Тема «Одна и две буквы –н- в суффиксах имен прилагательных»
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Сидорова  Светлана Васильевна

Цель урока:   Организовать деятельность  учащихся   по  изучению  правописания Н и НН в суффиксах прилагательных; создание условий для саморазвития обучающихся.

Задачи урока:

Образовательные: Объяснить правописание н-нн в прилагательных, выработать умение правописания н-нн в прилагательных, образованных от существительных;

Развивающие:  развивать навыки групповой работы учащихся, навыки устной и письменной речи, навыки работы с ИКТ. Продолжить работу над развитием логического мышления; способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.

Воспитательные: воспитание любви к родному языку и литературе; воспитание культуры интеллектуального труда ,формирование умения чувствовать красоту слова через    работу с текстом,

Тип урока: Открытие нового знания; объяснение нового материала
 

Форма урока: урок-поиск

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Одна  и две буквы –н- в суффиксах имен прилагательных»

Время реализации занятия – 45  минут

Цель урока:   Организовать деятельность  учащихся   по  изучению  правописания Н и НН в суффиксах прилагательных; создание условий для саморазвития обучающихся.

Задачи урока:

Образовательные: Объяснить правописание н-нн в прилагательных, выработать умение правописания н-нн в прилагательных, образованных от существительных;

Развивающие:  развивать навыки групповой работы учащихся, навыки устной и письменной речи, навыки работы с ИКТ. Продолжить работу над развитием логического мышления; способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.

Воспитательные: воспитание любви к родному языку и литературе; воспитание культуры интеллектуального труда ,формирование умения чувствовать красоту слова через    работу с текстом,

Тип урока: Открытие нового знания; объяснение нового материала

Форма урока: урок-поиск

Оборудование: компьютеры, проектор, экран, карточки, тетради, ручки, доска.

Этапы урока

Временная реализация

Оргмомент

Языковая разминка

Актуализация знаний

Изучение нового

Воспроизведение новых знаний

Проверка знаний. Электронный тест.

Рефлексия.

Домашнее задание

             

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас всех видеть, Ребята давайте подарим друг другу свою улыбку. Улыбнитесь  соседу, улыбнитесь  нашим гостям, ведь от улыбки станет всем теплей и радостней.  Молодцы, садитесь. Ребята, желаю всем плодотворной работы.

II. Проверка домашнего задания.

– Итак, начнем наш урок. Запишите дату, классная работа. Начнём с разминки.

Языковая разминка (комплексное повторение теоретических сведений по теме) Повторение. ( прием «Закончи фразу»).

1 Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает  признак и отвечает на вопросы:  какой? Чей?….

2 Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам

3 По значению и форме имена прилагательные делятся на количественные, относительные, притяжательные.

4 В предложении имена прилагательные бывают  определениями,  сказуемыми

5 Простая форма  сравнительной  степени образуются  путем  прибавления  к  основе  начальной  формы  прилагательных суффиксов –е, -ее,-ей

6.В прилагательных  в форме  составной  сравнительной  степени    изменяется  по родам,  падежам и числам второе слово 

7.Простая форма превосходной степени образуется  путем  прибавления  к основе   начальной  формы  прилагательного суффикса –ейш-,-айш-

8.Сложные прилагательные пишутся через дефис

           1)обозначают оттенки цветов…

                                    2)образовано  от сложных  существительных,

                      которые  пишутся через  дефис

                                           3)образовано  путем  сложения  равноправных  слов,

                              между  которыми   можно вставить  союз И

8 Сложные прилагательные пишутся слитно, если образованы  на основе  словосочетания

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (работа в парах)

1) лево(бережный), осе..ий , серо(глазый);

2) юго(западный), серебр...ный, темно(зеленый);

3) русско(немецкий),  горько(соленый), утре...ий;

4)   ……    ……..      …….

Учитель: Внимательно  рассмотрите слова. Сформулируйте свое задание.

 -Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки

-Из каждого ряда надо исключить лишнее слово. Исключенные слова написать в четвертую строку

Какое слово можно исключить из первого ряда? Почему?

Из первого ряда можно исключить слово осенний.

Слова левобережный (левый берег) и сероглазый (серые  глаза) сложные имена прилагательные. Пишутся слитно.

Учитель. Какое слово лишнее во втором ряду?

Во втором ряду лишнее слово серебряный. Это простое прилагательное. Юго-западный (образовано  от сложн сущест, которое пишет через дефис(юго-запад), темно-зеленый( обозн оттенок цвета) сложные прилагательные. Они пишутся через дефис.

Учитель. Что можете сказать о третьем ряде слов?

В третьем ряду лишнее слово утренний. Прилагательные русско-немецкий(можно вствить союз И русский  и немецкий),  горько – соленый (горький и соленый) сложные, первое слово пишется через дефис, а второе слитно.

I этап. Постановка учебной проблемы.

Учитель: Прочитайте слова, которые вы написали в четвертом ряду. Определите, к какой части речи они относятся.

Слова осенний, серебряные, утренний это имена прилагательные.

Учитель: В какой части прилагательных пропущены буквы?

                     Буквы пропущены в суффиксах прилагательных.

Учитель: А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель открывает образец с правильным написанием).

Все ли правильно записали слова? Почему? Чего мы не знаем?

                 Мы не знаем когда в   прилагательных пишется  -н-,

                                                                   а когда -нн-.

Учитель: Значит, какова тема урока?

            Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске.

1)Познакомиться с правилом    написания буквы н в суффиксах прилагательных;

2)научиться   правильно писать суффиксы прилагательных с буквой н.

II этап.  Поиск решения учебной проблемы

Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных? (Побуждение к выдвижению гипотез):

- Вспомните, в какой морфеме находится наша орфограмма?

                                      ( в суффиксе)

- От каких частей речи образованы прилагательные?

- С помощью каких суффиксов?

- Что вы заметили? Есть какие-нибудь гипотезы?

Обратимся к таблице. (Подсказка к решающей гипотезе 2).

Образование и написание имен прилагательных

Образование и написание имен прилагательных

Существительное

суффикс

Прилагательное

исключения

I

Туман

Станция

Тыква

-ОНН

-ЕНН

Туманный

Станционный

тыквенный

-

-

ветрЕНый

II

Пчела

Кожа

Трава

-ИН

-АН

-ЯН

Пчелиный

Кожаный

травяной

-

-

стеклЯННый

оловЯННый

деревЯННый

III

Полное прилагательное

Краткое прилагательное

Река медлЕННая.

Река медлЕННа.


Учитель: сначала поработаем со словами под цифрой 1.

Образуйте от каждого имени существительного имя прилагательное с указанным суффиксом. В прилагательных выделите суффикс и определите количество Н

Обобщите первую часть нашей работы и скажите, в каких случаях пишутся две буквы Н в прилагательных, образованных от существительных?

Какое слово является исключением из этого правила?

Аналогичную работу выполните со словами под цифрой II.

Прочитайте запись под цифрой III с полным и кратким прилагательными. Сделайте вывод о написании в них суффикса.

3 этап Решение проблемы «Открытие нового знания». 

А теперь, используя таблицу, сформулируйте полностью правило о правописании буквы Н и НН в суффиксах прилагательных. (Формулируют правило – открытие нового знания)

Работа  с учебником Прочитайте правило в  учебнике на стр 127.  Проговорите  друг  другу  правило(Работа  в парах)

III. Воспроизведение нового знания 

1)Начало формирования  умений. Составление алгоритма.

Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий.

http://festival.1september.ru/articles/608315/img2.gif

1)Организация деятельности по применению новых знаний.

1. Коллективная работа.

Устно объяснить правописание слов:

Комиссионный                          комиссия+онн

    Клюквенный                              клюква+енн

Лебединый                                 лебедь+ин

Стеклянный                                стекло+янн

Телефонный                                телефон+н

Государственный                       государство+енн

Травяной                                      трава+ян

2.Работа в Интернете.

Давайте  потренируемся с помощью интерактивной таблицы

Физкультминутка «Вы, наверное, устали?»

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)

3. Распределительный диктант

Распредели слова  на две группы:

Песча…ый, оловя..ый, стекля..ый, лебеди..ый , шерстя..ой, ржа..ой, гуси..ый, авиацио..ый, глиня..ый, осе..ий, травя..ой, карти..ый, бето..ый. 

4.   Буквенный диктант.

Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду вам читать слова на изученную орфограмму, но записывать их не надо, под каждой цифрой вы напишите только букву н, одну или две, в зависимости от того, сколько их в слове.

Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный.

Проверь себя.

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

нн        н        н        нн        нн        н        н        нн        н        нн

Поставь себе оценку:

•        "5" - нет ошибок; •        "4" - 1; •        "3" - 2,3;больше - "2".

5.Проверка знаний          Электронный  тест "Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Для подведения итогов нашего урока выполним электронное задание и ответим на вопрос «Когда в суффиксах прилагательных, образованных от существительных пишется Н и НН?»

Итог урока.  Рефлексия.

Оцените  свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме

Сегодня на уроке    я:

1) узнал, открыл для себя…

2) научился, смог…

3) могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Дом зад  дифференцированный  подход

Красный - Сложный уровень

Желтый -  уровень

Зеленый - Слабый уровень сложности

Допол задания

 Творческий диктант

Заменить развернутые понятия синонимичными словосочетаниями.

Растения, которые собирают для приготовления лекарств. –лекарственные растения

Охота, ведущаяся с помощью соколов. –соколиная охота

Кукла, сделанная из дерева. –деревянная кукла

Шкаф, в котором хранят верхнее платье. –платяной шкаф

Почта, осуществляемая с помощью голубей.-голубиная почта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных"

Познакомить учащижся с условиями  н -нн в суффиксах имен прилагательных...

План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»

Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания  Н и Н...

Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных».Тип урока: комбинированныйЦели урока:Образовательные: познакомить учащихся с особенностями выбора ...

Урок русского языка с использованием элементов технологии «БиС» в 6 классе по теме «Одна и две буквы -н- в суффиксах имен прилагательных.

Цель урока Создать условия для ознакомления обучающихся с написанием одной и двух букв н в суффиксах прилагательных; научить правильно писать одну и две буквы н в суффиксах прилагательных, ...

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных"

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных"...

Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных

создание условий для ознакомления обучающихся с написанием одной и двух н в суффиксах имен прилагательных....