Урок русского языка в 5 классе Время глагола
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Колякина Татьяна Николаевна

Урок на тему: "Время глагола".

В состав сходит конспек урока и презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Время глагола

Цель: повторить сведения о временах  глагола, закрепить навыки определения  вида, развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, совершенствовать умение определение времени глагола, развитие умения различать грамматические признаки глагола, воспитать бережное отношение к окружающей среде, пропагандировать здоровый образ жизни, чувство товарищества.

I Организационные моменты (Слайд 1)

- Здравствуйте, дети! Садитесь! Начнем урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Откройте тетради, подпишите число, классная работа (красиво, аккуратно, без ошибок)

II Проверка домашнего задания

  • Над какой орфограммой работали?
  • Расскажите и написании букв Е и И в корнях с чередованием
  • Приведите примеры из домашнего упражнения

III Орфографическая минутка

(Слайд 2)

- А сейчас я вам буду читать слова, а вы будете показывать карточку. Какую гласную нужно вставить? (карточки с изображением букв Е и И)

Блестеть, собирать, замереть, расстелить, разжигать, блистать, запереть, протереть, забирать

- Запишем последнее слово: забирать

  • Какой частью речи является?
  • Что такое глагол?
  • Как изменяется глагол?
  • Определите вид?
  • Подберите антоним  - отдавать

- Итак, главным героем нашего урока является глагол

IV Сообщение темы урока

- Мы продолжим повторять о глаголе и узнавать о нем все новые сведения

(слайд 3)

Времена глагола

- Какую поставим задачу

  1. Работа по учебнику (стр. 115)

- Откройте учебник на странице 115. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.

  1. - Что объясняет учитель ученику? (Запись предложения в тетради и на доске)

- Глагол какого времени употребили?

- Как определили время глагола? (по вопросам)

(Таблица на доске)

Учитель объясняет ученику задачу

  1. – Допустил ли, на ваш взгляд, ошибки ученик, сидящий за компьютером?

Ученик работал на компьютере и допустил ошибку.

- Форму какого времени глагола мы использовали?

  1. - Будет ли работать на компьютере ждущий своей очереди ученик?

Учение будет работать на компьютере.

- Определите время глагола

Будет работать – измените по временам (работал, работает)

Записываем.

Говорить – изменить по времени.

Синоним – излагать, молвить, произносить, трактовать, гласить, вещать.

Делать – изменить по времени.

Синоним – творить, создать, исполнять, чинить, изготавливать, сооружать, заниматься.

Итак, высказывая свои мысли, суждения, мы употребляем в речи глаголы прошлого, настоящего и будущего времени.

(Слайд 4)

Время

Прошедшее                        Настоящее                            Будущее

V Закрепление

(Работа в парах)

Карточки (одна на стол)

Накормят, пробуждается, появились, сбрасывает, распевает, зажужжали, распустятся, забыли, остановят

- Прочитайте (вслух)

- Найдите глаголы прошедшего времени, настоящего времени, будущего времени

Самостоятельная работа

I вариант – выписать глаголы прошедшего времени, определить вид

II вариант – выписать глаголы настоящего времени, определить вид

III вариант – выписать глаголы будущего времени, определить вид

В это время у доски 2 учащихся  (индивидуальная работа)

1-й учащийся – фонетический разбор «НЁС»

2-й учащийся – разобрать слова по составу и определить время глагола:

Поиграть, сидят, выбирали, заговорит

Проверка

  1. Разноуровневые задания (карточки Слайд 5 и 6)

Выполни задание в тетради на стр. 67 № 95

Поставь глаголы в нужное время

Петь – настоящее время                        Заговорил – будущее время

Прыгал – настоящее время                   Прочитал – будущее время

Болеет – прошедшее время                   Рисует – прошедшее время

Из предложений выпиши глаголы. Определи время.

На вершине ели распевает дрозд.

На деревьях набухнут и распустятся листочки.

В лесу слышатся голоса птиц.

Раздался звонок и зрители собрались в зале.

VI Минутка отдыха

- Немного отдохнем

Игра

Прошедшее время - присесть

Настоящее время – руки на пояс

Будущее время – ходьба на месте

Крутился, несет, бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, стоит, болел, пел

- Закройте глаза (включить музыку Соловей. Утешение Ф. Лист, Слайд 7). Мы с вами сейчас перенесемся в лес. На прекрасную поляну.

- Откройте глаза.

Картина леса

- Составьте предложения из этой картины.

- А сейчас запишем

Веселой гурьбой мы отправились в лес.

(Гурьба – большая шумная компания)

Мы часто не замечаем красоту природы. А вот художники обращают внимание на всякие тонкости.

- Перед вами картина Ивана Ивановича Шишкина « Поляна в лесу». Посмотрите как запечатлел красоту природы художник. (включить музыку Малиновка. Пиццикато Л. Делиб, Слайд 8)

Творческая работа

В походе.

На карточке словосочетания. Составить несколько предложений, чтобы получился рассказ.

- В каком стиле будите писать?

В помощь

Замирал от восторга, разжигаем костер, пекли картошку, собирали хворост, весело поиграем, отлично отдохнули, ярко пылает (огонь)

(!!!Запись слов на доске с оцениванием)

Домашнее задание

(Слайд 9)

VII Итог урока

(Слайд 10)

- Чем занимались?

- Чему научились?

- Назовите времена глагола

 Я все понял

 Я сомневаюсь

 Я ещё научусь

Душа ушла в пятки – испугался

Зарубить на носу – запомнить

Клевал носом – дремал, засыпал

Бьет баклуши - лентяйничает


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Улыбнись!

Слайд 2

Орфографическая минутка Е или И ? бл .. стеть соб..рать зам.. реть расст ..лить разж ..гать бл ..стать прот .. реть зап .. реть заб ..рать

Слайд 3

Тема урока Время глагола

Слайд 4

Будущее Настоящее Прошедшее Время глагола

Слайд 5

Индивидуальная работа накормят пробуждается появились сбрасывает распевает зажужжали распустятся забыли остановят

Слайд 6

Проверка Поет, заговорит, прыгает, прочитает, болел, рисовал. распевает – настоящее время набухнут – будущее время распустятся – будущее время слышатся – настоящее время раздался – прошедшее время собрались – прошедшее время

Слайд 8

Иван Иванович Шишкин Поляна в лесу

Слайд 9

П.114 упр. 654 Образец выполнения: Уж тает (несов.в., наст. вр .) снег… Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

урок русского языка 5 класс "Безличные глаголы"

технологическая карта урока русского языка в системе ФГОС...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

Урок русского языка по теме "Время глагола" (5 класс)

Цель: актуализация знаний о временах глагола.Задачи:1. вспомнить признаки временных форм глагола;2. научиться отличать временные формы глаголов совершенного и несовершенного видов;3. закрепить получен...