Главные вкладки

    Технологическая карта и презентация по теме "Словообразование имен существительных" 6 класс
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

    Галактионова Эльвира Викторовна

    Урок разработан по учебнику "Русский язык" 6 класс; автор:О.М.Александрова, по теме "Словообразование имен существительных" 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon slovoobrazovanie_imen_sushchestvitelnyh.zip639.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока русского языка по теме:

    «Словообразование имен существительных»

    6 класс

    № время

    Этап, вопросы учителя.

    Задание

    Форма деятельности

    1

    (1мин)

    Орг момент.

    Здравствуйте, садитесь!

    2

    (3мин)

    Разминка.

    Ребята, у вас на столе лежит смайлики.

    Пожалуйста, поднимите сонный смайлик те, кто не выспался;

    Облизывающийся смайлик те, кто вкусно позавтракал;

    Смайлик с улыбкой те, кто пришел с хорошим настроением;

    Смайлик с рукой те, кто готов работать.

    Молодцы! Я думаю сегодня мы поработаем очень продуктивно!

    Индивидуальная.

    3

    (10 мин)

    Повторение.

    На столах у вас лежат наборы, они состоят из корней, суффиксов и букв, составьте схемы правописания данных корней и устно сформулируйте правило правописания

    1 группа

    2 группа

    3 группа

    4 группа

    Правописание этих корней зависит от ударения

    Зар-зор

    Гар-гор

    Твар-твор

    Правописание этих корней зависит от последующей согласной

    Раст-ращ-рос

    Скач-скок

    Правописание и-е в суффиксах зависит от А

    Бер-бир

    Тер-тир

    Дер-дир

    Правописание а-о в суффиксах зависит от А

    Лаг-лож

    Кас-кос

    Групповая

     

    Дома вы составляли словарные диктанты. На каждой парте у вас лежат конверты с заданиями. Выберите из своих диктантов слова соответственно заданию и продиктуйте их нам.

    Попарная

    Поменяйтесь тетрадями, проверьте соседа, поставьте оценку.

    4

    (5мин)

    Формулировка темы и цели.

    Напомните мне, пожалуйста, изучением какой части речи мы занимаемся несколько уроков?

    Хотите узнать, что именно об имени существительном мы узнаем сегодня? Тогда послушайте стихотворение.

    Мамонт и папонт гуляли на речке.

    Бабонт и дедонт лежали на печке.

    А маленький внучонт сидел на крылечке

    И сворачивал хобот в колечки.

    Почему стихотворение вызвало улыбку?

    Вы поняли о ком идет речь?

    Существуют ли такие слова в русском языке?

    Кто догадался, какова тема нашего урока.

    Тема: Словообразование имен существительных

    Цель: Вспомнить способы образования имен существительных,

    Рассмотреть морфемы влияющие на значение слов.

    5

    (5мин)

    Повторение имеющихся знаний

    Посмотрите на схему, объясните: чем похожи и чем различаются эти три слова.

    Как получилось, что корень у всех один, а значение разное, что изменило это значение? (добавился суффикс)

    Что еще помогает образовывать новые слова? (приставки, корни)

    Можно ли образовать новое слово с помощью окончания? Почему?

    Какие способы словообразования вы помните?

    Заря

                                          Зарница               Зори

    (все три слова имеют один и тот же корень, но у заря – зори одно значение, а у зарница другое).

    А вы знаете, что это за явления? Давайте посмотрим, что означают эти слова.

    Встречались ли вы с этими явлениями?

    Объяснить правописание этих слов!

    6

    (3мин)

    Физминутка.

    7

    (10 мин)

    Обобщение.

    1 Работа с учебником упр. 248

    2 Исследовательская работа:

    Ребята скажите, пожалуйста, может ли одна морфема определить общее значение слова?

    1. Слова распределите слова в зависимости от способа их образования:

    1. Создайте новые слова, присоединив к ним новую морфему.

    1 группа

    2 группа

    3 группа

    4 группа

    Кот

    Дом

    Шкаф

    Нос  

    Суффикс –ищ-

    Кот

    Дом

    Шкаф

    Нос

    Суффикс –ик-

    Правда

    Знание

    Друг

    Воля

    Приставка не-

    Массаж

    Радио

    Программа

    Журнал

    Суффикс – ист-

    Какое значение приобрели получившиеся слова?

    Сделайте вывод: для чего нужны суффиксы и приставки?

    Групповая

    1. Давайте посмотрим, есть ли словообразовательные элементы в наших фамилиях?

    От каких слов они произошли?

    Глазкова, Климов, Пешков, Язиков, Галактионова

    8

    Заключение.

    Давайте подведем итог нашему занятию!

    • Сегодня я узнал...
    • Было интересно...
    • Было трудно...
    • Теперь я могу...
    • У меня получилось...

    9

    Домашнее задание.

    1. Выберите слово, которое вам больше всего нравится: конфетоед, зубопад, режницы, замужница.
    2. Разберите слово морфологически.
    3. Сделайте словообразовательный разбор.
    4. Попробуйте объяснить, как могло образоваться такое слово.
    5. Нарисуйте, как вы представляете предмет, обозначенный таким словом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта и презентация к уроку геометрии 8 класс по теме "Теорема Пифагора"

    Технологическая карта урока геометрии в 8 классе «Теорема Пифагора»Составил учитель высшей категории МБОУ «Новотроицкая СОШ» Тукаевского района Республики ТатарстанГусева ГульфиняХаевна Предмет: ...

    Технологическая карта и презентация урока потеме "Логарифмы", 10 класс

    Технологическая карта и презентация урока потеме "Логарифмы", 10 класс. Материал составлен в соответствии с требованиями к современному уроку....

    Технологическая карта и презентация урока математики для 5 класса на тему:"Угол. Измерение углов."

    Технологическая карта и презентация урока математики для 5 класса на тему:"Угол. Измерение углов" по УМК Математика:5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Г. Мерзляк, В.Б....

    Технологическая карта и презентация к уроку "Масштаб". 6 класс.

    Разработка урока по теме "Масштаб" в 6 классе содержит технологическую карту урока и презентацию....

    Технологическая карта и презентация урока математики для 6 класса по теме:«Отношения и пропорции».

    Технологическая карта  и презентация урока математики для 6 класса по теме:«Отношения и пропорции» по УМК Математика:6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/...

    Технологическая карта с презентацией урока геометрии в 7 классе

    Тема урока"Признаки равенства прямоугольных треугольников"...