Виды предложений по цели высказывания. 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Серебрякова Татьяна Васильевна

     Тема: Виды предложений по цели высказывания.

      Цели: дать понятие о видах предложений по цели высказывания; показать особенности интонации для каждого вида предложений; развивать культуру речи; формировать навыки в парах, в группе.

       Планируемые результаты: учащиеся научатся определять цель высказывания. строить предложения с разными целями высказывания; соблюдать правильную интонацию; продолжать работу по развитию орфографической зоркости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок русского языка в 5 классе.

Работу выполнила: Серебрякова Татьяна Васильевна,

 учитель русского языка и литературы

МОУ Алексейковская СОШ

Адрес: 171894, Тверская область, Лесной район,

 п/о Сорогожское, с. Алексейково, ул. Школьная, д.18

Тел: (271)74-123

     Тема: Виды предложений по цели высказывания.

      Цели: дать понятие о видах предложений по цели высказывания; показать особенности интонации для каждого вида предложений; развивать культуру речи; формировать навыки в парах, в группе.

       Планируемые результаты: учащиеся научатся определять цель высказывания. строить предложения с разными целями высказывания; соблюдать правильную интонацию; продолжать работу по развитию орфографической зоркости.

Ход урока.

I. Организационный  момент.

II. Актуализация знаний.

1. Проверка знаний теоретического материала по теме "Синтаксис"

Цифровой диктант. Верны ли мои утверждения? Да - 1, Нет - 0

Я утверждаю, что

1. Синтаксис изучает правила построения словосочетаний и предложений.

2. Точка, восклицательный и вопросительный знаки - знаки завершения.

3. Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания.

4. В конце предложения можно поставить только точку.

5. В словосочетании торжественный марш главное слово - существительное марш.

6. У доски - словосочетание.

7. В словосочетании лесные обитатели главное слово - прилагательное.

8. Грамматическая связь в словосочетании отвечать на уроке выражена только с помощью предлога на.

9. Смысловая вязь в словосочетании выражается с помощью вопроса.

10. Подлежащее и сказуемое - это главные члены предложений.

ответы: 1,1,1,0,1,0,0.0,1,1.

2. Проверка домашнего задания.

3. Повторение орфографии: выполнение задание, направленных на развитие избирательности внимания и орфографической зоркости.

      Летом я проч_тал много интерес_ных книг: о гиган_ских ящерицах, о прекрас_ных принцах и счас_ливых принцессах, об уд_вительных пр_ключениях. Но самой интерес_ной ок_залась книга об учас_никах опас_ной энциклопедии. Несчас_ные путеше_ственники попали в ужас_ные усовия. Я им сочу_ствовал, но предчу_ствовал счас_ливый конец.  

III. Самоопределение к деятельности.

Слово учителя: Тема нашего урока записана на доске. Очевидно: важно, зачем мы говорим или пишем что-либо, каковы цели наших высказываний, попробуйте определить эти цели.

IV. Работа по теме урока.

1. Беседа.

  • проведите самостоятельные наблюдения (п. 29, с. 59) и сделайте вывод. Вывод: Цели высказываний: сообщить что-либо, спросить о чем-либо, попросить о чем-либо или дать совет.
  • прочитайте теоретические сведения на с. 59
  • распределите данные предложения согласно цели высказывания.

Таблица на доске.

                      Виды предложений по цели выказывания.

2. Работа над интонацией повествовательных и побудительных предложений.

 - Проведите самостоятельные наблюдения (с. 59) и сделайте вывод.

Вывод : Мы узнали, что при чтении повествовательных предложений голос сначала повышается , а после небольшой паузы к концу предложения понижается.

 - Прочитайте предложения с соблюдением правильной интонации: упр. 138,139.

V. Работа по культуре речи.

Задание : прочитай запись телефонного разговора; определи виды предложений по цели высказывания; запиши слова, которые ты считаешь необходимым вставить в реплики Феди.

    Федя позвонил своему другу Гене. К телефону подошел папа Гены, Игорь Семенович.

1.  - А Генка дома?

     - Добрый день, Федя! Нет, он еще не вернулся из школы.

     - А скажите ему, чтобы он мне позвонил!

     - Договорились, Федя! Я ему передам. До свидания.

     - Хорошо.

Вывод: Речевой этикет очень важен в общении людей. Правила речевого этикета нарушать нельзя. Прежде всего необходимо поздороваться и вежливо попросить к телефону того, кто вам нужен, а при завершении разговора попрощаться.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

  • Почему важно соблюдать правильную интонацию в речи?
  • Зачем нужно знать правила этикета?
  • Что нового вы узнали о предложении?
  • Что в теме "Синтаксис и пунктуация" кажется вам легким, а что - сложным?

Домашние задание. п. 29; упр. 141, 142


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по цели высказывания"

Цель данного урока не только ознакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания и научить использовать их с учетом речевой ситуации, но и воспитывать интерес к русской литературе...

Предложение как единица речи.Виды предложений по цели высказывания

Обобщающий урок русского языка в 4 классе. Поможет детям наглядно вспомнить и распознать повествовательные, вопрсительные и побудительные предложения. Уметь их правильно употреблять в речи....

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания...

Методическая разработка урока в 5 классе (по ФГОС) на тему: "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений".

Данная разработка поможет учителю подготовиться к уроку по заявленной теме: Виды предложений по цели высказывания и знаки препинания в конце предложений. Урок получится интересным и полезным для учащи...

Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений

Цель: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации....