Моя педагогическая философия.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Ковалева Ирина Владимировна

Любовь как чувство глубокого расположения.

Любовь родителей - отправная точка в жизни.

"Закон порядочных людей"

Воспитывать и учить!

Я - учитель!

Скачать:


Предварительный просмотр:

        "Все начинается с любви"

 Живой душе пускай рассудок служит!

                                                                                       Все   начинается с любви!

Н.Рубцов

Удивительное чувство – любовь! Наверное, это то, самое святое, самое доброе, что есть в человеке… Любовь - это чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Любовь – это великое вселенское чувство, на котором держится мир, благодаря которому не угасает человеческий род. Мне повезло. С самого раннего детства я росла, обогреваемая любовью родителей, родных. И любовь ответная не могла не созреть во мне, не наполнить мою душу. Это любовь к жизни, к природе, к людям, ко всему, что окружает меня.

Мои родители…. Именно им бесконечно благодарна я за то, что дали мне отправную точку в жизни. Научили любить ближних, уважать окружающих, уметь прощать даже очень горькие обиды. Научили слышать других. А главное - научили преодолевать трудности, быть целеустремленной, независимой, не сдаваться, искать выход из сложных ситуаций.

Любви нужен выход, ее следует передавать, дарить другим, иначе она потеряет свое назначение. Пусть не всегда легко ее отдавать, но востребована она всегда.

Я отдаю своим учащимся знания, опыт, душу, тепло своего сердца и при этом испытываю огромное чувство удовлетворения, подкрепляемое сознанием того, что я могу быть полезной для них, а в конечном итоге и для общества, и для государства в целом. Может быть, именно в этом и есть мое предназначение как человека, как гражданина, как педагога….

Научиться любви – самая трудная наука в жизни человека. Общаясь со своими учениками, я стараюсь, чтобы они научились жить по «законам порядочных людей», жить так, чтобы людям с каждым из нас было хорошо, тем самым я закладываю в них те нравственные основы, которые позволят им, отдавая любовь, получать ее.

Я люблю своих учащихся и уверена, что неуспешных детей не бывает. Искренней любовью к ним мы завоевываем его доверие, а значит, право и возможность учить его, воспитывать, формировать личность. Главное - не подорвать его доверие ни словом, ни делом.

В сознание человека знания об окружающем мире не просто преломляются, как «солнце в малой капле воды», они во многом формируют отношение человека к миру, влияют на его нравственные качества, особенно в детском возрасте.

Воспитывать и учить – это отдавать то, чем сам обладаешь. Значит, педагог обязан быть человеком высокообразованным, честным, справедливым, добродушным, а значит – любящим.

Оценивая свой педагогический путь, поняла, что то тепло, которое я дарю своим учащимся, бумерангом возвращается ко мне ежеминутно, ежечасно, ежедневно. И если ко мне обратятся с вопросом: « Позвольте полюбопытствовать, какая у вас профессия?»,  отвечу я с гордостью: “Я – учитель!”

Я с детства мечтала стать учителем. За долгое время работы с учащимися поняла, что нужны только душа и сердце! Я уверена в этом. Рассудок, конечно, тоже нужен, так как в нашем деле без него не обойтись в столь стремительно меняющемся и развивающемся мире. И все-таки не это главное. Прав поэт Н.Рубцов: «Живой душе пускай рассудок служит! Все начинается с любви!»  Нужно помнить об этом всегда, и тогда воспитание детей, их душ, их сердец, открытых для любви и добра, будет радостным, полным открытий и реально возможным!



Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Зимовниковский сельскохозяйственный техникум

          Методические рекомендации по литературе

                               «Пьеса А.Н. Островского «Гроза»

                                                                                                        Выполнила:

                                                                                     И.В.Ковалева, преподаватель

                                                                                     литературы и русского языка

                                         

Зимовники, 2012 г.

Предлагаемый труд является первым опытом создания методической рекомендации для преподавателей литературы средних специальных учебных заведений.

        Главы пособия помогут преподавателю в трактовке литературных образов опираться на принцип историзма; выявлять существенные черты эпохи, воссозданные в художественном произведении; вскрывать классовую обусловленность общественных, эстетических взглядов писателя, творческая деятельность которого протекала в исторически конкретном классовом обществе.

        В предлагаемой работе основное внимание уделяется поискам путей успешного решения главных задач воспитания, образования, связанных с изучением литературы. Содержание программы и учебный план заставили искать такие формы подачи материала, которые позволили бы в процессе изучения произведения использовать разнообразие видов учебной деятельности , чтобы добиться целостного восприятия пьесы учащимися.

        Без усвоения навыков анализа произведения выпускники средних специальных учебных заведений не смогут впоследствии в своей читательской практике правильно ориентироваться в мире художественной литературы.

Методические рекомендации предназначены для преподавателя, и содержащийся в них материал не может быть в том же виде переадресован непосредственно учащимся. Образцы занятий, какими бы конкретными они ни казались, требуют творческого преломления в практике преподавателя, потому что группы учащихся различны по составу и каждый раз своим путем пойдут к образному восприятию, к решению проблем, заложенных в произведении.

ХХ век заново открывает для себя творчество А.Н. Островского. Хаотичному сознанию современного человека оказались близки стиль и мировоззрение драматурга. Но читаются его пьесы не всегда просто и однозначно. Учащимся необходимо сделать над собой усилие, чтобы разобраться в домостроевских взаимоотношениях купеческой России.

Занятие 1. «Город Калинов»

В зависимости от особенностей группы материал для вступительной лекции может принадлежать либо преподавателю, либо быть подготовлен как выступление учащегося: доклады или выразительное чтение писем драматурга и воспоминаний современников. Для подготовки к докладам учащихся можно предложить пьесы: «Свои люди - сочтемся!», «Доходное место», «Бесприданница». Эти произведения помогут понять, почему Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жизни», дадут возможность преподавателю показать, как отразилось мировоззрение драматурга в созданных им пьесах.

        Драма «Гроза» названа Добролюбовым «самым решительным» произведением Островского. Что же позволило великому критику так оценить пьесу?- этот вопрос может стать центральным вопросом анализа.

        К первому занятию учащимся предлагается прочитать пьесу целиком, обратив особое внимание на 1 действие. Итак, читателю открывается образ одного из уездных городков России в предреформенные годы. Мир самодуров, в котором развивается конфликт произведения, для 19 века специфический мир, психологический климат которого ускоряет гибель лучших его представителей.

        Вначале читаем «афишу» - список действующих лиц, в котором уже в какой-то степени ощущается отношение автора к героям. Обращаем внимание на используемый Островским прием «говорящей фамилии», предложив учащимся самим дать словесный портрет героев. В большинстве случаев учащиеся дают правильную характеристику Дикому, Кабанихе, Тихону. Преподаватель может указать, что имя Катерина в переводе с греческого означает «вечно чистая», Варвара - «грубая». Это может в дальнейшем помочь учащимся правильно понять замысел автора и отношение к своим героям.

        Уже чтение первых трех явлений знакомит учащихся с представителями двух антагонистических лагерей: в одном- хозяева города: «ругатель» Дикой, ханжа Кабанова и другие богатые купцы, о которых рассказывает Кулигин Борису, в другом- зависимые от хозяев города люди: Борис, Шапкин, Кулигин, Кудряш и «бедность нагольная», которой никогда не выбиться из нужды. Привлекая текст, предлагаем учащимся ответить на вопросы: 1.Как помогают реплики каждого героя определить его характер, жизненную позицию? 2.К каким приемам прибегает драматург, чтобы полнее раскрыть образ хозяина города- купца Дикого?

        Следует обратить внимание учащихся на то, как по-разному оценивают жизнь купечества Кулигин и Феклуша. Чем вызвана столь разная оценка? С каким чувством произносит каждый из них свой монолог? Что порицает Кулигин и что восхищает Феклушу? Предложим учащимся самим ответить на эти вопросы или совместно с ними прокомментируем оба монолога.

        Обратим внимание учащихся, что в образах Дикого и Кабанихи автор начертал последнюю грань обмеления человека до той степени, когда им уже не замечается живая человеческая душа, стремление к уважению, любви. Только страх, в их понимании, может управлять жизненным процессом.

        Интересным представляется и чтение пьесы по ролям. И резкое столкновение характеров мы ощутим уже в 5 явлении, где ясно чувствуется внутренний протест и Тихона, и Варвары, и, главное,- Катерины. Но если Тихон скрывает свое недовольство за лживыми, унизительными фразами, а Варвара  говорит лишь « в сторону», то Катерина говорит с Кабанихой как равная, ведь «что при людях, что без людей она…все одна». И именно в ней видит Кабаниха свою противницу. И хотя ее реплики обращены в основном к Тихону, предназначены они Катерине. В разговоре с Кабанихой Катерина сдержанна, немногословна, но не позволяет унижать себя, и Кабаниха остро ощущает внутреннюю силу своей снохи.

        Завершая 1 занятие, предлагаем учащимся проблемный вопрос: Согласны ли вы с мнением некоторых исследователей, что Катерина уже в 1 действии предстает непокорной, не смирившейся с законами кабановского дома? Обсуждая ответы, преподаватель поможет учащимся увидеть, что Катерина в какой-то степени смирилась со своей судьбой и в покорности, хотя и не разрешая «возводить на себя напраслины», прожила много лет в доме свекрови.

        В заключительном слове преподаватель кратко определит значение 1 действия как широкую экспозицию: в нем дана общая расстановка сил двух лагерей, действующих в пьесе, определены места персонажей в развитии конфликта.

        В качестве домашнего задания рекомендуется дать учащимся ряд заданий, связанных с самостоятельным анализом 2 и 3 действий. Общее задание: 1.Прочитать пьесу до конца и определить значение 2 и 3 актов в развитии действия драмы. 2.Опираясь на монологи Кулигина и Феклуши, подготовить устный рассказ «Нравы города Калинова».

        Занятие 2. «Катерина- жертва или победительница?»

        На этом занятии попытаемся уяснить истинное авторское отношение Островского к своей героине, посмотрим, как автор представляет, какова Катерина в общении с мужем, свекровью, в какой сцене проявляется ее внутренняя жизнь.

Начать занятие можно с характеристики нравов Калинова, чтобы учащиеся острее почувствовали драму героини. Вместе с учащимися составляем план устного сочинения, который записывается на доске (выносится на экран интерактивной доски):

1.Расположение города. «Вид необыкновенный».

2.Жители города. Их социальный состав.

3.»Жестокие нравы» города.

4.Отношения в семье («И что слез льется за этими запорами…»)

5.Дикой и Кабаниха

        Как еще один вариант начала занятия можно предложить учащимся задания разной степени сложности (в зависимости от способностей группы).

Задание большей трудности: 1.Проследите по тексту 2 и 3 действий внутренний конфликт Катерины - борьбу между чувством долга и чувством любви. 2.Какая сторона характера Катерины раскрывается в ее диалоге с Варварой? Что привлекает их друг в друге? В чем различие их взглядов на жизнь?

Задание средней трудности: 1.Что вы можете сказать о Катерине на основании 1 действия? 2. Образ Кабановой (Дикого) по одному из действий: внешний облик, манера говорить, отношение к домашним, к невестке, речевая характеристика.

Задание меньшей трудности: 1. Пересказ содержания 2 действия. 2.С какой целью введен второй монолог Кулигина (3 действие)? Что нового мы узнаем из него о жизни в Калинове?

        Второе действие вводит нас в дом Кабанихи. Основное внимание направляется на то новое, что мы узнаем о Катерине,- в отличие от Варвары она никого не умеет обманывать. Ничего не хочет скрывать; это цельный, решительный , сильный характер. Чувствуется, что она терпит, пока терпится, но если кабановский дом ей «опостынет», то не удержать ее никакой силой: «…В окно выброшусь, в Волгу кинусь!». В сцене проводов Тихона обращаем внимание на новое столкновение Кабанихи и Катерины, которая молча кланялась в ноги мужу, молча переносила обиду, но когда свекровь хотела заставить ее «выть» после отъезда Тихона, твердо сказала: »Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!».

        Любовь к Борису- и нужно, чтобы учащиеся поняли это- подготовлена всей жизнью Катерины под гнетом кабановского дома. Не случайно, думая о Борисе, она мыслью все время возвращается к неволе(«В неволе-то кому весело!», «А горька-то неволя!»). Зарождение любви к Борису Катерина воспринимает как свое духовное обновление, как вызов калиновским порядкам, это стремление вырваться на волю, жить полной жизнью, это мятеж против гнета и насилия кабановского дома.

        Переходя к анализу 3 акта, работаем с учащимися над вопросами:

1.С какой целью автор вводит в пьесу песни Кудряша?

2.Чем для нас важен разговор Кудряша с Борисом? Песня Кудряша наводит на мысль о судьбе героини. Кудряш заранее предупреждает Бориса о тяжелых последствиях, которые ждут любимую им замужнюю женщину («Эх, бросить надоть!...А ведь здесь какой народ!Съедят, в гроб вколотят»), на что Борис отвечает: «…пожалуйста, не пугай ты меня!»- о женщине он не думает. Обратим внимание учащихся, что и в дальнейшем Борис думает только о себе.

        Можно сопоставить две сцены свидания- Кудряша и Варвары, Катерины и Бориса, обратив особое внимание на авторские ремарки. Интересно показать учащимся, как по-разному ведут себя Катерина и Борис. Автор постоянно подчеркивает робость Бориса, его заботу о собственном душевном покое: «Не говори таких слов, не печаль меня…». А в ее словах, полных глубокого чувства, снова ощущение своей близкой гибели: «Зачем ты моей погибели хочешь?». Обращаем внимание учащихся на то, что авторские ремарки сопровождают только реплики Катерины, их совсем нет в репликах Бориса. Предложим учащимся подумать над вопросом, чем это вызвано. Подчеркиваем силу любви Катерины, ради которой она поборола в себе страх божий за измену. Катерина не боится и людского суда: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!...».

        В заключение можно предложить учащимся подумать над такими вопросами:

1.Как проявляется авторское отношение к героине в сцене свидания?

2.Как удается Островскому внушить читателю сочувствие к Катерине?

Духовные цепи - наиболее значительное проявление власти домостроевского «темного царства» над Катериной. И если в 3 акте любовь побеждает предрассудки, и Катерина, не побоявшись греха, встречается с Борисом, то в 4 акте, не в силах больше выдержать душевные муки, она публично кается в измене мужу. Сцену покаяния мы можем рассматривать как временное отступление. Это кульминационный момент драмы.

        Анализ сцены покаяния проводится преподавателем. Цель анализа - раскрыть драматургическое мастерство Островского в создании кульминации пьесы.

        Первая группа вопросов направлена на выяснение причин, приведших героиню к публичному покаянию: 1.Какие внешние события способствуют развитию душевной драмы Катерины и приводят ее к публичному покаянию? 2. Только ли внешние события заставили ее публично каяться в своем грехе?

        Вторая группа вопросов поможет обратить внимание на мастерство драматурга: 1.С какой целью сцена покаяния дается на фоне грозы? 2.Как реагируют на грозу Кулигин, калиновцы, сумасшедшая барыня?

        Третья группа вопросов поможет определить место сцены покаяния в развитии действия: 1. Какова роль этой сцены в развитии действия пьесы? 2. Почему драма не кончается сценой покаяния? Зачем автору понадобился 5 акт? Эти вопросы требуют размышления, поэтому целесообразно распределить учащихся по малым группам  для совместной творческой работы. Публичное покаяние Катерины - лишь временное отступление героини в борьбе за право любить и быть свободной. В дальнейшем она отвергнет смирение и покорность и предпочтет смерть жизни в неволе. Смерть Катерины (5 акт) становится ее нравственной победой.

        Занятие 3.  Статья  Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

        Учащиеся часто не проявляют интереса к критической литературе, неглубоко осмысливают содержание критических статей. Необходимо научить ребят воспринимать критическую статью как произведение определенной эпохи. Работая над текстом статьи Добролюбова, надо показать учащимся тесную связь ее с актуальными вопросами жизни России тех лет; обратить их внимание на исторический подход критика к анализу художественного произведения.

        Материал статьи можно использовать в процессе анализа пьесы, а можно изучать как самостоятельное  произведение. Интересно также провести под руководством преподавателя сопоставление статей Добролюбова и Писарева о «Грозе», пробудив тем самым у учащихся желание высказать свое отношение к оценкам критиков. Проведение диспута способствует развитию умения не только выражать свои мысли, но и отстаивать их.

        При изучении отдельно статьи Добролюбова преподаватель дает учащимся общее представление об основных политических и эстетических взглядах критика.

        Заслугой Островского Добролюбов считает «глубокое понимание русской жизни и великое уменье изображать резко и живо самые существенные ее стороны» (Добролюбов Н.А. Собр. Соч. в 3-х т. Т.3. М., 1982, с.152. Далее цитаты из данного издания).

        Смог ли Островский уловить «требования новой жизни», в какой мере сумел их понять и отразить в новом произведении- драме «Гроза»? Вот вопрос, который разрешает критик в процессе анализа пьесы и который необходимо поставить перед учащимися как центральный вопрос анализа статьи.

В процессе работы над статьей в группе рассматриваются наиболее важные вопросы: 1.В чем задача «реальной критики»? 2. Чем вызвано утверждение Добролюбова: « В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее»? 3. Почему создание образа Катерины критик считает шагом вперед в развитии русской литературы?. Чтобы ответить на эти вопросы, надо помочь учащимся почувствовать себя на время современниками Островского и увидеть в драме что-то «освежающее и ободряющее» ( шаткость и скорая гибель «темного царства», «страшный вызов самодурной силе»). К этому выводу учащиеся приходят во время анализа самой пьесы. Полезно обратить внимание ребят на два замечания критика, предложив им объяснить их1): от характера Катерины веет на нас свежей жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели; 2) характер Катерины «соответствует новой фазе нашей народной жизни».

        Новая фаза народной жизни - это пробуждение личности, стремление отстоять свои права, это протест против насилия. Статья Добролюбова объяснит учащимся, почему сильный, решительный характер является у Островского в женском типе, ибо женщина всегда была самым бесправным существом в дореволюционной России.

Самостоятельно продолжить анализ статьи учащимся поможет план: 1.Задачи «реальной критики». 2.» В «Грозе» есть что-то освежающее…». 3.Образ Катерины- шаг вперед в развитии русской  литературы. 4.Добролюбов о характере Катерины.5.Смерть героини- «страшный вызов самодурной  силе». 6. Тихон и Борис- «жалкие типы», которые «столь же вредны, как и сами самодуры. 7.Жизнь в темном царстве хуже смерти.

        Чтобы облегчить учащимся самостоятельное изучение статьи ,можно дать им домашнее задание- ответить на вопросы: 1.Как проявляется отношение критика к героине пьесы? 2.Что привлекает его в Катерине? 3. В чем он видит драму Катерины? 4. Согласны ли вы с точкой зрения критика?

        Важно не только научить анализировать литературно- критическую статью, но системой вопросов, заданий суметь пробудить у учащихся интерес к ней. Тогда чтение критической литературы станет не обязанностью, а потребностью.

Занятие 4. Подготовка к сочинению, творческая работа.

Завершить изучение пьесы и провести дискуссию можно с помощью творческих заданий.

А) Конкурс актерского мастерства. Фрагменты для чтения и инсценировки:

–монолог Кулигина;

-Кабаниха провожает сына в деловую поездку;

-Варвара и Катерина;

-диалог Бориса и Катерины;

-последний монолог Катерины

Б) Конкурс импровизаций:

-Катерина разговаривает со свекровью;

-Тихон общается с матерью и женой;

-Катерина принимает окончательное решение.

Учащиеся объединяются в группы в зависимости от выбранного задания, и получается своеобразный урок- инсценировка.

        В качестве домашнего задания и подготовки к сочинению по пьесе предлагается творческое задание- мини- сочинение: «Могла ли Катерина не закончить жизнь самоубийством?», «Был ли у героини другой выход в борьбе за свое человеческое достоинство?».

          Система уроков по пьесе А.Н Островского «Гроза»

   Тема

   Материал

 Виды работ

Домашнее задание

Нравы города Калинова

Биография Островского. Пьеса «Гроза»

Беседа, подготовленные индивидуальные задания, чтение по ролям

Вопросы выяснения первичного восприятия учащимися пьесы

Катерина- жертва или победительница?

Сцены пьесы

Выполнение заданий разной сложности

Анализ сцены покаяния

Статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»

 Текст статьи

Беседа, самостоятельная работа

Ответы на вопросы

Подготовка к сочинению, творческая работа

Текст пьесы

Инсценировки, импровизации, работа в малых группах

Мини - сочинение



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЗИМОВНИКОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ

ИМЕНИ БАБАЕВСКОГО П. А.»

РАЗРАБОТКА УРОКА

( как части педагогического проекта)

на тему:

« Речевая культура человека – зеркало его души»

Разработала:

преподаватель русского языка и литературы И.В.Ковалева

                              Зимовники, 2014г.

Тема урока: « Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры» ( В.Сухомлинский)

Цели урока:

1. Совершенствовать культуру речи; уметь аргументировать свой ответ на высказывания о культуре речи;

2. Использовать знания по орфоэпии;

3. Продемонстрировать навыки правильного словоупотребления;

4. Развивать системное мышление.

Оборудование:

1. Карточки  с заданием по орфоэпии, лексике;

2. Рисунки, таблицы для оформления доски;

3. Презентация по теме урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Преподаватель: Добрый  день ребята. Меня зовут Ирина Владимировна. Сегодня мы с вами постараемся помочь мне в реализации интересного проекта и подтвердить или опровергнуть, выдвинутую молодёжью гипотезу, что успешному человеку, наживающему материальные ценности не обязательно правильно говорить. Для этого разделимся на 2 команды, чтобы за короткое время успеть реализовать наши цели; они выведены на экране.

(Совершенствовать культуру речи, уметь выстроить свой ответ, использовать знания по орфоэпии и лексике, учиться развивать системное мышление).

На столах у вас карточки – задания, а в голове, надеюсь, прочные знания!

 Итак. Перед нами успешный молодой человек и мы постараемся доказать, что наша тема к нему имеет непосредственное значение..  или  нет.

Основная часть:

1. Работа над эпиграфами урока. (На экране высказывания о значении слова)

- Ребята найдите ключевые слова в этих выражениях.

- О чем говорят пословицы?

- Найдите и зачитайте слова, относящиеся  к сегодняшнему времени.

2. Проведение имитационной игры. (Слушателям дается небольшая контрольная диагностическая работа по орфоэпии).

Ребята, предлагается принять участие  в ролевой игре «Диктор». (Слайд)

(Первые 6 предложений читает 1 команда. С 7-12 – 2 команда)

Работа по орфоэпии.

1. В бассейн начала поступать вода.

2.Эти сапоги красивее и удобнее.

3.Мусоропровод был вовремя исправлен.

4.Новая программа была принята и утверждена за короткий срок.        

5. Договор облегчит товарообмен между обеими странами.

6. Не балуйся!

         7.Орган – музыкальный инструмент.

         8.Задание первого квартала выполнено.

         9.Мы позвоним вам завтра.

        10.Принято решение премировать отличившихся.

        11.Наша цель близка.

        12.Ответы верны.

Исходя из возникших затруднений выбираются слова для орфоэпической разминки – скандирования (каждое слово произносится не менее трех раз).

3.Редакторская правка.(слайд)

      Пушкинская правка - образец взыскательного отношения к собственному слову.

«Метель»

  1.  В одну минуту дорогу занесло снегом.
  2.  В одну минуту занесло дорогу сугробами.
  3.  В одну минуту занесло дорогу.

И окончательный вариант:  

     4). В одну минуту дорогу занесло.

Гениальный поэт показывает нам, как одновременно просто и трудно найти единственно верное решение речевой проблемы.

           Отредактируйте предложения и прокомментируйте ответ:

                 1 группа участников. ( Слайд)

 1.Мы были шокированы (удивлены, поражены) прекрасной игрой актеров. 2.Молчалин работает (имеет чин секретаря) секретарём Фамусова.

 Ответы: 1Б; 2А

  1. группа участников.

1. Молодой юноша; очень прекрасный. (Прекрасный юноша.)

2.В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.(В этом  произведении повествуется о реальных событиях).

Ответы: 1Б;2А

4.(!) Художественная литература всегда была и остается школой мастерства. Причем писать хорошо и многословно,  витиевато - совсем  не одно и то же. Помните, как Гомер описывал красоту Елены? «Когда Елена вошла, увидев ее красоту, старцы встали». Простые слова, но каждый чувствует силу красоты, перед которой встали старцы. (слайд)

           Произведение, воспринятое лишь как «содержание», не доставит наслаждения, не утолит жажды сердца. Чтобы совершенствовать собственную речь, важно научиться оценивать форму.

Напишем небольшое сочинение  «по восприятию». Я читаю стихи  

В. Солоухина, а вы отметьте поразившие вас детали, художественное своеобразие. Какое настроение рождают эти строки? Чем оно вызвано?

 - Здравствуйте! –

Что особого мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья  прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?(слайд

Предлагается прочитать написанные мини - сочинения. Все слушали один текст, а какое разнообразие впечатлений и мыслей! И это является отправной точкой для дальнейшей работы учителя. Вместе ищем ответ на вопрос, в чем же заключается сила слова.

5.. Прием сравнения  помогает выбрать правильную речевую тактику. Он одинаково учит как на положительном, так и на отрицательном примере.

            Перед вами текст поздравления: «Дорогая бабушка, поздравляю тебя с праздником, желаю всего хорошего».

А вот так начинаются многие письма Петра I жене Екатерине Алексеевне: «Катеринушка, друг мой сердечнинькой, здравствуй!»

              Что вам хочется сказать по поводу этих образцов эпистолярного жанра? Попробуйте составить текст поздравления близким вам людям. Легко ли вам было его писать? Довольны ли вы тем, какими получились ваши поздравления? Пока вы пишите 1 участник пусть подойдет к моему столу и выберет карточки для иллюстрации проекта.

Подведем итог урока: Давайте посмотрим какими качествами мы наделили успешного человека. (Народная мудрость. Богатство языка. Грамотная письменная речь и т. д.)

Чтобы правильно оценивать своё речевое поведение, необходимо помнить о том, что «зорко одно лишь сердце». Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума.

            Мне очень хочется, чтобы сейчас каждый из нас задал себе вопрос: «Когда и кого я в последний раз утешил, вдохновил, вылечил словом?»

Если ответ неутешительный, еще не поздно исправить ситуацию.

                                                     Моделирование

          Присутствующим предлагается сконструировать собственную модель правил в режиме презентуемой технологии, как поиск ответа на вопрос: « Чем же обусловлен успех выступления?» (Далее идет обсуждение предложенных моделей учебного занятия.)

                                                     Рефлексия

  1. Эффективными ли, на ваш взгляд, являются использованные приемы при построении вашей речи?

 



Предварительный просмотр:

Рассказ  «Детство, опалённое войной»

        На следующий день по школе  разнеслась весть - баба Зоя, наша техничка, видела в войну живых немцев и румын.

        Кто первый придумал пригласить Зою Андреевну Читову на классный час, никто не помнит. Каждый день она встречала нас у порога школы с одними и теми же словами. «Здравствуйте ребята. Куда без «переобувной и т.д.». все знали её как бабу Зою, но ни один из учащихся не знал её фамилии. Было задание – провести мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне. Тему подсказала одна из родительниц: «Неужели не интересно, как жили люди в тылу?» В Совете ветеранов дали адреса. По одному адресу мы опоздали – смерть опередила. Да и по другому адресу не повезло – «Гражданка Чухно В.И. уехала к детям в город Батайск», - сказали соседи. Огорченные тем, что мероприятие откладывается, шумно вошли в фойе школы. Внимательно выслушав нас, баба Зоя тихо сказала: «А можно я приду?» Этот рассказ я буду помнить до конца своей жизни и расскажу своим детям.

        «Первое ощущение, которое постоянно сопутствовало – это страх. Когда страстно молишься: «Господи! Будь милостив, спаси меня. Ты спасал меня раньше, спаси ещё раз… Первыми на хутор пришли румыны. Они были грязные, злые, постоянно ругались. Бесцеремонно входили в хаты, открывали их ногой или прикладом ружья. Хватали всё грязными руками, разбрасывали  оставшееся и, ругаясь, уходили. Мне было пять лет. Я помню этого румына или немца. Он был пьян, гонялся за курицей, споткнувшись, опёрся на дверь сарая, где я пряталась. Решив отыграться за неудачу, он поднял меня за ногу и сильно встряхнул. Этот ужас я помню до сих пор. Румыны и немцы ушли, выгребли всё подчистую.

        Второе постоянное ощущение – это голод. Голод такой, что до сих пор никак хлебом не наесться. И затаилась такая злоба против нечисти этой, что мы даже игру придумали – рисовали немца толстым на пыльной дороге и били его палками. Оккупация прошла и вместе с мамкой стали ходить «в бригаду» сеять и убирать ячмень, просо. Не забуду, как таскала сумки-мешки с просом в сарай-амбар. Иногда, когда не хватало сил, толкала груз на четвереньках.  А все дети так делали, никто ни над кем не смеялся. Подбирали всё до последнего зёрнышка. А голод не отпускал. Весной, когда пришлось туго, глотали глазки проросшей картошки, ели калачики, молочай.  В шесть лет я уже доила на ферме коров. Их у меня было двое. Не помню, как их звали, но боль в руках, нытьё в спине остались до сих пор. Мамка подбадривала: «Будем помогать армии – скоро войне конец, папка с фронта придёт». Папка ассоциировался, почему то с конфетами. Такими далёкими, манящими, с родным запахом. А работы было много. Летом приходилось спать 3-4 часа. Говорили мы, дети, как взрослые, да и работали почти как они. Вот вы говорите «выбор». Дело не в выборе. Нельзя было иначе, да и сейчас нельзя» - с лёгким вздохом закончила Зоя Андреевна.

        За окном сияло солнце, на окне чирикал воробей. Где-то была далёкая, но уже не такая уж незнакомая жизнь.

Головко Алексей, учащийся группы 4б

1. Сборник произведений советских писателей о войне. / Сост. В Васильев. – М.: Современник, 1986 г.

2. Из личной беседы с гражданкой Чижовой Зоей Андреевной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...