Односоставные предложения
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Обобщающий урок русского языка по теме "Односоставные предложения" в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnosostavnye_zdorovyy_obraz_zhizni.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: «Односоставные предложения» 8 класс

Задачи:

  • Обобщить и закрепить знания о видах односоставных предложений;
  • развивать навыки самостоятельной работы обучающихся;
  • углубить знания о речевой роли односоставных предложений;
  • пропагандировать здоровый образ жизни среди обучающихся.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.

                                              Ход урока:

                                                Надо быть ясным умственно,

чистым нравственно, опрятным физически.

А.П.Чехов

                                                             Ищи свою дорогу с малых лет,

                                                             Уверенно вперед иди сквозь годы,

                                                             Оставь на этой лучшей из планет –

                                                             Свой яркий след, свои живые всходы.

I Вступительное слово учителя.

Сообщение темы урока, постановка задач. (слайд 1,2)

Сегодня на уроке мы не только обобщим изученное об односоставных предложениях, но и постараемся предупредить неверные шаги к вредным привычкам, ведь здоровье - это самое дорогое, что есть у человека. А поможет нам в этом лестница здоровья. Наша лестница не обычная: по ней можно подняться высоко вверх к ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, но с нее можно и упасть в глубокую пропасть «вредных привычек», сделав лишь один неверный шаг.

Чтение эпиграфа к уроку. Какое предложение употреблено в первой строке?

Составление  алгоритма (слайд 3)

        II. Обобщение изученного материала.

Поднимемся на первую ступеньку нашей лестницы «Правила здорового образа жизни». (слайд 4)

  1. Лексический диктант: (учитель сначала диктует, потом взаимопроверка по слайду).

Признак или первое проявление какого – либо заболевания – СИМПТОМ.

Расстройство здоровья, нарушение правильной деятельности организма –БОЛЕЗНЬ.

Средство для исцеления от болезни – ЛЕКАРСТВО.

Применение медицинских средств для исцеления от болезни – ЛЕЧЕНИЕ.

Предписание врача о составе лекарства и способе его применения больным – РЕЦЕПТ.

Правильная, нормальная деятельность организма – ЗДОРОВЬЕ.

(взаимопроверка с выставлением баллов: 1 ошибка – 4, 2 и 3 ошибки – 3)

2. Составить словосочетание с записанными словами, определить вид связи слов в словосочетании.

2 Посмотрим на четверостишие

Что пьем мы? Что едим? Чем дышим?

                                Ответы на вопросы так важны.

                                Ведь правила здоровой жизни

                                Мы знать неукоснительно должны. (слайд 5)

- Какие виды предложений по своему составу вы видите? Докажите.

- Каковы особенности данного вида односоставных предложений?

- На второй ступеньке нашей лестницы мы поговорим с вами об определенно – личных предложениях и режиме дня.

 3 Из данных предложений выделите определенно – личные предложения.

  1. 1 Во время выполнения домашних заданий правильно ли чередуешь труд и отдых?
  2. Люблю утром делать зарядку на свежем воздухе.
  3. В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима.
  4. Чтобы не болеть гриппом – закаляйся везде: в школе, дома и даже на улице.
  5. Лучшим отдыхом является не полный покой, а активный отдых.
  6. Ничто так не нарушает распорядок, как время, когда нечем заняться.
  7. Не допускайте перед сном шумных игр, занятий спортом, просмотра страшных фильмов, ссор и повышения голоса.
  8. Выполнение домашнего задания  мы всегда начинаем с наименее тяжелых предметов, переходя к более сложным.

Ответы: 1,2,7(выставление баллов: 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3)

- Каковы же особенности определенно- личных предложений?

- Чем может быть выражено сказуемое в них?

- В каких случаях определенно – личные предложения могут иметь обобщенное значение?

                                   

Здоров будешь – денег добудешь. (слайд 7)

- Объясните смысл данной  пословицы.

4. Составьте и запишите предложение по схеме (о здоровом образе жизни)

               [ о/л  ] , (потому что     ). (слайд 8)

5. Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена – это уход за своим телом и содержание его в чистоте.

         Мальчишки подбежали к умывальнику. Сначала вымыли руки с мылом под струей воды из – под крана. Намылив их два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыли мыльную пену, проверили чистоту ногтей. Затем уже чистыми руками вымыли лицо, шею, уши. После умывания вытерлись насухо чистым, сухим полотенцем. (слайд 9)

- Найдите «пятое лишнее» предложение. Объясните свой выбор.

- Что важнее в неопределенно – личных предложениях: само действие или лица, которые его производят?

- Какую форму имеет сказуемое в этих предложениях?

- Продолжая текст, составьте и запишите еще два  неопределенно – личных предложения.

Напоминаю, что личная гигиена включает вопросы гигиены быта, в первую очередь,  поддержание чистоты воздуха в жилище,

уход за одеждой и постельными принадлежностями,

создание нормальных условий для сна и отдыха.

Итак, перешагнув ступеньку «Личной гигиены», мы оказываемся на ступени «Движение».

 

6. Перед вами предложения, из которых вы должны выписать неопределенно-личные.

  • Утренняя пробежка дает хороший заряд бодрости на весь день.
  • Ничего нет лучше пробежки по умытому парку ранним утром.
  • После двигательной разминки на свежем воздухе мне легко и свободно.
  • Движение – это жизнь.
  • И от этого мне не спится.
  • Уже светает
  • Хватит лежать, пора вставать.
  • После ночной грозы в окно тянет манящей свежестью. ( слайд 10)

- Какие предложения не выписали?

- Подумайте, почему в предложениях с одним главным членом – сказуемым – нет необходимости в подлежащем?

(проверка с выставлением баллов: 2 ошибки – 4, 3 и 4 ошибки – 3)

     7. Вот мы и закончили повторять так называемые сказуемные предложения. А теперь настало время поговорить о «вредных привычках».Что относится к вредным привычкам? Почему их так называют – «вредные привычки»? Чем они вредны?  Перед вами лежат карточки с текстом, подчеркните грамматические основы в каждом предложении и определите, чем они выражены.

Ухудшение здоровья. Потеря доверительных отношений с родителями. Потеря друзей. Нарушение закона. Физическая зависимость. Снижение успехов в школе. Потеря возможности учиться. Денежные проблемы. Контакт с криминальным миром. Падение… Вот к чему могут привести вредные привычки.

Какие предложения были использованы в тексте? Почему их так называют? Как может распространяться подлежащее в предложениях? (взаимопроверка с выставлением баллов: 2 ошибки – 4, 3 и 4 ошибки – 3).

А сейчас, когда мы повторили все правила здорового образа жизни и все об односоставных предложениях, я предлагаю вам игру на внимание «Скорые вопросы и ответы». Я произношу фразу, а вы мне должны быстро показать правильность ответов поднятием руки: Левая рука – да, правая рука - нет.

Определенно-личные предложения – это односоставные предложения?(Да)

Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым?(Да)

Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее?(Да)

Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1,2 лица?(Нет)

Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам?(Нет)

Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения?(Да)

Может ли назывное предложение быть распространенным?(Да)

Назывные – двусоставные предложения? (Нет)

Самостоятельная работа по карточкам с самопроверкой.

Определить вид предложений.

Предложения

Вид предложений

Здоровье за деньги не купишь.

О.-л.

Здоровый образ жизни – главное условие профилактики возникновения вредных привычек.

Двусост.

Больного нельзя вылечить с помощью одного только здравого смысла.

Безличное

Здоров будешь – все добудешь.

Об.-л.

Нецензурная брань – это тоже болезнь.

Двусост.

Именно здоровье людей должно служить главной визитной карточкой социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства.

Двусост.

От алкоголя, курения, обильного питания теряют форму тела и духа содержание.

Н.-л.

Будешь часто есть хот-доги, через год протянешь ноги

О.-л.

Прекрасные отношения с друзьями.

Назыв.

И вредные привычки «приносят пользу» обществу, избавляя его от их обладателей.

Двусост.

(самопроверка с выставлением баллов: 2 ошибки – 4, 3 и 4 ошибки – 3)

А теперь вернемся к первому эпиграфу нашего урока: Надо быть ясным умственно, чистым нравственно, опрятным физически. А.П.Чехов

 Давайте выясним смысл этого предложения.

Итог урока. Самостоятельно подведите итог сегодняшнего урока.

-Что дал вам этот урок?

-Чему научил?

-На какой же ступеньке нашей лестницы здоровья вы хотели бы быть?

Теперь посчитайте общее количество полученных вами баллов за сегодняшний урок и поставьте оценку по указанным критериям.

20 баллов – отлично,

16-19 баллов – хорошо,

10-15 баллов – удовлетворительно,

Менее 15 баллов – неудовлетворительно.

IV. Домашнее задание

Составьте небольшую памятку – совет о том, как вести здоровый образ жизни. Используйте в своей памятке односоставные предложения.

На этом наш урок закончен. И постарайтесь запомнить, что ни государство, ни медицинская наука, ничто не сможет сделать человека здоровым, если он сам не позаботится о своем здоровье, и если ко всему этому вы будете красиво с применением односоставных предложений выражать свои мысли, то, я думаю, что вы будете успешным человеком.

 В знак проведения нашего урока примите от меня небольшое наставление, которое называется

ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ:.

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути

Лист самооценки

ФИ

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

Итого

4 задание

Ухудшение здоровья. Потеря доверительных отношений с родителями. Потеря друзей. Нарушение закона. Физическая зависимость. Снижение успехов в школе. Потеря возможности учиться. Денежные проблемы. Контакт с криминальным миром. Падение… Вот к чему могут привести вредные привычки.

5 задание

Предложения

Вид предложений

Здоровье за деньги не купишь.

Здоровый образ жизни – главное условие профилактики возникновения вредных привычек.

Больного нельзя вылечить с помощью одного только здравого смысла.

Здоров будешь – все добудешь.

Нецензурная брань – это тоже болезнь.

Именно здоровье людей должно служить главной визитной карточкой социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства.

От алкоголя, курения, обильного питания теряют форму тела и духа содержание.

Будешь часто есть хот-доги, через год протянешь ноги.

Прекрасные отношения с друзьями.

И вредные привычки «приносят пользу» обществу, избавляя его от их обладателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Односоставные предложения.Главный член односоставного предложения

Методическая разработка предназначена для учащихся 8-ых классов....

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."

Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...

Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений.8 класс

Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся 8 (9) классов по теме: "Односоставные предложения, их виды"...

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"

Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....

Схема - алгоритм определения видов односоставных предложений и контрольная работа по теме "Односоставные предложения" для учащихся 8 класса

В схематичном сжатом виде таблица  представляет алгоритм определения вида односоставного предложения, что значительно облегчает работу учащихся по усвоению данного теоретического материала, очень...