Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ким-оол Чечек Семеновна

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otr_urok_po_teme_n_nn.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «Одна и две буквы «н» в суффиксах прилагательных» 6 класс.  Учитель МБОУ СОШ№3 г Кызыла Ким-оол Ч.С.

Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс», переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования.

Цель урока:

- показать учащимся условия выбора одной или двух букв «н» в суффиксах прилагательных и закрепить это правило при выполнении упражнений.

Задачи:

1) обучающие:

- разъяснить алгоритм выбора одной и двух букв «н» в суффиксах прилагательных и словами-исключениями.

2) развивающие:

- научить правильно писать в суффиксах прилагательных «н» и «нн»;

- закрепить навык группировать слова с изученной орфограммой по количеству «н» в суффиксах;

-научить различиать суффиксы –ин-, -ан-ян- по значению;

-познакомить школьников с условиями правильного написания букв «е» и «я» в суффиксах прилагательных с корнем «-ветр-»;

3) воспитательные:

- развитие самостоятельности, доказательности, способности к самооценке;

- воспитание любознательности, желания развивать кругозор.

Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: самостоятельная работа с теоретическим материалом в учебнике (заполнение таблицы), чтение по цепочке, фонетический и морфологический разборы, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).

Планируемые результаты: знание условий написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных; владение навыками морфемного разбора; умения применять изученное правило, вы являть и предупреждать речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Личностные УУД. Смыслообразование.

Регулятивные УУД. Целеполагание.

Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Установление аналогий.

Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.

Ход урока:

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Урок начнём с пословицы. Продолжите пословицу «Деревья смотри в плодах, а людей смотри….» Молодцы!

- Сегодня к нам пришли гости, как говорится в пословице «Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах» давайте, ребята, покажем себя в делах!

Открыли тетради, записываем число и тему.

Продолжаем знакомиться с правописанием имен прилагательных. Сегодня на уроке мы поговорим о суффиксах прилагательных -н-, -нн-

- Как вы думаете, ребята, каковы цели нашего урока?

- правильно. Цель сегодняшнего урока: научиться правильно писать Н и НН в суффиксах прилагательных..

II. Подготовка к восприятию нового материала.

На доске:

Дружба – это великая цен..ость. Дружба п..м..гает нам учит?ся работать  жить. Д. Байрон сказал Настоящая дружба правдива и отважна

1 ученик: работа с орфограммами

2 ученик: синтаксический разбор предложения

3 ученик: : морфемный разбор слов ЦЕННОСТЬ, ЦЕНЯТ, ПОМОГАЕТ

4 ученик: морфологический разбор слова ДРУЖБУ

Классу задание: синтаксический разбор предложения: Дружба облегчает жизнь. (корейская пословица)

- Какие пословицы о дружбе вы знаете, ребята?

- Молодцы! У каждого народа есть свои пословицы. Они – уникальны. Пословицы нас учат хорошему. А мы с вами давайте дружно изучим новую тему.

III. Объяснение нового материала.

Правописание слова ЦЕННОСТЬ уже мы знаем. Это какая часть речи? Почему 2 буквы НН пишем? Образуйте прилагательное.

ЦЕННЫЙ. Почему НН?

Это и есть наше сегодняшнее 1 правило! Оно легкое? Какие слова вы знаете, где корень слова оканчивается на н+н?

  1. Сон + н + ый = сонный (Н + Н) лимонный, туманный.

УЧЕБНИК с29. Чтение теории в учебнике

2. –ан-, -ян-, -ин- кожаный серебряный гусиный

3. ИСКЛЮЧЕНИЯ: ветреный, ветряная. ветреный день ветряная мельница ветреный человек ветряная оспа

4. Юный, зеленый, синий, румяный, свиной. (н входит в корень слова).

5.  -онн-, -енн- станционный, утренний.

6Слова: стеклянный, деревянный, оловянный

7. -Н– и -НН– в кратких прилагательных. длинная дорога – дорога длинна  ветреная погода– погода ветрена

3. В презентации слай 1: Есть в русском языке группа слов, которая не подчиняется данному правилу.

Их называют непроизводными или первообрАзными.

Правописание этих слов нужно запомнить.

В первообрАзных в КОРЕНЬ зри,

ненужной буквы не бери.

ЕДИНый, ЮНый, ПЬЯНый, РЬЯНый,

БУЛАНый, РДЯНый и РУМЯНый,

ПОГАНый, ПРЯНый и СВИНой,

Мы пишем с буквой Н одной!

- Лексическое значение всех слов вам понятно?

Рьяный – очень усердный

Буланый –светло-желтый с черным хвостом и гривой (о масти лошадей)

Рдяный – отливающий красным цветом, краснеющий

Поганый – очень плохой, отвратительный

Пряный – острый и ароматный по вкусу, запаху

- Обратите внимание на морфемный состав слов. Чего в них нет? (Они не имеют суффикса).

Первичное закрепление материала.

Цель: научить правильно писать в суффиксах прилагательных «н» и «нн»;

Работа по алгоритму со словами старинный, гусиный, водяной, деревянный.

Старинный- старина + -н-;  Гусиный-гусь+-ин-;  Водяной- водя + -ян-;

Деревянный- дерево+-янн-, но исключение.

Закрепление правила.

IV. Закрепление.

1. Чтение орфограммы № 38

2. Рассказывание теории по опорным схемам (или по записям учителя) у доски.

3. Показать учащимся мнемонический прием запоминания правила.

ан
н

ян
н

ин
н

они
нн

енн
нн

н + н
нн

4Распределительный диктант. (В два столбика: Н и НН в суф. прил.) НА ПРЕЗЕНТАЦИИ (слайд №2)

Взаимопроверка

ФИЗМИНУТКА. Н – делаем приседания, НН – поднимаем 2 руки.

Ценный

глиняный

соломенный

туманный

серебряный

тыквенный

весенний

нефтяной

клюквенный

осенний

деревянный (иск.)

государственный

старинный

стеклянный (иск)

искусственный

картинный

оловянный (иск)

хозяйственный

кухонный

 

лиственный

лунный

 

 

чугунный

 

 

лимонный

 

 

Молодцы, хорошо изучили новую тему. Вижу, что все дружно выполняли задание.  Здесь я упомяну хакасскую пословицу «На дружеское слово откликнись эхом снова» Как вы понимаете пословицу?

- молодцы!

С  самого начала урока мы с вами говорили о дружбе. Теперь, ребята, дружненько подведем итоги нашего урока.

VI. Итоги урока.

1. Индивидуальный устный опрос.  На доске:  ЗНАЛИ - УЗНАЛИ

- что вы узнали нового на этом уроке?

- а что вы знали? Какое правила уже знали?

– Какова была цель сегодняшнего урока?

-  С какими суффиксами прилагательных вы познакомились на уроке? Сейчас мы составим кластер. Соберем из лепесточков цветик-семицветик, потому что правил сколько? Цветик-семицветик из сказки Валентина Катаева, мультипликационный фильм все видели да?

- Пусть сбываются ваши мечты, ребята!

(Каждый ученик говорит правило и прикрепляет лепесток на доску)

– В чем сложность правописания этих суффиксов?

– – Расскажите о правописании Н в суффиксах прилагательных  

– Подумайте и скажите, научились ли вы правильно писать изученные суффиксы?

Последний этап урока: написание синквейна по теме «Дружба». Звучит песня композитора Бориса Савельева «Дружба крепкая не сломается» на слова Михаила Пляцковского из мультипликационного фильма. Работаем в парах.

Проверка 2-3 синквейнов. Оценки за синквейны.

Оценки ученикам за урок.

V. Домашнее задание (инструктаж).

 параграф 64  Упр  370 с 31 или 373 или написать Сочинение «Что такое дружба?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...


 

Комментарии