение, обстоятельства, дополнение).

Словарь эпитетов? Его назначение, структура, содержание словарной статьи.

Предложение, его виды по цели высказывания( повествовательные, побудительные, вопросительные), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), по наличию и отсутствию второстепенных членов ( распространённые и нераспространённые), по количеству грамматических основ ( простые и сложные)

Простое осложнённое предложение. Синтаксические конструкции, которые осложняют простое предложение: однородные члены предложения, обращения, вводные слова, сравнительные обороты.

Предложения с прямой речью.

Пунктуация как раздел правописания.

Связь пунктуации и синтаксиса.

Основные группы пунктуационных правил:

  1. знаки препинания в конце предложения;
  2. знаки препинания внутри простого предложения;
  3. знаки препинания между частями сложного предложения;
  4. знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Обобщающее слово при однородных членах предложения.

Текстоведение

Текстоведение как раздел лингвистики.

 Текст и его признаки: единство темы, наличие основной мысли, относительная законченность, определённый порядок следования предложений, их смысловая и грамматическая связь.

Тема и основная мысль текста.

Заголовок, отражение в нём основной мысли связного речевого высказывания. Строение текста и развитие основной мысли.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Строение текста- повествования. Способы развития основной мысли, передачи последовательности действий в тексте- повествовании.

Строение текста- описания. Научное и художественное описание. Виды описаний: описание предмета( что- какое?), описание места(что-где?), описание состояние человека, природы ( что- как?), и др. Особенности строения каждого вида описания.

Строение текста- рассуждения и способы развития основной мысли( тезиса): цепь умозаключений, вытекающих одно из другого.

Микротема. Абзац: строение абзаца, средняя часть, концовка. План текста. План простой и сложный. Тезисный план.

Основные разделы лингвистики. Систематический курс

Словообразование

Словообразование как раздел лингвистики. Взаимосвязь морфемики и словообразования.

Словообразующие морфемы ( приставка, суффикс).

Основные способы словообразования( приставочный, суффиксальный, сложение с соединительной и без соединительной гласной. Словообразовательный словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка.

Типичные способы словообразования имён существительных, прилагательных и глаголов.

Словообразование как основной путь пополнения словарного состава родного языка.

Неологизмы и их образование на основе словообразовательных образцов.

Лексикология и фразеология

Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов: слова однозначные и многозначные; употреблённые в прямом или переносном значении.

Тропы, основанные на употреблении слова в переносном значении ( метафора, олицетворение, эпитет и др.)

Характеристика лексики русского языка с точки зрения семантической группировки слов: слова – синонимы, слова – антонимы, слова- омонимы.

Смысловые и стилистические различия синонимов.

Разные виды омонимов: лексические омонимы, фонетические омонимы(омофоны),графические омонимы( омографы), грамматические омонимы (омоформы).

Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения происхождения слов: исконно русская лексика и заимствованные слова.

Представления о фонетических особенностях иноязычных слов: наличие<ф>, начального <а> или <э>, сочетаний ке, хе, ге, пю, кю, рю, бю и др.

Особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями (оро//ра, оло// ла, ере//ре, ело// ле).

Лексическая система русского языка с точки зрения употребления слов разными группами людей( общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы).

Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки.

Устаревшие слова и неологизмы. Некоторые сведения о происхождении устаревших слов, их исторических родственных связях с другими словами.

Использование слов в разных стилях речи ( разговорные, книжные, нейтральные слова).

Фразеология как раздел лингвистики.

Фразеологизмы, их языковые особенности. Фразеологическое богатство русского языка.

Морфология.

Имя существительное

Грамматика и её основные разделы: морфология и синтаксис.

Лексическое и грамматическое значения(значение рода, лица, времени идр.).

Принципы классификации частей речи.

Особенности употребления частей речи и их правописание.

 Имя существительное как часть речи:

Словообразование имён существительных. Некоторые словообразовательные группы существительных со значением: лица мужского пола, лица женского пола, ребёнка или детёныша животного, предмета, орудия действия, места, помещения, процесса, действия, состояния, признака, собирательности, единичности.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Грамматические различия одушевленных и неодушевленных существительных. Некоторые суффиксы, образующие одушевленные существительные, неодушевленные существительные.

Имена существительные собственные и нарицательные (обобщение изученного). Некоторые суффиксы, образующие собственные имена- отчества. Сведения из истории русских отчеств, фамилий.

Склонение имён существительных.

Существительные разносклоняемые и несклоняемые.

 Род имён существительных (повторение изученного). Существительные общего рода. Род несклоняемых существительных.

Число имён существительных (обобщение изученного). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа.

 Синтаксическая роль имён существительных в словосочетании и предложении.

Культура речи. Правильное употребление имён существительных.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи:

Роль имён прилагательных в речевом высказывании.

 Словообразование имён прилагательных.

Приставочный и суффиксальный способы образования имён прилагательных. Разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия.

 Типичные суффиксы прилагательных разных разрядов.

Степени сравнения имён прилагательных. Образование сравнительной и превосходной степеней.

Краткие и полные прилагательные; особенности их значения, изменения.

Склонение полных прилагательных (обобщение изученного).

Особенности склонения притяжательных прилагательных.

Синтаксическая роль имён прилагательных (полных и кратких) в предложении.

Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных.

Глагол

Глагол как часть речи:

Инфинитив, его грамматические особенности. Приставочный способ образования глаголов в русском языке. Роль приставки в изменении лексического значения глагола. Знакомство с некоторыми группами словообразовательных значений глаголов.

Вид глагола, видовая пара. Роль приставки в образовании глаголов совершенного вида. Использование суффиксов –ива-(-ыва-) и –ова-(-ева)- для образования глаголов несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Спряжение глаголов. Изменение глаголов по наклонениям (условное, повелительное, изъявительное).

Условное наклонение: значение, образование, изменение по числам и родам.

Повелительное наклонение: значение, образование и изменение.

Изменение глаголов в изъявительном наклонении по временам. Употребление глаголов несовершенного вида в форме трёх времён.

 Изменение глагола прошедшего времени по родам и числам. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам. Безличные глаголы. Чередование гласных и согласных в корнях при образовании слов и их форм.

Синтаксическая роль глагола в словосочетании и предложении. Культура речи. Правильное употребление глаголов

                                                 Повторение изученного в 5 классе

                                                  Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

примерной программы.

Кол-во часов

к/р

р/р

Лингвистика – наука о языке и речи.

1

Введение в лингвистику. Вводный курс

Фонетика . Орфоэпия . Графика

14

2

Морфемика

5

Лексикология

3

1

Орфография

9

1

1

Морфология

2

Культура речи

2

Синтаксис и пунктуация

15

3

2

Текстоведение

4

2

Основные разделы лингвистики (систематический курс)

Словообразование

10

1

3

Лексикология и фразеология

10

1

1

Морфология

       

Имя существительное

14

1

1

Имя прилагательное

14

1

1

Глагол

22

2

Повторение изученного в 5 классе

1

1

1

ИТОГО:

136

13

13

6. Требования к уровню подготовки  обучающихся за курс 5 класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

речевая деятельность:

            аудирование:

понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

            чтение:

владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;

графика:

правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография:

находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обо значения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по за данной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Нормы и критерии оценки диктантов, сочинений, изложений

Класс

Количество в диктанте

Количество слов в словарном диктанте

Слов  

Орфограмм

Пунктограмм

Слов с непроверяемыми орфограммами

5

90 – 100

12

2 – 3

5

15 – 20

6

100 – 110

16

3 – 4

7

20 – 25

7

110 - 120

20

4 – 5

10

25 – 30

8

120 – 150

24

10

10

30 – 35

9

150 - 170

24

15

10

35 – 40

Нормы оценивания диктантов

Нормы оценок (количество ошибок)

Вид диктанта

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольный

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

- 2 орфографические + 2 пунктуационные;        

- 1 орфографическая + 3 пунктуационные;

- 0 орфографических + 4 пунктуационные

- 4 орфографические + 4 пунктуационные;

- 3 орфографические + 5 пунктуационные;

- 0 орфографические + 7 пунктуационные;

- 6 орфографические + 6 пунктуационные (если есть однотипные и негрубые орф. и пунк. ошибки)

- 7 орфографических + 7 пунктуационных;

- 6 орфографических + 8 пунктуационных;

- 5 орфографические + 9 пунктуационные;

- 8 орфографические + 6 пунктуационные

Словарный

0

1 - 2

3 - 4

до 7

Оценка

Основные критерии оценки сочинений и изложений

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. Содержание работы излагается последовательно.
  3. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.
  4. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
  5. Допускается 1 недочет в содержании.

Допускается:

1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.
  2. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  3. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  4.  Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
  5. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Допускаются:

- 2 орфографические + 2 пунктуационные + 3 грамматические;

- 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические;

- 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические.

«3»

  1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.
  2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3 – 4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.
  3. Допущено нарушение последовательности изложения. Лексика бедна, встречается неправильное употребление слов. Речь недостаточно выразительна.
  4. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются:

- 0 орф. + 7 пунк.;

- 1 орф. + 4-7 пунк. + 4 грам.;

- 2 орф. + 3-6 пунк. + 4 грам.;

- 3 орф. + 5 пунк. + 4 грам.;

- 4 орф. + 4 пунк. + 4 грам.

«2»

  1. Работа не соответствует заявленной теме.
  2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста; нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, нет связи между ними. Текст не соответствует плану.
  3. Лексика бедна. Работа написана короткими однотипными предложениями, часты случаи неправильного употребления слов.
  4. Нарушено стилевое единство текста.
  5. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов  

Допускаются:

- 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;

- 8 и более пунктуационных ошибок независимо от количества орфографических.

«1»

Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов

Имеется по 7 и более разных ошибок

 


Календарно-тематическое планирование 5 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Количество

часов

Характеристика основных видов деятельности

 Результаты обучения: предметные, метапредметные, личностные

 Систематизация и повторение изученного, подготовка к ЕГЭ

план

факт

Лингвистика – наука о языке и речи

(1 ч)

1.

Понятие о лингвистике

1

 

Введение в лингвистику

Вводный курс

 

Фонетика.Орфоэпия. Графика. (14ч.)

2.

Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки.

1

Овладеть основными понятиями фонетики. Осознавать смыслоразличительную функцию звука.

Распознавать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и непарные по мягкости/твердости, звонкости/глухости.

Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги и возможности переноса слова с одной строки на другую.

Проводить фонетический анализ слова.

Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам.

Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их.

Членить слова на слоги и правильно переносить. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами.

Л: выразительно читать прозаические и поэтические

произведения

М/п: вычитывать разные виды текстовой информации, преобразовывать её (в таблицу, схему, план, сжатый текст), менять стратегию чтения, использовать разные механизмы чтения (предвосхищения, эквивалентных замен, компрессии), использовать знание алфавита при поиске информации

М/к: работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга

Пр. (языковая компетенция):

вычленять звуки, выявлять их смыслоразличительную функцию, характеризовать звуки, определять фонетические процессы, делить слова на слоги и для переноса, устанавливать соотношения между буквами и звуками производить фонетический разбор; наблюдать за использованием звукописи; овладевать основными правилами  нормативного произношения;

находить орфограммы в словах на основе опознавательных признаков, правильно писать

слова с названными в теме орфограммами

Пр. (коммуникативная компетенция): создавать письменные монологические высказывания (тексты-описания) в соответствии с коммуникативной установкой.

 

 

 

3

Фонетическая транскрипция

1

 

4

Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте

1

 

5

Слог. Ударение

1

  С. 17, упр.37

6

 К/р. Вводная контрольная работа

1

7

 Орфоэпия как раздел лингвистики. Произношение  гласных звуков.

1

Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека.

Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения.

Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь.

Использовать орфоэпический словарь

  С. 21, упр.48

8

Орфоэпический разбор. Произношение согласных звуков.

1

  С.23, упр.56

9

Обобщение темы «Произношение согласных звуков».  

1

 

10

Обобщение по теме  «Орфоэпия» и «Фонетика»

1

 

11

Графика как раздел лингвистики. Алфавит Использование алфавита

1

Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова.

Использовать знание алфавита при поиске информации.

 

12

Обозначение звуков буквами. Использование Ь для обозначения мягкости

1

  С.30, упр.81

13

Двойная роль букв е, ё, ю, я

1

   

14

Подведение итогов изучения раздела «Графика»

1

 

15

Контрольная работа №1 (диктант с языковым анализом  по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»)

1

Морфемика (5ч)

16

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова

1

Овладеть основными понятиями морфемики.

Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка. 

Производить сопоставительный анализ слов, имеющих корни-омонимы.

Использовать слова с суффиксами  оценки в художественной речи и произведениях устного народного творчества.

Характеризовать языковые признаки слов на основе анализа  морфемной модели.

Характеризовать морфемный состав слова. Использовать морфемный разбор  при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова.   

Овладеть поморфемным письмом (деление слова на морфемы в процессе его написания).

Использовать  этимологический словарь с целью установления происхождения и написания слов.

Л: осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей

М/п: владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста (план,схема, таблица), разрабатывать алгоритмы учебных действий

М/к: слушать и слышать других, приходить к общему решению в совместной деятельности

Пр. (языковая компетенция):выделять и различать основы (производную, непроизводную, производящую), уста-

навливать производность с опорой на лексический анализ, опознавать морфемы и их функцию (словообразующую, формообразующую), анализировать словообразовательную структуру слова, членить слово на морфемы на основе словообразовательного анализа, определять способы словообразования, применять знания морфемики и словообразования в практике правописания; находить орфограммы в корнях, приставках по опознавательным признакам, правильно писать слова с названными в теме орфограммами, объяснять написания устно и графически

Пр. (коммуникативная компетенция): излагать в письменной форме содержание прослушанного и прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно)

М/р: осуществлять самопроверку письменных текстов

  С. 36, упр.100

17

Словообразующие морфемы. Выразительные возможности словообразующих морфем.

1

 

18

Морфемная модель  слова

1

  С.39, упр.105

19

Корень слова. Омонимы

1

 

20

Чередование гласных и согласных в морфемах.

1

  С.45, упр.122

21

Способы объяснение лексического значения слова

1

Точно употреблять слова в речи в зависимости от его лексического значения.

Объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов).

Определять значения слова с опорой на морфемное строение: 

1) с учетом значения корня

2) с опорой на значение словообразующих морфем.

Использовать толковый  словарь для определения значения слов

Использовать словари синонимов и  антонимов с целью обогащения речи, выбора наиболее точного слова для выражения мысли.

Уместно использовать слов-синонимов в речи с учетом их стилистической окрашенности.

Распределять слова на тематические группы.

Использовать слова одной тематической группы при конструировании предложений с обобщающими словами при однородных членах, а также предложений, в которых сказуемое выражено именем существительным.

Л: осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств

М/п: пользоваться разными видами словарей, преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, план)

М/к: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Пр. (языковая компетенция):овладеть основными понятиями лексикологии, различать лексическое и грамматическое значение, прямое и переносное

(метафора), омонимы и многозначные слова, опознавать омонимы, синонимы, антонимы

Пр. (коммуникативная компетенция): наблюдать за ролью разных групп лексики в художественной речи, использовать их в собственной речи

  С.60, упр.162

22

Тематические группы слов (родовые и видовые понятия)

1

  С.63, упр.171

23

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка»

1

 

24

 Разделы  русской орфографии

1

Иметь представление об орфографии как системе правил. Использовать основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика независимо от звучания (*принцип единообразного написания морфем)

Обнаруживать орфограммы в корнях и окончаниях слов.

Группировать слова по видам орфограмм корня.

Овладеть способом подбора однокоренного проверочного слова на основе словообразовательного толкования слова (что значит остеклить? вставить стёкла).

  Освоить правильный способ действия при выборе   написания безударных окончаний существительных, правописании ъ и ь: ь для обозначения мягкости согласных; ь после шипящих; -тся и -ться в глаголах; разделительные ъ и ь, слитных, дефисных и раздельных написаний слов,  раздельного написания предлога, не с глаголами, написания буквенных сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу; чк, чн, нщ, рщ, нч.

Сопоставлять слова-омофоны.

Объяснять устно правописания анализируемых слов в виде рассуждения.

Объяснять письменно написания с помощью графических символов.

Использовать орфографический словарь с целью самостоятельного разрешения возникающих на письме затруднений.

Л: осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей

М/п: владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста (план,схема, таблица), разрабатывать алгоритмы учебных действий

М/к: слушать и слышать других, приходить к общему решению в совместной деятельности

Пр.: Опора на основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика независимо от звучания (*принцип единообразного написания морфем)

Обнаружение орфограмм в корнях и окончаниях слов.

Группировка слов по видам орфограмм корня.

Овладение способом подбора однокоренного проверочного слова на основе словообразова-

тельного толкования слова (что значит остеклить? вставить стёкла).Освоение правильного способа действия при выборе   написания безударных окончаний существительных (склонение  падеж  выбор окончания), личных окончаний глаголов (начальная форма  спряжение  личная форма глагола   выбор окончания).

Правописание ъ и ь: ь для обозначения мягкости согласных; ь после шипящих; -тся и -ться в глаголах; разделительные ъ и ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания слов. Раздельное написание предлога. Не с глаголами.

Написание буквенных сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу; чк, чн, нщ, рщ, нч.Сопоставительный семантико-орфографический анализ слов-омофонов.Устное объяснение правописания анализируемых слов в виде рассуждения. Письменное объяснение написания с помощью графических символов.

Использование орфографического словаря с целью самостоятельного разрешения возникающих на письме затруднений

  С. 69, упр. 185

  С. 75, упр.198

25

Правописание корней. Безударные гласные в корне

1

   

26

Развитие речи. Изложение-миниатюра (упр. 206)

1

 

27

Правописание согласных в корнях слов.

1

 

28

Правописание окончаний существительных. Правописание личных окончаний глаголов

1

  С. 85, упр.228

30

Правописание слов с Ъ и Ь. Написание Ь после шипящих

1

 

31

Правописание  –тся  и  –ться в глаголах. Слитные, дефисные и раздельные написания

1

  С. 91, упр.244

32

Повторение и обобщение сведений по разделу «Орфография»

1

 

33

10.Контрольная работа № 2 (диктант с языковым анализом текста по разделу «Орфография»)

1

Морфология (2ч)

34

Части речи в русском языке

1

Распознавать части речи с учетом разных признаков слов: общего грамматического значения; типичных суффиксов и окончаний, характерных для слов определенной части речи; морфологических признаков слова и синтаксической роли в предложении.

Распознавать части речи, морфологические признаки и формы слова по морфемной модели

Освоить единообразное написание наиболее употребительных суффиксов имен существительных, прилагательных.

Пр.: Распознавание частей речи с учетом разных признаков слов: общего грамматического значения; типичных суффиксов и окончаний, характерных для слов определенной части речи; морфологических признаков слова и синтаксической роли в предложении.

Распознавание части речи, морфологических признаков и формы слова по морфемной модели: пере       ыва ют,

            щиц  ами и т.п.

Единообразное написание наиболее употребительных суффиксов имен существительных (-ость, -от(а), -изн(а), -тель и т.п.), прилагательных (-чив(ый), -ив(ый),

 -лив(ый), -чат(ый),-оват(ый) и др.).

М/к: работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, оформлять

свои мысли в устной и письменной форме.

  С.101, упр.268

35

Образование форм слов с помощью окончания

1

  С. 111, упр.294

Культура речи (2ч)

36

Соблюдение норм современного русского литературного языка

1

Овладеть орфографическими, пунктуационными, орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами при изучении соответствующих разделов и тем школьного курса (в течение всего учебного го да).

Использовать речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности с учетом речевой ситуации, условий общения.

Работать со словарем орфоэпических и грамматических трудностей (учебный словарик "Говорите правильно"), с орфографическим словарем, справочниками по правописанию.

Оценивать собственную речь, речь окружающих с точки зрения соответствия ее нормам речевого этикета.

Л: осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.

М/п: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников

(текста, схем, таблиц), преобразовывать информацию , менять стратегию чтения, использовать

разные механизмы чтения(предвосхищения, эквивалентных замен, компрессии), разграничивать основную и

дополнительную инфомацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

М/к: работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, оформлять

свои мысли в устной и письменной форме.

Пр. (языковая компетенция): Соблюдение норм современного русского литературного языка. Понятие о речевой ситуации. Употребление в речи этикетных слов.

 

37

Употребление в речи этикетных слов

1

  С.117, упр.310

Синтаксис и пунктуация (15 ч)

38

Словосочетание как единица синтаксиса

1

  С.123, упр.321

39

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по картине И.И.Фирсова «Юный живописец»

1

 

40

.Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения

1

  С.129, упр. 339

41

Главные и второстепенные  члены предложения

1

  С.135, упр.356

42

Второстепенные члены предложения.  Определение Дополнение Обстоятельство

1

  С.140, упр.372

43

Развитие речи. Сжатое изложение-миниатюра

1

 

44

Виды предложений по цели высказывания

1

  С.147, упр.396

45

Виды предложений по эмоциональной окраске

1

  С.150, упр.407

46

Виды предложений по наличию второстепенных членов

1

 

47

Виды предложений по количеству грамматических основ

1

  С.153, упр.413

48

.Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения

1

 

49

Предложения с обращениями Предложения с вводными словами

1

  С. 159, упр.426

50

Предложения со сравнительными оборотами

1

  С. 169, упр.459

51

Предложения с прямой речью Диалог

1

 

52

Контрольная работа № 3.  (Диктант «Проверяю себя» по теме «Синтаксис») 

1

53

Контрольная работа № 4. Зачет по разделу «Синтаксис»

1

 

 Пунктуация  (5ч. )

54

Зачем нужны знаки препинания

1

  С.178, упр.480

55

.Основные разделы пунктуации. Знаки препинания в конце предложения

1

 С. 180, упр.487

56

Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания внутри сложного предложения

1

  С.184, упр.498

57

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

 

58

Контрольная работа № 5 (диктант с языковым анализом по разделам «Синтаксис» и «Пунктуация»)

1

Текстоведение (4 ч)

59

 Понятие о тексте

1

Определять основную мысль текста, подборирать наиболее удачного заголовка.  

Овладеть основными нормами построения текста: соответствие текста теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала; последовательность изложения (развертывание содержания по плану); правильность выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи предложений в тексте.

Употреблять языковые средства в текстах разных типов.

Использовать глагол и его формы в тексте-повествовании. Составлять устный и письменный рассказ по заданному сюжету ("Как я однажды... "). Создавать текст – деловое повествование

Использовать прилагательные, словосочетания со значением качественного признака, сравнительных оборотов с союзами как, как будто, точно и других языковых средств в художественном описании. Использовать учебный словарь эпитетов при написании текстов-описаний.

Использовать специальные слова  для связи частей текста-рассуждения. Сочинения-рассуждения на морально-этические, лингвистические темы ("Зачем нужна орфография?" и др.).

Деление текста на абзацы.

Составлять простой, сложный, тезисный план.

Редактировать текст. Использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.).

М/к: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему

решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и оценивание),

оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников

М/р: осуществлять самопроверку письменных текстов.

Пр.: Определение основной мысли текста, подбор наиболее удачного заголовка.  

Овладение основными нормами построения текста: соответствие текста теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала; последовательность изложения (развертывание содержания по плану); правильность выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи предложений в тексте.

Употребление языковых средств в текстах разных типов.

Использование глагола и его форм в тексте-повествовании. Устный и письменный рассказ по заданному сюжету ( "Как я однажды... ").

Создание текста – делового повествования (инструкции).

Использование прилагательных, словосочетаний со значением качественного признака, сравнительных оборотов с союзами как, как будто, точно и других языковых средств в художественном описании. Использование учебного словаря эпитетов при написании текстов-описаний.

Использование специальных слов (в том числе вводных, союзов что, так как, наречий поэтому, потому) для связи частей текста-рассуждения. Сочинения-рассуждения на моральноэтические, лингвистические темы ("Зачем нужна орфография?" и др.).

Деление текста на абзацы. Составление простого, сложного, тезисного плана.

Редактирование текста. Использование элементарных условных обозначений речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.).

 

60

Р.р.Подготовка сочинению по картине В.Д.Поленова «Московский дворик»

61

 Типы речи.План текста

1

  С 191, упр.511

62

11.Развитие речи.  Изложение с использованием разных типов речи

1

 

Основные разделы лингвистики

Словообразование (10ч)

63

Основные способы словообразования в русском языке. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка.

1

Определять основные способы словообразования. Выделять исходную часть слова (исходного слова)  и словообразующей морфемы в процессе словообразовательного анализа слова.

Освоить  правописание соединительных гласных о и е в сложных словах.

Распознавать употребительные корни с чередованиями.

Применять знания в практике правописания наиболее распространенных слов с корнями –кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос- ; с ударными о – ё после шипящих в корне.

Освоить  правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова.

Освоить  правописание неизменяемых на письме приставок (на-, с-,до-, пере- и т.п.) и приставок на з - с.

Работать со словарем значения морфем. Использовать слова с суффиксами оценки в художественной речи.

Разборать слова по составу на основе   смыслового и словообразовательного анализа.

Работать с учебным словообразовательным словарем.

Использовать индивидуально-авторские слова в художественных текстах.

Л: осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.

М/п: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников

(текста, схем, таблиц), преобразовывать информацию , менять стратегию чтения, использовать

разные механизмы чтения(предвосхищения, эквивалентных замен, компрессии), разграничивать основную и

дополнительную инфомацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

М/к: работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, оформлять

свои мысли в устной и письменной форме.

Пр.: Определение основных способов словообразования. Выделение  исходной части слова (исходного слова)  и словообразующей морфемы в процессе словообразовательного анализа слова.

Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова.

Правописание неизменяемых на письме приставок (на-, с-,до-, пере- и т.п.) и приставок на з -с.Правописание соединительных гласных о и е в сложных словах.

Распознавание употребительных корней с чередованиями. Правописание наиболее распространенных слов с корнями –кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос- ; с ударными о – ё после шипящих в корне.Работа со словарем значения морфем. Использование слов с суффиксами оценки в художественной речи.Разбор слова по составу на основе   смыслового и словообразовательного анализа.

Работа с учебным словообразовательным словарем.

Использование индивидуально-авторских слов в художественных текстах.

  Упр. 578

64

Правописание букв а-о в корнях с чередованием Буквы о-ё после шипящих в корнях слов

1

  Упр.593

65

Развитие речи.  Подготовка к сочинению по картине И.А.Левитана «Золотая осень»

1

66

Словообразование имён существительных Словообразование имён прилагательных.

1

  Упр.606

67

Развитие речи.  Изложение «Символ России»

1

 

68

Словообразование глаголов

1

  Упр. 616

69

Правописание приставок

1

  Упр 626

70

Образование слова и его морфемное строение

1

  Упр. 638

71

Контрольная работа № 6 (диктант с языковым анализом по разделу  «Словообразование»  

1

72

Развитие речи.  Подготовка к сочинению по картине Н.М.Ромадина «Вербы в половодье»

1

 

Лексикология и фразеология (10ч)

73

Слова однозначные и многозначные

1

Использовать толковые словари русского языка для определения, уточнения лексического значения слов.

Употреблять слова, использованные в переносном значении, в художественном тексте.  

Подбирать синонимы и антонимы к слову, выбор из синонимического ряда наиболее точного и уместного слова в данной речевой ситуации. Использовать синонимы как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора.

Оценивать собственную и чужую речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.

Производить сравнительный анализ значения, строения, написания разных видов омонимов. 

Произносить заимствованные слова, включенные в орфоэпический минимум (твердость и мягкость согласных перед е).

Применять знания на практике правописания букв ы и и после ц.

Распознавать слова с полногласными и неполногласными сочетаниями, умение объяснить их написание

Осознавать уместность, понятность и умеренность использования в речи лексики ограниченного употребления в речи.

Правильно употреблять термины; уметь назвать изученные термины лингвистики.

Составлять словарик лингвистических терминов.

Использовать термины в текстах научного стиля.

Толковать значения фразеологизмов, уместное употребление их в речи.

Уметь производить лексический разбор слова.

Оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Л: осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств

М/п: пользоваться разными видами словарей, преобразовывать информацию из одной

формы в другую (схему, план)

М/к: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Пр. (языковая компетенция):

овладеть основными понятиями лексикологии, различать

лексическое и грамматическое значение, прямое и переносное

(метафора), омонимы и многозначные слова, опознавать

омонимы, синонимы, антонимы

Пр. (коммуникативная компетенция): наблюдать за ролью разных групп лексики в

художественной речи, использовать их в собственной речи.

 

74

Синонимы. Антонимы. Омонимы

1

 Упр. 663

75

Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей (продолжение)

1

 

76

Развитие речи.  Подготовка к сочинению по картине А.И.Куинджи «Березовая роща»

1

 

77

  Исконно русские и заимствованные слова

1

  Упр. 681

78

Написание букв  ы-и  после –ц

1

  Упр. 690

79

Лексика ограниченного употребления.

1

  Упр. 698

80

Устаревшие слова  

1

 

81

Фразеология

1

  Упр. 720

82

Контрольная работа  № 7 (зачёт по разделу «Лексикология и фразеология» )

1

Морфология

83

 Слово как часть речи

1

Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения.

 

Имя существительное

(14 ч)

84

Общее значение имён сущ.  и их употребление в речи

1

Распознавать имена существительные  на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний.

Использовать приставочный и суффиксальный способы образования имен   существительных.  

Освоить  образование имен существительных при помощи приставки не-, слитное и раздельное написание  не с именами существительными.

Распознавать и освоить правописание типичных суффиксов имен существительных.

Уместно употреблять в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Применять знания в практике правописания суффиксов -ек-, -ик-; -чик-,-щик-.

Использовать прием олицетворения в художественных текстах.

Употреблять прописную букву при написании собственных имен существительных, запись адреса на почтовых отправлениях.

Правильно произносить отчества и несклоняемые и разносклоняемые существительные в русском литературном языке.

Освоить  правописание безударных окончаний  и  имен существительных

Различать окончания   и  существительных на -ия, -ий, -ие, соответствующих схемам.

Определять род и тип склонения по суффиксу и окончанию существительного.

Производить морфологический разбор имени существительного.

 

Определять синтаксическую роль имени существительного в словосочетании и предложении.

Употреблять имена существительные в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими  нормами.  

Употреблять в речи трудных падежных форм, форм косвенных падежей существительных на -мя, несклоняемых существительных.

Согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно. Правильно употреблять в речи существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа.

Распознавать и уместно использовать в речи словосочетания.

М/п: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц, рисунков), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова),менять стратегию чтения, использовать разные механизмы чтения (предвосхищения, эквивалентных замен,компрессии), разграничивать

основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения

М/к: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему

решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль), оформлять свои

мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.

 Пр. (языковая компетенция):

анализировать значение имён существительных, выявлять способы образования имён существительных, распознавать собственные имена (наименования) и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые существтельные, определять род, в том числе общий род и род несклоняемых слов, число (правильно употреблять формы только единственного или только множественного числа), падеж, тип склонения (в том числе опознавать разносклоняемые существительные на -мя и слово путь), употреблять несклоняемые имена существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени, правильно

писать безударные падежные окончания имён существительных (в том числе существительные на -ия, -ие, -ий); определять синтаксическую функцию имён существительных (ознакомление в роли определения и именной части сказуемого), разграничивать дополнения и обстоятельства, выраженные именами существительными, пунктуационно оформлять предложения с подлежащим и сказуемым –именами существительными, производить морфологический разбор имени существительного

Пр. (коммуникативная компетенция): создавать устные монологические высказывания на лингвистическую тему,

осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст (писать подробное изложение заданного стиля и типа речи), продуцировать и редактировать собственный текст (писать сочи-

нение по картине, на заданную

тему)

 

 Упр. 739

85

Правописание суффиксов –чик, -щик.

 Правописание суффиксов  -ек-, -ик-(-чик-)

1

  Упр.746

86

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

 

 Упр.760

87

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1

   Упр.766

88

 Род имен существительных

1

88

Род имен существительных. Существительные общего рода.

1

 

89

Склонение имен существительных.

1

  Упр.775

90

Слитное и раздельное написание не с существительными

1

  Упр. 781

91

Непостоянные морфологические признаки имен существительных.

1

  Упр. 788

92

Безударные окончания –е  и –и  в именах существительных

1

   Упр. 794

93

Контрольная работа № 8 (Контрольный диктант по теме «Имя существительное»)

1

94

Анализ контрольного диктанта

1

 

95

Синтаксическая роль имени существительного. Имя существительное как член предложения

1

   Упр.805

96

Культура речи. Правильное употребление имен существительных в речи. Орфоэпические и грамматические нормы, лексические нормы.

1

 

97

Развитие речи. Контрольное  изложение («Кондитерская богача Елисеева»)

1

 

Имя прилагательное (14 ч)

98

Общее значение имен прилагательных и их употребление в речи

1

Распознавать имена прилагательные на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний.

Употреблять прилагательные в художественном тексте в качестве эпитетов.  Работать с учебным словарем эпитетов. Подбирать прилагательные-синонимы и выбирать из синонимического ряда прилагательное, наиболее уместное в тексте (учитывать при этом стилистическую характеристику текста).

Использовать приставочный и суффиксальный способы образования имен прилагательных.  

Распределять имен прилагательных на три  лексико-грамматические группы (разряды): качественные, относительные, притяжательные.

Распознавать прилагательные, употребленные в прямом или переносном значении, устанавливать их разряд

Правильно образовывать, произносить и писать имена прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Употреблять в речи краткие и полные прилагательные.

Освоить  правописание безударных окончаний имен прилагательных, кратких прилагательных с основой на шипящую, правописание   падежных окончаний притяжательных прилагательных.

Производить морфологический разбор имени прилагательного.

Определять синтаксическую роль имени прилагательного в словосочетании и предложении

Употреблять имена прилагательные в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими  нормами.  

Соблюдать правильное ударение в кратких прилагательных и в формах сравнительной степени (красивее).

 Распознавать и правильно употреблять именные словосочетания.

М/п: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц, рисунков), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова),менять стратегию чтения, использовать разные механизмы чтения (предвосхищения, эквивалентных замен,компрессии), разграничивать

основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения

М/к: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль), оформлять свои

мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.

Пр. (языковая компетенция):

анализировать значение имён прилагательных, выявлять способы образования имён прилагательных, распознавать разряды имён прилагательных (качественные, относительные, притяжательные), образовывать краткую форму имён прилагательных, степени сравнения (сравнительную и превосходную), определять род, число, падеж,

склонять имена прилагательные; правильно

писать безударные падежные окончания имён прилагательных; определять синтаксическую

функцию имён прилагательных (ознакомление в роли определения и именной части

сказуемого), производить морфологический разбор имени  прилагательного.

Пр. (коммуникативная компетенция): создавать устные монологические высказывания на лингвистическую тему,

осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст (писать

подробное изложение заданного стиля и типа речи), продуцировать и редактировать собственный текст (писать сочинение по картине, на заданную

тему)

   Упр.820

99

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова «Алёнушка»

1

 

100

Морфологические признаки имени прилагательного. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные

1

 

101

Непостоянные морфологические признаки имен прилагательных.

1

 

 Упр. 836

102

Степени сравнения имен прилагательных.

1

  Упр. 849

103

Контрольная работа № 9 (Контрольный диктант по теме «Имя  прилагательное»)

1

 

104

Анализ контрольного диктанта

1

 

105

Прилагательные полные и краткие

1

 упр.859

106

 Склонение и прилагательных

1

 

107

Правописание безударных окончаний имен прилагательных

1

 

 Упр. 869

108

Имя прилагательное как член предложения

1

 

109

Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных.

1

 

110

Орфоэпические  нормы

1

 Упр. 887

111

 Грамматические нормы

1

112

 Лексические нормы

1

Глагол (22 ч)

113

Глагол. Общее значение глаголов и их употребление в речи

1

Распознавать глагол на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний.

Различать однокоренные приставочные глаголы и точно употреблять их в речи.

Освоить правописание безударных личных окончаний глагола; -тся и -ться в глагольных формах.  

Освоить правописание суффиксов –ыва-(-ива-), –ова-(-ева-).

Освоить правописание корней с чередованием и//е

Освоить правописание Ь в глаголах повелительного наклонения.

Уместно использовать в речи интонационные и лексические средства передачи разных оттенков побуждения к действию (призыв, приказ, совет, просьба).

Употреблять формы 2-го лица единственного числа с обобщенным значением в художественной речи. Употреблять формы настоящего и будущего времени вместо прошедшего в художественном повествовании.

Употреблять инфинитив в значении разных наклонений; характеризовать стилистически эти конструкции

Производить морфологический разбор глагола.

Освоить раздельное  и слитное написание не с глаголами (обобщение).

Определять синтаксическую роль глагола в словосочетании и предложении

Употреблять глаголы в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими  нормами.  

 

Правильно образовывать и уместное использовать в речи глагольные словосочетания.

М/п: владеть разными видами чтения (ознакомительного,изучающего) и аудирования (выборочным, ознакомительным), вычитывать все виды

информации, извлекать

информацию из разных источников (текста, схем, таблиц,репродукций картин), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), разграничи-

вать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения

М/к: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему

решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и оценивание),

оформлять свои мысли в устной и письменной форме,высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед

коллективом сверстников

М/р: осуществлять самопроверку письменных текстов

Пр. (языковая компетенция):

анализировать лексическое значение глаголов, выявлять способы образования глаголов,

распознавать переходные и непереходные глаголы, возвратные глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, видовые пары, определять наклонение и время глагола, устанавливать связь вида и времени глагола, распознавать безличные глаголы, отличать их от личных

(личных в безличном значении), определять морфологические признаки глагола, роль глагола в предложении, различать простое и составное глагольное сказуемое, выявлять роль глагола в тексте; писать буквы гласных в суффиксах -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-),буквы гласных перед суффиксом -ва-, буквы е–и и а–о в корнях с чередованием, буквы гласных в безударных личных окончаниях глаголов и перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени, формы повелительного наклонения

Пр. (коммуникативная компетенция): создавать устные монологические высказывания на лингвистическую тему,

осуществлять информационную переработку текста, воссоздавать текст по частям

(писать свободный диктант), продуцировать и редактировать собственные тексты художественного и научно-учебного стиля разных функциональных типов – повествование, описание (сочинение по картине), рассуждение в соответствии с требованиями к композиции данных типов текстов и выбором языковых средств

М/р: осуществлять самопроверку письменных текстов.

  Упр. 893

114

Инфинитив

1

 

115

Инфинитив.

1

  Упр. 908

116

Постоянные морфологические признаки глагола. Вид глагола

1

 

 Упр.916

117

Правописание глагольных суффиксов –ыва- (-ива-),  -ова- (-ева-)

1

 

118

Переходные и непереходные глаголы

1

 

119

Возвратные и невозвратные глаголы.

1

  Упр.924

120

Правописание корней с чередующимися гласными  е-и

1

   Упр.930

121

Изменение глаголов по

наклонениям

1

 

122

Условное наклонение

1

 

123

Повелительное наклонение

1

  Упр.940

125

Изъявительное наклонение. Изменение глаголов по временам

1

 

126

Изъявительное наклонение. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам

1

 

 Упр.963

127

Изъявительное наклонение. Изменение глаголов настоящего времени по числам и лицам

1

 

 упр.971

128

Повторение и обобщение по теме «Непостоянные морфологические признаки глагола»

1

 

129

Контрольная работа  № 10 (зачет по теме «Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола »)

1

 

130

Безличные глаголы

1

 

 Упр. 978

131

Глагол как член предложения

1

 

132

Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические   нормы. Грамматические  нормы.

1

 

 Упр.998

133

Культура речи. Правильное употребление глаголов. Лексические нормы

1

 

134

Контрольная работа № 11  (диктант по теме «Глагол»)

1

135

Анализ контрольной работы

1

 

136

Повторение изученного в 5 классе

1

 Резервный урок

 


Информационно-методическое обеспечение.

Список литературы для учителя

     1.   Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.

  1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. — М., 1966.
  2. Вартаньян Э.Д. Из жизни слов. — М., I960.
  3. Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.
  4. Колосов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982.
  5. Люстрова 3. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. Беседы о русском слове. — М., 1987.
  6. Милославский И. Г. Зачем нужна грамматика? — М., 1988.
  7. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?— М., 1983

Словари и справочники.

  1. Бирюкова В.Т. Игнатченко И.Р.Учебный словарь трудностей русского языка для школьников – М: Дрофа, 2010
  2. Бурцева В.В. Новый орфографический словарь-справочник русского языка – М: Дрофа, 2010
  3. Гуськова А.П. Сотин Б.В. Популярный словарь русского языка – М: Дрофа, 2010
  4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах – М: Дрофа, 2010
  5. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок – М: Дрофа, 2010
  6. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка – М: Дрофа, 2010
  7. Историко-этимологический словарь современного русского языка в 2 томах – М: Дрофа, 2010
  8. Курилова А.Д. Новый фразеологический словарь русского языка – М: Дрофа, 2010
  9. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка – М: Дрофа, 2010
  10. Рогожникова Р.П. Карская Т.С. Словарь устаревших слов – М: Дрофа, 2010
  11. Русский язык: энциклопедия, под ред. Ю.Н.Караулова – М: Дрофа, 2010
  12. Семенюк А.А. Матюшина М.А. Лексические трудности русского языка – М: Дрофа, 2010
  13. Семёнова Н.М. Новый краткий словарь иностранных слов – М: Дрофа, 2010
  14. Скворцов Л.И. Толковый словарь правильной русской речи – М: Дрофа, 2010
  15. Саяхова Л.Р. Тематический словарь русского языка – М: Дрофа, 2010
  16. Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н. Комплексный словарь русского языка – М: Дрофа, 2010
  17. Ушаков Д.Н. Крючков С.Е. Орфографический словарь – М: Дрофа, 2010
  18. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка – М: Дрофа, 2010
  19. Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник – М: Дрофа, 2010

Мультимедийные пособия.

  • Обучающая программа-тренажёр по русскому языку. Фраза.
  • Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 класс.
  •   Русский язык. 5 класс
  • Страна Лигвиния
  • Учебное пособие по русской фразеологии. 1 часть
  • Учебное пособие по речевому этикету. 3 часть
  • Справочник школьника. Русский язык.

Список литературы для учащихся.

  • Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 5 класс. /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.О.Татур. –М.: «Интеллект-Центр», 2009
  • Львова С.И. Практикум по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.И.Львова. –М.: Просвещение, 2010
  • Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009.
  • Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника. М.: Мнемозина, 2004
  • Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
  • Полищук В.Ф., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Тренажер по русскому языку для средней школы. –М.: Издательство «Ювента», 2005
  • Прохватилина Л.В. Проверь себя. 5 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Л.В.Прохватилина, под ред. С.И.Львовой. –М.: Мнемозина, 2010
  • Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса (печатный и электронный варианты)
  • Тестовые задания по всем темам (печатный и электронные варианты)
  • ЦОР по всем темам

Используемые сайты

1. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru

2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях   http://www.imena.org

3. Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru

4. Мир слова русского   http://www.rusword.org

5. Рукописные памятники Древней Руси  http://www.lrc-lib.ru

6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку  http://www.svetozar.ru

9. Электронные пособия по русскому языку для школьников    http://learning-russian.gramota.ru

10. http://rusolimp.kopeisk.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....

Рабочая программа по русскому языку 11 класс к учебнику Грекова В. Ф., Крючкова С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы.

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе "Программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень)" к учебнику Грекова В.Ф., КрючковаС.Е., Чешко Л.А. Русский язык 10-11...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях", Москва, "Просвещение", 2012, авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  к учебнику  "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях ФГОС", Москва, "Просвещение", 2012, авт...

Рабочая программа по русскому языку. 8 класс (для класса с расширенным изучением русского языка)

Рабочая программа составлена на основе авторских программ (авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского)....

Рабочая программа по русскому языку. 8 класс (для класса с расширенным изучением русского языка)

Рабочая программа составлена на основе авторских программ (авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского)....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...