Конспект урока "Не с существительными"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Урок "Не с существительными" был проведён в 6 классе. Структура соответствует требованиям организации урока усвоения нового материала. Чётко выделены этапы подготовки и организации урока. На уроке использовалась технология проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_ne_s_sushchestvitelnymi.doc391.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя  образовательная школа» пст. Мадмас

План-конспект урока.

 

Тема: НЕ с существительными.

                                 Учитель русского языка и литературы

                                                                                             Дмитриева О.В.

Мадмас 2013

Предмет: русский язык.

Тема урока:  НЕ с существительными.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными.

Образовательная цель:  усвоить навыки правописания НЕ с именами существительными; уметь применять полученные знания на практике.

Задачи:

-образовательная:  создать учащимся условия для усвоения навыков правописания НЕ с именами существительными;

-развивающая: развитие памяти, внимания, развитие логического мышления, развитие способностей к самостоятельному труду, развитие познавательного интереса, развитие способностей анализировать, обобщать, делать выводы;

-воспитательная: воспитание интереса к получению знаний, воспитание коммуникативных качеств. 

Формирование УУД.

Личностные действия: умение высказывать свою точку зрения, своё мнение.

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы).

Коммуникативные действия:(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнёра, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли.)


Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

Цель: организация внимания, создание благоприятной рабочей атмосферы.

-Дорогие ребята! Давайте начнём сегодняшний урок с игры.

Я,ты, он,она –

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа.

Улыбнись соседу слева,

Мы с тобой – друзья.

-Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы.

Начинает урок с психологического настроя.

Слушают, понимают речь учителя

Личностные

Повторение изученного материала.

Цель: закрепление учащимися  знаний  в области орфографии и пунктуации.

Актуализация знаний.

        

Постановка учебной задачи.

-Ребята, какое время года на улице? (ответ детей)

- В связи с этим мы с вами напишем небольшой диктант на тему «Зима»

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Припорошила зима землю снежной шубкой. Каждый хочет почувствовать свежесть морозца, сыграть в снежки. «Здравствуй, зима!»- радостно говорят люди.

-Ребята, давайте сформулируем для себя задание к тексту.

Варианты ответов детей. (1.Указать и объяснить орфограммы и пунктограммы. 2.Выписать имена существительные.

3.Озаглавить текст.

4.Продолжить текст и

т.д).

-Ребята, обратите внимание на выписанные вами имена существительные, подумайте, какое слово может быть лишним? Почему?

(предполагаемый ответ – непогода).

Почему по-вашему оно лишнее?

-Так, как будет звучать тема нашего урока? (Не с сущ.)

-Давайте попробуем поставить цель нашего урока.

-Хорошо. А теперь поставим задачи урока.

-Молодцы! А как мы будем работать? Где будем искать информацию?

Предлагает написать небольшой диктант.

Предлагает ученикам сформулиро-

вать задание к тексту, поддерживает диалог.

Пробуждает интерес учащихся к знаниям.

Предлагает ученикам игровое задание «Найди лишнее слово».

Подводит учеников к определению темы урока.

-Итак, как же будет звучать тема нашего урока?

Побуждает к диалогу.

Направляет действия учащихся на постановку цели и задач урока, помогает.

Пишут диктант.

Формулируют для себя задание к диктанту.

 

Из выписанных существительных ученики предлагают свои варианты ответов, приводят доказательства. В итоге находят лишнее слово- это НЕПОГОДА, объясняя свои предположения тем, что все орфограммы, встречающиеся в словах известны, а орфограмма в слове НЕПОГОДА ещё не знакома. Таким образом, ученики определят для себя проблему слитного или раздельного написания Не с

Формулируют тему урока: «НЕ с существительными»

Предлагают цель:

-изучить материал по теме «НЕ с существительными» для того, чтобы уметь правильно действовать при выборе слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

Формулируют задачи: научиться правильно писать НЕ с существительными, уметь различать слова, в которые НЕ входит в приставку, в корень, НЕ-частица.

Предлагают разные варианты поиска информации (учитель, родители, справочники, учебник, интернет)

Познавательные:

-логические

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-выбор оснований и критериев для сравнения;

-классификация объектов.

Регулятивные:

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. 

Познавательные

•логические:

построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

 

Регулятивные:

-умение проводить наблюдения.

-определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

-выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные.

постановка и решение учебной проблемы;

общеучебные.

самостоятельное

выделение и формулирование познавательной цели.

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные:

-целеполагание;

-прогнозирование.

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Открытие новых знаний (построение проекта).

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Рефлексия.

Домашнее задание.

-Хорошо. Разделитесь  на группы. Одна группа работает с учебником, другая со справочником, третья – с интернетом.

Результатом работы должно быть либо схема, либо таблица, либо кластер.

-Молодцы, ребята! А сейчас давайте вместе создадим алгоритм действий при определении написания НЕ с существительными.

-Каким образом мы будем действовать при затруднении?

(алгоритм действий):

         1.употребляется

          ли слово без НЕ?

          2.можно ли

         подобрать синоним?

          3.Есть ли    

          противопоставление                                        

           с союзом А?

           4.Это слово-              

            отрицание?

Задание1: из предложенных слов выпишите те, которые не употребляются без НЕ.

НЕВНИМАНИЕ, НЕВЕЖА, НЕНАСТЬЕ, НЕСЧАСТЬЕ, НЕЗАВИСИМОСТЬ, НЕРЯХА.

Задание2. Замените выделенные слова близкими по значению с приставкой НЕ.

Ложью не проживёшь______

Его угнетало рабство____

В решение примера вкралась ошибка________

Слова для справок: неточность, неправда, неволя.

Задание3: Подберите синонимы к словам, объясните написание НЕ с существительными.

Горе_______, ложь______, враг________.

Задание4.

Упр. 241 (устно).

Тест:

1.Он мне (не)друг, а враг.

•слитно

•раздельно

2.Мой друг мне напоминает (Не)знайку.

•слитно

•раздельно

3.Этот ученик настоящий (не)вежа.

•слитно

•раздельно

4.Их ждёт большое ο(не)счастье.

 •слитно

•раздельно

1.На уроке я работал

•активно

•пассивно

2.Своей работой на уроке я

•Доволен

•Не доволен

3.Урок для меня показался

•Коротким

•Длинным

4.За урок я

•Устал

•Не устал

5.Моё настроение

•Стало лучше

•Стало хуже

6.Материал урока был

•Понятен

•Не понятен.

Предлагает ученикам разделиться на группы. Одна группа работает с учебником, другая со справочником, третья – с интернетом.

Наблюдает, консультирует.

Оценивает, помогает.

Помогает ученикам с помощью наводящих вопросов создать алгоритм действий.

Предлагает задания.

Предлагает ученикам оценить свою деятельность на уроке.

Предлагает домашнее задание на выбор.

1.упражнение №242

Либо.

2.Написание лингвистической сказки «НЕ с существительными».

Работают с источниками.

Определяют конечный результат продукта. Создают кластер.

Защищают свой продукт деятельности.

Создают алгоритм действий при написании НЕ с существительными.

Выполняют задания, проверяют по эталону, оценивают себя.

Работают с тестом.

Оценивают свою работу на уроке.

Познавательные.

•общеучебные:

-поиск и выделение необходимой информации;

логические:

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:

планирование

-определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

-составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-контроль, коррекция действий партнёра. 

Познавательные:

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные:

-управление поведением

Познавательные:

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные.

-определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

-определение цели, функций участников, способов взаимодействий.

-управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные.


                                                                                                                              Приложение1

                                                                                                                             

Результат продукта.

                                                                                                                              Приложение2.

Диктант.

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Припорошила зима землю снежной шубкой. Каждый хочет почувствовать свежесть морозца, сыграть в снежки. «Здравствуй, зима!»- радостно говорят люди.

Задание1: из предложенных слов выпишите те, которые не употребляются без НЕ.

НЕВНИМАНИЕ, НЕВЕЖА, НЕНАСТЬЕ, НЕСЧАСТЬЕ, НЕЗАВИСИМОСТЬ, НЕРЯХА.

Задание2. Замените выделенные слова близкими по значению с приставкой НЕ.

Ложью не проживёшь______

Его угнетало рабство____

В решение примера вкралась ошибка________

Слова для справок: неточность, неправда, неволя.

Задание3: Подберите синонимы к словам, объясните написание НЕ с существительными.

Горе_______, ложь______, враг________.

Задание4.

Упр. 241 (устно).

                                                                                                                       Приложение 3. 

Тест:

1.Он мне (не)друг, а враг.

•слитно

•раздельно

2.Мой друг мне напоминает (Не)знайку.

•слитно

•раздельно

3.Этот ученик настоящий (не)вежа.

•слитно

•раздельно

4.Их ждёт большое ο(не)счастье.

 •слитно

•раздельно

                                                                                                                     Приложение4.

Алгоритм действий при  выборе правильного написания НЕ с существительными:

1.употребляется

ли слово без НЕ?

2.можно ли

подобрать синоним?

3.Есть ли

противопоставление

с союзом А?

4.Это слово-

отрицание?

Слитно.                                                                                             Раздельно.

Алгоритм написания сказки:

1.Выберите объект, о котором будете писать.

2.Найдите литературу, желательно выйти за рамки учебника. Порой мимоходом прочитанный отрывок о живом существе или природном объекте наталкивает на тему сказки.

3. В сказке полагается быть зачину, кульминации и развязке. Не забывайте о связи зачина и развязки.

4.Продумайте сказочный сюжет.

а) используйте термины;

б) не забудьте о волшебных предметах и волшебных превращениях;

в)не забудьте, что в сказке всегда торжествует добро, а зло бывает наказано

5.Продумайте характеры героев и постарайтесь быть последовательными в их изображении.

Предупреждение об ошибках:

1.Не заменяйте сказку простым пересказом правила или описанием объекта.

2.Не забывайте, что имена героев пишутся  с заглавной буквы.

Дерзайте! Творческих успехов!

                                                                                                                       Приложение 5.

Рефлексия.

1.На уроке я работал

•активно

•пассивно

2.Своей работой на уроке я

•Доволен

•Не доволен

3.Урок для меня показался•Коротким

•Длинным

4.За урок я

•Устал

•Не устал

5.Моё настроение

•Стало лучше

•Стало хуже

6.Материал урока был

•Понятен

•Не понятен.

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи"  5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...

Конспект урока "Имена существительные собственные и нарицательные"

Конспект урока для 5 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, учебник под. редакцией А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой. Тип урока - изучение нового материала....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Несклоняемые существительные"

урок с требованиями ФГОС. Был проведён на конкурсе "Учитель Года-2014" г.о. Тольятти...

Конспект урока «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» 7 класс

Обобщить   знания   учащихся об имени существительном:  определение   имен существительных,     род     имен  существите...

План-конспект урока "Имя существительное" 5 класс

В плане даны разнообразные формы работы на уроке....

Конспект урока "Имя существительное"

Конспект открытого урока по русскому языку....