Главные вкладки

    Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Правописание гласных О и Е в падежных окончаниях имен прилагательных»
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

    Тип урока: общеметодологической направленности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_5b.docx32.31 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                    МАОУ ««Средняя общеобразовательная школа №4»

    Технологическая карта урока по русскому языку

    по теме: «Правописание гласных О и Е  в падежных окончаниях имен прилагательных»

                                                                                                                              Карту составила:

                                                                                                                              Растегаева М.Д.

                                                                                                                               учитель русского языка и литературы  1    

                                                                                      квалификационной категории        

                                                                                                                               МАОУ «СОШ №4»

                                                       

    г. Набережные Челны

                                                                                                                2018г

    Технологическая карта урока 

    Предмет:  русский язык

    Класс: 5б
    Тип урока:  общеметодологической направленности

    Учитель Растегаева М.Д.

    Тема

    «Правописание гласных О и Е  в падежных окончаниях имен прилагательных»

       Цель

     Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

    Образовательная цель:обратить внимание обучающихся на связь имени прилагательного с существительным в словосочетании и предложении;показать способ выбор окончаний прилагательных;развивать мотивацию к познавательной деятельности.

    Задачи

    Обучающие: пополнение знаний об имени прилагательном,ознакомление с ролью прилагательных в речипополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

    Развивающие: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие образного мышления; расширить словарный запас обучающихся за счет употребления в речи прилагательных.

    Воспитательные:формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову; развитие интереса к родному языку,к изучению предмета.

    Планируемые
    результаты

    Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому сомосовершенствованию.

    Метапредметные:

    познавательные:осуществлять информационную переработку текста; находить грамматические ошибки, недочеты, исправлять их; осмысливать содержание теоретической статьи учебника;

    коммуникативные:планировать учебное сотрудничество;

    Предметные: знать правила написания гласных в падежных окончаний имён  прилагательных; возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ый, -ий, -ой) и невозможности проверить окончания вопросом;.

    Основные понятия

      Орфограмма, имя прилагательное, словосочетание

    Ресурсы:

       основные

    дополнительные

    Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. М.: Просвещение, 2015г.

    Презентация к уроку, раздаточный материал.

    Формы работы
    учащихся

    Фронтальная, индивидуальная, работа в паре,  построение урока с учетом  работоспособности учащихся эвристический метод;

    Ход урока

    Содержание урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Формируемые УУД

    I.Самоопределение к деятельности (мотивация). Организационный этап.

    Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

    Приветствие  обучающихся, проверка  их готовности к уроку.  

    Приветствие учащихся, подготовка к уроку

    Слушают.

    Познавательные: осознают познавательную задачу

    II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

    Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на применение нового знания.

    - Ребята, какую большую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков?

    - Назовите морфологические признаки прилагательного.

    -Назовите синтаксическую роль прилагательного.

    Диктует предложение:

    На лесной полянке дети лакомились спелой земляникой.

    - Выполните синтаксический разбор предложения.

    -Выпишите словосочетания сущ.+прил. Укажите главное и зависимое слово. Определите род, число, падеж прилагательных.

    Используют изученный ранее материал по теме «Имя прилагательное как часть речи». Развивают речь, память.

    - Имя прилагательное.

    - Самостоятельная часть речи, отвечает на вопрос какой?, обозначает признак предмета.

    - Род, число, падеж.Определение и сказуемое.

    1 ученик у доски, остальные в маршрутных листах записывают, выполняют синтаксический разбор предложения.

    На лесной полянке, спелой земляникой.

    Познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ

    Регулятивные: выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения целеполагание.

    Коммуникативные: формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога

    III. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

    После ответов детей уточняет цель и тему урока\

    -Какому окончанию имени прилагательного вы доверяете?

    -Почему?

    -А в слабой позиции?

    - Как вы думаете, какова будет тема урока?

    - Какие  задачи сегодня на уроке вы себе поставите?

    Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться).

    -Ударному.

    -Сильная позиция.

    -Нужно проверять.

    -Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

    -Узнать, как пишутся падежные окончания имен прилагательных.

    Познавательные: пытаются решить задачу известным способом, самостоятельное выделение и формирование цели.

    IV. Построение проекта выхода из затруднения.

    Предлагает мини – исследование

    Работа в паре.

    На доске написаны словосочетания.

    -Ребята, решите орфографические задачи в окончании прилагательных и определите последовательность своих действий.

    В красив.. лесу, удивительн.. тишиной, зимн.. вечером, из гибк.. ветви.

    Сверим с выводом авторов учебника

    Ученики выдвигают гипотезы, составляют алгоритм действий.

    1. В словосочетании определить главное слово(сущ.)
    2. Определить род, число, падеж  сущ.
    3. Поставить вопрос от существительного к прилагательному.

    V. Первичное закрепление

    1)Предлагает послушать текст и поработать с ним. Даётся учителем задание на листочках, и текст проецируется на доске.

    Как прекрасно весен.. утро в лесу! Вот из-за син… полоски далек.. леса выкатилось красн.. солнце. В его утренн… лучах пламенеют вершины могуч… сосен, которые растут у самой реки. Я смотрю на широк… поле за рекой, вижу стройн… ели с пушистыми ветвями, вдыхаю аромат лёгк.. весен… воздуха и слушаю радостн.. пение птиц.

    1)-Определите тему текста, главную мысль.

    -Как можно озаглавить текст?

    -Определите стиль речи и тип речи.

    - Зачитайте прилагательные.

    2)Решите орфографические задачи, комментируя свои действия.

    -Обратите внимание на произношение в Р.п.: на месте -ого-, -его- буква г обозначает звук (в). 

    -Окончания прилагательных в каких падежах мы проверяем по вопросам?

    -Почему нельзя проверить окончания прилагательных в И.п. и В.п.?

    2)- Вы убедились в том, что прилагательные помогают точно, ярко и образно описать предмет, чувства, настроение. Но для того, чтобы наша речь была красива, очень важно правильно употреблять прилагательные.

     -Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания.

    С чудесной ландышем-__________;

    у аккуратных девочки-_____________;

    о весёлые ручейке-____________;

    над нежным облаками -_________.

    Формулируют свои наблюдения. Делают вывод по этому виду работы

    Стиль: художественный.

    Тип речи: повествование с элементами описания.«Весеннее утро в лесу».

    Благодаря прилагательным.

    Выходят по очереди, в тексте на доске решают орфографическую задачу.

    -Далекого, легкого, весеннего.

    -В косвенных падежах.

    -Прилагательные м.р. отвечают на вопрос: какой?, но имеют разные окончания: -ый, -ий, -ой.

    Комментируют свои действия.

    На слайде ответы:

    1)с чудесным ландышем (м.р.,ед.ч.,Т.п.)

    2)у аккуратной девочки(ж.р.,ед.ч.,Р.п.)

    3)о веселом ручейке(м.р.,ед.ч., П.п.)

    4)над нежными облаками(мн.ч., Т.п.)

    Личностные:проявлять творческое отношение к процессу раскрытия смысла выражения, высказывания.

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

     -Предлагаю вам выполнить тест.1.Как изменяется имя прилагательное?

    а) по родам и падежам

    б) по падежам

    в) по родам, числам, падежам

    2.Как определить падеж прилагательных?

    а) по окончаниям  прилагательных

    б) по вопросу от существительного к прилагательному

    в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное

    3. Отметь имя прилагательное с окончанием –ом.

    а) на низк… потолке

    б) близк… другом

    в) горяч… сердцем

    4. Отметь строку, в которой неверно написаны окончания имен прилагательных.

    а) Вечерние новости, домашнее задание, ласкового солнца.

    б) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем днем.

    в) Ранней весною, у лесного озера, домашние животные

    Выполняют тест, проверяют по эталону (на слайде).

    Ключ к тесту:

    1-в

    2-в

    3-а

    4-б

    Оценивают свою работы по следующим критериям:

    нет ошибок – «5»

    1 ошибка – «4»

    2 ошибки – «3»

    4 ошибки – «2»

    Познавательные: использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.

    VII. Рефлексия.

    -Итоги.

    - Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы ставили.

    -Как ты собираешься преодолевать трудности?

    Отметки за урок.

    - Я ставил перед собой задачу узнать, как пишутся падежные окончания имен прилагательных.

    Сегодня на уроке я научился…

    Своей работой на уроке я …

    Урок заставил меня задуматься о …

    Я понял, что …

    Мне было интересно, потому что …

    Мне было трудно…

    Регулятивные: констатация  необходимости продолжения действий

    Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

    Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

    VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

    №582 (обязательно)- обозначить окончания прилагательных в стихотворении Е.Благининой «Радуга»;

    №581-описать, как выглядит наша местность в эти весенние дни.

    Слушают и записывают задания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание гласных перед Н и НН в причастиях"

    Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание гласных перед Н и НН в причастиях"...

    Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

    Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

    Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Местоимение как часть речи»

    Тип урока: комбинированный:Форма работы: индивидуальнаяЦель урока: создать необходимые условия для понимания обучающимися того, что местоимение часть речи, которая указывает на предмет, не называя его...

    Конспект урока русского языка по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных

    Конспект открытого урока русского языкав 6 классе по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных...

    Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Описание внешности"

    Данная методическая разработка урока русского языка в 7 классе представляет собой интеграцию таких учебных предметов, как русский язык, литература, изобразительное искусство. Вид урока - урок развития...

    технологическая карта урока по русскому языку на тему " "Не с именами прилагательными" (6 класс)

    урок изучения новой темы с использованием технологии развития критического мышления...