Виды сказуемых
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему
Презентация содержит теоретический материал о видах сказуемых, дидактический материал для отработки практического навыка по определению вида сказуемых, проверочный тест на усвоение знаний по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ppt0000058.ppt | 613.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды сказуемых Глагольное Именное Только составное Простое Составное
Простое глагольное сказуемое В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом – глаголом какого-либо наклонения ( изъявительного, условного и повелительного ): Пословица недаром молвится Молвится – простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в изъявительном наклонении настоящего времени.
Способы выражения простого глагольного сказуемого 1. Глагол какого-либо наклонения ( изъявительного, условного и повелительного ): Сейте разумное, доброе вечное! Сейте – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в повелительном наклонении.
Способы выражения простого глагольного сказуемого 2) Глагол в форме простого или сложного будущего времени : Я вам спою … Спою – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в изъявительном наклонении простого будущего времени . Ещё я долго буду петь . (С. Есенин) Буду петь – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в изъявительном наклонении сложного будущего времени .
Способы выражения простого глагольного сказуемого 3) Глагол быть со значением наличия, существования: На рассвете был туман Был – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в изъявительном наклонении простого будущего времени .
Способы выражения простого глагольного сказуемого 3) Фразеологический оборот Мы легко нашли общий язык Нашли общий язык – простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологическим оборотом.
Составное глагольное сказуемое Основная часть (инфинитив) Выражает основное лексическое значение сказуемого Выражает грамматические значения наклонений и дополнительные лексические значения Вспомогательная часть
Дополнительные лексические значения вспомогательного глагола начало , продолжение и конец действия ( стал читать, продолжал говорить, начал петь, перестал разговаривать, кончил работать ): По реке и кустам начинает шуметь редкий тёплый дождь .
Дополнительные лексические значения вспомогательного глагола Желательность, возможность, необходимость действия ( хотел читать, мог говорить): Всем хотелось принять участие в вечере
Дополнительные лексические значения вспомогательного глагола 3) Эмоциональная оценка действия ( люблю читать, ненавижу писать): Люблю смотреть на родные просторы.
Дополнительные лексические значения вспомогательного глагола Вспомогательная часть может быть выражен кратким прилагательным или причастием , а также категорией состояния и словами со значением желательности, необходимости и возможности ( должен, готов, рад, надо, можно, необходимо, нужно, нельзя, грустно, весело, приятно, хорошо, обязан, намерен и др.): Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной.(А. Пушкин)
Учитель начал говорить о предстоящем экзамене. начал говорить – составное глагольное сказуемое; говорить – основная часть , выражена инфинитивом ; указывает на лексическое значение сказуемого. начал – вспомогательная часть , выражена глаголом в изъявительном наклонении прошедшего времени ; указывает на грамматическое значение сказуемого. Разбор составного глагольного сказуемого
Молодой Дубровский хотел заняться делами. Тигр должен был пройти близко от нас. Сестра решила приехать к нам на каникулы. Укажите главные члены предложения и способы их выражения .
Начинающий драматург решил написать пьесу. Скоро она будет поставлена в театре. Постановкой пьесы стал заниматься талантливый режиссёр. Роли в пьесе будут исполнять молодые актёры. Они часто остаются в театре и продолжают репетировать допоздна.
Молодой Дубровский хотел заняться делами. Тигр должен был пройти близко от нас. Сестра хотела приехать к нам на каникулы. Укажите главные члены предложения и способы их выражения .
Начинающий драматург решил написать пьесу. Скоро она будет поставлена в театре. Постановкой пьесы стал заниматься талантливый режиссёр . Роли в пьесе будут исполнять молодые актёры . Они часто остаются в театре и продолжают репетировать допоздна.
Составное именное сказуемое Глагол-связка Выражает основное лексическое значение сказуемого Выражает грамматические значения наклонений и дополнительные лексические значения Именная часть
Глагол-связка Глагол быть (в настоящем времени – нулевая связка): Вода в реке вчера была очень тёплая .
2) Глаголы стать , становиться , казаться , являться , считаться , называться , представляться и др. Глагол-связка
3) Глаголы движения ( прийти , приехать , вернуться , сидеть , стоять и др. Осень в этом году наступила тёплая и лучезарная . Глагол-связка
1. Имя существительное: А.Грин был суровый сказочник и поэт морских лагун и портов… Он был матросом, грузчиком, … золотоискателем… (К. Паустовский) Именная часть и способы её выражения
2. Имя прилагательное: 1) Тиха украинская ночь , Прозрачно небо ... (А. Пушкин) 2) Ночь была тёплая , тёмная и тихая . (Л. Толстой) Именная часть и способы её выражения
3. Краткое причастие: Вся комната янтарным блеском озарена . (А. Пушкин) 4. Категория состояния: Мне грустно потому, что весело тебе. (М. Лермонтов) Именная часть и способы её выражения
5. Цельное словосочетание: / Виктор Владимирович Виноградов был первым настоящим учёным/ , (которого мне пришлось встретить) . (В. Белошапкова) Именная часть и способы её выражения
6 . Фразеологический оборот: Он ростом был с пожарную каланчу. Николай был мастером на все руки. Именная часть и способы её выражения
День был солнечный. был солнечный – составное именное сказуемое; солнечный – именная (основная) часть , выражена именем прилагательным ; указывает на лексическое значение сказуемого. был – глагол-связка , выражена глаголом в изъявительном наклонении прошедшего времени ; указывает на грамматическое значение сказуемого. Разбор составного именного сказуемого
Найдите грамматическую основу предложений, укажите вид сказуемых
[ Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят ] , [ лишь в бору поникши ели зелень мрачную хранят ] . Зверь отважный поневоле скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит. И душно кажется на родине. Готов был, ставши на колени, поступком называть мечты.
[ Листья в поле пожелтели , и кружатся , и летят ] , [ лишь в бору поникши ели зелень мрачную хранят ] . [ Зверь отважный поневоле скрыться где-нибудь спешит ] , [ Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит ] . 3) И душно кажется на родине. 4) Готов был , /ставши на колени/, поступком называть мечты. 5) Я должен был узнать людей.
// Листья пожелтели , и кружатся , и летят // - однородные простые глагольные сказуемые. // ели хранят // - простое глагольное сказуемое 2) //Зверь скрыться спешит// - составное глагольное сказуемое // месяц тускл - составное именное сказуемое и серебрит //- составное глагольное сказуемое 3) душно кажется - составное именное сказуемое 4) Готов был называть - составное глагольное сказуемое 5) Я должен был узнать - составное глагольное сказуемое
Чувства лучшие мои навек обмануты тобою. Ты мог быть лучшим королём. Я не могу любить другой. Являлся он средь их рядов. И те мгновенья были мук полны.
Чувства лучшие мои навек обмануты (составное именное) тобою. Ты мог быть лучшим королём(составное именное) . Я не могу любить (составное глагольное) другой. Являлся (простое глагольное) он средь их рядов. И те мгновенья были мук полны (составное именное) .
Я в этот миг готов пожертвовать собой. С моим названием станут повторять твоё. К погибшим люди справедливы. Мыслию иной я не был занят. Когда б я мог забыть!
Я в этот миг готов пожертвовать (составное глагольное) собой. С моим названием станут повторять (составное глагольное) твоё. К погибшим люди справедливы (составное именное). Мыслию иной я не был занят (составное именное). Когда б я мог забыть (составное глагольное) !
Я другую с нежностью люблю, хочу любить. Я даже злым толпе кажусь. Но ужель она проникнуть в сердце мне должна? Отучить не мог меня обман. Где бы я ни стал искать былую тишину…
Я другую с нежностью люблю (простое глагольное), хочу любить (составное глагольное). Я даже злым толпе кажусь (составное именное). Но ужель она проникнуть в сердце мне должна (составное глагольное) ? Отучить не мог (составное глагольное) меня обман . Где бы я ни стал искать (составное глагольное) былую тишину…
1) Ему смешны слова привета. 2) /Как солнце зимнее прекрасно/, Когда, (бродя меж серых туч, На зимние снега напрасно Оно роняет слабый луч)! 3) /Тебе открыть мне было б больно/, как (жизнь моя пуста)… 4) Стану я тоской томиться… 5) Когда /(судьба тебя захочет обмануть) И (мир печалить сердце станет)/ – /Ты не забудь на этот лист взглянуть…/
1) Ему смешны (сост. им.) слова привета. 2) [ Как (модальная частица) солнце зимнее прекрасно (сост. им.) ] , Когда , (/бродя меж серых туч/, На зимние снега напрасно Оно роняет (пр. глаг.) слабый луч)! 3) [ Тебе открыть мне было б больно (сист. Им.) ] , как ( жизнь моя пуста (сост. им.) )… 4) Стану я тоской томиться (сост. глаг.) … 5) Когда [ ( судьба тебя захочет обмануть (сост. глаг.) ) И ( мир печалить сердце станет (сост. глаг.) ) ] – [ Ты не забудь на этот лист взглянуть (сост. глаг.) ) ] …
1) Он получает неба звуки, Он даром славы не берёт. 2) И новым преданный страстям, я разлюбить его не мог… 3) Было так нежно прощание… 4) И стали три пальмы на бога роптать. 5) Чужды вам страсти…
1) [ Он получает ( прост. глаг .) неба звуки ] , [ Он даром славы не берёт ] . 2) /И новым преданный страстям/, я разлюбить его не мог ( сост. глаг .) … 3) Было так нежно ( сост. им .) прощание … 4) И стали три пальмы на бога роптать ( сост. глаг .) . 5) Чужды ( сост. им .) вам страсти …
Звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли. Ум мой озарять он станет лучом чудесного огня. Я должен был узнать людей. 4. Я б хотел забыться и заснуть (сост. глаг.).. (Из стихотворений М. Ю. Лермонтова)
Звуков небес заменить не могли (сост. глаг.) . ей скучные песни земли. Ум мой озарять он станет (сост. глаг.) лучом чудесного огня. Я должен был узнать (сост. глаг.) . людей. 4. Я б хотел забыться и заснуть (сост. глаг.) .. (Из стихотворений М. Ю. Лермонтова)
Итоговое тестирование
Слышен чуткий храп коня. А рассвет уже всё заметнее. Три ночи путь их будет длиться. Пусть никакая печаль не тревожит детскую душу твою. 1. Простое глагольное сказуемое есть в предложении
В любом сочетании звуков дети предполагают какую-то закономерность. В осеннем солнечном лесу человек становится чище. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега. Шумливы только мелкие речки. 2. Составное именное сказуемое есть в предложении
Самая большая радость в мире – это делать счастье для других. Большое дело – уметь подойти к разным людям без наигранной простоты. О самом прекрасном, о самом простом разговаривать будем мы. Человек без Родины – соловей без песни. 3. Составное глагольное сказуемое есть в предложении
Охвачено сердце тревогою смутной. От родимой земли журавли оторваться никак не могли. Звонкий месяц скоро выйдет погулять по крышам хат. Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах. 4. Простое глагольное сказуемое есть в предложении
От влажных запахов цветочных начинает кружиться голова. Сбегутся песню слушать колосья на ветру. Издавна русские считались храбрыми воинами. Я пытался освоить разные жанры, вплоть до фантастики. 5. Составное глагольное сказуемое есть в предложении
Спит черёмуха в белой накидке. Есть спокойная гордость в молчании полей. Стали блестеть, как мокрые, на солнце клейкие листочки тополей. Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. 6. Составное именное сказуемое есть в предложении
Летние ночи Петербурга – это непрерывная вечерняя заря. Парус белый из тумана начинает выплывать. Вот если бы он был работником, то знал бы цену каждой копейке. Июльским утром пастухи в приаральских Каракумах увидели странное зрелище. 7. Простое глагольное сказуемое есть в предложении
Итоговое тестирование (проверка)
Слышен чуткий храп коня. А рассвет уже всё заметнее. Три ночи путь их будет длиться (сложная форма будущего времени) . Пусть никакая печаль не тревожит детскую душу твою. 1. Простое глагольное сказуемое есть в предложении
В любом сочетании звуков дети предполагают какую-то закономерность. В осеннем солнечном лесу человек становится чище . Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега. Шумливы только мелкие речки . 2. Составное именное сказуемое есть в предложении
Самая большая радость в мире – это делать счастье для других. Большое дело – уметь подойти к разным людям без наигранной простоты. О самом прекрасном, о самом простом разговаривать будем мы. Человек без Родины – соловей без песни. 3. Составное глагольное сказуемое есть в предложении
Охвачено сердце тревогою смутной. От родимой земли журавли оторваться никак не могли. Звонкий месяц скоро выйдет погулять по крышам хат. Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах. 4. Простое глагольное сказуемое есть в предложении
От влажных запахов цветочных начинает кружиться голова . Сбегутся песню слушать колосья на ветру. Издавна русские считались храбрыми воинами. Я пытался освоить разные жанры, вплоть до фантастики. 5. Составное глагольное сказуемое есть в предложении
Спит черёмуха в белой накидке. Есть спокойная гордость в молчание полей. Стали блестеть, как мокрые, на солнце клейкие листочки тополей. Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. 6. Составное именное сказуемое есть в предложении
Летние ночи Петербурга – это непрерывная вечерняя заря . Парус белый из тумана начинает выплывать. Вот если бы он был работником , то знал бы цену каждой копейке. Июльским утром пастухи в приаральских Каракумах увидели странное зрелище. 7. Составное именное сказуемое есть в предложении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Морфологические способы выражения сказуемого. Виды сказуемого.
Конспект урока в 8 классе по программе С.И.Львовой Мастерская построения знаний /Урок усвоения новых знаний/...
«Морфологические способы выражения сказуемого. Виды сказуемого.
Конспект урока в 8 классе по программе С.И.Львовой Мастерская построения знаний /Урок усвоения новых знаний/...
Виды сказуемых. Простое глагольное сказуемое.
Данная презентация содержит следующие разделы: "По следам домашней работы" (разминка на определение основы предложения; чем выражено подлежащее); "Словообразовательная разминка"; "Теория по простому г...
Бинарный урок По русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»
Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...
Бинарный урок по русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»
Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...
Бинарный урок по русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»
Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...
Конспект и презентация к уроку русского языка "Виды сказуемых. Составное именное сказуемое"
Разработка представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе "Виды сказуемых. Составное именное сказуемое". Цель урока повторить и обобщить сведения о различных видах сказуемых; закрепить зн...