Развитие УУД при изучении художественного стиля текста.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Разработка конструкта урока по русскому языку в 9 классе. Материал в помощь учителю, работающему по УМК Школа 2100 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструкт урока

Учитель       Маник Светлана Владимировна

Класс            9

УМК              Школа 2100 под редакцией Е.В. Бунеевой

Предмет      русский язык

Тема             Развитие речи. Художественный стиль

                       и стиль художественной  литературы

Цели уроков:

  1. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания о художественном стиле речи и изобразительно-выразительных средствах – тропах.
  2. Развивать умение определять признаки художественного стиля в тексте.
  3. Выявить различие понятий художественный стиль речи и стиль художественной литературы, развивать умение находить признаки разных стилей в художественных произведениях.

Оборудование: проектор, распечатки текста художественного произведения (1 на парту), учебник, тетради, рекомендации по проведению стилистическогоанализа.

Планируемые результаты

Личностные: положительное отношение к учению, способность к                            нравственно-этическому оцениванию.

Регулятивные: понимание цели работы и её поэтапное достижение, умение действовать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные: Анализ художественных текстов с целью выделения признаков, понимание специальных терминов, умение отличать художественный текст от текстов других стилей.

Коммуникативные: умение сотрудничать в паре, владение монологической и диалогической формами речи.

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

I.  Оргмомент

1. Приветствие

2. Эмоциональный настрой на работу

Контролируют и оценивают свою готовность к уроку

II. Актуализация знаний

1. На доску спроецирован текст, из которого учащиеся выписывают словосочетания, употребляемые в переносном значении.

2. На доске записаны слова солнце, звезда, луна, река, горы, молнии, небо.

Задание: подобрать к данным словам эпитеты, оригинальные сравнения.

Объясняют свой выбор, называют тип переноса (метафора).

Повторяют, что общего между ИВС: метафорой, сравнением, эпитетом – и чем они отличаются

III. Введение в тему

1. Постановка проблемы урока: с какой целью мы повторяли ИВС? Предположите, какую тему будем изучать.

2. Объявление темы урока

Высказываю своё мнение, строят предположения, формулируют предполагаемую тему урока.

IV. Систематизация и углубление знаний о художественном стиле речи

1. Выявление на основе названной темы урока ключевых слов: художественный образ, переносное значение, выразительность, эмоциональность, воздействие на чувства.

2. Беседа по вопросам:

- вспомните, что такое художественный стиль;

- по каким признакам его выделяют;

- в чём отличие художественного стиля от других стилей книжной речи;

- в каких жанрах он может быть представлен;

- перечислите языковые особенности художественного стиля.

3. Сравните свои выводы со сведениями в упражнении 199 на с. 129:

- все ли признаки, по которым выделяют стили речи, вы назвали;

- есть ли новая для вас информация;

- расположите приведённые в упр. 199 сведения о художественном стиле в логической последовательности. С какого признака начнёте рассмотрение стиля? (цели, задачи, сфера, жанры, речевые особенности,

 языковые средства);

- на основе полученного плана(выстроенных в логической последовательности признаков) составьте рассказ о художественном стиле речи.

4. Дополните список ключевых слов темы (воспитание чувств, развитие понятия о прекрасном, передача убеждений, взглядов, субъективность, оценочность, конкретность).

Строят речевое высказывание, слушают высказывание других, задают вопросы.

Демонстрируют понимание устной информации

Умение сравнивать и логически выстраивать предложенную информацию

V. Развитие учебно-языковых и речевых умений

1. Выполнение упражнения 200

2. Самостоятельное выполнение упражнения 201 в группах:

Iгруппа рассматривает стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты…»

IIгруппа – «Отговорила роща золотая…»

В ходе работы учащиеся выписывают различные виды тропов, определяют особенности переносных значений, устанавливают их роль для создания яркого, выразительного образа.

Затем от группы выступает один из учащихся с сообщением о приёмах создания художественного образа в стихотворении С.А. Есенина

Развивают умения находить признаки художественного стиля в тексте.

Развитие сотрудничества в группах, умение выявлять приёмы создания художественного образа на основе полученных знаний об ИВС языка - тропах

VI. Разграничение понятий «художественный стиль» и «стиль художественной литературы»

1. Выполнение упражнения 202  

2. Обобщение полученных сведений о языке художественной литературы на основе вопросов на странице 133 и текста в рамке.

Развитие умения находить в художественном тексте элементы разных стилей речи: художественного, публицистического, научного и соотносить их с основной задачей текста.

Развитие умения упорядочить информацию

VII. Подведение итогов

1. Чем отличается художественный стиль от других стилей речи?

2. Как соотносятся понятия «художественный стиль» и «стиль художественной литературы»?

Умение оценивать свою деятельность на уроке и подводить итоги

VIII.Домашнее задание

Проанализировать любое художественное произведение (фрагмент) с точки зрения использования в нём различных средств художественной выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Художественный стиль текста"

Урок-мастерская художественного слова по стихотворению С.А.Есенина "Береза"...

Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».

Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход...

Урок развития речи в 11 классе "Подготовка к сочинению ЕГЭ по тексту художественного стиля"

на данном уроке дается алгоритм написания эссе по русскому языку на примере художественного текста В.Крупина "Сбрось мешок". Указаны деятельность учителя и учеников, дается много разных форм работы....

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ С БИБЛЕЙСКОЙ ТЕМАТИКОЙ

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВС БИБЛЕЙСКОЙ ТЕМАТИКОЙ (НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ)...

Изучение художественных стилей на уроках музыки и изо

Об интегрированном подходе при изучении художественных стилей на уроках ьмузыки и изо в 7-8 классах. Из опыта работы....

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...