Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: "Спряжение глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Конищева Татьяна Николаевна

Данный материал представляет собой конспект урока, соответствующий требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема

Спряжение глаголов

Цель

Обобщить и расширить  знания по теме – глагол, спряжение глаголов; развивать речь, логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся.

Задачи

Развивать умение  давать самооценку своей деятельности;

Самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; сравнивать, анализировать, работать в группе;

Повторить материал по теме «Глагол как часть речи, его грамматические признаки»;

Воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, ответственность,  самоуважение, а также воспитывать любовь к русскому языку.

Планируемые результаты

Предметные:  что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает, что обозначает, каким членом предложения является;  совершенный, несовершенный вид глагола,  спряжение глаголов,  личные окончания глаголов  1 и 2 –го спряжения; глаголы – исключения 2-го  спряжения.

Метапредметные:  познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации; умение работать с текстом – воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте  информацию, необходимую для её решения.

Личностные:  осознание значимости самоуважения, личности человека, его достоинств; воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, ответственность, самоуважение, любовь к русскому языку.

Основные понятия

Глагол, неопределённая форма глагола, вид глагола,  спряжение глаголов.

Межпредметные связи

Ресурсы: основные и дополнительные

Компьютер, мультимедийное  оборудование, презентация к уроку в программе Power Point, карточки – задания для обучающихся, орфографический словарь русского языка . Под ред. Ушакова Д.Н., М. Просвещение, 1986г.

Формы урока

Тип урока – урок усвоения новых знаний; формы урока: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приёмы, формы

Результаты

1.Организационный момент (2 минуты).

- Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. Присаживайтесь.

- С каким настроением вы пришли на урок, поднимите соответствующую карточку.

Думаю, что к концу урока у некоторых ребят настроение изменится.

- Подумайте и скажите, что нам пригодится для успешной работы на уроке?

-  Пожелайте друг другу (соседу по парте) удачи (пожать руку или хлопок).

- Проверка готовности к уроку.

-Пригодятся наши знания по русскому языку, наша внимательность и активность на уроке, хорошее настроение и желание приобретать новые знания по русскому языку.

- Пожелаем друг другу удачи.

Эмоциональная рефлексия.

2. Актуализация знаний (7 минут).

- Сейчас открываем тетради, записываем число, классная работа. Тему урока запишем позже (оставим строчку).

- Словарная работа.

Записать в тетрадь два словарных слова: б…сед…вать, з…пр…тить.

Вставить орфограмму, поставить ударение в словах.

- Проверить написание слов по орфографическому словарю.

 - Данные слова относятся к какой части речи?

- Чем между собой отличаются эти глаголы?

- Запись в тетради числа, классной работы, для темы оставить  строчку.

- Вставить орфограмму и поставить ударение в словах: б…сед…вать,  з…пр…тить.

- Проверка написания слов по орфографическому словарю.

- Данные слова являются глаголами.

- Их отличие: они разного вида:  беседовать – нес.в., запретить – сов.в.

Самопроверка.

Второе апреля.

Классная работа.

Беседовать, запретить.

нес.в.                      сов.в.

Беседовать,    запретить.

- Верно.

- Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам …  

- Сегодня на уроке мы продолжим работать с глаголом.

-  чтобы перейти к изучению нового материала, необходимо вспомнить, что мы знаем о глаголе.

- На парте перед вами лежат листы. Задание- проверка устно (спросить каждого ученика).

- Сейчас определите тему нашего урока после прочтения шифровки:

вологалгеинежярпс. (чтение наоборот).- Запишем тему урока в тетрадь.

- Для того, чтобы ответить на вопрос: что сегодня будем делать на уроке? Заполним индивидуальные листы «Цель (чего я хочу добиться на уроке)». Поставить галочку  слева напротив каждого предложения.

- Итак, каковы цели нашего урока?

- Глагол.

- Работа с карточкой:  в предложения вместо ….. вставить подходящие по смыслу слова.

1)Часть речи, которая обозначает ………………. и отвечает на вопросы ……………………………. называется глаголом.
2) Не с глаголами пишется …

3) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы……
4) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания ….
………
5) Глаголы изменяются в прошедшем времени по…………….., а в единственном  числе по ……….. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ... …………………..
6) В предложении глагол обычно бывает ………….. и согласуется с … ……...

7) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос……………., а несовершенного вида……………

Тема урока – Спряжение глаголов.

- Заполнение индивидуальных листов «Цель (чего я хочу добиться на уроке)».

- Узнаем, что такое спряжении е глаголов; научимся различать спряжения глаголов; узнаем, какие окончания у глаголов 1 и 2-го спряжения. Будем закреплять новые знания при выполнении заданий.

Индивидуальная работа  по карточке.

Фронтальный опрос.

1)Часть речи, которая обозначает …(действие предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? что делал? что будут делать?) называется глаголом.
2) Не с глаголами пишется …
(раздельно).
3) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы… (что делать?, что сделать?)
4) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания ….
(ть, ти, нулевое окончание в глаголах на чь).
5) Глаголы изменяются в прошедшем времени по …(по числам), а в единственном  числе по … (родам). В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ... (числам и лицам).
6) В предложении глагол обычно бывает …(сказуемым) и согласуется с … (подлежащим).

7) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос…(что сделать?), а несовершенного вида…(что делать?).

Запись в тетрадь темы урока.

Цель (чего я хочу  добиться на уроке)

Повторить, что обозначает глагол, какие имеет грамматические признаки.

Повторить, как изменяются имена существительные и прилагательные.

Узнать, что такое спряжение глагола.

Узнать личные окончания глаголов  1 и 2  спряжения.

Узнать глаголы – исключения 2 спряжения.

Узнать, как определить спряжение глаголов.

Отдохнуть на уроке.

3. Постановка учебной задачи (4 минуты).

- Для того, чтобы ответить на вопрос: что значит – спряжение глагола, нужно выполнить задание 1. Закончить предложения.

- Как называется изменение глагола по лицам и числам?

 - У глагола только два спряжения (1 и 2-е). Чем они различаются?

Имя прилагательное  - изменяется…………….

Имя существительное  -  изменяется …………….

 А глагол -   изменяется …………………………..    

- Спряжением.

- Окончанием.

Взаимопроверка (работа в парах).

Имя прилагательное  - изменяется (по родам, падежам и числам).

Имя существительное  -   склоняется ( изменяется) по числам, падежам.

 А глагол -   изменяется по ...(по лицам и числам).          

4. Открытие нового знания (6 минут).

3 минуты

- Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение и выделите окончания в словах.

- Легко ли было вставить пропущенные гласные в окончания глаголов?

- Почему?

- Обратите внимание на окончания глаголов – они все ударные.

- Ребята, разделимся на 2 группы. Вспомним правила работы в группе.

- Задание 3. В два столбика выпишите окончания глаголов 1 и 2- го спряжения (Пользуйтесь материалом учебника).

- Итак, ребята, сделаем вывод:  КАКИЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕЮТ ГЛАГОЛЫ 1 СПРЯЖЕНИЯ, ….. 2-ГО СПРЯЖЕНИЯ?

- Данное правило – только для глаголов с ударным личным окончанием.

Физминутка.

Нас.время:  слышишь, летят, стучат, несу,грызу.

Прош.время:  :  звала, понимал, плыл, читали, служили.

Буд.время: положу, буду строить, обрадуюсь, буду играть, увижу.

Вед..шь,  скольз..т,  крич..т,  зов..м,  говор..шь,   бер..т, сто..шь, по..т, жд..м,  вез..те.

- Да.

- Т.к. они стоят под ударением.

Правила работы в группе:

ПРОЯВЛЯТЬ УВАЖЕНИЕ К ОДНОГРУППНИКАМ, СЧИТАТЬСЯ С МНЕНИЕМ КАЖДОГО, ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ, ОКАЗЫВАТЬ ВЗАИМОПОМОЩЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ.

Глаголы нас.времени – хлопать в ладоши;

прош.времени – приседать;

будущего времени – топать ногами.

Диалог.

Работа в группах.

Вед..шь,  скольз..т,  крич..т,  зов..м,  говор..шь,   бер..т, сто..шь, по..т, жд..м,  вез..те.

Ешь, ём, ёт, ёте.     Ит, ишь.

5. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий (7 минут)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( 8 минут).

- Открываем учебник на странице 266 упр.677 (Денис и Таня).

А остальные (сильные) выполняют упр.678.Задание: Проспрягать глагол – упростит. Определить спряжение данного глагола.

- Задание 4.Поставьтеударение в глаголах и попытайтесь вставить пропущенные гласные.

- В какой части слова пропущены гласные?

- Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов?

- Почему?

- Если окончания глаголов находятся в безударном положении, то как мы будем определять – гласную и соответственно спряжение глагола.

- В таком случае в русском языке есть алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием.

- Сейчас глаголы из задания 4 – поставим в начальную форму и определим спряжение каждого глагола.

- Закрепим знания при выполнении заданий.

- Задание 5. Определить спряжение глаголов в словосочетаниях, и выписать в два столбика (1 и 2 спряжение).

- Какие глаголы вызвали у вас сомнение?

- Это глаголы – исключения 2 –го спряжения.

- Гнать, держать, дышать и слышать,

 Смотреть, видеть,

Ненавидеть,

И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.)

- Вы запомните, друзья, их на -е спрягать нельзя.

В этих глаголах мы пишем лишь -и.

- Задание 6. Найдите лишнее слово. Определите, по какому признаку оно лишнее.

- Задание 7. – Творческое.

«Создай пантомиму». Обыграть фразеологизм, чтобы его угадала другая группа.

Идёшь – 1 спр, ждём – 1 спр, пасутся – 1 спр, следишь – 2 спр, шумит – 2 спр,  гудят – 2 спр.

Он  ход…т-

ты игра…шь-

котёнок мурлыч…т-

лень вал…т-

кто расскаж…т-

мы не скуча…м-

- В окончании.

- Нет.- Т.к. гласные стоят в безударном положении.

Алгоритм дан в учебнике – в форме правила. Можете пользоваться и алгоритмом, который лежит у вас на парте.

Он  ход…т-

ты игра…шь-

котёнок мурлыч…т-

лень вал…т-

кто расскаж…т-

мы не скуча…м-

Распил..т дрова, слыш..тся звук, наслажда..тся природой, верт..т колесо, заявля..т о мире, приближа..тся к станции, пряч..тся в камышах, стро..т дом, дун..т на огонь.

Слышится, вертит.

  1. Сберегу, терплю, открою, увлеку.
  2. Собира..м, слыш…м, натира..м, замерза..м .
  3. Он слыш..т, обид..т, стро..т, верт..т.

1)Водить за нос.

2)Вешать лапшу на уши.

Работа по учебнику.

Комментирование.

Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.

Дифференцированные упражнения.

Самоконтроль.

Работа у доски.

- Взаимопроверка (с соседом по парте).

Работа в группах.

Упростит

         ед.ч.                        мн.ч.

1л - упрощу                 упростим

2л-упростишь             упростите

3л- упростит                упростят

Этот глагол – 2 спряжения.

Он  ход…т-

ты игра…шь-

котёнок мурлыч…т-

лень вал…т-

кто расскаж…т-

мы не скуча…м-

Алгоритм.

1)Поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть,( какая гласная стоит перед –ть) на глагольный суффикс.
2) Если глагольный суффикс
и – 2-е спряжение. Все остальные – а, – у, – е, – о – -ы- 1-е спряжение.

Он  ход…т- ходить (2 спр)

ты игра…шь- играть (1спр)

котёнок мурлыч…т- мурлыкать      (1 спр)

лень вал…т- валить (2 спр)

кто расскаж…т- рассказать (1 спр)

мы не скуча…м- скучать (1спр).

1 спр.                               2 спр.

Наслаждается природой, распилит дров,

заявляет о мире,                 вертит колесо,

приближается к станции, слышится звук,

прячется в камышах,         строит дом.

дунет на огонь.

1.Сберегу, терплю, открою, увлеку (терплю – 2-е спр.)

2.Собира..м, слыш…м, натира..м, замерза..м (слышим – 2-е спр.))

3.Он слыш..т, обид..т, стро..т, верт..т. (строит – не исключение)

Инсценировка.

7.Рефлексия деятельности (итог урока  3 минуты)

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу, подведём итог нашей работы на уроке.

- Взяли листы «Цель (чего я хочу добиться на уроке)» и поставили галочки справа напротив предложений. Сравните с галочками, которые вы ставили в начале урока. Достигли ли вы поставленных перед собой целей урока?

- Молодцы!

- Самооценка результатов своей деятельности : Устно нужно закончить предложения.

- Какое настроение у вас к концу урока. Поднимите соответствующую карточку.

- Выставление оценок за урок.

- Урок окончен. Спасибо за работу!

Домашнее задание: стр.254-255 (правила) упр.684, упр.685, упр.686* (на выбор).

Заполнение листа «Цель (чего я хочу добиться на уроке)»

Закончить предложения:

1. Сегодня   я     узнал…

2.  Было  интересно…

3.  Было   трудно…

4.  Я   выполнял   задания…

5.  Я понял,   что…

6.  Теперь я   могу…

7.  Я   почувствовал,  что…

8.  Я   приобрел…

9.  Я   научился…

10.  У   меня   получилось …

11.  Я   смог…

12.  Я   попробую…

13.  Меня   удивило…

14.   Урок  дал   мне   для   жизни…

Эмоциональная рефлексия.

Рефлексия содержания учебного материала.

Самооценка результатов своей деятельности.

1. Сегодня   я     узнал…

2.  Было  интересно…

3.  Было   трудно…

4.  Я   выполнял   задания…

5.  Я понял,   что…

6.  Теперь я   могу…

7.  Я   почувствовал,  что…

8.  Я   приобрел…

9.  Я   научился…

10.  У   меня   получилось …

11.  Я   смог…

12.  Я   попробую…

13.  Меня   удивило…

14.   Урок  дал   мне   для   жизни…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...