Бессоюзное сложное предложение
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Гарифянова Элена Фаниловна

Тема: Понятие о бессоюзном сложном предложении

Цель урока: Формирование знаний о сложном бессоюзном предложении.

Задачи:

1. Образовательные: познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;

2. Воспитательные:

  • формировать их личностную позицию;
  • воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины.

3. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elena_russkiy.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Понятие о бессоюзном сложном предложении

Цель урока: Формирование знаний о сложном бессоюзном предложении.

Задачи:

1. Образовательные: познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;

2. Воспитательные:

  • формировать их личностную позицию;
  • воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины.

3. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование урока (средства обучения):

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания
  3. Сообщение темы урока и постановка целей.
  4. Работа с эпиграфом к уроку.
  5. Работа с предложениями с опорой на домашнее задание и тренировочными предложениями (флипчарт)
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание

I Ход урока

I. Организационный этап

  1. Подготовка учащихся к работе на уроке.
  2. Взаимное приветствие учителя и учащихся.

Добрый час, ребята! А знаете ли вы, что в  старину пожелание « В добрый час» употреблялось не только при прощунии, но и напутствие на какое-нибудь важное дело. Итак, в добрый путь!

II. Проверка домашнего задания

Начнем урок с проверки домашнего задания. Вы должны были выполнить опорные конспекты по теме «Сложные предложения». Они помогут вам актуализировать имеющиеся знания. (слайд 2 таблица)

1. Актуализация уже имеющихся знаний о сложном предложении.

Учитель: Итак, что мы знаем о сложных предложениях. Пожалуйста ответы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал (-а)

Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

Что такое сложные бессоюзные предложения?

 

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

Из чего они состоят?

 

В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?

 

 

Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.

При помощи каких знаков в них соединяются простые?

 

III. Новая тема

Мы продолжим изучение темы и получение новых знаний.

Откройте тетради, выполним записи: пишем число и тему урока.

« Понятие о бессоюзном сложном предложении»

На уроке ознакомимся со сложными предложениями с бессоюзной связью, найдем различие между союзным и бессоюзным предложениями.

Слайд 3. Работа с эпиграфом к уроку

Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.

Всё ли  вам понятно? Может есть непонятные слова?

 Слайд 4. Словарная работа

Маета — собственно русское образование от существительного мая — «тяжелая работа, мученье» посредством суффикса -ет-.

Слайд 5. эпиграф  (читают)

Сформулируйте главную мысль стихотворения ?
(
С доброты человек начинается)

Да. С доброты.

1. Обратите внимание на написание слова,
Доброта .     Проникаем в тайну слова «доброта»- как вы понимаете его значение?

По словарю Ожегова  : доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

Добро — всё положительное, хорошее, полезное.

А теперь подберите к слову «доброта» «единомышленников» значит синонимы и антонимы.

Подберите синонимы: доброта — отзывчивость, сердечность, душевность.

Подберите антонимы: доброта — злость, ненависть.

Слайд 6  Живи беспокойно, живи с маетой:
                С доброты человек начинается.

— Какое это предложение? ( сложное)

Мы знаем , сложные предложения соединяются союзами, а здесь их нет. Почему?

(потому что это бессоюзное предложение)

- Как связаны части сложного предложения? (знаком препинания) А именно двоеточием.
между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом)

3.Понятие сложного бессоюзного предложения

Слайд 7.

Бессоюзное сложное предложение — это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией (без союзов или союзных слов).

Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания простых предложений в их составе и выражаются интонацией (в устной речи), знаками препинания (на письме).

Слайд 8.

Примеры предложений с различной интонационной связью:

Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)
Служить бы рад — прислуживаться тошно. (Противопоставление.)
Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.)

  1. Работа с учебником

Откройте страницу 122. Упражнение 185. Прочитаем отрывок из очерка Максима Горького. (читает ученик)

Обратим внимание на выделенные предложения 1 текста и 2 текста. ( Выделенные предложения 1 тексте предложения являются бессоюзными, 2 тексте являются сложно сочинительными предложениями.)

Тренировочные упражнения.

1. Прочитать предложения. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Выписать 1, 6, 8 предложения и построить схемы этих предложений.

1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
8) Алешка поднялся — заря еще не занималась.
9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.

Бессоюзные предложения: 1,3,5,6,8.

Слайд10

Теперь свои умения применяем в выполнении заданий ГИА

1.Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идем ходко. (6) Вокруг тихо. (7) Только под лыжами хрустит снег. (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал. (Г.Федосеев)

Ответ: 1

2.Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1) И Павлик горестно замолчал, ломая голову над таинственным исчезновением птички и не менее таинственным исчезновением дяди. (2) Колеса застучали по мостовой. (3)Дилижанс въехал в тенистую улицу, обсаженную акациями. (4) Замелькали серые кривые стволы телефонных столбов, красные черепичные и голубые железные крыши; вдалеке на минутку показалась скучная вода лимана. (5) В тени прошел мороженщик в малиновой рубахе со своей кадочкой на макушке. (В.Катаев)

Ответ: (4)

3. Среди предложений 1-11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Луна взошла, светло стало, ветер утих, угомонилось озеро. (2) Успокоился и лебедь, дремлет. (3) Тихо.(4) Лишь изредка всплеснет в камышах щука да выпь угукает… (5) Перед утром ветерок вновь дунул, зашелестел камышом ласково, усыпляет. (6) Не слышно лебедю мягких шагов вороватой рыжей лисы. (7) А она уже близко. (8) Рядом! (9) Проснись, лебедь! (10) Проснись! (11) Всполошился лебедь, подставил сильный клюв, да поздно. (В.Свинцов)

Ответ(1)

7. Рефлексия
Слайд 11

Полученные знания

Открытие новых знаний

Узнал (-а)

Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

Что такое сложные бессоюзные предложения?

БСП – это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

Из чего они состоят?

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?

По смыслу (на письме) и интонацией (в устной речи)

Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.

При помощи каких знаков в них соединяются простые?

. , ; :-

IV.Подведение итогов урока

V.Домашнее задание

Составьте ССП, СПП, БСП и постройте схемы, используя следующие простые предложения:

        Небо снова покрылось тучами.

        Посыпался холодный дождь.

ССП

СПП

БСП

[Небо снова покрылось тучами], и [посыпался холодный дождь].

 

[     ], и [     ]. ССП

(1Когда небо снова покрылось тучами), [2посыпался холодный дождь]

(Когда...), [     ]. СПП

 

 

 

 

[Небо снова покрылось тучами] - [посыпался холодный дождь].

 

[     ] – [     ]. БСП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...

«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...