Урок по русскому языку на тему: "Звуки гласные и согласные"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Винник Эрика Анатольевна

Данный урок является последним при изучении раздела "Фонетика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx14.97 КБ
Файл deyatelnost_uchitelya.docx18.51 КБ
Файл otkrytyy_urok_5_kl.docx42.64 КБ
Файл rabochiy_list.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 –м классе по теме: «Звуки гласные и согласные»

  • Тип урока: урок -повторение.
  • Цель: создать условия для совместной познавательной деятельности в процессе повторения изученного материала по теме «Звуки гласные и согласные», в которых обучающиеся смогут решать следующие задачи

- повторить и обобщить знания о гласных и согласных звуках;

- осмыслить представление о большей информативности согласных звуков сравнительно с гласными;

- при выполнении заданий, доказать, что гласные звуки не являются главными звуками;

- ранжировать звуки и характеризовать их;

- закрепить  правописание;

- познакомиться с понятиями «аллитерация», «ассонанс»

- развивать умение правильно строить устный ответ;

- формировать и воспитать  аккуратность, внимание и взаимопомощь

УУД

Познавательные- уметь формулировать тему урока; устанавливать причинно- следственные связи; осознанно строить устный ответ; доказывать, аргументировать свою точку зрения,  сравнивать полученные результаты.

Коммуникативные- планировать учебное  сотрудничество с учителем и сверстниками; давать адекватную оценку выполненного  действия; слушать в соответствии с целевой установкой;

Регулятивные- формировать свое мнение  с учетом высказывания других членов группы; понимать и принимать возможность различных позиций других людей; ориентироваться на позицию партнера;  владеть элементами коммуникативной рефлексии

Прогнозируемые результаты

Личностные:

  • - осознание практической важности знания особенностей  согласных и гласных звуков;
  • - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
  • - осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
  • сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
  • освоить правила поведения при работе в малых группах;
  • способность вести диалог, достигать взаимопонимания

Метапредметные:

  • уметь принимать и сохранять цель урока;
  •  уметь определять понятия, устанавливать аналогии, создавать обобщения, делать вывод;
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
  • планировать, контролировать и оценивать  свои действия;
  •  слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
  • умение провести рефлексию своих действий на уроке.

 Предметные:

- знать понятия фонетика, звук, гласные, согласные, сонорные звуки;

-  применять знания в жизненных ситуациях;

- уметь характеризовать звуки и ранжировать их.



Предварительный просмотр:

Деятельность учителя (осуществляемые действия)

            1

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые действия

2

3

4

5

6

7

Этап 1 Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей

Формирование у учащихся самооценки готовности  к уроку ( учитель просит учеников определить с помощью смайлов свое настроение и поделиться им)

Самоопределение к учебной деятельности

Формирование учебно- познавательного интереса

Принятие учебной задачи

Личностное самоопределение

Определить и выбрать наиболее лучший вариант решения ( выбрать соответствующий смайл)

Организация своей учебной деятельности

Включаются в деловой ритм урока.

: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Способность к  мобилизации сил и энергии

Этап 2 Актуализация знаний. Постановка темы и задачи урока.

1.Чтение эпиграфа урока.

3.Организация беседы о звуках, видах звуков, Фонетике.

4. Подводит учащихся к самостоятельному определению темы

1.Слушание эпиграфа.

.Выдвижение предположений о смысле эпиграфа, ключевых словах. Слушание вопросов учителя и ответы на них.

Выдвижение предположений возможных вариантов темы

Умение сформулировать тему урока

Умение слушать в соответствии с целевой установкой

Принять и сохранить учебную  цель и задачу

Беседа обучающихся и учителя. выдвижение различных предположений с использованием речевых средств

Понимать возможность различных позиций других людей и уметь ориентироваться на позицию партнера при общении и взаимодействии

Этап 3 Воспроизведение знаний на новом уровне

1) Чтение сказки о звуках. Постановка проблемы.(гласные объявили себе главными) Постановка проблемы :действительно ли гласные главнее согласных?

 Организация работы учащихся на опровержение или доказательство указанного вопроса при помощи выполнения заданий. а)Организация работы в группах по составлению слов из букв, из которых необходимо сложить пословицу. Благодаря пословице учитель подводит детей к правильному выбору слов по смыслу (труд- трут , плод-  плот) и  объяснению одинаковости транскрипций данных пар слов.

Б)Организация фронтальной работы по выполнению упражнения.

В) Организация работы по выявлению из текста глухих, сонорных, звонких

г) Организация работы с понятиями  аллитерация, ассонанс на примере отрывка  стихотворения А.С. Пушкина «Осень»

д) выполнение теста

Слушание сказки. Слушание вопросов учителя и ответы на них. А)Составление слов из букв, объяснение и аргументация выбора того или иного слова, наиболее подходящего по смыслу, а также объяснения причины оглушения слов.

Создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

В) вычленение из текста и закрашивание определенным цветом глухих, звонких, сонорных звуков

Г) знакомство с понятиями аллитерация, ассонанс

Структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, умение доказывать, аргументировать свою точку зрения, умение сравнивать полученные результаты.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Выступление одного представителя от группы (остальные выслушивают ответы выступающих).

Умение выбирать действие по достижению цели. Самостоятельное оценивание правильности ответов

Беседа обучающихся и учителя. Выдвижение различных предположений с использованием речевых средств

Понимание возможности различных позиций других людей. Владение элементами коммуникативной рефлексии. Умение формулировать свою позицию

Этап 4 Домашнее задание

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Записывают домашнее задание

Этап 5. Рефлексия

Предлагает оценить уровень эмоционального состояния, предлагает  определить уровень своих  достижений, наметить перспективы работы при  выполнении домашнего задания.

Приходят к выводу, что гласные не являются главными, звуки равны.

Нахождение наилучших способов решения задач. Уметь структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Оценивать возможности и определение способов получения новых знаний

Умение дать адекватную оценку выполненного действия

Умение контролировать  свои действия и действия одноклассников. Взаимоконтроль



Предварительный просмотр:

I Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

- Добрый день, ребята! Посмотрите, за окном стоит чудесная погода и у меня хорошее, веселое настроение. Мне хотелось бы узнать с каким настроением на урок пришли вы. На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- Итак, мы готовы продуктивно работать, а значит приступаем к уроку.

Сообщение темы урока.  Актуализация опорных знаний.

- Откройте свои тетради, запишите число, классная работа. Не забывайте следить за осанкой, во время того, когда пишите. Отложите ручки в сторону и обратите свое внимание на доску. Перед нами слова писателя Н.В. Гоголя, прочтем их:

Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких...

- Как вы считаете, какое ключевое слово в данном высказывании?

- Правильно- звук. А что такое звук?

- На какие группы мы можем  поделить звуки?

А теперь, исходя из сказанного, попробуйте самостоятельно определить тему нашего урока. Тема урока: «Звуки гласные и согласные». (запись в тетрадях темы урока).

- Ребята, эта тема для нас новая? Мы уже знаем что такое «гласные», а что такое «согласные» звуки? (да, мы  изучали данные понятия в начальной школе и в первой четверти).

- Тогда как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься, раз мы, казалось бы, все знаем о звуках? ( повторять и обобщать знания о звуках русского языка).

- Скажите, какая наука изучает звуки речи? (Фонетика)
- Запишем в наших тетрадях, что такое  Фонетика.(запись в тетрадях и на доске). Попробуйте найти корень этого слова (фон).

IV. Воспроизведение знаний на новом уровне.

Сейчас, ребята, я вас попрошу отложить тетради и ручки в сторону.  Я хочу рассказать вам одну историю. Внимательно послушайте ее.

Не далеко, не близко; не высоко, не низко  раскинулась на крутых склонах Языкознания удивительная страна Лингвистика, густо заселенная разнообразными языками. Все в этой стране подчинено строгим правилам, упорядочено орфограммами, опоясано склонениями, опутано спряжениями и за порядком следят падежи –  верные пажи королевы Лингвистики.

Но вот однажды в краю Русского языка в  славном Фонограде стали происходить странные события: привычный образ горожан был нарушен. Произошел разлад между звуками: гласные звуки объявили себя главными, согласные отказались подчиниться, обиделись, стали шипеть, рычать, жужжать, цокать и спрятались в своем городе, закрыв на замок ворота. Королева Лингвистики в недоумении просит нас разобраться,  действительно ли гласные главнее согласных. И если это не так, то  доказать почему  при помощи выполнения  упражнений, придуманных для нас согласными звуками.

V   Выполнение заданий.

1)Для того, чтобы зайти в Фоноград нам необходимо открыть ворота. Для этого надо прочесть пословицу о труде , которая распалась, после того, как звуки поссорились. 

- Как вы думаете, что нам нужно сделать, что бы прочесть эту пословицу? (необходимо собрать слова из букв, которые лежат на ваших партах). Вы наверное, заметили, что буквы лежат на 2-х и 4- х партах, поэтому те кто сидит за 1-ой и 3-ей партах повернитесь ко 2-м и 4-м партам. Будьте внимательны в двух группах будет по одной лишней букве.

Проверим, что у нас получилось какие приложишь труд(т), такие получишь плод (т).

- Какие согласные лишние?  Как вы это поняли? Как проверить?

- Что необходимо сделать с существительными, чтобы получилась пословица?

 Попробуем составить теперь пословицу (Какие приложишь труды, такие получишь плоды).  

- Почему слова  плод, плот, труд, трут звучат одинаково? Как называется такое явление?

- Какой можем сделать вывод? ( в русском языке звонкие согласные, стоящие в конце слова обозначают глухой звук ( происходит оглушение), что бы проверить нужно поставить в сильную позицию. Доказали мы в данном случае важность выбора согласного?  (да от него будет зависеть смысл слова).

Итак, у нас получилось, ворота открыты.

Задание  №2

2)Послушайте следующее задание, которое нам придумали гласные. Чтобы подружить поссорившиеся звуки,  выполним упражнение из учебника № 186.

( записи делает каждый в тетради + комментированное письмо)

Задание № 3

Ребята, обратите внимание на экран, я ничего не могу понять. Раньше здесь был написан текст, а сейчас остались одни гласные. Попробуем его восстановить:

..о….а   ..о..а..ы   я.

 ..а..а…   о..е…е..е..ия

..а..ые и ..о..а..ые

..ы..аю.. ..а..ие  о..а..ые:

..у.. о..е..ь я…о ..ы..и..я,

А ..у..а  ..у..ая ..и..е..я.

…о..и..у.. . ..а..ы ..о..е..ы,

О..и..и..  э..и ..о.. е..ы.

.

-Получится ли у нас его восстановить? Почему?

Посмотрим другой вариант, когда будут только одни согласные :

Пр..сьб…   с..гл..сн..х   [й]..сн..

Н..зв..ть   ..пр..д.л..н.. [й]..-

Гл..сн..[й].. и с..гл..сн.. [й]..

Б..в.. ..[й]..    т ..к.. [й]..    оп..сн..[й]..  :

Зв..к  ..ч..нь ..сн.. сл..ш..тс..,

.. б..кв.. др..г…  п..ш..тс...

Пр..н..кн..в в т..йны  ф..н..м..,

..с..л..м     эт…  пр..бл.мы...

- Сейчас получается восстановить текст?  Попробуем это продемонстрировать на первой строчке. Почему получается? (Согласные дают  больше информации)

- О каких явлениях здесь имеется ввиду?(оглушение, озвончение)

- Приведите пример озвончения  из этого текста. Почему так происходит?

Скажу вам по секрету, согласные звуки  согласятся на примирение, если мы найдем их в стихотворении в котором они спрятались. Но мы не просто должны их найти, но и еще соединить в определенные группы. Поэтому я предлагаю первому ряду найти в строках стихотворения только глухие согласные, второй ряд –только звонкие, третий- только сонорные. Чтобы вам было удобнее при ответе выделите  цветом эти звуки: 1 ряд- красным, 2 ряд- синим, 3ряд – желтым.

Просьба согласных ясна

Назвать определения-

Гласные и согласные

Бывают такие опасные:

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

Проникнув в тайны фонемы,

Осилим эти проблемы.

 (выполнение задания, ее проверка)

Какой вывод мы должны сделать? ( Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове). Что мы сделали, для того, чтобы это понять?

Задание №4

4) Учитель.

Ребята, так как нами была затронута поэзия, мы не можем с вами обойти следующие задание, которое для нас приготовили жители Фонограда.  Чтобы его выполнить вслушаемся в слова.

Читается стихотворение А.С. Пушкина «Осень»

  Унылая пора! Очей очарованье!

   Приятна мне твоя прощальная краса --

   Люблю я пышное природы увяданье,

   В багрец и в золото одетые леса,

   В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

   И мглой волнистою покрыты небеса,

   И редкий солнца луч, и первые морозы,

   И отдаленные седой зимы угрозы.

-Определите, какие звуки повторяются и какие картины они помогают нарисовать? Какими звуками передается? Какое настроение?

Ученики.

-Повторяются звук  л, который придает тексту мягкость, плавность.  Звуки ж, с,ш в сторчке В их сенях ветра шум и свежее дыханье помогают воссоздать образ ветра.

Звук [т] при частотном употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе.

 Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний, а также придает мелодичность.

В произведениях русских поэтов часто повторяются  одни и те же звуки. Изобразительный прием, основанный на повторе звуков, называется звукописью. Мы знаем, что поэты, мастерскИ пользуясь богатством родной речи, сопровождают стихи особой музыкой, которую нужно научиться слушать. В старших классах мы познакомимся с такими понятиями как ассонанс – повтор гласных звуков, аллитерация – повтор согласных звуков. ( запись понятий Ассонанс и Аллитерация).

Попробуйте теперь самостоятельно найти примеры аллитерации в отрывках стихотворений поэтов

1 ряд- Бальмонт «Камыши»

2 ряд- Н. Некрасов

3 ряд - А.С. Пушкин «Полтава

- Скажите, на данном примере мы можем выявить, какие из звуков главнее? (нет, т.к. и  гласные и согласные участвуют в воссоздании образа стихотворения, передаче его настроения).

Итак, сколько аргументов мы смогли выдвинуть, чтобы доказать гласным, что согласные тоже очень важны, что они находятся на равных? (4 аргумента). Мы бы могли привести и больше, нонам, нужно подводить итоги. Осталось проверить, хорошо ли мы усвоили законы, по которым живут в Фонограде. Для этого вы выполните тест, благодаря которому вы все сегодня получите оценку в журнал за урок. Но еще благодаря этому тесту мы вас проверим на честность, поскольку, выполнив его, вы обменяетесь тестами с соседом по парте, проверите его и выставите самостоятельно отметку. Королева Лингвистики в знак благодарности, за то, что вы помогли ей разобраться в возникнувшей проблеме, обобщит ваши ответы теста  и откроет тайны звуков в виде памятки, которую она вам

ТЕСТ

Восстановите предложения или схемы:

   1)В русском языке всего …. звуков

2) В  русском языке … гласных звуков

3)В русском языке … гласных звуков

4)Два звука обозначают буквы:……………, если стоят 1)_____________

2)______________, 3)______________

5) Не имеют мягкой пары звуки Ж,Ш,Ц

6)Не имеют глухую пару звуки __________

7)Всегда глухие звуки

8. Восстановите схему, вставив в пустые окна необходимые слова

9) Расселите звуки по этажам:

-Взаимопроверка(результаты)

Выдача памяток «Тайны звуков»

Домашнее задание.

- Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание. Написать поучительную историю : «Для чего нужно изучать фонетику?»или в произведениях русских  поэтов найти примеры, в которых с помощью  аллитерации усиливались звуки  природы , которые мы ясно слышим во время дождя , бури  , вьюги , грозы .

Рефлексия

-Исследование какой темы вели на уроке?

- Какую проблему мы решали?

- К какому выводу пришли?

- Что мы делали, чтобы ее решить?

- Какие понятия разобрали?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

-   Все ли довольны своим результатом?



Предварительный просмотр:

Тема урока: «_________________________________________________»

Наука, изучающая звуки речи, называется________________________

Путешествие в Фоноград

1.Впиши пословицу_______________________________________________

2. Вспомни :

оглушение – это____________________________________________________

озвончение – это____________________________________________________

3. Закрась буквы первых 4-х строк:

Гласные и согласные

Бывают такие опасные:

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

Проникнув в тайны фонемы,

Осилим эти проблемы.

4. Прочитай стихотворение:

         Февраль

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.

                           С.Я. Маршак

Запомни! Повторение гласных звуков  – это_______________________

Повторение согласных звуков – это______________________________

ТЕСТ

Восстановите предложения или схемы:

   1)В русском языке всего …. звуков

2) В  русском языке … гласных звуков

3)В русском языке … гласных звуков

4)Два звука обозначают буквы:……………, если стоят 1)_____________

2)______________, 3)______________

5) Не имеют мягкой пары звуки Ж,Ш,Ц

6)Не имеют глухую пару звуки __________

7)Всегда глухие звуки

8. Восстановите схему, вставив в пустые окна необходимые слова

9) Расселите звуки по этажам: