"Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Исхакова Алена Газинуровна

Представляю вам разработку открытого урока "Имя прилагательное" (повторение и обобщение) для класса. Урок сопровождается мультимедийной презентацией. К разработке прилагаются карточки с заданиями, музыка для последнего задания и тест ("Имя прилагательное как часть речи").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx18.78 КБ
Файл dop_materialy.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

  1. ОргМомент
  2. Постановка проблемы.

Учитель: «Сказка про краски».

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило? Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым-презеленым полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами, зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди белым, желтым, синим, красным.

Пусть же все на свете будет удивительным и разным.

Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока?

(Ответы учеников) (Имя прилагательное – повторение).

  1. Актуализация полученных знаний.

Вспомним, что мы знаем об имени прилагательном.

Возьмите все конверты №1. Откройте их.

Ваша задача выполнить мини-тест «Имя прилагательное».

1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:

а) предмет;

б) признак предмета;

в) действие предмета.

2. У прилагательного нет следующего признака:

а) времени;  

б) числа;  

в) рода.

3. Прилагательные в полной форме в предложении обычно являются:

а) подлежащим;

б) определением;

в) дополнением.

4. Прилагательные в краткой форме в предложении обычно являются

а) подлежащим;

б) сказуемым;

в) определением.

5. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:

а) медленный, верное, желтизна, белеть;

б) медленный, верное, желтый, белый;

в) медленный, верность, желтый, белый.

Взаимопроверка. Ученики меняются бланками ответов друг с другом. После проверки выставляют оценки.

  1. Работа над лексикой.

Вы уже увидели, что перед вами на партах лежат «словарные копилки». Ваша задача записывать в них слова, лексическое значение которых вам раньше было неизвестно или не совсем понятно. А теперь возьмите конверты №2.

Задание: подберете синонимы к следующим прилагательным:

  1. Светлый – ясный, чистый, солнечный, лучезарный.
  2. Спокойный – тихий, мирный, безмятежный.
  3. Красивый – прекрасный, хороший, пригожий, живописный.
  4. Чистый – прозрачный, белый, свежий, кристальный. 

А какое еще красивое слово-синоним можно подобрать к слову «светлый»? – лучезарный

К слову «спокойный»? – безмятежный. «Красивый» - живописный. «Чистый» - кристальный.

Ребята, слова схожие по лексическому значению – это синонимы. А противоположные по лексическому значению? – антонимы.

Подберите антонимы к вашим синонимическим рядам.

  1. Ребята, ответьте, а какие люди лучше всех владеют языком? У кого  мы можем поучиться использовать красивые слова?  (поэты, писатели).

Сейчас мы посмотрим, какие прилагательные используют поэты в стихах о природе, о весне. Возьмите конверт №3. Ваша задача  выписать все прилагательные из стихотворений.

Дается несколько минут на выполнение задания. Затем каждая команда (по очереди) читает выписанные прилагательные (у каждой команды свое стихотворение, которое проецируется на экран).

  1. Мы с вами посмотрели, какие слова (прилагательные) используют поэты. А сейчас мы сами попробуем себя в роли писателей. Возьмите конверт №4. Перед вами текст с пропущенными словами. Ваша задача вставить вместо пропусков слова наиболее подходящие по смыслу, и наиболее близкие к словам автора. А потом мы посмотрим, у какой команды это лучше всего получилось.

Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.

Запахи наполняют весь лес. В весеннем лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая нежная и радостная песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать знакомые слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.

Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.

___________________________________________________________________

Пришла весна. По … улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.

Запахи наполняют весь лес. В … лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая … и … песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать … слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады …, зеленеющий лес.

Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.

  1. Ребята, а какое у нас сейчас время года?

Ваше задание №5 будет следующим: написать сочинение-миниатюру на тему «Надымская весна», используя прилагательные, которые передают особенности надымской весны.

  1. Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Задание 1. Решите тест.

1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:

а) предмет;

б) признак предмета;

в) действие предмета.

2. У прилагательного нет следующего признака:

а) времени;  

б) числа;  

в) рода.

3. Прилагательные в полной форме в предложении обычно являются:

а) подлежащим;

б) определением;

в) дополнением.

4. Прилагательные в краткой форме в предложении обычно являются

а) подлежащим;

б) сказуемым;

в) определением.

5. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:

а) медленный, верное, желтизна, белеть;

б) медленный, верное, желтый, белый;

в) медленный, верность, желтый, белый.

Задание 2. Подберите синонимы к следующим прилагательным:

Светлый –         ___________________________________________________

Спокойный –     ___________________________________________________

Красивый –     ____________________________________________________

Чистый –        ____________________________________________________

Задание 2. Подберите синонимы к следующим прилагательным:

Светлый –         ___________________________________________________

Спокойный –     ___________________________________________________

Красивый –     ____________________________________________________

Чистый –        ____________________________________________________

Задание 2. Подберите синонимы к следующим прилагательным:

Светлый –         ___________________________________________________

Спокойный –     ___________________________________________________

Красивый –     ____________________________________________________

Чистый –        ____________________________________________________

Задание 2. Подберите синонимы к следующим прилагательным:

Светлый –         ___________________________________________________

Спокойный –     ___________________________________________________

Красивый –     ____________________________________________________

Чистый –        ____________________________________________________

        

Задание №3.  Выпишите прилагательные из следующего стихотворения.

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт.

А.К.Толстой

Задание №3.  Выпишите прилагательные из следующего стихотворения.

Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь - туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зелёный,
И в серебре лесных озёр
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
Всё кругом и любит и поёт.

И.Бунин

Задание №3.  Выпишите прилагательные из следующего стихотворения.

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок...

Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином.
                                     Аполлон Майков

Задание №3.  Выпишите прилагательные из следующего стихотворения.

Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, у вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом yглy.
Высyнyть листик иль синий цветочек
Каждый спешит молодой корешок
Раньше, чем ива из ласковых почек
Первый покажет зеленый листок.

                                                           Сергей Городецкий

Задание №4. Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу прилагательные.

ПРИШЛА ВЕСНА.

       Пришла весна. По … улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.

    Запахи наполняют весь лес. В … лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая … и … песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать … слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады …, зеленеющий лес.

      Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.

                                                                             Л.Н. Толстой

Задание №4. Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу прилагательные.

ПРИШЛА ВЕСНА.

       Пришла весна. По … улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.

    Запахи наполняют весь лес. В … лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая … и … песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать … слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады …, зеленеющий лес.

      Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.

                                                 

                            Л.Н. Толстой

Задание №4. Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу прилагательные.

ПРИШЛА ВЕСНА.

       Пришла весна. По … улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.

    Запахи наполняют весь лес. В … лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая … и … песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать … слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады …, зеленеющий лес.

      Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.

                                                                             Л.Н. Толстой

Задание №4. Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу прилагательные.

ПРИШЛА ВЕСНА.

       Пришла весна. По … улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.

    Запахи наполняют весь лес. В … лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая … и … песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать … слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады …, зеленеющий лес.

      Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.

                                                                             Л.Н. Толстой

Задание №5. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Надымская весна».

Задание №5. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Надымская весна».

Задание №5. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Надымская весна».

Задание №5. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Надымская весна».

Словарная копилка.

По ходу урока каждый из вас должен записать в эту словарную копилку то прилагательное, лексическое значение которого было раньше не ясно.  

        

Словарная копилка.

По ходу урока каждый из вас должен записать в эту словарную копилку то прилагательное, лексическое значение которого было раньше не ясно.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".

Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....

Имя прилагательное как часть речи (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.

Второй урок по имени прилагательному в 5 классе. Обобщает знания о роли прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию в предложении....

Презентация по теме: "Прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Морфологический разбор. Повторение"

Прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Морфологический разбор. Повторение...