Энциклопедия одного слова "Искренность"
творческая работа учащихся по русскому языку (5 класс) на тему

Шайбакова Рузиля Айратовна

Исследовательская работа. 5 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №18 Кировского района

городского округа город Уфа РБ

тел.: 8(347)254-36-66

Научно-практическая конференция

Малой академии наук школьников  г. Уфы

Секция лингвистики

Номинация: Русский язык

Энциклопедия одного слова. Искренность

                                                                                           

                           

                                         Работу выполнила: Хвойнова Яна,

                                                                       ученица 5В класса

(дом.адрес: г.Уфа, ул. Авроры, 9/1, кв. 4)

                                     Руководитель: Кинзина Р. А.

                                                                      учитель русского

                                                                          языка и литературы                                                                        

                                                                 

Уфа-2013

ВВЕДЕНИЕ

Роль речи в обществе трудно переоценить. Поскольку речь состоит из слов, то каждое произнесенное слово значимое. Оно имеет определённый, присущий только ему смысл. Не случайно о слове народом придумано много различных поговорок, пословиц и присказок: «Словом можно поранить, а можно и вылечить», «Слово – не воробей, выпустишь – не поймаешь» и другие. Любую мысль человек выражает словами, мысль – материальна, материально и слово.

Огромное количество людей, изучающих русский язык, нуждаются в истолковании, разъяснении слов  русского языка. В настоящее время  справочников  и словарей довольно много, из них можно узнать все о словах, но удобней было бы  создать словарь  для одного слова. В нём будет помещена  информация только об одном слове (происхождение, лексическое значение, орфоэпические и орфографические нормы и т. д.). По словам Н. А. Заболоцкого, «под поверхностью каждого слова шевелится бездонная мгла». 

 Актуальность данного исследования мы видим в необходимости создания энциклопедии одного слова.

Энциклопе́дия (новолат. encyclopaedia (не ранее XVI века) от древне-греческого ἐγκύκλιος παιδεία – «обучение в полном круге», κύκλος – круг и παιδεία – обучение) редко Циклопе́дия (новолат. cyclopaedia др.-греч. κύκλιος παιδεία – «круговое обучение») – приведённое в систему обозрение всех отраслей человеческого знания, или круг дисциплин, в совокупности составляющих отдельную отрасль знания; а также научное справочное пособие, содержащее такое обозрение наук или дисциплин.
По структуре различаются – систематические и алфавитные.

А. Дистервег говорил: «Лучше рассмотреть один предмет с десяти разных сторон, чем десять предметов с одной стороны». Данный принцип можно положить в основу нашей работы.

Поскольку одним из источников культуры речи являются толковые, орфографические, орфоэпические, омонимические, антонимические, синонимические и другие словари, они решают вопросы культуры речи каждый в своем плане. Широкому читателю нужен такой словарь, энциклопедия, который в максимальной степени удовлетворял бы потребность в овладении культуры речи, помогал бы  избежать языковых ошибок.

Объект исследования – слово искренность.

Предмет исследования – употребление и функционирование данного слова в русском фольклоре, во фразеологических оборотах, в текстах классической, современной литературы, в иллюстрациях.

Целью работы является рассмотрение слова искренность с точки зрения происхождения, лексики, словообразования и употребления.

Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:

  • изучить имеющуюся литературу по данной теме;
  • описать толкование слова искренность в различных словарях, в произведениях русского фольклора, в художественной литературе;
  • сопоставить значение слова искренность в текстах различной структуры и содержания;
  • оформить  полученные результаты в виде энциклопедии.

В работе применялись следующие лингвистические методы:

  • описательные (наблюдение, сравнение, обобщение и классификация анализируемого материала),
  • анкетирование,
  • ассоциаций.

Степень разработанности. В последние годы проблеме создания энциклопедии одного слова уделяется всё большее внимание. Cрeди  рaбoт,  изучeнных  нaми  в  прoцecce иccлeдoвaния, ocoбo стоит выдeлить cлeдующиe: «Энциклопедия одного слова. Страх» Н.С. Сокол под руководством Е.Н. Ганеевой, «Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы» С.А. Кузьминой.

Практическая значимость заключается в использовании результатов на уроках русского языка при изучении основных его разделов и литературы. Проанализированный материал слова поможет овладеть культурой речи русского языка, избежать языковых ошибок.

ГЛАВА I. СЛОВО КАК ЕДИНИЦА РЕЧИ В СИСТЕМЕ ЯЗЫКА

1.1. Язык как система

Начиная работу над лингвистическим понятием «слово», мы обратились к словарям, чтобы уточнить основные понятия, с которыми будем работать. Из курса русского языка мы знаем, что язык – это определенная система. Что такое система? В «Толковом словаре» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой мы находим 7 значений данного слова, но в свете нашей работы нас интересует только одно из них: «Система – нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей» [5, 719].

Слово «язык» также многозначное. Мы сопоставили интересующие нас определения в разных источниках.

Популярный словарь русского языка: «Язык – система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей» [2, 865].

У С.И. Ожегова находим: «Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе» [5, 917].

Мы знаем, что единицами (средствами) языка являются звук, морфема, само слово, словосочетание, предложение, текст. Единицы языка изучаются в следующих разделах науки о языке: фонетика, орфоэпия, морфемика, словообразование, лексика, этимология, морфология, синтаксис.

Таким образом, язык – система (определённый порядок) звуковых, словарных и грамматических средств, которые позволяют нам мыслить, общаться, получать знания о мире и передавать их другим.

  1. Слово как единица лексики

В «Толковом словаре» С.И. Ожегова, как мы считаем, наиболее полно передано понятие «слова». Вот его значения:

  • единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.
  • речь, способность говорить.
  • разговор, беседа, что-н. сказанное.
  • устное публичное выступление, речь.
  • речь на какую-н. тему, повествование, рассказ (устар. и высок.)
  • право, позволение говорить публично.
  • мнение, вывод.
  • то же, что обещание.
  • текст к музыкальному произведению [5, 730].

Слово имеет лексическое и грамматическое значение. Лексическое значение – предмет изучения лексики, это то, что обозначает слово.

Слово может быть однозначным и многозначным. Многозначность, или полисемия – это одна из главных особенностей русской лексики. С явлением многозначности связаны и такие лексические понятия, как синонимы, антонимы, омонимы.

Слова, обозначая предметы, признаки, действия, количество, могут употребляться в прямом и переносном значении. Именно эта способность слов помогает создавать тропы (тропы – изобразительно-выразительные средства языка: метафора, сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола и др.).

В русском языке существуют слова нейтральные (безоценочное название предметов, их признаков, действий) и эмоционально окрашенные (выражающие чувства, дающие оценку изображаемому).

В соответствии с происхождением слова любого языка могут быть разделены на следующие группы:

  1. исконные слова, т. е. слова, которые были унаследованы от языка-предка;
  2. слова, которые были образованы с помощью существующих в языке словообразовательных средств;
  3. слова, которые были заимствованы из других языков;
  4. слова, которые были созданы искусственно;
  5. слова, которые возникли в результате всяческих «языковых ошибок».

С точки зрения употребления в русском языке есть слова общеупотребительные,  диалектные, профессиональные.

Слова, вышедшие из активного, повседневного употребления, называются устаревшими (различают историзмы и архаизмы). Новые слова, появляющиеся в языке, называются неологизмами.

Особую образность и выразительность русскому языку придают устойчивые сочетания слов, которые называют фразеологическими оборотами.

Изучая лексику, мы обнаруживаем, что огромное количество слов русского языка – это определённая система, так как все слова соотносятся друг с другом.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

  • Язык – материальное средство общения людей. Без языка нет общения, а без общения нет общества и человека.
  • Язык – неотъемлемая часть культуры, физической и духовной жизни народа.
  • Слово – основная лексическая единица языка (звук или совокупность звуков), которая обладает значением и употребляется в речи как самостоятельное целое.

ГЛАВА II. ПОРТРЕТ СЛОВА ИСКРЕННОСТЬ

2.1. Анализ слова с точки зрения фонетики, морфемики,

грамматики и лексикологии

Мы произвели фонетический анализ слова и выявили, что оно имеет три слога (ударение падает на первый слог), состоит из 9 звуков и 11 букв:

Ис-крен-ность [искр’энъс’т’], 3 слога

[и]   гласн, ударный                                                 и

[с]    согл,  глух.  парн., твёрд. парн,                      с

[к]    согл., глух.  парн., твёрд. парн.                      к

[р’]   согл, сонорн., твёрд. парн.                             р

[э]    гласн, безударн.                                               е

[н]    согл., сонорн, твёрд. парн.,                            нн

[ъ]    гласн., безуд.                                                    о

[с’]    согл,  глух.  парн., мягк. парн                        с

[т’]    согл,  глух.  парн., мягк. парн                        ть

9 звуков, 11 букв

Несоответствия:

Морфемный состав слова

Данное слово состоит из корня -искр-; суффиксов: -ен-, -н-, -ость-.

Грамматическое значение слова

Искренность – имя существительное, неодушевленное, женского рода, 3 склонения, может употребляться в  форме только единственного числа, склоняется (изменяется по падежам):

И.  искренность

Р.  искренности

Д.  искренности

В.  искренность

Т.  искренностью

П.  об искренности

Лексическое значение слова

Мы изучили словарные статьи слова искренность в ряде толковых словарей русского языка и выявили, что его лексическое значение в различных источниках сходно.

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой находим: «И́СКРЕННИЙ, -яя, -ее; -енен, -енна, -енне и -енно, -енни и -енны. Выражающий подлинные чувства; правдивый, откровенный. Искреннее признание. Говорю искренне (нареч.). Искренне (нареч.) ваш (вежливая формула окончания письма, предшествующая подписи). || сущ. искренность, -и, ж».

В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля: «И́СКРЕННИЙ, чистосердечный, прямодушный, нелицемерный, прямой и усердный, южн. щирый. В виде сущ. ближний, всякий человек. Искренне, и́скренно нар. всеусердно, прямо, открыто, щиро, нелицемерно. И́скренность ж. свойство, сущность искреннего. И́скренничать быть притворно прямодушным, лицемерить под видом искренности; прямодушничать, чистосердечничать».

Частота употребления слова «искренность» составляет 10180 раз на ≈ 300 млн. слов.

2.2. 

Мы познакомились с синонимами к слову искренность: правдивость, чистосердечие, простосердечие, честность, непритворность, неподдельность, душевность, натуральность, сердечность, задушевность, прямодушие, откровенность, открытость, прямолинейность, неискусственность, подлинность.

Антонимы: лживость, лицемерие, лукавство, неискренность, притворство, скрытность, фальшь.

Однокоренные слова:

Русское слово искренность употребляется шире, так как оно применимо не только к ситуациям, когда обычай требует сказать что-то определенное. Оно применимо к любой ситуации, когда человек говорит что-то «от души», то есть потому, что хочет высказать свое чувство.  

Понятие искренность близко связано с понятием «от души». В русском языке есть и много других выражений, связанных со словом душа, которые указывают на те же самые или сходные культурные скрипты, такие, как «открытая душа», «душа нараспашку», «душа-человек», «говорить по душам», «отвести душу», «излить душу» и многие другие.  Существенно, что в этих выражениях обычно чувствуется положительная оценка.

Образные характеристики слова искренность связаны с позиционированием искреннего человека как светловолосого, со светлыми, голубыми глазами. Отличительной чертой англичан является отсутствие определенного стереотипа внешних данных искреннего человека; англичане акцентируют качества индивида. Сходным моментом в обоих языках является ассоциация искреннего человека со светом, который англичане часто связывают со светом, идущим от Христа. Образ лицемера сходится и сводится к признакам эгоистичного обеспеченного человека, при этом англичане актуализируют идею лицемерия мужчин в карьерных достижениях и материальной обеспеченности, деловых отношениях, а женщин – в сфере личных взаимоотношений. В русской лингвокультуре лицемерный человек ассоциируется со сплетником, угодником, лжецом и предателем.

Пословицы и поговорки со словом искренность:

  • Искренность доходит до неба.
  • Если бы искренность горела, как огонь, то дрова были бы наполовину дешевле.
  • Искренность — драгоценное качество человека.

Таким образом, слово искренность многозначно, используется в речи.  Имеет синонимы, антонимы, встречается в пословицах и поговорках.

2.3. Этимология слова

Каждое слово живёт своей жизнью, рождается и умирает, имеет свою историю; в языке появляются новые слова, а некоторые утрачиваются навсегда или заменяются синонимами. Происхождение слов изучает этимология.

В философии искренность затрагивается, прежде всего, в связи с рассмотре-нием этических норм поведения. Так, древний философ Конфуций (551–479 гг. до н. э.) рассматривал понятие chéng, которое обычно переводится как искренность. Термин предполагает соответствие слов внутреннему состоянию, чувствам2. Идеи, связанные с искренностью, содержатся в этических сочинениях Аристотеля (384–322 гг. до н. э.)3. Так, в «Никомаховой этике» философ описывает добродетели как нечто среднее между двумя крайностями: отсутствием и избытком свойства. Добродетелью Аристотель считает и правдивость (truthfulness), или искренность (sincerity), которая, по его мнению, есть желаемое промежуточное состояние между самокритикой, самоуничижением и избыточным самодовольством4.

Искренность считалась главным признаком нравственной жизни в период, предшествующий эпохе Просвещения, и позднее была заменена на подлинность (authenticity). Однако при этом отмечается, что в западной культуре искренность не всегда считалась добродетелью: в Европе и северной Америке она стала рассматриваться эталоном нравственного поведения только в 17 веке, получив в эпоху Романтизма положительную оценку в качестве художественного и общественного идеала.

Слово искренность происходит от древне-русского искрь «близко», искрьнь; ср.: старо-славянское искрь (др.-греч. πλησίον), искрьн^ь «ближний», болгарское и́скрен, сербохорватское и̏скрњӣ, словенское ískǝr «рядом», iskrè – то же, ískrnji «близкий». Ср. образование старо-славянское испрь (см. выспрь). Вероятно, от из- и основы, родственной слову ко́рень. Другие допускают связь -крь с край.

Слово искренний изначально означало не "откровенный", а "наиближайший". Вторая заповедь Господа нашего Иисуса Христа изначально звучала как "възлюбиши искренняго своего яко самъ себе" (что подтверждается Як., 2:8; в Евангелиях просто поменяли слово на более понятное народу еще задолго до раскола).

2.4. Жизнь слова искренность в художественных произведениях

Слово искренность довольно часто встречается в художественной литературе, так как относится к числу эмоций, повышающих жизнедеятельность. Оно  может передаваться состоянием героя, пример в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Мне ваша искренность мила;

Она в волненье привела

Давно умолкнувшие чувства.

 В  каждом  художественном произведении есть слова, которые несут особую смысловую нагрузку и  являются ключевыми в развитии   сюжета. Иногда они  выносятся в заглавие или в эпиграф, сразу вводя читателя в суть повествования, иногда они представлены только в тексте. Часто эти слова многозначны. Используя их,  писатель может полнее раскрыть характеры героев и идею произведения в целом.

2.5. Разные точки зрения на понимание слова искренность

        Слово искренность многими понимается однозначно – «правдивость, откровенность, чистосердечность».     

Искренность — это чистосердечие. Мало кто обладает этим качеством. Франсуа де Ларошфуко

Во всех пустяковых делах важен стиль, а не искренность. Во всех серьезных делах — тоже. Оскар Уайльд

Судьба никогда не благоприятствует нам с подлинной искренностью. Квинт Курций Руф

Самое непростительное в фанатике — это его искренность. Оскар Уайльд

Наша искренность в немалой доле вызвана желанием поговорить о себе и выставить свои недостатки в благоприятном свете. Франсуа де Ларошфуко

Наиболее ценные свойства в художнике — искренность и скромность. Паоло Веронезе

Искренность в небольших дозах опасна, а в больших — смертоносна. Оскар Уайльд

Искренность — мать правды и вывеска честного человека. Дени Дидро

Искренность отношений, правда в общении — вот дружба. Александр Васильевич Суворов

Слыви лучше осторожным, нежели хитрым. Искренность всем приятна, хотя каждому угодна вчуже. Будь с виду простодушен, но не простоват, проницателен, но не хитер. Лучше чтобы тебя почитали как человека благоразумного, нежели опасались двуличного. Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Начинаются чины — перестает искренность. Фонвизин Денис Иванович

Мы любим иной раз даже такие похвалы, в искренность которых не верим. Люк де Клапье Вовенарг

Всякая умственная деятельность велика и плодотворна только до тех пор, пока она остается неразлучною с искренностью и твердостью глубокого убеждения. Дмитрий Иванович Писарев

Признание своей немощности — великий урок, который мы извлекаем. Не лучше ли приобрести доверие к себе других людей искренностью признания, что я ничего не знаю, чем бормотать слова и вызывать жалость к себе потугами все объяснить? Свободно сознающийся в незнании того, что он не знает, побуждает меня верить тому, что он берется мне объяснить. Дени Дидро

Мы согласимся с этими мнениями. Действительно, человеку нужно бороться со своими страхами, не поддаваться им. Тогда все будет получаться, не будешь скован в своих действиях, мыслях,  сумеешь достигнуть поставленных целей в жизни.

        В ходе нашего исследования было проведено анкетирование учащихся 5 классов. Мы опросили 50 учащихся и выяснили, что 10 человек не  испытывали это чувство. Следовательно, им интересно будет познакомиться с нашим исследованием, с советами известных людей. А вот подобрать антонимы удалось  любят все учащиеся, потому что   «интересно и неправда», « хочется самому пройти через эти испытания», «чтобы в жизни этого не бояться». Таким образом, ребята сами находят рецепты, как побороть в себе страх. На вопрос «Как вы боролись со страхом?»  учащиеся ответили – «собралась с силами», «думал о хорошем», «помогли друзья».  

        Также мы предложили учащимся назвать образ, который у них ассоциируется со словом искренность. Многие ответили доброта, дыра, паук. Скорее всего, дети сравнивают это слово с чем-то темным, загадочным, неизведанным. Когда произносишь это слово, отмечают учащиеся, «мороз бежит по коже», становится холодно, жутко. Свои представления о страхе ребята изобразили в иллюстрациях.

        Каждый человек индивидуален, интересен своим видением мира и внутренним духовным миром. На данных примерах мы показали, что к слову страх у людей возникает интерес, желание узнать об этом слове больше. Поэтому, наша энциклопедия будет очень удобна. Из одного источника можно будет узнать об истории слова страх.          

Алгоритм проекта “Энциклопедия одного слова”.

1. Слово… и его лексическое (ие) значение(я).

2. Этимология слова…

3. Слово… и “слова-родственники” (однокоренные).

4. Слово… и его синонимы.

5. Слово… и его антонимы.

6. Слово-омоним (если есть).

7. Слово… во фразеологических оборотах.

8. Слово… и слова (сочетания)- рифмы.

9. Слово… в русском фольклоре; в пословицах и поговорках; в загадках;

в скороговорках; в притчах, легендах, приметах, обычаях; в народных играх;

в хороводах; в русских народных песнях; в народных сказках.

10. Соответствие слова… в пословицах и поговорках народов мира.

11. Слово… в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза).

12. Слово… в текстах художественной литературы.

13. Слово… в названиях картин художников.

14. Слово… в названиях художественных и документальных фильмов.

15. Слово… в названиях газет, журналов, рекламных приложений.

16. Слово… в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки).

17. Слово… в иллюстрациях, рисунках учащихся. (Нарисуй своё слово; придумай серию картинок, которые смогли бы отразить жизнь твоего слова; можно рисунком проиллюстрировать какой-нибудь художественный текст, связанный с этим словом.)

Заключение

В ходе работы над темой мы убедились, что исследование слова в лингвокультурологическом аспекте оправданно: мы не только повторили известные нам знания о разделах языкознания, но и обратились к литературе, музыке, живописи. Это помогло доказать выдвинутую нами гипотезу: каждое слово живет и «работает»; через слово  в языке отражается культура и духовная жизнь народа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Александрова З.Е.  Словарь синонимов русского языка, практический справочник. -  Москва: Русский язык, МЕДИА, 2007.

2)  Горький М.  Старуха Изергиль. – М:  Хрестоматия по русской литературе, 2002 – 356 с.

3) Жигулев А. М. Русские народные пословицы и поговорки. – М, 1986.

4) Золотые россыпи. Русские народные  пословицы и поговорки. -  Красноярский производственно - издательский комбинат,  «ОФСЕТ»,1993.

5)  Иванов Н. О., Шанская М. С., Шанский К. А. Краткий этимологический словарь русского языка. -  М.: «Просвещение», 1978.

6) Круглов Ю. Г. Русские народные пословицы, загадки и поговорки. – М.: «Просвещение», 1984.

7) Крылов И.А. Басни. – М.: «Просвещение», 1999.

8) Лапатухин М.С.   Школьный толковый словарь  русского языка: Пособие для учащихся под ред. Ф.А.Филина. – М.: «Просвещение», 1981 -  463с.

9) Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. -  М.:«Просвещение»,1987

10) Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 2002 -944 с.

11) Русская народная сказка, пересказ М.Серовой. – М.: «Просвещение», 1997.

12) Тихонов А.Н.  Школьный словообразовательный словарь русского языка-  М.:  «Цитадел-трейдь», 2007.

13) Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля/Сост. Н.В.Шахматова и др.-СПб.: ИД «Весь», 2004.  736 с.

14) Тургенев И.С. Стихотворения в прозе. – М.: «Просвещение», 2001.

15) Фразеологический словарь русского языка/ Под редакцией А.И. Молоткова. – Мю: Русский язык,1986.

16) Фридман Л.М., И.Ю. Кулагина. Психологический справочник учителя. -  М.: Просвещение», 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект "Энциклопедия одного слова" (проектная деятельность учащихся 5 класса НОУ ОЛ "Довузовский комплекс ТвГУ")

Это совместный исследовательский проект учащихся 5-ых классов, занявший 3 место в 11 научно-практической конференции учащихся "Будущее - за нами!" В ходе работы пятиклассники проанализировали особенн...

Мастер класс "Энциклопедия одного слова"

Во время занятия ребята учатся работать в группе, со словарями, высказывать свою точку зрения....

"Энциклопедия одного слова"

Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве...

План-конспект урока "Энциклопедия одного стихотворения. М.Ю. Лермонтов «Нищий»"

Изучение лирических произведений занимает большое место в системе уроков по литературе в каждом классе на протяжении всего времени обучения. Из года в год учащимся становится скучно делать однообразны...

Урок одного слова Энциклопедия одного слова

  Урок "Энциклопедия одного слова. Наедине с небом" - это урок - исследование, на котором обучающиеся изучают природу данного слова с точки зрения употребления, грамматического с...

Урок одного слова Энциклопедия одного слова

Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся; развивать навыки исследовательской работы;НА ОСНОВЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДВЕСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПОНИМАНИЮ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ; РАЗВИ...