Современные педагогические технологии на уроках филологического цикла
статья по русскому языку на тему

Нестеренко Людмила Дмитриевна

В данной статье идет речь об обобщении моего опыта по применению современных технологий на уроках филологического цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nesterenko_l.d._pedtekhnologii.docx11.75 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии на уроках филологического цикла

Л.Д.Нестеренко

                                               БОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М.Луппова»,

г.Тара

      Использование современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной работе – потребность сегодняшнего дня.

       Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтобы  ребенку урок был и в радость, и приносил пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

      Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемыми для меня являются:

 - ИКТ в обучении и воспитании;

 - технология проблемного обучения;

 - технология проектного обучения;

 - технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП);

 - технология дифференцированного обучения;

 - тестовые технологии.

      Современный урок требует обязательного использования информационно - коммуникационных технологий. Яркими, интересными, запоминающимися становятся  уроки русского языка и литературы .с применением информационных технологий , и  мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником, повышают интерес к урокам русского языка,  литературы, осовременивают урок.

      В своей деятельности по-разному применяю компьютер: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и т. д. Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

      Активно применяю  компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных умений и навыков.

      Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

      В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся.

          Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

·     создание учителем и учащимися  медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;

·     повышает качество обучения;

·     усиливает интерес к изучению предмета;

·     рационально распределяет время урока;

·     доходчиво объясняет материал, делает его интересным.

      В  работе активно использую технологию проектного обучения.      Считаю, что проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций).

      Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп.

      Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, можно разделить на 4 группы: коммуникативные, образовательные, воспитательные и развивающие. Обеспечение урока, необходимое для успешной реализации и результативности проекта, предполагает наличие литературы по теме, словарей, электронных носителей текстовой и иллюстративной информации, доступа к Интернету и списка адресов сайтов по теме, грамматических таблиц.

      При проведении урока по методу проекта в рамках подготовительного этапа провожу консультативную беседу для всего класса. Так как результаты проекта будут оформлены в единый документ. Класс делится на четыре - пять групп, работу каждой из них организует, направляет и оценивает консультант. В ходе подготовительного этапа консультантов знакомлю с темой, целью, задачами и планом работы. С помощью учителя консультанты готовят перечень вопросов, требующих освещения, а также рубрики для оценки вклада каждого в конечный результат проекта. Предлагаемый проект имеет значительную ценность и обеспечивает достижение поставленных целей.

      Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, публикацию и др.

      В педагогической деятельности   также активно использую технологию проблемного обучения.

      Реализация проблемного обучения повышает мотивацию к познавательной деятельности, способствует глубокому пониманию учебного материала, формирует конструктивное отношение учащихся и воспитанников к такому явлению как «проблема».

На уроках по постановке учебной задачи создаю ситуацию дискомфорта в познавательной деятельности учащихся: ставлю вопросы, на которые нет готового ответа, сталкиваю разные  точки зрения, таким образом, создаю проблемную ситуацию. Ученик ставится в ситуацию исследователя, пытаясь самостоятельно находить и критически оценивать способы решения возникающих перед ним задач. Именно на уроке формируется исследовательская позиция учащегося, который не столько объект обучения, сколько само изменяющийся субъект учения, совершающий вместе со мной свои большие и маленькие открытия.  

Примером могут служить многочисленные уроки, проведенные мной. Урок - проблемная лекция. В название урока выношу проблемный вопрос,  над которым ученикам предстоит думать в ходе лекции учителя. На доске записываю вопрос: «Почему в России начала 19 века стало возможным распространение романтизма и каковы его основные черты?» Рассказываю о настроениях, которые владели обществом после 1812 и 1825 годов, опираясь на воспоминания современников и произведения писателей, поэтов того времени, на свидетельство историков. Учащиеся в ходе рассказа, подкрепленного мультимедийной презентацией, делают необходимые записи. В конце урока ученики  формулируют ответ на проблемный вопрос, подкрепляя свои доводы аргументами из лекции учителя или собственными примерами. Ученики ценят, что им не навязывают точку зрения, оставляют простор для самостоятельных суждений.

       Считаю, что на уроках русского языка и литературы эффективна технология развития критического мышления, которая композиционно предполагает 3 этапа: вызов, осмысление содержание, рефлексию.

      Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя  считаю такие приемы, как дискуссия. Дискуссия — одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка.  При проведении такого урока в 6-8 классах знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими  выражать свои мысли. Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Следующий прием, заслуживающий внимания,  считаю прием «Корзина идей, понятий, имен». Он используется мною на стадии вызова, когда каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты), потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2-3 минуты), а дальше «все знания по порядку складываются в «корзину», причем, действительно все: и правильные, и неправильные. В первые моменты работы по этой технологи  ставлю одно условие перед учащимися – стараться давать только полные ответы. В результате – прием сразу стал “работать” на развитие устной речи. В течение урока на второй стадии мы опять возвращаемся к “корзине”, чтобы подвести ребят к осмыслению своих ошибок. Этот прием уместен как на уроке русского языка, так и на уроке литературы. Он позволяет активизировать, приводить в действие все полученные ранее знания ребят.

      Интересен на стадии вызова прием “веришь - не веришь”. Им можно вызывать аргументированные ответы по поводу проверки домашних ответов, кроме того, он может стать отправной точкой в получении нового материла, его осмысления. Например, на уроке русского языка после изучения темы “Виды связи в словосочетании” перед проверкой домашнего задания задаем вопрос: “Веришь ли ты, что словосочетания “горы Алтая” и “голубые вершины” являются согласованием?” После этого вопроса следует ответ - доказательство.

     На стадии вызова   заставляет творчески мыслить, говорить прием “ключевые слова”, по которым за 3-5 минут пишется “легенда”, “рассказ”, “история”. Этот прием позволяет и быстро повторить домашнюю работу, и поработать над развитием речи, и поставить цели к уроку, и ввести учеников в рабочую атмосферу дальнейшей работы.

 Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками. Этот прием требует подготовительной работы:

Критерии для отбора:

1. Текст должен быть  неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);  динамичный, событийный сюжет; неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.   Этот прием, как правило, использую в работе с 8 класса, когда ученики уже имеют определѐнные навыки содержательного анализа текста. Данный прием  часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения, т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.

      В своей работе активно использую на уроках технологию дифференцированного обучения. Данная технология позволяет ставить посильные задачи перед каждым ребёнком, активизировать его деятельность, полноценно реализовать в преподавании принципы научности, практической направленности, историзма, межпредметной интеграции. Дифференцированный подход повышает эффективность организации самостоятельных работ на уроках русского языка и литературы, даёт широкие возможности для вовлечения школьников в поисковую деятельность, в творческую работу, позволяет ученикам показать свою компетентность, широту литературного мышления, владения дополнительной информацией, например, при подготовке учащихся к урокам-семинарам, научно-практическим конференциям. В процессе обучения основополагающим вопросам литературы мною реализуются методы проблемного обучения: монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный.

       Использование тестовой технологии также успешно применяю как на элективном курсе, так и на уроках русского языка, литературы на этапе практикума, контроля знаний. Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом.

       Данная технология позволяет выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний - контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности. Например, предложенные ученикам 24 вопроса по теме "Сложноподчиненные предложения»" (9 класс) были выполнены за 30 минут с качеством знаний 50%, на следующем слайде дается рубрика «Проверь себя и оцени». Такой прием - хороший показатель систематического и целесообразного использования информационных технологий в учебном процессе. Очевидно, что компьютерные тестовые программы являются значимой частью обучения, а их достоинства - конкретность, четкость, большой объем материала, оперативный контроль, существенно повышают уровень обучения

      Таким образом, использование современных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии на уроках гуманитарного цикла

выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла...

Педагогические технологии на уроках эстетического цикла

В докладе раскрывается тема о педагогических технологиях применяемых на уроках эстетического цикла....

«Содержание современных педагогических технологий на уроке английского языка. Особенности проектных технологий»

 «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли,  а не памятью» Л.Н.ТОЛСТОЙ...

«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах как условие обеспечения современного качества образования»

       В последние годы жизнь предъявляет школе определённые требования. В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, спосо...

Выступление на методическом объединении естественно-математического цикла Головешко И.Н. на тему: «Применение современных педагогических технологий на уроке по ФГОС ООО для достижения нового качества знаний учащихся».

Выступление на методическом объединении естественно-математического цикла Головешко И.Н. на тему:«Применение современных педагогических технологий на уроке по ФГОС ООО для достижения нового каче...

Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...