Элективный предмет "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку" 10-11 классы
элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему

Езофатова Елена Викторовна

Электив по русскому языку.Рассчитан на 2 года( 68 часов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_10-11.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Уемская СОШ"

Согласовано:        Утверждено:

Руководитель экспертного совета        Директор школы

Приморского района

---------------------------------------        ------------------- О.В.Щукина

Протокол №____________        Приказ №_______________

От «____»__________2014 г.        От «____»__________2014г.

Программа элективного предмета

«Готовимся к ЕГЭ по русскому языку».

10-11 кл.

        

        Автор-составитель:

                                                              учитель русского языка и литературы

 МБОУ « Уемская средняя общеобразовательная школа»

  Езофатова Елена Викторовна,

 высшая квалификационная категория.

п.Уемский

Приморский р-н

Архангельская обл.

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа элективного предмета «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку» предназначена для учащихся 10,11 классов. Объём программы - 68 часов( по 34 часа на каждый год).

 Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы успешно сдать ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный предмет.

Цели программы:

  • повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в среднем звене общеобразовательной школы;
  • обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ;
  • развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе
  • оказание психологической поддержки старшеклассникам в подготовке к экзамену.

Задачи:

  • обобщить знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
  • развивать орфографическую и пунктуационную грамотность;
  • формировать устойчивые навыки нормативной речи;
  • развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;
  • совершенствовать речевую деятельность учащихся.
  • развивать умение объективно оценить свои  знания по предмету.
  • дать возможность  опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.
  •  научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.

Требования к подготовке выпускников:

Быть готовыми к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку, знать структуру работы, требования к выполнению работы. Объективно оценивать свои знания по предмету.

Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «русский язык» и представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы. Большое количество часов отводится на повторение морфологии, в том числе функционального аспекта раздела (орфографии), на углубление и систематизацию знаний и умений учащихся по разделам синтаксиса и пунктуации.

        Раздел «Развитие речи» предполагает работу по речеведению и текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи. Подготовка учащихся к выполнению задания части С (сочинение-рассуждение) получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией. Реализация содержания раздела предполагает совершенствование специальных умений и навыков работы с текстом:

- умение оценивать и анализировать текст, находить проблему текста;

- определять стиль речи;

- умение характеризовать композицию публицистического произведения;

- умение анализировать речевые средства, использованные в тексте.

        Совместная деятельность учителя и учащихся направлена на формирование универсальных учебных умений и навыков, что способствует успешной подготовке учащихся по другим общеобразовательным предметам.

        Программа элективного предмета предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения, применение игровых технологий, дискуссии. За время обучения учащиеся выполняют разные виды работ: занимаются анализом и обработкой текста, созданием собственных текстов; выполняют тестовые задания и др.

        Итоговый контроль в конце первого и второго года обучения предусматривает проверку сформированности практических умений и навыков. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ или/и сборников по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Содержание предмета:

Раздел

Количество часов

1

Нормативная база ЕГЭ, структура и содержание КИМов

Кодификатор – структурированное содержание предмета. Структура экзаменационной работы. Демоверсия по русскому языку. Правила заполнения бланков ЕГЭ.

3

2

Фонетика.Орфоэпические нормы

Характеристика звуков русской речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Задания в формате ЕГЭ .

4

3

Морфемика и словообразование.

Способы словообразования: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный. Словообразовательная цепочка. Трудные случаи словообразования. Задания в формате ЕГЭ.

8

4

Морфологические правила и нормы

Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Трудные случаи (местоимения, союзы, предлоги, частицы). Задания в формате ЕГЭ .

Нормы употребления частей речи.

16

. Обобщение. Контроль знаний ( 1-ый год работы)

Тест .

3

5

Синтаксические нормы

Построение предложений. Нормы управления и согласования.  Задания в формате ЕГЭ.

4

Принципы и функции пунктуации. Знаки препинания.

Смысловая роль знаков препинания. Знаки  препинания в простом и сложном предложении. Трудные случаи расстановки знаков препинания.Задания в формате ЕГЭ.

11

6

Языковые нормы.

Орфоэпические нормы Морфологические нормы. Лексические  нормы. Задания в формате ЕГЭ.

3

7

Изобразительно-выразительные средства.

Изобразительно-выразительные средства языка (умение находить в тексте метафору, сравнение, эпитет, синонимы, антонимы, гиперболу, литоту, олицетворение и др.). Задания в формате ЕГЭ.

2

8

Работа с текстом ( часть С)

Общие особенности публицистического. научного и художественного стилей. Работа по текстоведению: абзац, строение абзаца (абзацный зачин, комментирующая   часть), средства связи. Работа с текстом. Написание эссе. Анализ сочинения. Классификация речевых и грамматических  ошибок.

10

9

Итоговый контроль знаний

Тестирование в формате ЕГЭ (часть В, С).

4

Календарно - тематическое планирование:

Тема

Формы работы

По плану

По факту

Нормативная база ЕГЭ, структура и содержание КИМов

1

Нормативная база ЕГЭ, структура и содержание КИМов

Лекция с элементами беседы

2

Изучение нормативной базы ЕГЭ, структуры и содержания КИМов.

Лекция с элементами беседы

3

Изучение нормативной базы ЕГЭ, структуры и содержания КИМов.

Лекция с элементами беседы

Фонетика.Орфоэпические нормы

4

Фонетический принцип русской орфографии

Лекция с элементами беседы

5

Орфоэпические нормы.

Практическое занятие

6

Орфоэпические нормы.

Практическое занятие

7

Работа с заданиями в формате ЕГЭ

Практическое занятие

Морфемика и словообразование.

8

Способы словообразования

Лекция с элементами беседы

9

Способы словообразования

Практическое занятие

10

Словообразовательная цепочка.

Практическое занятие

11

Трудные случаи словообразования

Лекция с элементами беседы

12

Трудные случаи словообразования

Практическое занятие

13

Работа с заданиями в формате ЕГЭ

Практическое занятие

14

Работа с заданиями в формате ЕГЭ

Практическое занятие

15

Работа с заданиями в формате ЕГЭ

Практическое занятие

Морфологические правила и нормы

16

Разграничение самостоятельных и служебных частей речи

Лекция с элементами беседы

17

Трудные случаи (местоимения, союзы, предлоги, частицы).

Практическое занятие

18

Именительный и родит.падеж мн.числа существ.

Практическое занятие

19

Правописание личных окончаний глаголов

Практическое занятие

20

Правописание суффиксов причастий

Практическое занятие

21

Правописание гласных в суффиксах глагольных форм

Практическое занятие

22

Н и НН в суффиксах различных частей речи

Лекция с элементами беседы

23

Н и НН в суффиксах различных частей речи

Практическое занятие

24

Не с различными частями речи

Практическое занятие

25

Работа с заданиями в формате ЕГЭ

Практическое занятие

26

Работа с заданиями в формате ЕГЭ

Практическое занятие

27

Склонение и правописание числительных

Практическое занятие

28

Наречия и прилагательные в сравнит. и превосх. степенях сравнения

Практическое занятие

29

Союзы сочинительные и подчинительные

Практическое занятие

30

Слитное и раздельное написание служебных и самостоятельных частей речи

Лекция с элементами беседы

31

Разряды местоимений

Практическое занятие

32

Обобщение изученного

Практическое занятие

33

Обобщение изученного

Практическое занятие

34

Контроль знаний

Зачёт

2-ОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Синтаксические нормы

35

Синтаксис. Словосочетание. Виды связи: управление, согласование, примыкание.

Лекция с элементами беседы

36

Простое односоставное предложение. Задания в формате ЕГЭ

Практическое занятие

37

Простое осложнённое предложение

Лекция с элементами беседы

38

Сложное предложение

Лекция с элементами беседы

Принципы и функции пунктуации. Знаки препинания.

39

Принципы и функции пунктуации

Лекция с элементами беседы

40

Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом И.

Практическое занятие

41

Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами.

Практическое занятие

42

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.

Практическое занятие

43

Знаки препинания в предложении при однородных членах с союзами.

Практическое занятие

44

Тире в простом и бессоюзном предложениях.

Практическое занятие

45

Двоеточие в бессоюзном предложении.

Практическое занятие

46

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Практическое занятие

47

Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Практическое занятие

48

Цитирование.

Практическое занятие

49

Задания в формате ЕГЭ

Практическое занятие

Языковые нормы.

50

Орфоэпические нормы

Лекция с элементами беседы

51

Морфологические нормы. Лексические  нормы.

Лекция с элементами беседы

52

Задания в формате ЕГЭ

Практическое занятие

Изобразительно-выразительные средства.

53

Изобразительно-выразительные средства языка (умение находить в тексте метафору, сравнение, эпитет, синонимы, антонимы, гиперболу, литоту, олицетворение и др.)

Практическое занятие

54

Задания в формате ЕГЭ

Практическое занятие

Работа с текстом ( часть С)

55

Общие особенности публицистического. научного и художественного стилей.

Лекция с элементами беседы

56

Работа по текстоведению: абзац, строение абзаца (абзацный зачин, комментирующая   часть), средства связи.

Практическое занятие

57

Структура части С. Критерии оценивания

Лекция с элементами беседы

58

Вступление. Вывод. Работа с шаблоном

Практическое занятие

59

Проблема. Подбор аргументов.

Практическое занятие

60

Авторская позиция. Комментарии

Практическое занятие

61

Классификация речевых и грамматических  ошибок.

Практическое занятие

62

Создание текста

Практическое занятие

63

Создание текста

Практическое занятие

64

Анализ работ

Практическое занятие

Итоговый контроль знаний

65,66,67

Тестирование в формате ЕГЭ (часть  В, С).

Зачёт

68

Анализ работ

Практическое занятие

   Литература:

   1.ЕГЭ 2014: Русский язык:"Самое полное издание типовых вариантов заданий" Пособие для школьников и учителей. Автор -составитель Бисеров А.Ю.- М.: Дрофа,2014

 2.Г.Т.Егораева. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Экзамен, 2011  

3. Русский язык. Справочник и тренинг для подготовки к единому государственному экзамену/ Ред.-сост. А.Б. Малюшкин.- М: ТЦ Сфера, 2014

 4. Тростенцова Л. А. Пунктуация без секретов. Пособие для старшеклассников и абитуриентов. 

М.Дрофа 2001

 ФИПИ. ДЕМОВЕРСИИ ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса Изобразительно-выразительные средства русского языка 9-11 класс

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нея...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"

Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...

Программа элективного курса на билингвальной основе «Русская и немецкая фразеология» для 9 класса

Знание фразеологии – это обязательное условие глубокого владения любым языком. Цель работы по фразеологии предполагает формирование у школьников научного мировоззрения, вооружение их основами зна...

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса...

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии  русского языка»для 11 класса...

Элективный учебный предмет "Мастерство красноречия" (русский язык) 9 класс.

Данный курс по выбору предназначен для учащихся 9 классов, он является предметно-ориентированным. Рассчитан на 10 часов. Наверное, нет таких профессий, где не пригодилось бы искусное владение сл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ РЕЧИ" 10 класс

Цели рабочей программы элективного  курса по русскому языку в  10 классе:повторение и изучение выразительных средств речи.Задачи курса:воспитание культурно-ценностного отношения к русской ре...