Урок-игра "Путешествие по стране Русский язык"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Агольцева Елена Викторовна

Урок - игра "Путешествие по стране Русский язык". Повторение темы "Лексика".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – игра « Путешествие по стране Русский Язык». 5 класс.

Тема урока: «Повторение темы «Лексика».

Цели:

· систематизировать знания по теме «Лексика»;

· развивать логическое и образное мышление учащихся;

· воспитывать бережное отношение к родному языку.

Оборудование: карта города, красочно оформленная, кроссворд, записи на доске, лото антонимов.

Учитель: ребята, сегодня ваши знания, смекалка и находчивость помогут нам совершить путешествие в страну Русского Языка.

Как вы знаете, в каждой стране есть главный город. Как он называется? (Столица.) В нашей сказочной стране тоже есть столица – город Лексика. Именно в нём нам предстоит побывать. Давайте вспомним, что нам известно о словах, о лексике.

Вопросы:

v Что такое лексика?

v Какие слова называются однозначными, а какие многозначными?

v Что такое антонимы?

v Что такое синонимы?

v Что такое омонимы?

v В каком значении употреблены слова золотой, железный, свинцовый в словосочетаниях золотые руки, железная воля, свинцовые слёзы?

Пока вы отвечали на эти вопросы, дорога привела нас в город Лексика. Но попасть туда сразу нельзя: он надёжно охраняется. У ворот стражники – однозначные и многозначные слова. Они дают нам несколько слов. Вы должны записать как можно больше словосочетаний с различными значениями этих слов, причём значения не должны повторяться.(На доске записаны слова: мягкий, острый, свежий. Ученики составляют словосочетания, например, мягкий диван, мягкий характер, мягкое наказание.)

Вы успешно справились с заданием и нас пропустили в город. Здесь живут слова. Вот перед нами площадь Омонимов. Здесь записаны загадки. Давайте попробуем их отгадать.

1. Право, я причёска - чудо!

Заплести меня не худо.

И на лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом. (Коса)

2. Я и шуба длинная до пят,

И в фигурном катанье меня всякий увидеть рад. (Тулуп)

3. Я и приправа хорошая к столу

И в цель могу пустить певучую стрелу. (Лук)

С площади Омонимов мы поворачиваем налево. Здесь видим надпись «Переулок Синонимов». Ребята, а зачем нам нужны синонимы?(ответы) Действительно, синонимы помогают нам избегать повтора слов и делают речь более точной и выразительной. Давайте попробуем это доказать. Перед вами предложения. Внесите в них необходимые исправления и запишите в тетради.

Жёлтый лист оторвался от ветки. Лист медленно упал на землю.

Катя играла в мяч. Мяч укатился за калитку.

Молодцы, и с этим заданием вы успешно справились. Но мы не можем найти выход, для этого нам нужно разгадать кроссворд.

Нужно записать синонимы к словам:

Торопиться – (спешить),

Учить – (изучать),

Бежать – (нестись),

Осилить – (одолеть),

Известие – (новость),

Удивить – (изумить),

Фантазировать – (мечтать).

На доске получается следующая запись.

с

п

е

ш

и

т

ь

и

з

у

ч

а

т

ь

н

е

с

т

и

с

ь

о

д

о

л

е

т

ь

н

о

в

о

с

т

ь

и

з

у

м

и

т

ь

м

е

ч

т

а

т

ь

Теперь мы можем продолжить путешествие. Мы пришли на проспект Антонимов. Смотрите, нам предлагают сыграть в лото.

( Для лото вырезаются карточки по количеству учеников. Карточки расчерчиваются на 6 клеточек. В каждую клетку записывается слово, у которого есть антоним. Затем по количеству клеток, которые вычерчиваются на картах лото, готовятся карточки (размером с клетку лото каждая). На каждой из карточек записываются антонимы к словам. Всё нумеруется.

Карты лото раздаются ученикам, а карточки перемешиваются. Учитель, поднимая карточку, называет слово. Играющий ищет антоним к этому слову на своей карточке. Победителем окажется тот, кто быстрее других закроет карточками все клетки данной карты. Ему предоставляется право потребовать от всех учащихся составления словосочетаний с теми словами - антонимами, которые оказались ещё не включенными в игру.)

Слова для записи на картах лото.

1) Беда 21)Бесславие

2) Бездарный 22) Ближний

3) Белый 23) Больше

4) Будущее 24)Красавец

5) Вверх 25)Мало

6) Вечером 26)Неправда

7) Внешний 27)Обвинять

8) Война 28)Отвергать

9) Вперёд 29) Первый

10) Вражда 30)Плохой

11) Встреча 31)Подъём

12) Глупец 32)Правда

13) Горький 33)Противник

14) Грубость 34)Радость

15) Грязь 35) Свет

16) Да 36)Сильный

17) Дёшево 37)Тишина

18) Жестокий 38) Умный

19)Здоровый 39)Лучше

20)Истина 40) Хороший

Слова для записи на карточках.

1) Удача 21) Мягкий

2) Талантливый 22) Нездоровый

3) Чёрный 23)Ложь

4) Прошлое 24) Урод

5) Дальний 25)Хуже

6) Меньше 26)Много

7) Прошлое 27)Правда

8) Вниз 28)Оправдывать

9) Утром 29)Соглашаться

10) Внутренний 30)Последний

11) Мир 31)Хороший

12) Назад 32)Спуск

13) Дружба 33)Сторонник

14) Разлука 34)Горе

15) Мудрец 35)Тьма

16) Сладкий 36) Слабый

17) Нежность 37)Шум

18) Чистота 38) Глупый

19) Нет 39) Плохой

20) Дорого 40)Слава

Вот мы оказались в парке. Вам предлагают ответить на несколько шуточных вопросов.

Ø Какую строчку нельзя прочесть? (швейную)

Ø Какая земля не старится? (Новая)

Ø Какой болезнью никто на земле не болеет? (морской)

Ø Когда зрячий человек бывает слепым? (когда он неграмотный)

Ø Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)

Ø Какой год продолжается всего один день? (Новый)

Ø Из какого крана нельзя напиться? (подъёмного)

Ø В каких лесах не водится дичь? (в строительных)

Ø Какую воду и в решете можно носить? (лёд)

Вот и кончилось наше путешествие в страну Русского Языка. Понравилось ли вам оно? Хотелось бы вам совершить ещё подобное путешествие? Что больше всего вам понравилось? Были ли трудности? С чем они связаны?

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Приложение №2.

Урок – конкурс по теме “Имя прилагательное”.6 класс.
( Повторительно – обобщающий урок в форме деловой игры)
Цель урока:
1) совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, повторение орфограмм, изученных в теме “Имя прилагательное”; повторение знаков препинания в простом и сложном предложениях;
2) повторение теоретических понятий по теме и известных сведений по синтаксису и пунктуации;
3) воспитание интереса к урокам русского языка;
4) формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения.

Предварительная подготовка к уроку такова. За две недели до урока учащимся было дано задание:

разбиться на группы (команды) (по интересам, личной симпатии, классной дружбе, по желанию и т.д.) по 3 человека (так как класс маленький, получилось 2 команды) и выбрать в каждой команде капитана, который будет руководить предварительной подготовкой (кто будет рисовать схемы, таблицы; кто – учит правила, кто – подыскивать примеры и т.д.);

подготовиться к конкурсам

а) “Нарисуй схему, таблицу”;

б) “Загадки”;

в) “Пунктуация”;

г) “Кто красивее” (распространить предложения прилагательными, чтобы получился текст) ;

д) “Орфография”.

Все условия конкурса обговариваются заранее.

Оборудование и оформление урока.

Сдвигаются парты, члены команд садятся вместе, на парте каждой команды порядковый номер (№ 1,№ 2 – красиво оформленные),
подготовленная к работе доска;

подготовленные таблицы, схемы (на ватмане, красочно оформленные), листы с загадками.

Выбирается жюри (так как учеников мало, достаточно одного человека. Можно пригласить кого-нибудь из учителей.)

Каждый конкурс оценивается по 5-ти бальной системе, побеждает команда, набравшая наибольшее кол-во баллов в сумме.

Победители награждаются медалью с надписью “Лучшему знатоку русского языка”.

Ход урока-конкурса.

Объявляется 1-й конкурс. “Нарисуй таблицу, схему”

Предоставляется таблица (или схема) и предлагается дать ей название, т.е. сказать, о какой орфограмме идёт речь, назвать вид орфограммы, рассказать правило, привести как можно больше примеров на это правило.

Первая команда даёт задание второй, вторая – первой.

Задание (1-я команда даёт задание 2-й)

Есть краткая форма суффикс

Буквы к, ч, ц -к-

В остальных случаях –ск-

Участники команды № 2 отвечают, что это таблица называется «Написание суффиксов –к- и –ск- в прилагательных», рассказывают правило, приводят примеры.

-ян- -онн н +н

-ан- -енн-

-ин-

Участники команды № 2 отвечают, что это таблица называется «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных», рассказывают правило, приводят примеры.

Задание даёт 2-я команда 1-й.

Команда № 1 отвечает, что эта схема к орфограмме “Буквы О – Е после шипящих и Ц окончаниях и суффиксах прилагательных”. Рассказывают правило, приводят примеры.

Не пишется

Слитно Раздельно

Не употребляется без не- Есть противопоставление с

Можно заменить синонимом без не- союзом а;

Есть слова далеко не,вовсе не и др.

Команда № 1 отвечает, что эта схема к орфограмме «Не с прилагательными». Рассказывают правило, приводят примеры.

Жюри подводит итог по 1-ому конкурсу.

Конкурс № 2 “Загадки”

Отрабатывается навык правильного написания прилагательных. Задание в этом конкурсе заключалось в том, что каждая команда должна была найти или придумать 3 загадки, использовав в тексте изученные орфограммы по теме “Имя прилагательное”. Каждой команде предлагаются загадки, правильно написанные и красиво оформленные на большом листе бумаги.

Задание предусматривало:

Загадку отгадать, рассказать, на какое правило загадка, объяснить написанное в тексте. 

Загадки, найденные учениками: 

Комочек пуха, дли…ое ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.) Маленький мужичок – костя…ая шубка. (Орех.) В деревя_ой рубашке ч_рная душа. (Карандаш.) (1 команда)

(Не)грамотен, а весь век пишет. (Карандаш.) Золотое яблочко по серебря_ому блюдечку катится.(Месяц на небе.) Коровка деревя_ая, рожки оловя_ые.(Ухват.)(2 команда)

Конкурс № 3 «Пунктуация».

Задание, придуманное 1-ой командой.

Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.

1)Но Пацюк взглянул и снова начал хлебать галушки.

2)При сём слове он сотворил крест и чёрт сделался тих.

3) Чёрт всплеснул руками и начал от радости галопировать на шее кузнеца.

4)Оксана смутилась когда до неё дошли такие вести.

5) Восхищённый кузнец тихо поцеловал её и лицо её пуще загорелось.

Задание, придуманное 2-ой командой.

Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.

1)В сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.

2) Он узнал Кирилу Петровича и ужасное смятение изобразилось на лице его.

3) Но тут кровля с треском рухнула и вопли утихли.

4) Медведь приблизился Дефорж вынул из кармана маленький пистолет вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил.

5)Он чувствовал сквозь сон что кто-то тихонько дёргал его за ворот рубашки.

Конкурс №4

Задание заключалось в следующем. Каждой команде предлагается карточка, на которой записаны предложения без прилагательных. Нужно было дополнить предложения прилагательными, делая их более выразительными и красивыми. Затем один представитель от каждой команды зачитывал полученный текст.

1 вариант. Мы идём. Встаёт солнце. Искрится озеро. Стоят сосны. Луч не пробьётся. Тишь и глушь.

2 вариант. Стоит избушка. Живёт охотник. Он разбирается в повадках.

Конкурс №5

Каждая команда получает карточку с тремя заданиями. Каждый участник команды по очереди выходит к доске, объясняет выполненное задание.

Задание для первой команды.

1.Втавить пропущенные буквы.

Реч…вой, морж…вый, свинц…вый, ситц…вый, плюш…вый, камыш…вый, глянц…вый, песц…вый.

2.Вставить пропущенные буквы.

Утре…ий, песча…ый, цели…ый, тума…ый, оловя…ый, серебря…ый, экскурсио…ый, лебеди…ый.

3.Раскрыть скобки, написать слитно или раздельно.

(Не)красивый поступок, (не)ряшливый вид, (не)широкая, а узкая дорога; гора отнюдь (не)велика; (не)высокий кустарник.

Задание для второй команды.

1.Втавить пропущенные буквы.

Скольз…ий, сибир…ий, близ…ий, свет…ий, город…ой, молодец…ий, горняц…ий, матрос…ий.

2.Вставить пропущенные буквы.

Карти…ая, деревя…ый, ветре…ый, соловьи…ый, серебря…ый, стари…ый, багря…ый, дли…ый.

3.Раскрыть скобки, написать слитно или через дефис.

Бледно(лиловый), древне(русский), русско(немецкий), меде(плавильный), фабрично(заводской), тёмно(зелёный), лево(бережный).

Итоги конкурса: Учитель выясняет у учащихся, понравился ли им урок, что больше всего понравилось, а что вызвало затруднения.

Жюри подсчитывает баллы, определяется команда победителей. Вместе с детьми называем лучших знатоков русского языка по теме “Имя прилагательное”.

А впереди у нас много разных тем. И я говорю детям, что у них у всех есть возможность в будущем стать обладателями медали “Лучшему знатоку русского языка“.

Приложение №3.

«Путешествие к Синтаксисграду». (Урок – игра для учащихся 5-ого класса).

Цели:

· обобщить знания по синтаксису и пунктуации;

· отработать навык постановки знаков препинания в простом и сложном предложении;

· развивать интерес учащихся к предмету.

Тип урока – обобщение материала.

Оборудование: указатели станций, карточки с заданиями, маршрутные листы, диплом для награждения.

Ход игры.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы совершим путешествие к Синтаксисграду. На пути у нас четыре станции. На каждой станции вы будете получать задание, которое нужно будет выполнить. За каждое задание вы получите оценку, которую занесёте в свой маршрутный лист. Тот, кто первым выполнит все задания, получив при этом лучшие оценки, и попадёт в Синтаксисград, получит диплом победителя. Желаю вам удачи, в путь!

1.Станция «Теоретическая». (Ученики вытягивают карточки с вопросами. Даётся две минуты на подготовку. Каждый ученик отвечает, другие могут дополнять. Выставляются оценки в маршрутный лист).

1) Что изучается в синтаксисе? Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?

2) На какие группы делятся предложения по цели высказывания, интонации и наличию второстепенных членов?

3) Чем сложное предложение отличается от простого? На какие две группы делятся сложные предложения по способу соединения?

4)Какие члены предложения называются однородными? Когда между однородными членами запятая не ставится?

5) Что такое обращение? Выделяется ли обращение запятыми?

6) Что такое прямая речь? Рассказать о знаках препинания при прямой речи.

2.Станция «Подумай-ка». (Каждый ученик получает карточку, на которой записаны предложения. Школьники должны найти предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, и выписать их номера.)

1) Слушай, рябина что лес говорит. 2) Вода с гор потекла, и весну принесла. 3) Ученье в счастье украшает и в несчастье утешает. 4) Отвяжись, худая жизнь, привяжись хорошая. 5)Человека узнаёшь, когда с ним пуд соли съешь. 6) Море утихло и только изредка глухо вздыхало. 7) Хороший паренёк спросил капитан.

3. Станция «Сообразительная».

Задание: выясните, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания в каждом нижеуказанном случае.

А. Анатомическо-арифметический парадокс.

Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

Б. Рогатый скот?!

В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

В. Охотники и рябчики.

Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

Г. Солнце блеяло?!

Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.

Д. Скамейка ждала подругу?

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Е. Кто же пришел?

– Все ли здесь?
– Нет. Здесь только Ваня, Миша, Маша, Коля, Костя, Дима, Настя, еще не пришли.

4. Станция «Практическая». (Ученики должны сделать синтаксический разбор одного простого и одного сложного предложения. Знаки препинания в предложениях не расставлены.)

Варианты предложений: Солнце поднялось, и окрестность озарилась светом. Исчезают последние клочки снега. Капля по листку щёлкнет, и сорвётся лист. На берегу стоит бобровая хатка. Взошло солнце, и ожил кустик. Звонко журчит в ручье вода. Солнце скрылось за горизонт, и наступила ночь. Печально кричали ночные птицы. Листва сомкнулась, и потемнел лес. На улице подул лёгкий ветерок. Лёгкий снежок лёг на землю. Небо заволокло тучами, и началась гроза.

Учитель подводит итоги игры, награждает победителя. Все ученики получают оценки.

Маршрутные листы и диплом выглядели так:

ФИО

Станция «Теоретическая».

Станция «Подумай-ка».

Станция «Сообразительная».

Станция «Практическая».

Итог.