Урок русского языка в 6 классе по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Мортикова Мария Викторовна

Урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема. Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных.

Цель урока: 1) знать условия выбора одной и двух н в суффиксах      

                      прилагательных;

                         2) уметь обнаруживать орфограмму «Одна и две буквы н

                          в суффиксах  прилагательных».

Ход урока.

1. Орфографическая зарядка.

Земляной – земли

Трещал – треск

На  лесных – лес

Ледяной - лед

В низинах – низ

Вода – воды

Ложка -  ложечка

Берег – берега.

2.Взаимопроверка домашнего задания.

(прочитать  из дом. упр.289. слова с О в суффиксе).

(Ежовый, кулачок, пунцовый, каблучок, под плащом, чужой, со свечой, борцов, за врачом, с мячом, над крыльцом, пятачок,  медвежонок, ручонка, корешок, дружок.)

Вопрос:

В каких случаях у имен прилагательных после шипящих и – ц пишется  -О, а в каких  -Ё?

3.  Индивидуальная работа с карточками.

4. Орфоэпический диктант.

(На доске записаны слова. Учащиеся должны их списать, расставить ударение.)

Развитой язык, развитый ребенок, августовский, прибыл, прибыть, прибыла, свободнее, удобнее, спокойнее, кухонный..

5.Синтаксическая пятиминутка.

Предложение записано на доске.

(учащиеся записывают предложение,  графически  объясняют орфограммы в корнях слов, выделяют грамматические основы, составляют схему)

На лесных дорогах еще кое-где трещал под ногами тонкий слой ледяного наста, а в низинах сверкала талая вода.

6.Вопросы к классу:

В предложении встретилось сочетание ледяной наст.

- Из чего этот наст? Какая часть речи ледяной?

Составляется словообразовательная цепочка:  ледяной -  лёд.

- Слово учителя.

Имена прилагательные, обозначающие для чего или из чего сделан предмет, образуются от существительных с помощью суффиксов – ан, - ян, в которых пишется одна буква н: земля – земляной вал,

                                       серебро – серебряная ложка,

                                       вода – водяная струя.

В этом правиле есть два исключения:

1.- слова – стеклянный,

                   оловянный,

                   деревянный, пишутся с двумя буквами н.

2.- хотя прилагательные клюквенный ( сделан из клюквы), соломенный (сделан из соломы), огненный (из огня),тыквенный из тыквы и обозначают «из чего сделано», они пишутся с суффиксом енн.

                       исключение -

                    - ветреный (день).

7. Запись в «Словарь трудных слов».

 Стеклянный, оловянный, деревянный,

 клюквенный, тыквенный, огненный,

 ветреный день, ветряной двигатель.

8 Закрепление. (Запись на доске)

Мнемомический прием запоминания.

ан      ян      ин    енн  

н         н        н      нн

9. Тренировочное упражнение.

1. Образовать от выделенных существительных прилагательные, выделите и объясните суффиксы.

Пальто из кожи – кожаное пальто

Платье из полотна – полотняное платье

Кофта из шерсти – шерстяная кофта

Фартук из льна – льняной фартук

Хлеб из ржи – ржаной хлеб

Ограда из камня - каменная ограда

Чашка из глины – глиняная чашка.

2. Прилагательные, образованные от существительных, с помощью суффикса – ин -, пишутся с одной буквой н.

Запись с объяснением (работа у доски и на местах).

Лебединая песня,

львиная грива,

муравьиная куча,

змеиный яд,

звериная тропа,

соловьиные трели.

10. Проверочная работа.

Замените выделенные слова одним словом – прилагательным. Составьте с получившимися словосочетаниями предложения. Прочитайте свой предложения и объясните – нн- и –н- .За каждый правильный ответ запишите себе балл. Победил тот, у кого получилось 12 баллов.

Каша из тыквы. Шляпа из соломы. Кисель из клюквы. Поделки из бересты. Горка, покрытая льдом. Очень важный для жизни. Ведро из жести. Украшение из серебра. Пение соловья. Пух тополя. Ржанье лошади. Гнездо утки.

Итоги урока.

11. Домашнее задание.

ПР. стр112.

Упр.293.

Карточка №1

1. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму.

Ч…рная шаль, ч…ткие движения, по кольц…вой дороге, в холщ…вой рубахе, по дворц…вой площади, надежный друж…к, забавная собач…нка, тонкий стебелеч…к, залиться румянц…м.

2.Составьте предложение, в котором имя прилагательное будет являться определением.

Карточка №1

1. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму.

Ч…рная шаль, ч…ткие движения, по кольц…вой дороге, в холщ…вой рубахе, по дворц…вой площади, надежный друж…к, забавная собач…нка, тонкий стебелеч…к, залиться румянц…м.

2.Составьте предложение, в котором имя прилагательное будет являться определением.

Карточка №1

1. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму.

Ч…рная шаль, ч…ткие движения, по кольц…вой дороге, в холщ…вой рубахе, по дворц…вой площади, надежный друж…к, забавная собач…нка, тонкий стебелеч…к, залиться румянц…м.

2.Составьте предложение, в котором имя прилагательное будет являться определением.

Карточка №1

1. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму.

Ч…рная шаль, ч…ткие движения, по кольц…вой дороге, в холщ…вой рубахе, по дворц…вой площади, надежный друж…к, забавная собач…нка, тонкий стебелеч…к, залиться румянц…м.

2.Составьте предложение, в котором имя прилагательное будет являться определением.

Проверочная работа.

Замените выделенные слова одним словом – прилагательным. Составьте с получившимися словосочетаниями предложения. Прочитайте свой предложения и объясните – нн- и –н- .За каждый правильный ответ запишите себе балл. Победил тот, у кого получилось 12 баллов.

1. Каша из тыквы  -  __________________________

2. Шляпа из соломы - __________________________

3. Кисель из клюквы. - ________________________

4. Поделки из бересты. - _______________________

5. Горка, покрытая льдом. - ____________________

6.Очень важный для жизни. - ___________________

7. Ведро из жести.  - ____________________________

8. Украшение из серебра - _______________________ 

9.Пение соловья - ______________________________ 

10. Пух тополя -________________________________ 

11.Ржанье лошади - _____________________________

12. Гнездо утки - _______________________________

Проверочная работа.

Замените выделенные слова одним словом – прилагательным. Составьте с получившимися словосочетаниями предложения. Прочитайте свой предложения и объясните – нн- и –н- .За каждый правильный ответ запишите себе балл. Победил тот, у кого получилось 12 баллов.

1. Каша из тыквы  -  __________________________

2. Шляпа из соломы - __________________________

3. Кисель из клюквы. - ________________________

4. Поделки из бересты. - _______________________

5. Горка, покрытая льдом. - ____________________

6.Очень важный для жизни. - ___________________

7. Ведро из жести.  - ____________________________

8. Украшение из серебра - _______________________ 

9.Пение соловья - ______________________________ 

10. Пух тополя -________________________________ 

11.Ржанье лошади - _____________________________

12. Гнездо утки - _______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных"

Познакомить учащижся с условиями  н -нн в суффиксах имен прилагательных...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных».Тип урока: комбинированныйЦели урока:Образовательные: познакомить учащихся с особенностями выбора ...

Тема «Одна и две буквы –н- в суффиксах имен прилагательных»

Цель урока:   Организовать деятельность  учащихся   по  изучению  правописания Н и НН в суффиксах прилагательных; создание условий для саморазвития обучающихся.Задач...

Урок русского языка с использованием элементов технологии «БиС» в 6 классе по теме «Одна и две буквы -н- в суффиксах имен прилагательных.

Цель урока Создать условия для ознакомления обучающихся с написанием одной и двух букв н в суффиксах прилагательных; научить правильно писать одну и две буквы н в суффиксах прилагательных, ...

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных"

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных"...