Урок русского языка в 6 классе "Переход имен прилагательных из одного разряда в другой"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Буторина Елена Николаевна

урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perekhod_prilagatelnykh.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: Переход имен прилагательных из одного разряда в другой.

Цель урока: повторить признаки имен прилагательных, наблюдать за переходом прилагательных из одного разряда в другой, учиться распознавать разряды имен прилагательных в разных контекстах.

Ход урока.

  1. Работа с текстом.

Было ра..ее тума..ое утро. Над деревней ра..д..вались петуши..ые крики. Мы отправились на рыбалку. Дорога шла р..вни..ой мес..ностью. Мы ра..пол..жились на песча..ом берегу (не)большого озера.

        Солнце взошло (?) и на р..стениях забл..стела роса. Ее хрустальные капельки перел..вались, как бусинки. Ле..кий ветерок к..снулся серебря..ой глади озера. В пр..брежных зар..слях зав..зились утки.

Задания к тексту:

-вставить пропущенные буквы, объяснить правописание;

-объяснить постановку знаков препинания;

-найти прилагательные, определить разряд.

Вопросы:

  1. Прилагательные какого разряда образуют степени сравнения? (качественные)
  2. В каком значении используются в тексте прилагательные хрустальный и серебряный? (в переносном)
  3. Чего достигает автор за счет переносного значения? (создается образ)
  4. Почему у выделенных прилагательных не можем определить разряд?

-Оказывается, прилагательное в переносном значении может переходить из одного разряда в другой. Чтобы разобраться в этом, понаблюдаем за словом.

2. Словарная статья слова хрустальный  (работа с толковым словарем).

Хрустальный бокал

Хрустальный ручей

Хрустальный голос

Хрустальная синева неба

-определите значения в данных словосочетаниях, укажите, к какому разряду относится прилагательное в каждом значении.

-как называется слово, если у него несколько лексических значений? (многозначное)

-каково ЛЗ в первом словосочетании? (сделан из хрусталя) К какому разряду относится? (относительное)

-сохраняет ли прилагательное хрустальный свое основное значение во 2,3, и 4 словосочетании? (нет, значение – чистый, прозрачный, звонкий)

-в данном случае прилагательное развивает новые лексические значения и переходит в другой разряд. Как вы думаете в какой? (ручей прозрачнее, голос звонче, небо чище) В качественное.

-Т.О., мы увидели переход из относительного прилагательного в качественное. Проанализируем таким же способом прилагательное серебряная гладь озера.

Серебряная ложка

Серебряный голосок

Серебряный звон

Серебряные струи

3. Анализ притяжательных прилагательных.

-Мы наблюдали за переходом относительных прилагательных в качественные. А теперь найдите в тексте притяжательное прилагательное (петушиные крики)

Петушиный задор (задиристое поведение)

Петушиный голос (срывающийся на высоких нотах)

Петушиная походка (с гордым, важным видом)

-Но притяжательные прилагательные могут переходить не только в качественные. Понаблюдайте: лисья нора? (притяжательное)

 лисья шапка? (относительное)

лисья хитрость? (качественное)

  1. Итоги урока.

Рефлексия.

- О каком новом явлении вы узнали? (о переходе прилагательных из одного разряда в другой)

-при каких условиях совершается переход? (при образовании нового лексического значения, употреблении слова в переносном значении).

-Т.О., прилагательные могут переходить из одного разряда в другой.