Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме « Н - НН в суффиксах прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Конспект урока

по русскому языку для 6 класса

по теме «Одна и две буквы  Н в суффиксах прилагательных»

учителя русского языка и литературы

Павловой Оксаны Вячеславовны.

Тема : Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.

Цель : познакомить учащихся с правописанием одной и двух букв Н в      суффиксах прилагательных.

Задачи :

Обучающие - донести до понимания учащихся условия выбора одной и двух Н в суффиксах прилагательных;

                     - учить обнаруживать орфограмму «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»;

                    - учить видеть тип орфограммы;

                    - научить находить слова с данной орфограммой;

Развивающие - развивать мыслительные способности путем составления предложений.

    -развивать внимание;

    -развивать культуру речи;

Воспитывающие – воспитывать навыки самоконтроля.

План урока:

  1. Орг.Момент
  2. Взаимопроверка домашнего задания.
  3. Индивидуальная работа по карточкам.
  4. Синтаксическая пятиминутка.
  5. Тренировочные упражнения
  6. Упражнение для закрепления.
  7. Домашнее задание.
  8. Орг.момент.

Ход урока :

  1. Орг. Момент.

  1. Взаимопроверка домашнего задания.

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1.

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните графически выбор орфограмм.

 В парч..вом наряде, по Дворц..вой площади, по кольц..вой дороге, в холщ..вой рубахе, залиться румянц..м, надежный друж..к, забавная собач..нка, тонкий стебелеч..к, свинц..вая туча.

      2.     Запишите по два прилагательных с суффиксами –тельн-, -оват-, -чив-, -лив-.

Карточка № 2.

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните графически выбор орфограмм.

Ч..рная шаль, ч..ткие движения, пунц..вое лицо, спелый крыж..вник, тихий ш..рох, кумач..вые полотнища, ж..лтый оттенок, плюш..вый медвеж..нок.

  1. Составьте 2-3 предложения, в которых прилагательное выступает в роли различных членов предложения.

  1. Синтаксическая пятиминутка.

- Записать предложение под диктовку учителя, выделить грамматические основы, составить схему.

  На лесных дорогах еще кое-где под ногами тонкий слой ледяного наста, а в низинах сверкала талая вода. (С.Маслих.)

- В предложении встретилось сочетание «ледяной наст».

- Из чего этот наст?

- Какая часть речи «ледяной»?

- Составить словообразовательную цепочку: ледяной ← лед. 

- От какой части речи образуются прилагательные?

- С помощью каких суффиксов?

- В каких из названных суффиксов есть одна Н , приведите примеры слов, где бы был такой суффикс: земля - земляной, серебро - серебряный, вода -  водяной.

- В этом правиле есть два исключения: слова  стеклянный, деревянный, оловянный 

пишутся с двумя Н

- И вот второе исключение: хотя прилагательные клюквенный (сделанный из клюквы), соломенный (из соломы), огненный (из огня) и тыквенный (из тыквы) и обозначают, «из чего сделано», они пишутся с суффиксом –енн-.

5.  Тренировочные упражнения.

       1. Образуйте от выделенных существительных прилагательные, объясните графически выбор суффикса.

   

Пальто из кожи, платье из полотна, кофта из шерсти, островок из песка, фартук из льна, хлеб из ржи, ограда из камня, краска на масле, чашка из глины, склад для дров.

       

  1. Запишите, выделите суффиксы.

Клюквенный кисель, серебряные часы, кожаные перчатки, стеклянный шар, оловянные солдатики, жестяное ведро, травяной настил, овсяная каша.

  1. Запись в «Словарь трудных слов».

Стеклянный, деревянный, оловянный, клюквенный, тыквенный, огненный, ветреный день, ветряной двигатель.

6. Упражнение для закрепления.

- Объяснить, что прилагательные, образованный от существительных с помощью суффиксов –ин-, пишутся с одной буквой Н.

- Запись под диктовку с объяснением.

Лебединая песня, львиная грива, пчелиный мед, куриное яйцо, муравьиная куча, змеиный яд, звериная тропа, соловьиные трели, мышиная возня, утиный выводок, гусиный шаг.

7. Домашнее задание.

8. Орг.Момент.