Урок русского языка в 6 классе "Переход имен прилагательных из одного разряда в другой"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе.
Тема: Переход имен прилагательных из одного разряда в другой.
Цель урока: повторить признаки имен прилагательных, наблюдать за переходом прилагательных из одного разряда в другой, учиться распознавать разряды имен прилагательных в разных контекстах.
Ход урока.
- Работа с текстом.
Было ра..ее тума..ое утро. Над деревней ра..д..вались петуши..ые крики. Мы отправились на рыбалку. Дорога шла р..вни..ой мес..ностью. Мы ра..пол..жились на песча..ом берегу (не)большого озера.
Солнце взошло (?) и на р..стениях забл..стела роса. Ее хрустальные капельки перел..вались, как бусинки. Ле..кий ветерок к..снулся серебря..ой глади озера. В пр..брежных зар..слях зав..зились утки.
Задания к тексту:
-вставить пропущенные буквы, объяснить правописание;
-объяснить постановку знаков препинания;
-найти прилагательные, определить разряд.
Вопросы:
- Прилагательные какого разряда образуют степени сравнения? (качественные)
- В каком значении используются в тексте прилагательные хрустальный и серебряный? (в переносном)
- Чего достигает автор за счет переносного значения? (создается образ)
- Почему у выделенных прилагательных не можем определить разряд?
-Оказывается, прилагательное в переносном значении может переходить из одного разряда в другой. Чтобы разобраться в этом, понаблюдаем за словом.
2. Словарная статья слова хрустальный (работа с толковым словарем).
Хрустальный бокал
Хрустальный ручей
Хрустальный голос
Хрустальная синева неба
-определите значения в данных словосочетаниях, укажите, к какому разряду относится прилагательное в каждом значении.
-как называется слово, если у него несколько лексических значений? (многозначное)
-каково ЛЗ в первом словосочетании? (сделан из хрусталя) К какому разряду относится? (относительное)
-сохраняет ли прилагательное хрустальный свое основное значение во 2,3, и 4 словосочетании? (нет, значение – чистый, прозрачный, звонкий)
-в данном случае прилагательное развивает новые лексические значения и переходит в другой разряд. Как вы думаете в какой? (ручей прозрачнее, голос звонче, небо чище) В качественное.
-Т.О., мы увидели переход из относительного прилагательного в качественное. Проанализируем таким же способом прилагательное серебряная гладь озера.
Серебряная ложка
Серебряный голосок
Серебряный звон
Серебряные струи
3. Анализ притяжательных прилагательных.
-Мы наблюдали за переходом относительных прилагательных в качественные. А теперь найдите в тексте притяжательное прилагательное (петушиные крики)
Петушиный задор (задиристое поведение)
Петушиный голос (срывающийся на высоких нотах)
Петушиная походка (с гордым, важным видом)
-Но притяжательные прилагательные могут переходить не только в качественные. Понаблюдайте: лисья нора? (притяжательное)
лисья шапка? (относительное)
лисья хитрость? (качественное)
- Итоги урока.
Рефлексия.
- О каком новом явлении вы узнали? (о переходе прилагательных из одного разряда в другой)
-при каких условиях совершается переход? (при образовании нового лексического значения, употреблении слова в переносном значении).
-Т.О., прилагательные могут переходить из одного разряда в другой.