МАСТЕРСКАЯ СЧАСТЬЯ? УРОК ПО Р.Р. В 6 КЛАССЕ.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Смирнова Мария Сергеевна

Технологическая карта урока развития речи в 6 классе

на тему «Мастерская счастья»

Учитель Смирнова Мария Сергеевна

ГБОУ Лицей № 554 Приморского района Санкт-Петербурга                                                             

 

Тема урока: Мастерская счастья

Цель урока: научить создавать связный текст на заданную тему.

Задачи урока: формирование мотивации к сохранению здорового образа жизни, обучение навыкам создания художественных текстов;                                                                 

Формируемые УУД:

®    Познавательные: постановка и формулирование проблемы работа с ассоциациями, рефлексия по поводу проделанной работы, овладение логическими действиями, установление аналогий и причинно-следственных связей, выделение и формирование познавательной цели, знакомство с художественным текстом, подведение под понятие, умение составлять тексты, соблюдая нормы построения текста, соответствующие теме, жанру, стилю речи.

®    Регулятивные: планирование организации деятельности, положительная оценка промежуточных результатов.

®    Личностные: учебно- познавательная мотивация, смыслообразование, навыки здорового образа жизни.

®    Коммуникативные: умение осознанно и произвольно создавать художественный текст по данной теме в зависимости от конкретных условий, формирование личностной и познавательной рефлексии, осуществление межличностного общения (учет разных мнений).

Основные понятия: Этимология слова «здравствуйте», компоненты здорового образа жизни, словообразование, стиль речи, тип текста.

Ресурсы: мультимедийная презентация, распечатанный вариант сказки.

Организация пространства: индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа.

Межпредметные связи: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять художественные тексты;                                                                                                 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

УУД

1.Организационный момент.

Включает в себя постановку вопроса.                 

Задача этапа: создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы, привлечь внимание детей предстоящей деятельности по теме.

Приветствует учащихся;

Предлагает ребятам принять участие в работе этимологической лаборатории. На уроке провести научное исследование об удивительной истории совершенно обычного слова «здравствуйте», чтобы повысить уровень знаний и интерес к истории языка. спрашивает, что означает слово «Здравствуйте»

Приветствие учителя;

Предположения учеников.

Личностные: смыслообразование.

2. Момент осознания недостаточности знаний.

Беседа о здоровье

Задача этапа: упорядочить информацию, связанную со здоровым образом жизни на основе знаний детей и их опыта.

Учитель предлагает детям подумать, зачем нужно здоровье, что такое здоровый образ жизни, из каких компонентов он состоит.

Высказывают свои мнения на тему «Из чего состоит ЗОЖ»;

отмечают, что не только физическое, но и психологическое здоровье играет важнейшую роль в жизни человека.

Познавательные(общ.): работа с ассоциациями, рефлексия по поводу проделанной работы; положительная оценка промежуточных результатов. Познавательные: овладение логическими действиями, установление аналогий и причинно-следственных связей.

3. Целеполагание: чему должны научиться.

Задача этапа: формулировать цели урока и смыслообразование своей деятельности на уроке.

 

 

 

 

Подводит учеников к теме урока «Мастерская счастья», учащиеся узнают, что им предстоит самим «смастерить счастье», появляются вопросы, как это сделать.

Работая в парах, учащиеся выстраивают предположения, о том, как можно «смастерить счастье»;

Ответы учеников.

Познавательные (общ.): выделение и формирование познавательной цели. Регулятивные: планирование организации деятельности.

4. Совместное исследование: работа с художественным текстом .

Обучающиеся делают вывод, что счастье находится в руках человека, и человек сам может создавать его.

Задача этапа: познакомить учеников с художественным текстом, совершить анализ текста с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Выразительно читает вслух текст сказки Ф. Кривина «Сотворение человека»;

Задает вопрос: «Возможно ли такое, что счастье человека в его руках?»;

Обсуждает с учениками тип и стиль текста.

Знакомятся с текстом сказки Ф. Кривина «Сотворение человека»;

Высказывают свое мнение о том, что человек может сам сотворить свое счастье, что это в его руках;

Выделяют тип и стиль текста.

Познавательные (общ.): знакомство с художественным текстом, подведение под понятие.

Физкультминутка для глаз

Задачи этапа: профилактическая направленность

Объясняет ученикам, что перед тем, как окунуться в атмосферу творческой мастерской, необходимо дать отдохнуть своим глазам;

Запускает физкультминутку в презентации.

Выполняют упражнения для глаз.

Личностные: навыки здорового образа жизни.

5. Создание собственного текста по заданию:

написать собственное продолжение сказки, т.е., «Слепить счастье из слов»

Задачи этапа: Дети закрепляют умение составлять тексты, соблюдая нормы построения, соответствующие теме, жанру, стилю речи, умение осознанно и произвольно создавать художественный текст по данной теме в зависимости от конкретных условий.

 

Учащимся предлагается самим создать продолжение данной сказки с учетом своего жизненного опыта, знаний, полученных на уроке и жизненных целей;

Обеспечивает положительный эмоциональный настрой (музыкальное сопровождение)

Составляют текст сказки.

Личностные: смыслообразование. Познавательные (общ.): умение составлять тексты, соблюдая нормы построения текста, соответствующие теме, жанру, стилю речи. Коммуникативные: умение осознанно и произвольно создавать художественный текст по данной теме в зависимости от конкретных условий.

6.Чтение текстов сочинений (по желанию).

Учащиеся устанавливают причинно-следственные связи.

Задачи этапа: выявить уровень сформированности умений и навыков создания художественного текста. Рефлексия по поводу проделанной работы, положительная оценка результатов.

Учитель предлагает ребятам прочитать вслух свои «продолжения» сказок;

Предлагает другим ученикам проанализировать работы одноклассников, рассказать, что понравилось в сочинениях.

Ученики по желанию читают свои работы, делятся положительными отзывами о работах одноклассников.

Коммуникативные: формирование личностной и познавательной рефлексии, осуществление межличностного общения (учет разных мнений). Личностные: смыслообразование. 

 

 

 

 

2. Подведение итогов урока

в форме беседы, рефлексия.

Функциональная диагностика эмоционального состояния обучающихся на уроке.

 

Задачи этапа: Рефлексия по поводу проделанной работы, положительная оценка результатов.

 

 

Учитель узнает у ребят, что нового они узнали на уроке, спрашивает о том, как они планируют использовать полученные (или ранее известные обобщенные) знания;

Спрашивает, какой этап урока ребятам больше всего понравился и почему.

Предлагает заполнить анкеты функциональной диагностики эмоционального состояния обучающихся на уроке.

 

Дают развернутые ответы на вопросы учителя;

Заполняют анкеты функциональной диагностики эмоционального состояния обучающихся на уроке.

 

Коммуникативные: формирование личностной и познавательной рефлексии. Личностные: смыслообразование.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_schaste.pptx122.94 КБ
Файл razdatochnyy.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи автор Учитель русского языка и литературы ГБОУ Лицея № 554 Смирнова М.С. 2014 г.

Слайд 2

Здравствуйте !

Слайд 3

«Здравствуйте!» Слово произошло от слова « здравствовать » — быть здоровым, благополучно существовать. Речевое приветствие « Здравствуйте » является повелительной формой глагола, и сформировалась она к концу 17 века из оборотов « повелеваю тебе здравствовати », « здравия тебе желаю » и других. « Здравствуйте же многие лета » – находим же в рукописи 1057 года, это самое древнее дошедшее до нас пожелание нашего предка. Получается, что издавна самым распространенным русским приветствием было пожелание здоровья, хотя формула его изменилась. Этим национальным пожеланием русские отличались от многих европейцев, у них смысл приветствия заключался в пожелании радости, счастья и добра. Русский человек все это вместе видел в здоровье.

Слайд 4

ЗДОРОВЬЕ

Слайд 6

Невозможно быть здоровым, не будучи… счастливым!

Слайд 7

Тема урока: «Мастерская счастья»

Слайд 8

Сказка «Сотворение человека» Вылепил Бог человека. Все ему сделал как настоящее, еще и кусок глины остался. Спрашивает у человека: Что тебе еще слепить? Оглядывает себя человек: руки-ноги есть, голова тоже на месте. Чего еще надо? Слепи мне, - говорит, - счастье. Остальное вроде имеется. Призадумался Бог, стал вспоминать. Много он повидал на своем веку, а счастья так и не видел. Поди зная, как его лепить. Вот тебе твое счастье, - сказал Бог и протянул человеку нетронутый кусок глины. – Да, да, в этом и состоит твое счастье – в куске глины, из которого можно что хочешь вылепить. Человек взял глину, повертел в руках и покачал головой: - Да-а … это ты ловко придумал…

Слайд 10

Счастье – быть здоров ым! Здоров о быть счастливым!

Слайд 11

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

                                                                                      Приложение 2

ФЕЛИКС КРИВИН «СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

Вылепил Бог человека. Все ему сделал как настоящее, еще и кусок глины остался.

Спрашивает у человека:

  •  - Что тебе еще слепить?

Оглядывает себя человек: руки-ноги есть, голова тоже на месте. Чего еще надо?

  •  - Слепи мне, - говорит, - счастье. Остальное вроде имеется.

Призадумался Бог, стал вспоминать. Много он повидал на своем веку, а счастья так и не видел. Поди зная, как его лепить.

  •  - Вот тебе твое счастье, - сказал Бог и протянул человеку нетронутый кусок глины. – Да, да, в этом и состоит твое счастье – в куске глины, из которого можно что хочешь вылепить.

Человек взял глину, повертел в руках и покачал головой:

 - Да-а… это ты ловко придумал…

                                                                                       Приложение 2

ФЕЛИКС КРИВИН «СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

Вылепил Бог человека. Все ему сделал как настоящее, еще и кусок глины остался.

Спрашивает у человека:

  •  - Что тебе еще слепить?

Оглядывает себя человек: руки-ноги есть, голова тоже на месте. Чего еще надо?

  •  - Слепи мне, - говорит, - счастье. Остальное вроде имеется.

Призадумался Бог, стал вспоминать. Много он повидал на своем веку, а счастья так и не видел. Поди зная, как его лепить.

  •  - Вот тебе твое счастье, - сказал Бог и протянул человеку нетронутый кусок глины. – Да, да, в этом и состоит твое счастье – в куске глины, из которого можно что хочешь вылепить.

Человек взял глину, повертел в руках и покачал головой:

 - Да-а… это ты ловко придумал…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методики педагогических мастерских на уроках биологии в 7 классе. Мастерская "Царевна-путешественница".

Разработки моделей образовательного процесса на основе учебно-исследовательской  деятельности. Методические разработки на основе новых педагогических технологий. Использование методики педаг...

Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение

• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...

Урок русского языка в 5 классе. Урок – мастерская Исследование «Тайны Смешариков»

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русскогоязыка  и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Т...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок- мастерская (урок развития речи в 6 классе)

Написание сочинения- минниатюры за короткое время...

Урок развития речи в 5 классе "Урок-мастерская творческого письма"

Учащиеся убеждаются, что не всем дано быть поэтами, но у каждого в душе есть поэтические струны, что писать могут все, надо попытаться это сделать.Урок поможет формировать ценностное отношениек процес...