Интерактивный урок 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Агальцова Ирина Борисовна

Интерактивный урок по теме "Спряжение глаголов" разработан для интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_spryazhenie_glagolov.docx806.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме

«Спряжение глаголов»

Цели урока:  повторить спряжение глаголов; развивать мотивацию к познавательной деятельности; показать способы определения спряжения; развивать орфографические навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять термин «спряжение»; определять спряжение глаголов; применять правило правописания личных безударных окончаний глаголов.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Научить определять спряжение у глаголов по окончанию

Развивающая:

  • Способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся;

Воспитательная:

  • Прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка;

Тип занятия: урок усвоения знаний

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, ПК;  листы с заданиями.  

Учебное пособие: учебник русского языка для 5-го класса авторы Т.А Ладыженская,

М.Т. Баранов и др.

Ход урока

Поэт, в плену возвышенных идей,
Не  игнорируй прозу средней школы,
Чтобы глаголом жечь сердца людей,
Необходимо знать Глаголы!          

С. Шевцов

  • Организационный  момент:

 Приветствие учащихся

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает - расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –Все расскажет нам …   (глагол.)  (Слайд 4) 

  •  5 – минутная разминка.

- Сегодня на уроке, ребята, мы продолжаем говорить о глаголе.

На прошлом уроке мы изучали тему «Буквы е-и в корнях с чередованием». Вспомните, от чего зависит выбор гласной в корнях с чередованием? ( В корнях бер-бир, мер-мир, тер-тир, дер-дир, пер-пир-, блест-блист, жег-жиг   пишем  И , если после корня стоит суффикс А. Если нет суффикса А , то пишем Е.)

РасстИлается  туман, забЕрет  домой, натИрать полы, стЕреть с доски, удИравший от нас, замЕреть от страха, убИрать в комнате, запЕреть дверь.

  • Актуализация знаний. Восстановите “слепой” текст  пропущенными словами.

-А теперь, ребята, чтобы перейти к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить: что мы знаем о глаголе.

- На парте перед вами лежат индивидуальные листы. Я прошу каждого подписать их.  Вам сегодня предстоит не только усвоить новый материал, но и выполнить  ряд заданий. Также вы сможете побывать в роли эксперта. За правильные ответы вы будете получать баллы. В конце урока вы должны будете индивидуальные листы сдать.

Выполните первое задание.

(Ученики “вспоминают”, что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию до изучения нового материала.Сначала ребята заполняют самостоятельно на  листе, а потом проверяют)

а) Часть речи, которая обозначает …(действие предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? что делал? что будут делать?) называется глаголом.
б) Не с глаголами пишется …
(раздельно).
в) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы… (что делать?, что сделать?)
г) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания ….
(ть, ти, нулевое окончание в глаголах на чь).
д) Глаголы изменяются в прошедшем времени по …(по числам), а в единственном  числепо … (родам).В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ... (числам и лицам).
е) В предложении глагол обычно бывает …(сказуемым) и согласуется с … (подлежащим).

Проверка  

  • Объяснение нового.

1 Сообщение темы урока.

Определите тему урока после прочтения шифровки:    вологалгеинежярпс  (прочти наоборот)

- Верно, тема нашего урока – спряжение глаголов. Сегодня мы научимся различать спряжение глаголов, чтобы верно определять безударные личные окончания глаголов. Чтобы ответить на  вопрос: что значит спряжение, выполните  2 задание:  продолжите предложения:  Имя прилагательное  - изменяется (по родам , падежам и числам)

Имя существительное  -   склоняется ( изменяется) по числам, падежам

 А глагол -   изменяется по ...(по лицам и числам)

- Как называется изменение глагола по лицам и числам? (спряжением)

2.- Мы знаем, что у глагола только два спряжения. А чем они различаются?  (окончанием)

Выполните  задание:

Окончания глаголов перемешались, помогите разделить их на 1 и 2 спр.:    

-им, -ет,  -ут,  -ют,  -ите, -ит,  -ешь,  -ишь,   -ат,  -ем,   -ят,  -ете.

 (В случае затруднения можно обратиться к учебнику пр.№119)  

3. Легко ли определять гласные, если они стоят под ударением?(Да). А касается ли это глаголов?

 задание  

 Поставьте ударение в словах,  вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов: Вед..шь,  скольз..т,  крич..т,  зов..м,  говор..шь,   бер..т, сто..шь, по..т, жд..м,  вез..те

- Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? Почему? (Они стоят под ударением)

  • А теперь зарядка для хороших учеников

-А теперь с другой группой глаголов поработайте: поставьте ударение:  задание  

Он  ход…т-

ты игра…шь-

котёнок мурлыч…т-

лень вал…т-

кто расскаж…т-

мы не скуча…м-

- В какой части слова пропущены гласные? (в окончании)

-- Легко ли  определить гласные в окончаниях глаголов?  Почему? (Они стоят в безударном положении)

-Измените глаголы так, чтобы пропущенные гласные стали ударными. Запишите их рядом. Какая форма глагола у вас получилась? (Н.ф. глагола)

- Посмотрите на глагольный суффикс. Если глагольный суффикс и – 2-е спряжение. Все остальные – а, – у, – е, – о – ы - 1-е спряжение.

- А теперь  решите тест:

4. Составление алгоритма.    

  • ПАМЯТКА.

- Итак, какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (Надо определить спряжение глагола.Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола.)

– Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение? (Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию:
1-е спряжение – ешь, ет, ем, ете (ут), ешь, ет, ем, ете (ют)
2-е спряжение – ишь, ит, им, ите, ат (ят)

– А если окончание безударное? Давайте продолжим составление алгоритма.

а) поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс.
б) Если глагольный суффикс
и – 2-е спряжение. Все остальные – а, – у, – е, – о – -ы- 1-е спряжение.

- Каждому из вас я приготовила памятку, которую вы сейчас   держите перед глазами,  а  дома сможете повторить.

  • Закрепление.                          

- Давайте потренируемся в правильном определении спряжения глаголов.  

1.   Найдите лишнее слово. Определите, по какому признаку оно лишнее.

  1. Сберегу, терплю, открою, увлеку(терплю – 2-е спр.)
  2. Собира..м, слыш…м, натира..м, замерза..м (слышим – 2-е спр.))
  3. Он слыш..т, обид..т, стро..т, верт..т. (строит – не исключение)

  • Итог урока.

- Ребята наш урок подходит к концу. И в заключение, ответьте на вопросы:

-Какова была тема урока?
-А проблема?
-Что нового о глаголе вы сегодня узнали?

Выставление оценок. Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный урок по теме "Имя прилагательное", 10 класс

Интерактивный урок с элементами проблемного обучения на этапе мотивационной деятельности, исследовательская деятельность на этапе работы с интерактивными гипермедийными трехуровневыми таблицами. Групп...

Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме "Односоставные предложения" (интерактивный урок)

Урок предполагает интерактивную форму работы (взаимодействие учащихся друг с другом, с учебным материалом, с компьютером)...

Интерактивность урока или интерактивные возможности Power Point на уроках информатики

Использование надстройки Microsoft Office PowerPoint 2007 Mouse Mischief и  Макроса Drag and Drop....

План – конспект урока по истории России. Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок) Класс: 7

План – конспект урока по истории России.Тема: «Петр I: чудо или чудовище?» (интерактивный урок)Класс: 7     Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская ги...

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка.

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением  ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка....

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением  ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка....