Технологическая карта и презентация по теме "Словообразование имен существительных" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Галактионова Эльвира Викторовна

Урок разработан по учебнику "Русский язык" 6 класс; автор:О.М.Александрова, по теме "Словообразование имен существительных" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon slovoobrazovanie_imen_sushchestvitelnyh.zip639.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по теме:

«Словообразование имен существительных»

6 класс

№ время

Этап, вопросы учителя.

Задание

Форма деятельности

1

(1мин)

Орг момент.

Здравствуйте, садитесь!

2

(3мин)

Разминка.

Ребята, у вас на столе лежит смайлики.

Пожалуйста, поднимите сонный смайлик те, кто не выспался;

Облизывающийся смайлик те, кто вкусно позавтракал;

Смайлик с улыбкой те, кто пришел с хорошим настроением;

Смайлик с рукой те, кто готов работать.

Молодцы! Я думаю сегодня мы поработаем очень продуктивно!

Индивидуальная.

3

(10 мин)

Повторение.

На столах у вас лежат наборы, они состоят из корней, суффиксов и букв, составьте схемы правописания данных корней и устно сформулируйте правило правописания

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Правописание этих корней зависит от ударения

Зар-зор

Гар-гор

Твар-твор

Правописание этих корней зависит от последующей согласной

Раст-ращ-рос

Скач-скок

Правописание и-е в суффиксах зависит от А

Бер-бир

Тер-тир

Дер-дир

Правописание а-о в суффиксах зависит от А

Лаг-лож

Кас-кос

Групповая

 

Дома вы составляли словарные диктанты. На каждой парте у вас лежат конверты с заданиями. Выберите из своих диктантов слова соответственно заданию и продиктуйте их нам.

Попарная

Поменяйтесь тетрадями, проверьте соседа, поставьте оценку.

4

(5мин)

Формулировка темы и цели.

Напомните мне, пожалуйста, изучением какой части речи мы занимаемся несколько уроков?

Хотите узнать, что именно об имени существительном мы узнаем сегодня? Тогда послушайте стихотворение.

Мамонт и папонт гуляли на речке.

Бабонт и дедонт лежали на печке.

А маленький внучонт сидел на крылечке

И сворачивал хобот в колечки.

Почему стихотворение вызвало улыбку?

Вы поняли о ком идет речь?

Существуют ли такие слова в русском языке?

Кто догадался, какова тема нашего урока.

Тема: Словообразование имен существительных

Цель: Вспомнить способы образования имен существительных,

Рассмотреть морфемы влияющие на значение слов.

5

(5мин)

Повторение имеющихся знаний

Посмотрите на схему, объясните: чем похожи и чем различаются эти три слова.

Как получилось, что корень у всех один, а значение разное, что изменило это значение? (добавился суффикс)

Что еще помогает образовывать новые слова? (приставки, корни)

Можно ли образовать новое слово с помощью окончания? Почему?

Какие способы словообразования вы помните?

Заря

                                      Зарница               Зори

(все три слова имеют один и тот же корень, но у заря – зори одно значение, а у зарница другое).

А вы знаете, что это за явления? Давайте посмотрим, что означают эти слова.

Встречались ли вы с этими явлениями?

Объяснить правописание этих слов!

6

(3мин)

Физминутка.

7

(10 мин)

Обобщение.

1 Работа с учебником упр. 248

2 Исследовательская работа:

Ребята скажите, пожалуйста, может ли одна морфема определить общее значение слова?

  1. Слова распределите слова в зависимости от способа их образования:

  1. Создайте новые слова, присоединив к ним новую морфему.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Кот

Дом

Шкаф

Нос  

Суффикс –ищ-

Кот

Дом

Шкаф

Нос

Суффикс –ик-

Правда

Знание

Друг

Воля

Приставка не-

Массаж

Радио

Программа

Журнал

Суффикс – ист-

Какое значение приобрели получившиеся слова?

Сделайте вывод: для чего нужны суффиксы и приставки?

Групповая

  1. Давайте посмотрим, есть ли словообразовательные элементы в наших фамилиях?

От каких слов они произошли?

Глазкова, Климов, Пешков, Язиков, Галактионова

8

Заключение.

Давайте подведем итог нашему занятию!

  • Сегодня я узнал...
  • Было интересно...
  • Было трудно...
  • Теперь я могу...
  • У меня получилось...

9

Домашнее задание.

  1. Выберите слово, которое вам больше всего нравится: конфетоед, зубопад, режницы, замужница.
  2. Разберите слово морфологически.
  3. Сделайте словообразовательный разбор.
  4. Попробуйте объяснить, как могло образоваться такое слово.
  5. Нарисуйте, как вы представляете предмет, обозначенный таким словом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и презентация к уроку геометрии 8 класс по теме "Теорема Пифагора"

Технологическая карта урока геометрии в 8 классе «Теорема Пифагора»Составил учитель высшей категории МБОУ «Новотроицкая СОШ» Тукаевского района Республики ТатарстанГусева ГульфиняХаевна Предмет: ...

Технологическая карта и презентация урока потеме "Логарифмы", 10 класс

Технологическая карта и презентация урока потеме "Логарифмы", 10 класс. Материал составлен в соответствии с требованиями к современному уроку....

Технологическая карта и презентация урока математики для 5 класса на тему:"Угол. Измерение углов."

Технологическая карта и презентация урока математики для 5 класса на тему:"Угол. Измерение углов" по УМК Математика:5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Г. Мерзляк, В.Б....

Технологическая карта и презентация к уроку "Масштаб". 6 класс.

Разработка урока по теме "Масштаб" в 6 классе содержит технологическую карту урока и презентацию....

Технологическая карта и презентация урока математики для 6 класса по теме:«Отношения и пропорции».

Технологическая карта  и презентация урока математики для 6 класса по теме:«Отношения и пропорции» по УМК Математика:6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/...

Технологическая карта с презентацией урока геометрии в 7 классе

Тема урока"Признаки равенства прямоугольных треугольников"...