"Словообразование имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок русского языка в 6 классе. Обощение изученного по слоообразованию имен существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyakhovaya_l.f.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Кизлярская гимназия № 1 им. М.В. Ломоносова»

  • Разработала: Ляховая Л.Ф.,

учитель высшей категории,

Заслуженный учитель Республики Дагестан

Отличник образования Республики Дагестан

- 2014 -

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

        Тип урока: комбинированный.
Использование образовательных технологий и методов: системно-деятельностный подход, ТКМ (технология критического мышления), ИКТ, метод проектов (презентация).


Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная

      Цели:
Образовательные: Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Словообразование».
Формировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности

Развивающие: определить уровень сформированности умений выделять суффиксы, приставки, окончание, корень.
Способствовать развитию у учащихся самостоятельной и ответственной учебной деятельности.
 
Продолжить работу над формированием умения  объективно и грамотно оценивать проделанную работу, работать в парах постоянного состава.
Продолжить формирование умения извлекать информацию из текста учебника, из ответа одноклассника.
 
Формировать коммуникативную компетентность (сотрудничество, умение слушать собеседника и высказать свою точку зрения)

Воспитательные:
Способствовать формированию интереса учащихся к русскому языку.
Способствовать  воспитанию бережного отношения, любви к родному языку.

(слайды 1-4)

ХОД УРОКА

  1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не будет урока, у нас будет решение задач практического характера, путешествие по художественным произведениям, игры, исследования. Тему урока вы постараетесь определить сами.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. «Мозговой штурм»

Работа в командах: класс делится на две группы. Каждая выбирает себе капитана. Каждая группа получает конверт с теоретическими заданиями и вопросами. Команде дается время на то, чтобы подготовить ответы, подобрать примеры.

- Когда члены команды ответят на теоретические вопросы, придут к единому мнению, один из них идет к доске. Учащиеся внимательно выслушивают ответ, задают уточняющие вопросы.

 Теоретические вопросы и задания

В чем основное различие между изменением и образованием слов? Покажите на примерах.

Что такое форма слова? Назовите формы слов дом, изба, цветение. Придумайте с этими словами словосочетания. Какое слово в них главное, а какое зависимое?

Какие слова называют однокоренными? Подберите однокоренные слова к словам: дом, цветение.

Как образуются формы слова и однокоренные слова?

Какой общий признак у таких частей слова, как приставка, корень, окончание? Определить значение суффикса в словах: тракторист, сыночек, нежность.

Какие общие и отличительные признаки у приставок и суффиксов?

В чем основные отличия корня от приставки, суффикса и окончания? Показать на примерах.

Какие вы знаете приемы выделения и определения приставки, корня, суффикса? Показать на примерах.

(слайд 5)

  1. ПРОБЛЕМНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

     

Большую строительную работу выполняют в словах суффиксы. Во-первых, они из одних слов делают другие. Во-вторых, могут придавать словам самые разные смысловые оттенки. Например, показывать, большой предмет или маленький, симпатичный или противный.

     Угадайте, о каких людях пойдет речь, больших или маленьких. В книге Е.Носова «Незнайка в Солнечном городе» встречаются герои с такими фамилиями: Козявкин, Букашкин, Таракашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Промокашкин, а также профессор Мордочка. Вам все ясно. Это малыши. Если бы они были великанами, у них были бы такие фамилии: Штанищин, Сапожищин, а профессорша, наверно, была бы Мордища. (слайд 6)

     А теперь скажите: каким живым существам дают названия с суффиксами –ат, -ят? Наверное, вы ответите так. Эти существа совсем маленькие и пушистые. Вам понятно: словами с этими суффиксами называют маленьких, трогательных, симпатичных: котята, цыплята, медвежата.

     А бывают суффиксы – «дразнилки». Например, герой рассказов писателя В.Драгунского Дениска Кораблев однажды придумал суффикс, при помощи которого дразнил и обижал самого себя. Он забрался на самую верхнюю площадку вышки для прыжков в воду и, боясь прыгнуть вниз, стал говорить себе обидные слова: «Рохля! Вахля! Махля!! Прыгай  сейчас же! Ну! А то я разговаривать с тобой не буду! Руки тебе не подам! Ну! Прыгай же! Ну! Прыгай сейчас же! Тухля! Протухля! Вонюхля!»

     И когда он обозвал себя вонюхлей, то не выдержал обиды, шагнул вперед и… прыгнул. (слайд 7)

     ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Ребята, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? Кто сформулирует тему нашего урока? Правильно, тема урока «Cловообразование имен существительных». На столах у вас листочки «Бортовой журнал» Заполните, пожалуйста, столбцы суффиксами имен существительных (известная информация, новая информация)

     4. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ В РЕЧИ

     Работа с текстом.

Разговор о снеге

     …Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то холодным, пушистым, духовитым. Снег. Снега… белы снеги, снегурочка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.

     Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами…

     У слов таится над нами волшебная сила… Для настоящего художника слово имеет самостоятельную ценность, самостоятельный интерес, полноту собственной внутренней жизни. Вот так же, например, как слово «снег»…

     Вслушайтесь-ка: снежище, снежинка… снежик, снежок, снежана…

Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию. (Б.Петров) (слайд 8)

  • Задание: занесите в «Бортовой журнал» морфемы, с помощью которых образовались новые слова от слова «снег».

     5. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ

Мини-исследование

Дети часто придумывают новые слова. Например, в книге К.И.Чуковского «От двух до пяти» девочка говорит брату: «Какой ты страшный спун!» От какого слова образовано слово СПУН? С помощью чего? В каких словах суффикс –ун- имеет то же значение?

     Винни-Пух из сказки А.Милна сочинил такое стихотворение:

Загадочный шум

Опять ничего не могу я понять,

Опилки мои в беспорядке,

Везде и повсюду, опять и опять

Меня окружают загадки!

Возьмем это самое слово «опять».

Зачем мы его произносим,

Когда мы свободно могли бы сказать

«Ошесть», и «Осемь», и «Овосемь»?

Молчит этажерка, молчит и тахта-

У них не добьешься ответа,

Зачем эта хта – обязательно та,

А жерка, как правило, эта!

(слайд 9)

  • На какие части разделил Винни-Пух слова опять, этажерка и тахта? Почему так делить нельзя?

(Такие упражнения привлекают внимание к важности правильной мотивации производных слов).

«Однажды, когда Кристофер Робин, Винни-Пух и Пятачок сидели и мирно беседовали, Кристофер Робин сказал, как будто между прочим:

     – Знаешь, Пятачок, а сегодня видел Слонопотама.

     – Я тоже одного как-то видел, - сказал Пятачок. – По-моему, это был он. А может, и нет.

- Я тоже,- сказал Пух, недоумевая. «Интересно, кто же это такой Слонопотам?» - подумал он.

  • Как, по-вашему, должен выглядеть Слонопотам? На каких животных он может быть похож?

(слайды 10-11)

  • В книге Л. Кэролла «Приключения Алисы в Зазеркалье» много интересных новых слов, придуманных автором.

Пустик-Дутик, рассказывая о подарках Короля и Королевы Белых, говорит Алисе:

- Это был мне от них невденьрождарок

- Это что такое?

-Просто-напросто подарок, который тебе преподносят не в день рождения

  • Каким способом образовано слово невденьрождарок?

 (Привлечение в процессе обучения новых, непривычных слуху и глазу слов повышает познавательную активность учащихся, вызывает повышенный интерес, помогает творчески усваивать языковые закономерности, что в конечном счете вырабатывает языковое чутье).

  • Определить, от каких слов образованы детские неологизмы. Каким способом они образованы?

- Не поеду в автобусе, в этой толпучке.

- Мама, ты пошутила? Что ли ты пошутистка?

- Я занимался легким бегом, а теперь буду заниматься легким прыгом.

- Я буду хозяйка, а ты будешь хозяйник. – Нет, я буду хозяй!

-Папа, а ты портних?

  • Учитель: А теперь поговорим о роли приставок в образовании имен существительных.

Игры с приставками

Чтобы наладить хорошее знакомство с приставками, давайте поиграем с ними в разные игры.

Игра первая: приставка ли нет?

     Одинаковые сочетания букв в одних словах могут быть приставками, а в других - нет. Например в слове собрат со- приставка. А в словах сонный, сосна – нет.

Вам даны слова, а вы определите, в каких из них приставка, а в каких нет.

     Какой способ надо применить, чтобы определить это? Очень простой. Вы помните, что все морфемы – носители смысла.

     Если отделить одну морфему, например, приставку, оставшиеся части будут иметь свои «смыслиночки». А если «смыслиночек» нет, значит, вы не отделили морфему, а просто бессмысленно разрезали слово.

     А теперь – играем! Выделите приставки в словах:

1) заработок, зарево;

2) подпись, порох, подправка;

 3) сотрудник, соловей, соединение;

4) поездка, полоса, полеводство, полено.

                                                                             (слайд 12)

Игра вторая: прятки с приставками.

Тут вы можете нам не проверить: какие у приставок могут быть прятки? Куда ей спрятаться? Она всегда в начале слова и на виду. А вот и нет! В конец слова приставка, разумеется, попасть не может. А в середину? Давайте посмотрим. Где приставка  в слове провод? Конечно, в начале. А в слове водопровод? Вот это да! Приставка оказалась в середине! Почему так получилось? Потому что слово «склеилось» из двух. И приставка, которая была в начале второго слова, оказалась в середине. Таких слов в нашем языке немало. Например, сошедший с тротуара человек. В слове сошедший приставка вначале. А в слове сумасшедший? Две приставки с-: одна вначале, а другая в середине.

     А теперь – за игру!

Найти в «склеенных» словах спрятавшиеся приставки. Они будут не в каждом слове!

Землетрясение, громоотвод, пятилетка, водопроводчик, путешественник, деревообделочный комбинат, мясоперерабатывающий завод.

                                                                             (слайд 13)

  • Проблемный вопрос: Как образуются сложные слова?

Устный блиц-опрос:

Специалист по разведению садов (садовод)

Локомотив с паровым двигателем (тепловоз)

канал для выхода дыма из трубы (дымоход)

русская народная игра-пляска (хоровод)

лес, поваленный бурей (бурелом)

огнестрельное оружие (самопал)

аппарат для помола кофе (кофемолка)

- Интересная справка: любой ученик скажет, что слово водопровод – сложное и состоит из двух корней. Интересно в этом слове то, что оба корня –вод- пишутся и звучат (если их взять вне слова) одинаково, а смысл их различный.. Это корни-омонимы. В словаре «водопровод» объясняется, как «сооружение для снабжения населения водой». Другими словами, это сооружение, с помощью которого воду ведут по трубам. Значит, первый корень – «родственник» слова «вода», а второй – слов «водить – вести». Дальние «родственники» слов «вести-водить» - воевода, поводырь, проводник, вожак, вождь.

     Доказать, что слова водопровод, пароход, самолет отличаются по строению и образованию от слов: водопроводчик, пароходик, самолетный.

Ответ: слова первой группы сложные по составу и образованы сложением основ, а слова второй группы образованы от них суффиксальным способом. Значит, по составу они сложные, но не образованы сложением.

     6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ВЗАИМОПРОВЕРКОЙ:

Подобрать по два существительных на каждый способ образования слов:

- приставочный:

- суффиксальный:

- приставочно-суффиксальный:

- бессуффиксный:

- сложение:

- сокращение:

- переход одной части речи в другую:

  (слайд 14)  

     7. РЕАЛИЗАЦИЯ МИНИ-ПРОЕКТОВ (презентации)

      Мини-проект: «Уникальные морфемы в современном русском языке»

Уникальными обычно считаются такие морфемы, которые выступают только в составе одного слова. Хотя уникальные морфемы признаются далеко не всеми исследователями, сам факт наличия в ряде слов уникальных частей является бесспорным.

К уникальным можно отнести следующие суффиксы:

Дет-вор-а (дети)

Дуб-рав

зл-ыдень

патрон-таш

Уникальные приставки:

Му-сор, ра-дуга, ши-ворот.

                                                            (слайд 15)

     Защита мини-проекта лингвистов: «Старославянские морфемы   в именах существительных»

      Старославянские приставки:         русские приставки:

Из-, низ-, пре-, чрез-                              пере-, через-

Из-лить, низ-водить, пре-творять,       пере-мещать, черес-чур

Чрез-мерный

     Старославянские суффиксы: -стви, -знь, -чиj, -тв, -тель, -ын, -арь, -анин, --ств: цар-стви-е, жи-знь, корм-чий, моли-тв-а, учи-тель, горд-ын-я, врат-арь, горож-анин

     Сложные слова: благо-, суе-, добро-, мало-: благодарность, суеверие, добропорядочность, малодушие.

(слайд 16)

      8.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

      9. РЕФЛЕКСИЯ. Прием «Рюкзак»

     Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход»

Пример: я научился определять…

Я разобрался в словообразовательных морфемах…

Для меня новым было…

Интересным мне показалось…

Я запомнил, что…

                                                                   (слайд 17)

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения. Педагогика М.:2009 - №4
  2. Петерсон Л.Г., Кубышева Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006
  3. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе. Учебное пособие для студентов педагогических вузов.- Москва, «Дрофа», 2007
  4. Шашлова Н.А. Нестандартные уроки русского языка в 6 классе. -Волгоград, «Корифей», 2005
  5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии – Москва, «Просвещение», 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

Тема «Образование имен существительных входит в курс учебника  И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой «Английский язык». Учебник для 4-ого класса и общеобразовательную   программу гимназии....

Конспект урока "Словообразование имен существительных"

Данный урок является первым в цикле уроков по теме. К конспекту прилагается презентация....

Презентация к уроку "Словообразование имен существительных"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по словообразованию имен существительных...

Словообразование имен существительных

Словообразование  имен существительных...

Технологическая карта и презентация по теме "Словообразование имен существительных" 6 класс

Урок разработан по учебнику "Русский язык" 6 класс; автор:О.М.Александрова, по теме "Словообразование имен существительных"...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Цели: Определить уровень сформированности умений выделять суффиксы, приставки, корень, окончаниеСпособствовать  развитию у учащихся самостоятельной и ответственной учебной деятельностиПродол...