Урок развития речи в 7 классе. Подготовка к сочинению по картине К. Ф. Юона "Конец зимы. Полдень".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Карпушова Татьяна Игоревна

Подготовка к сочинению по картине К. Ф. Юона "Конец зимы. Полдень".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yuon.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе.

Тема: Подготовка к сочинению по картине К. Ф. Юона "Конец зимы. Полдень".

Цели: совершенствовать навыки описания произведения живописи  на примере картины К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»;  продолжить  выработку навыков орфографической  и пунктуационной зоркости;  развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать интерес к русской живописи; учить видеть прекрасное в обычном.

Методические приёмы: повторение изученного, анализ орфограмм, игровая ситуация, словарная работа, работа с толковым словарём, сообщение ученика, составление плана описания картины, устное описание картины, самостоятельная работа, элементы анализа текста,

План урока.

1. Организационный момент.  Звучит музыка (П. И. Чайковский "Времена года")

Дополнительная информация для учителя:

 "Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М.И.Чайковский: "Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь<...> Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа." Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года". Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени. В этих небольших пьесах, напоминающих музыкальные акварели, отражено настроение сезона – осенняя грусть, зимние грезы, весенняя свежесть, летнее раздолье. Композитор вложил в них всю свою огромную любовь ко всему родному: к русскому человеку, русским обычаям, русской природе.

 Слово учителя:

Урок  мы начали необычно. Вы прослушали фрагмент  из фортепианного цикла  Петра Ильича Чайковского  «Времена года», состоящего из 12 пьес по количеству месяцев.

- Какое настроение создаёт музыка?    ( Радость от пробуждения природы).

- Что вдохновило композитора на создание этого произведения?  ( Природа, окружающая действительность)

- В каких видах искусства ещё чувствуется вдохновение природы?  ( В литературе)

В качестве эпиграфа  к уроку я взяла строчки  из стихотворения «Вечер на Оке» известного русского поэта 20 в.   Николая Алексеевича Заболоцкого:                                                                            

                                                                                   В очарованье русского пейзажа

 (Зачитывается учителем)                                        Есть подлинная радость, но она

                                                                                    Открыта не для каждого и даже

                                                                                    Не каждому художнику видна.

                                                                                    С утра обремененная работой,

                                                                                    Трудом лесов, заботами полей,

                                                                                    Природа смотрит как бы с неохотой

                                                                                    На нас, неочарованных людей.

                                                                                                               

Запишите  в рабочую тетрадь число, тему урока, спишем эпиграф, раскрывая скобки, обозначая орфограммы. ( к доске объяснит орфограммы …) Работаем красиво, аккуратно, следим за наклоном букв.  

(Работа с эпиграфом, запись его в тетрадь, объяснение орфограмм.)

 Один ученик у доски объясняет орфограммы.

  В оч..рованье  ру(с,сс)кого пейзажа

  Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и  даже

  Не каждому художнику в…дна.

  С утра обремене..ная работой,

  Трудом лесов, заботами п…лей,

  Пр...рода смотр..т как бы с (не)охотой

  На нас, неочарованных людей.

Н. Заболоцкий («Вечер на Оке»)

-Вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (Морфологию)

-Что такое морфология?

-На какие 2 группы делятся все части речи?

-В чём отличие служебных частей речи от самостоятельных?

-Какие служебные части речи встретились нам в этом тексте? ( Предлоги, союзы, частицы).

- Что такое частица? ( служебная часть речи, которая вносит различные оттенки  значения в предложение или служит для образования  форм слова).

- Для чего служит в этом тексте частица даже?

                                  ( Частица усиливает смысл высказывания)

- Объясните значение слова  очарование, подобрав к нему синонимы.

( Прелесть, пленительность, обаяние, чары). ( Толковый словарь) На доску лист со словами.

2. Постановка целей урока. Сегодня мы будем говорить об очаровании, прелести русского пейзажа.

- Что называется пейзажем?

 (Пейзаж (франц.) – описание природы какой-нибудь местности.)

Красота природы, смена времен года, а каждое из них осень, зима, весна и лето – неповторимое, особенное время , всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников.

На уроке мы будем совершенствовать навык описания произведения живописи, развивать устную и письменную речь, учиться видеть прекрасное в обычном.

Прочитаем  задание в учебнике  на с. 178 (упр. 382).

Итак, наша задача – описать картину К.Ф.Юона  и подготовить текст выступления, чтобы в дальнейшем произнести его, будто вас слушают многочисленные телезрители. ( Вот такая игровая ситуация.)

3. Особенности творчества К. Ф. Юона. (презентация).

 -Что же мы должны знать о личности художника и его творчестве?  

Выступление ученика ( во время которого демонстрируются слайды презентации):

Константин Федорович Юон был коренным москвичом, и только иностранная фамилия напоминает о том, что предки художника родом из Швейцарии. Все его творчество посвящено изображению русской природы и старых русских городов.

Рисовать Юон начал с восьми лет и всю жизнь посвятил живописи. Он учился у таких великих художников, как В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан.

Юон очень любил весну и зиму. Он писал: "Я искал новые краски в природе – в русской весне и зиме". Поэтому лучше всего художнику удавались зимние и весенние пейзажи. Яркое солнце, зимняя дорога, белый снег, на котором лежат разноцветные тени, свежий морозный воздух, стаи галок в голубом небе, тонкие березки, запорошенные инеем, крестьянские избушки, сани, лошади. Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных и птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.

В 1906 г. Юон поселился в небольшом городке Сергиевом Посаде, недалеко от Москвы. Этот городок и поныне знаменит своим монастырем, который называется Троице-Сергиева лавра. В поисках национальной самобытной красоты Юон много путешествовал, живя в деревнях и старинных русских городах. Он прекрасно знал Ростов Великий, Нижний Новгород, Углич, Торжок, Псков, Новгород. В деревне Лигачево под Москвой художник жил и работал  с 1908 по 1958, поэтому так много картин посвящено этому местечку. Произведения  Юона – целая поэма о жизни русской провинции.

Отметьте некоторые моменты в тетради.

Примерная запись в тетради: замечательный  мастер пейзажа, живописец,

Картина, полотно, произведение искусства ( на доску вывешиваются слова)

 натуральные пейзажи; чёткость композиции; плотный цвет; чувство приподнятости цвета; природа никогда не мыслится без человека, без животных или птиц, которые оживляют пейзаж.

4. Работа с репродукцией картины.

    1)  Беседа по впечатлениям. Описание картины.

-Какое впечатление производит картина?

-Что изображено на картине?

- Можно ли определить, что на картинах Юона изображена русская зима?   По каким признакам видно, что это конец зимы? Что это подтверждает?

                                  Обратите внимание  на название картины.  Очень часто  оно говорит

                                 о замысле художника,  о том, что считал он в своей картине главным.

                                "Конец зимы. Полдень". Вся поверхность земли находится под снегом.  

                                 Крыши  также покрыты толстым слоем снега, который и  не думает

                                 таять. Чисто белой краски  для изображения снега художник использовал

                                  немного.  Зато есть оттенки синего, голубого, серого, желтоватого.

                                 Этим художник подчеркивает: снег уже не такой свежий,

                                  как в начале зимы.

         

- Что же говорит нам о том, что зима  заканчивается?

-Какое время дня изобразил художник?
 - Что говорит о том, что это полдень?

                                  Солнце. Мы не видим солнца, но видим его лучи, ярким светом

                                  заливающие всё пространство картины. В лучах солнца ярче выглядят  и

                                  темные ели, и нежные   березки, без которых редко обходятся русские

                                  пейзажи, и поленница дров возле изгороди.  Конечно, это полдень –

                                  именно в это время дня солнечные  лучи  такие пронзительные.

                                  Приятный  солнечный  морозный день. Еще  немного - и начнется весна.

    -Что нам подсказывает, что это деревенский пейзаж?

                                Перед нами веселый деревенский пейзаж.  О том, что это деревня,

                                подсказывает  бревенчатый домик  на среднем плане  слева и изгородь,

                                линией разделяющая   картину пополам горизонтально. Еще одно

                                доказательство того, что дело происходит в  деревне - это куры в снегу на

                                переднем плане.

                                На грязноватом, слегка пятнистом снегу они смотрятся яркими пятнами и

                                придают картине веселое и   жизнерадостное настроение, приближают

                                зрителя к  деревенским заботам.

 -Кто изображён на картине?

                              За изгородью - группа лыжников, которые, видимо, направляются в лес на  

                              дальнем холме. А раз лыжники собрались на прогулку, то значит снег еще

                              не такой рыхлый, еще не начал таять. С большим мастерством написан в

                              картине снег, прозрачные синие тени от  деревьев, дымка, окутывающая

                              лесные дали. Это мастерство дало возможность передать  с большой

                              убедительностью состояние  природы в преддверии весны, когда солнце

                              начинает уже пригревать, когда тени становятся глубже, когда природа

                              просыпается после зимних дней.

                              Важно, что Юон связывает жизнь природы с человеком, присутствие

                              которого  вносит в картину особую теплоту.

    -Какова композиция картины?

   - Какое настроение создаётся при рассматривании    пейзажа?

                             Картина  отличается естественностью, жизненной непосредственностью.  

                            Кажется, что художник не размышлял о композиции, а просто написал то, что

                            было перед его глазами. Но на самом деле это не  так. Композиция этого

                            полотна имеет свою логику. Картина  производит цельное впечатление.

                            В самом деле, забор делит её почти на равные части по   горизонтали, дом

                            слева уравновешивается тёмными  массами елей справа. Это вносит в

                            композицию  необходимое равновесие.  Продуманность композиционного

                            решения дала  возможность Юону сосредоточить внимание зрителя на

                            главном, что ему хотелось выразить, а именно на  ощущении жизненных сил,  

                            таящихся в природе, на чувстве  радости, праздничности, которое испытывает  

                            человек  перед лицом торжествующей в своей вечной красоте  природы.

- Что художник считает главным? (недолговечность)

   2)  План описания картины.

Вспомните план описания картины.

                   1). Представление картины и автора.

                   2). Описание картины:

                           а) время года, суток;

                           б) место;

                           в) герои картины;

                           г)детали (ближний и дальний план).

                  3). Мастерство художника. Свои впечатления.

    3) Примерный план выступления (сочинения).

-О чём ваша передача из цикла "Времена года"?

                  1). Смена времён года (всегда по-новому, чудесно, иногда внезапно).

                  2). Последние дни зимы на окраине:

                          а) типичный пейзаж на картине К. Ф. Юона "Конец зимы. Полдень"

                                              время

                                              место

                                              герои

                                           лес (ближний и дальний план)

                                              мастерство художника

                                              свои впечатления

                  3). "В очарованье русского пейзажа

                        Есть подлинная красота…"

-Какова главная мысль вашего выступления? С какой целью в вашей передаче о смене времён года вы будете использовать репродукцию картины К.Ф.Юона?

Главная мысль: Не каждый способен в обычном увидеть что-то прекрасное, чудесное; но тот, кто по-настоящему любит свою Родину, не будет равнодушен даже к самому привычному пейзажу.

4)  Рабочие материалы к сочинению ( выступлению).

    Составить и записать словосочетания для описания героев (выполняет 1 ряд), ближнего плана (выполняет 2 ряд), дальнего плана (выполняет 3 ряд).

Примерные материалы:

1) Возвращающиеся с лыжной прогулки люди, хлопочущие во дворе куры, ярким пятном выделяющиеся на сером снегу.

2) Рыхлый грязно-серый снег, длинные тени деревьев на снегу, деревянный домик, утопающий в снегу, крыша завалена снегом, голые стройные берёзки.

3) темнеющий вдали лес, низкое серое небо, холмы, покрытые глубокими сугробами.

При проверке записать удачные находки одноклассников.

5)  Определение стиля сочинения (выступления).

-Какой стиль будете использовать? (публицистический или художественно-публицистический).

-Вспомним особенности публицистического стиля (обращения, восклицательные предложения, побудительные предложения, риторические вопросы).

-Слов какой части речи должно быть много в вашем описании картины? ( Много прилагательных, причастий).

6) Начало выступления.

- Как вы начнёте своё выступление?

Например,

Стоит замечательная весенняя погода. Солнышко пригревает всё теплее, от снега не осталось и следа. А совсем недавно зима никак не хотела сдавать свои позиции. В ясный февральский денёк переносит нас картина К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень.»

Примерное описание картины

      Передо мной картина Юона «Конец зимы. Полдень». Мне нравится эта прекрасная картина. Видно, что художник очень любит русскую природу.

       Конец зимы. Снег стал влажным. Появилось много небольших проталин. Воздух тихий, прозрачный, голубой, теплый. Мы не видим нарисованного солнца, но мы чувствуем золотистый солнечный свет на талом снегу, на пышных елях, на светлых березках, на бревнах простой деревенской избы.

       В центре картины мы видим грустную березку с тонкими голыми веточками на самом верху. От березы на снег падает голубая тень. Справа стоят пышные островерхие ели. Слева мы видим деревянную избу. Изба совсем простая, без украшений. С ее крыши сползает снег. Около избы, на солнышке, спокойно стоят березки и ждут весны. От избы тянется ветхая изгородь, около которой стоят четыре человека; они, может быть, в последний раз за эту зиму скатываются на лыжах с пологой горы. По другую сторону от изгороди на небольшом сугробе сидят пестрые куры и выискивают зернышки в талом снегу. Крестики куриных лап хорошо видны на сугробе. В голубой дали виднеется большой темный лес. На этой картине много жизни, тепла, света.

       Художнику эта картина удалась. Здесь хорошо показан конец суровой зимы.

5. Домашнее задание: написать сочинение, приготовиться выступать с ним. Вы хорошо потрудились на уроке. Оценки вы получите на следующем уроке.

6. Рефлексия.

Подведём итоги урока, используя фразы «На уроке я научился…»
«Я узнал…» «Я  смог…» «Мне понравилось …»

7. Заключительное слово учителя.

    В заключение мне хотелось бы прочитать слова К. Г. Паустовского: «Я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только так, исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже к робкому попискиванию лесной пичуги».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».

Мастер-класс направлен на обучение работе с искусствоведческим текстом при написании сочинения по картине-портрету. Работа помогает подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. развивает навыки...

Урок развития речи на тему "Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок посвящен обучению составлению текста-описания по жанровой картине, отработке общих принципов работы....

Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»

Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....

Урок русского в 5 классе_Подготовка к сочинению по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»

Урок разработан в целях подготовки обучающихся к написанию сочинения по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»....

Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.

Цели урока :·        Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.·        Развивать монологическую  речь учащихся...

Презентация к уроку развития речи по теме: подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»

Презентация содержит в себе материалы для подготовки к написанию  сочинения - описания по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»...