Обобщающий урок по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Погорелова Валентина Ивановна

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся отвечает требованиям, которые предъявляются к современному уроку. Обучающиеся не только закрепили изученные правила, но и познакомились с историей школы, которой уже более 100 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_chislitelnoe.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока русского языка

Обобщающий урок по теме «Имя числительное» (6 класс)

Тип урока: обобщение изученного  материала

Форма урока: комбинированный

Метод: частично-поисковый, проблемный.

Технологии: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие

Задачи урока:

  1.  Образовательные:
  • обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Имя числительное»;
  • закрепление правописания и склонения числительных;
  • выработка умения определять синтаксическую роль имени числительного.
  1.  Развивающие:
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, метапредметных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логического мышления;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения работать со справочной литературой.
  1.  Воспитательные:
  • формирование чувства патриотизма;
  • воспитание любви к родной школе;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  •  презентация к уроку;
  • тетради обратной связи;
  • интерактивная доска;
  • выставка музейных экспонатов;
  • тесты;
  • тексты для работы на уроке;
  • «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля;
  • инвентарь для проведения динамической паузы.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня необычный урок: к нам пришли гости.

Подарите им свои улыбки.

2. Вступительная беседа.

  • Ребята, какие чувства вы испытываете, когда идете в школу?
  • Сколько времени вы проводите в ней?
  • Отвечая на мои вопросы, вы называли разные части речи. Какие? Какое общее значение они имеют? (Ответы учащихся).
  • Но одну часть речи вы не назвали. Какую? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим отрывок из сказочной сценки «Протокол заседания».  Итак, представьте себе, что части речи собрались на заседание, которое  уже подходит к концу...

Инсценирование  отрывка 

Глагол: Кто за данное предложение, прошу проголосовать. А теперь нам нужно подсчитать количество голосов для протокола. Существительное, посчитайте,  сколько голосов «за».

Существительное: Я не могу, у меня есть только единственное и множественное число.

Глагол: Тогда Вы, Наречие.

Наречие: А у меня вообще нет числа. Я могу только сказать, что их много.

Глагол: Нам нужно знать точное количество. Может, Вы, Прилагательное, нам поможете?

Прилагательное: Я знаю только, что это большое количество.

Глагол: Вы же не считали! Местоимение, на Вас последняя надежда. Сколько голосов «за»?

Местоимение: Все!

Глагол: Нам надо знать точное количество голосов. Предлог, у Вас есть какие-нибудь предложения?

Предлог: Никто из нас не назовет точного количества и не посчитает голоса по порядку. Нужна особая часть речи.

Глагол: Где же ее взять?

Предлог: А может нам поможет тот неизвестный, который проспал все заседание? Эй, любезный, проснитесь!

Неизвестный: А? Что такое? Не мешайте мне спать. Мне нечего здесь делать.

Глагол: Как нечего! Помогите нам, пожалуйста, посчитать голоса.

Неизвестный: Пожалуйста! Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой. Всего шесть голосов.

Глагол: Ну, наконец-то! Вот Вы, любезный, и  будете у нас новой частью речи.

А назовем мы Вас...

Учитель: Ребята, как называется эта часть речи? Что она обозначает? На какие вопросы отвечает? А где в жизни мы можем употреблять имена числительные?

(Ответы  учащихся). Как видите,  имена числительные играют большую роль в жизни человека. Чтобы лучше закрепить и систематизировать изученный материал, я  пригласила на  урок ЕЕ Величество Историю.

В одеянии Магистра входит История (участница школьного драмкружка).

История : Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам по просьбе вашего учителя, чтобы на примере вашей маленькой сельской школы показать, какую большую роль играют  имена числительные в жизни людей. А для этого давайте посмотрим на экран.

Показ  слайдов 2-5, отражающих историю школы (2 минуты).

История : Эти фотографии поведали нам об основных вехах развития вашей школы, из них вы узнали о том, чем занимались школьники во время каникул, в свободное от уроков время. У ваших пап, мам, дедушек и бабушек была интересная, насыщенная школьная жизнь. Но вы не заметили одной особенности моего рассказа? Чего в нем не хватает? (Ответы  учащихся). Конечно, точных дат. А какая часть речи помогла бы нам лучше ориентироваться во времени, узнать больше о школе? (Ответы  учащихся).

Учитель: А для этого вам, ребята,  необходимо систематизировать знания об имени числительном. Итак, запишите число, тему урока.

Цели урока ( слайд 6).

История : А теперь давайте снова обратимся к истории школы. Перед уроком вы с гостями с большим интересом рассматривали фотографии, отражающие историю школы, особенно «Похвальный лист», выданный сто лет назад священником Иосифом Гайворонским Табацкому Павлу, одному из первых выпускников школы. А хотите лучше узнать  историю школы? Давайте для этого прочитаем текст, раскрывающий основные вехи  истории школы и дающий более полное представление о ее жизни  (слайд 7).

История школы в цифрах и фактах

( текст у каждого ученика)

  • МБОУ «Соленовская средняя общеобразовательная школа имени А.В.Казначеева» имеет большую и славную историю. Она берет начало от церковноприходской школы, открытой в селе священником Иосифом Гайворонским в 1887 году. Вместе с ней функционировала и школа грамотности, в которой преподавали двое учителей, окончивших Ставропольскую семинарию. Общее количество учащихся составляло 45 человек.
  • В 1906 году была открыта земская школа на 60 мест. Она была построена на средства жителей села, в котором уже насчитывалось около 500 дворов, а численность населения достигла 5000 человек.
  • В начале 30-х годов 20 века в Соленом, кроме земской,  функционировали еще и 3 начальных  школы. В 1934 году состоялось открытие семилетней школы, новое здание которой было построено лишь в 1939 году. Директором ее был Борис Овшинович Менглинов.
  • В 1947 году семилетка была преобразована в среднюю, а возглавил ее фронтовик Николай Трофимович Сергиенко, который проработал директором до 1976 года. 24 декабря 1969 года состоялось торжественное открытие нового здания Соленовской средней школы.
  • В 1957 году по инициативе директора школы Н.Т. Сергиенко и учителя истории А.К.Климова в школе был открыт историко-краеведческий музей, насчитывающий сейчас более 3000 экспонатов. В 1958 году была создана ученическая производственная бригада, члены которой на протяжении 30 лет занимались выращиванием овощных культур. А 23 февраля 1975 года состоялось первое выступление участников единственной в Калмыкии детской цирковой студии, во время которого 30 учащихся школы представили почти все жанры циркового искусства. В цирковой студии  на протяжении 30 лет занималось свыше 150 школьников.
  • В сентябре 1991 года 13 выпускников школы, среди которых было пятеро юношей и 8 девушек, совершили свой первый прыжок с парашютом.

История : Ребята, в тексте вы увидели устаревшие слова. Назовите их. Можете ли вы объяснить их значение?  Тогда обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля и выясним их значение. (Один из учеников находит в словаре значения слов «земская», «церковноприходской» и зачитывает их).

Учитель:  А еще вы заметили, наверное, что в тексте большое количество числительных. Назовите их разряды.   А теперь давайте заполним матрицу. ( На интерактивной доске слайд 9, учащиеся самостоятельно  заполняют матрицу).

Разряды числительных

Разряд Признаки

Вопросы, на которые отвечают

Значения

Примеры из текста

Количественные

Порядковые

Проверьте! (Слайд 10)

Разряды числительных

Разряд Признаки

Вопросы, на которые отвечают

Значения

Примеры из текста

Количественные

сколько?

количество предметов

Порядковые

какой по счету? какой по порядку?

порядок при счете

Динамическая пауза: учащиеся, делая повороты туловища, находят разрезанную по слогам и размещенную в разных местах класса  пословицу «Здоровье дороже золота» и произносят ее вслух.

Учитель: А теперь в тетрадях обратной связи повторим разряды  количественных числительных. Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили эту тему, давайте найдем ошибки в таблице, которая представлена на интерактивной доске, и исправим их  (Слайд 11)

Исправьте ошибки:

Числительные, обозначающие целые числа

Дробные

Собирательные

восемь

три пятых

семеро

три четвертых

тридцать

шестьдесят

сорок пять

двое

трое

пятеро

две седьмых

одна восьмая

Проверьте! (Слайд 12)

Исправьте ошибки:

Числительные, обозначающие целые числа

Дробные

Собирательные

восемь

три пятых

семеро

тридцать

три четвертых

пятеро

сорок пять

одна восьмая

трое

шестьдесят

две седьмых

двое

Динамическая пауза: упражнение для глаз «Желтый круг».

История: Просклоняйте письменно (задание по вариантам): 1 вариант — 45 учащихся, 500 дворов; 2 вариант — 1969 год, пятеро юношей.

Учитель: Ребята, тема «Имя числительное» входит в задания ЕГЭ по русскому языку, поэтому уже сейчас необходимо готовиться к экзамену. У вас на столах лежат распечатанные тесты, в которых допущены ошибки. Исправьте их. (Слайд 13)

Готовимся к ЕГЭ

Исправьте ошибки:

1.

  1. трехстами пятьюдесятью школьниками
  2. двое ребят
  3. около пятисот дворов
  4. пятеро юношей

2.

     1)восьмеро девушек

2)в двухтысячном году

3)полутораста страницами

4) в тысяча девятьсот семьдесят пятом году

3.

  1. в тысячу девятьсот сорок седьмом году
  2. свыше ста пятидесяти школьников
  3. две седьмых части
  4. в тысяча девятьсот шестьдесят девятом году

История: Давайте немного отдохнем и устроим веселую разминку. Задание будет по вариантам.

1 вариант: назовите фразеологизмы, в состав которых входят числительные;

2 вариант: назовите пословицы, в состав которых входят числительные;

3 вариант: вспомните названия художественных произведений, в состав которых входят числительные;

4 вариант: вспомните названия  кинофильмов, в состав которых входят числительные.

Учитель: А какова синтаксическая роль числительных? На интерактивной доске написаны предложения, в которых есть числительные. Подчеркните маркером  числительные как члены  предложения. (Слайд 14)

Вставьте пропущенные буквы. Определите синтаксическую роль числительных.

  • В тысяч... девят...сот сорок седьмом году семилетняя школа была преобразована в среднюю.
  • Двадцать восьмого сентября  тысяч... девят...сот девяност... первого года тр...надцать выпускников нашей школы совершили свой первый прыжок с параш...том.

Учитель: Итак, ребята, сегодня на уроке мы не только повторили изученный материал по теме «Имя числительное», но и познакомились с историей  школы.

История: Надеюсь, что это не последняя наша встреча.

Рефлексия.

Учитель: С какими  чувствами вы покидаете класс?

История: Изменилось ли ваше представление о школе?

Учитель: Какую роль в этом сыграло имя числительное? Чтобы узнать об этом, я предлагаю выбрать на слайде 15 любое начало высказывания и закончить его.

  • Сегодня я узнал(а) …
  • Было интересно...
  • Было трудно...

Меня удивило...

  • Я понял(а), что...
  • Мне захотелось...
  • Урок дал мне для жизни...

Домашнее задание по группам.

1 группа : напишите письмо другу, расскажите ему, используя имена числительные, об истории своей школы.

          2 группа : произведите морфологический разбор числительных,

          которые были в тексте на уроке (по памяти).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у пернатых друзей. (Обобщающий урок в 6 классе по теме "Имя числительное)"

В своей работе хотела показать, как можно провести познавательный урок о птицах и обобщить материал по теме "Имя числительное " в 6 классе....

Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»)

          Представляется методическая разработка урока русского языка по теме:«Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»). Эт...

Обобщающий урок русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное".

Урок русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное". На уроке повторяем все сведения об имени числительном, закрепляем умения ребят правильно употреблять числительное в речи; кроме этого продолж...

Обобщающий урок по теме «Имя числительное» «Путешествуя по Саранску…»

Данный материал включает в себя план занятия, презентацию  и раздаточный материал к уроку по теме "Обобщающий урок  по теме «Имя числительное» «Путешествуя по Саранску…».Во время заочной экс...

Обобщающий урок по теме "Имя числительное"

Обобщающий урок - экскурсия в 6 классе  "Имя числительное" представляет собой дидактическую игру, позволяет закрепить и систематизировать знания обучающихся по теме, привить любовь к родному краю...

Задания для обобщающего урока по теме "Числительное"

Обычно я провожу урок обобщения по разным частям речи в 5-7 классах в форме игры-путешествия по станциям. Данные задания помогут уч-ся вспомнить практически все о числительном....

Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)

Цели:1)  обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2)  повторить разряды  числительных;3)  вспомнить особенности склонения числительных;     4) ...