Подготовка к ОГЭ по русскому языку ( сочинение на лингвистическую тему)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Слободина Наталья Ивановна

Презентация и план сочинения на лингвистическую тему с комментариями и  речевыми оборотами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt358 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie3_gia_po_russskomu_yazyku.klishe.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему. Алгоритм написания сочинения. Автор работы Слободина Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы, МОКУ СОШ пгт Опарино Кировской области

Слайд 2

Часть 3 (С 2 ) Напишите сочинение – рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию…» Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 3

Требования к сочинению Объём работы – 70 слов. На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём. Задание части 3 (С2) представляет собой письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это работа, связанная с лингвистическим анализом текста. Задание состоит в следующем: необходимо раскрыть смысл цитаты лингвистического характера на примере текста, с которым учащиеся работали, выполняя задания части 2. Работу необходимо написать в научном или публицистическом стиле, используя лингвистический материал по строго определённым правилам. Сочинение должно соответствовать функционально - смысловому типу речи рассуждения. Текст должен быть связным, логичным, последовательным.

Слайд 4

Помни! Сочинение строится по схеме: ТЕЗИС (положение, которое надо доказать) АРГУМЕНТЫ (примеры-доказательства из текста, предложенного для анализа) ВЫВОД (общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис) Аргументировать необходимо примерами из текста (их следует привести не менее двух). Аргументы доказывают тезис и отвечают на вопрос «ПОЧЕМУ». Примеры могут приводиться как в виде цитаты из прочитанного текста, так и в форме ссылки на номер или номера предложений в нем.

Слайд 5

Повтори. Грамматические явления и их роль. Значимые части слова(морфемы) Части речи. Синтаксис словосочетания и предложения. Синтаксические средства художественной выразительности. Лексические явления и их роль. Группы слов по происхождению, сфере употребления. Лексические средства художественной выразительности. Стили и типы речи Цитаты, положенные в основу заданий части С.

Слайд 6

Используй план и речевые клише. План Речевые клише Высказывание 2. Рассуждение о смысле высказывания. 3. Пример 1, его роль. 1. К.Г.Паустовский говорит: «…………………….». Высказывание Паустовского я понимаю так: … Эту фразу я понимаю так: … Смысл данного высказывания заключается в том, что … Паустовский считает, что … Паустовский, на мой взгляд, говорит о … 3. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. Так, в предложении …Например, в предложении … Это можно доказать, обратившись к предложению …. В подтверждение этого тезиса можно привести пример из предложения … Рассмотрим предложение …. В нем использовано такое явление, как …

Слайд 7

Используй план и речевые клише. План Речевые клише 4. Пример 2, его роль. 5. Вывод. 4. В качестве ещё одного примера можно привести … предложение текста. В нём … Проиллюстрировать это можно и на примере … предложения текста. В справедливости этой мысли можно также убедиться на примере предложения … текста. ИЛИ Приведу примеры из текста. Во – первых, … Во – вторых, 5. Таким образом, могу сделать вывод: Паустовский прав, утверждая, что… Таким образом, данный текст доказывает правоту высказывания Паустовского.

Слайд 8

Задания – помощники в КИМах, иллюстрирующие лексические и грамматические явления А2 Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. А3 Средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.д.) В1. Группы слов по происхождению. В2. Словосочетание. В3. Предложение. Грамматическая основа. В4,5. Осложнённое простое предложение. В7,8. Синтаксический анализ сложного предложения. В9. Сложное предложение с разными видами связи между частями.

Слайд 9

В качестве примера предлагаю сочинение по тексту из «Диагностической работы № 1» МИОО от 27.09.2012. (1)Никогда ещё не было у Лопахина так тяжело и горько на сердце, как в эти дни, когда с ожесточёнными боями отступали наши войска к Дону, измученные постоянными обстрелами и бомбёжками. (2)Он возвращался из штаба, когда из окопа, который был отрыт по-настоящему и с очевидным знанием дела, на него взглянули усталые, но, как всегда, бесстрастные, холодные голубые глаза Лисиченко . (3)Его полное лицо с налитыми, как антоновские яблоки, щеками выглядело необычно моложаво, даже весело. (4)Голубые глаза спокойно и, как показалось Лопахину, вызывающе щурились. (5)Подчёркнуто шаркающей походкой Лопахин приблизился к ячейке, присел на корточки и, глядя на повара сверху вниз, сказал шипящим и ничего доброго не предвещающим голосом: – (6)Здравствуйте, как ваше здоровье? – (7)Благодарю вас, топайте дальше... – (8)Я бы тебе ответил по всем правилам военной науки, но не для тебя берегу самые дорогие и редкостные слова, – выпрямляясь, сказал Лопахин. – (9)Ты мне ответь на один-единственный вопрос: кто посадил тебя в эту ямку, и где кухня, и как мы сегодня будем обедать по твоей милости? – (10.)Никто меня сюда не сажал… (11)Сам отрыл себе окопчик, сам и разместился тут, – спокойным и скучающим голосом ответил Лисиченко. (12)Лопахин чуть не задохнулся от охватившего его негодования. – (13.)Разместился? (14.)Ах, ты... (15)А кухня? – (16)А кухню я бросил. (17.)Мне возле кухни быть сегодня стало грустно, потому я её и бросил.

Слайд 10

– (18.)Загрустил, бросил и по своей доброй воле пришёл сюда? – (19)Точно. (20)Что тебя ещё интересует, герой? – (21.)Ты что же, думаешь, что без тебя оборону не удержим? – (22)Вот именно, попал в самую точку. (23)Не понадеялся я на тебя, Лопахин, подумал, что дрогнешь в тяжёлую минуту, потому и пришёл. (24)Говорить с поваром было бесполезно. (25)Он был неуязвим в своём добродушном спокойствии, а потому Лопахин, передохнув, тихо и неуверенно сказал: – (26)Стукнул бы я тебя чем-нибудь тяжёлым так, чтобы из тебя всё пшено высыпалось, но не хочу силы расходовать. (27)Ты мне раньше скажи без всяких твоих штучек, что мы нынче есть будем? – (28)Щи со свежей бараниной и с молодой капустой. (29)Лопахин проигрывал игру: над ним явно издевались, а он не находил таких увесистых слов, чтобы достойно ответить. (30)Снова присел он на корточки возле окопа, призвал на помощь всё своё самообладание, проникновенно заговорил: – (31)Иди, милый, отсюда поскорее и, пока всё тихо, с малым дымом вари кашу. (32)Кто мы без горячей пищи? (33)Мы жалкие люди, даю честное слово! (34)У меня, например, без еды и прицел становится не тот, и какая-то слабость в ногах, и в руках дрожь появляется... (35)Иди, Лисиченко, и будь спокоен, управимся тут и без тебя… (36)Лопахин ждал ответа, а Лисиченко медленно достал из кармана розовый, расшитый немыслимыми цветами кисет и, начинив цигарку табаком, задумался. (37)Потом не спеша сказал:

Слайд 11

– (38)Напрасно ты меня уговариваешь, герой. (39)Видишь, какое дело: возле моста бомбой овец несколько штук побило, ну а я одного барашка прирезал, капусты на огороде добыл, поручил двум легкораненым за щами присматривать и ушёл… (40)Вот повоюю немножко, поддержу вас, а придёт время обедать – уползу в лес, и горячая пища по возможности будет доставлена. (41)Ты доволен мною, герой? (42)Растроганный Лопахин хотел было обнять повара, но тот, улыбаясь, присел на дно окопа, сказал: – (43)Ты вместо этих телячьих нежностей одну гранатку мне дай, может, сгодится на дело. – (44)Драгоценный ты мой человек! – растроганно сказал Лопахин, отцепляя с ремня ручную гранату и с почтительным поклоном вручая её повару. – (45)Воюй, пожалуйста, теперь сколько влезет! (По М.А. Шолохову)* *Михаил Александрович Шолохов (1905–1984) – русский советский писатель, фронтовик, лауреат Нобелевской премии по литературе. Фрагмент взят из романа «Они сражались за Родину» – книги о подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны. Один из главных героев книги – Пётр Лопахин – смелый, находчивый, никогда не унывающий русский солдат.

Слайд 12

Обратимся к заданию Напишите сочинение – рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию…»

Слайд 13

Обращаемся к заданиям – помощникам. А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет . 1) Ты мне ответь на один-единственный вопрос: кто посадил тебя в эту ямку, и где кухня, и как мы сегодня будем обедать по твоей милости? 2) Драгоценный ты мой человек! – растроганно сказал Лопахин, отцепляя с ремня ручную гранату и с почтительным поклоном вручая её повару. 3) Лопахин чуть не задохнулся от охватившего его негодования. 4) Вот повоюю немножко, поддержу вас, а придёт время обедать – уползу в лес, и горячая пища по возможности будет доставлена Эпитет выделяет признаки, на которые автор хочет обратить внимание, конкретизирует явления и их свойства.

Слайд 14

Пишем сочинение К.Г. Паустовский утверждает: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию…» Писатель, на мой взгляд, говорит о красоте и выразительности русского языка. В справедливости этой мысли можно убедиться, обратившись к тексту М.А. Шолохова. Так, в предложении 3, в портретном описании повара Лисиченко, автор использует сравнение. Щеки бывалого солдата, который измучен «обстрелами и бомбёжками», писатель сравнивает с антоновскими яблоками. Разве это не поэзия? А используется это средство выразительности, чтобы создать яркий образ, чтобы подчеркнуть особое отношение автора к любимому герою. В качестве другого примера, иллюстрирующего выразительные возможности языка, можно привести эпитет «драгоценный» в реплике Лопахина, обращённой к тому же Лисиченко (предложение 44). Одно слово, а какое ёмкое определение, какая трогательная характеристика героя! Драгоценный – значит очень дорогой, необходимый, незаменимый. Таким образом, данный текст доказывает правоту высказывания К.Г.Паустовского.

Слайд 15

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Сочинение – рассуждение.

План

  1. Высказывание.

  1. Рассуждение о смысле высказывания.

  1. Пример 1, его роль.                                                                          

      4.  Пример 2, его роль.                                                                                                                            

  1. Вывод.

                                                                               Приложение 3

Речевые клише.

      1.  К.Г.Паустовский говорит: «…………………….».

  1. Высказывание Паустовского я понимаю так:  …

Эту фразу я понимаю так:  …

Смысл данного высказывания заключается в том, что  …

Паустовский считает, что  …

Паустовский, на мой взгляд, говорит о  …

  1. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.

         Так, в предложении …

          Например, в предложении …

                Это можно доказать, обратившись к предложению  ….

                В подтверждение этого тезиса можно привести пример  

                  из предложения …  

                Рассмотрим предложение  …. В нем использовано такое    

                   явление, как  …

  1. В качестве ещё одного примера можно привести …  

             предложение текста. В нём  …

              Проиллюстрировать это можно и на примере …    

              предложения текста.

   В справедливости этой мысли можно также  убедиться на  

    примере  предложения  …  текста.

ИЛИ

Приведу примеры из текста.

                                   Во – первых,  …

                                   Во – вторых,  …

  1. Таким образом, могу сделать вывод: Паустовский прав, утверждая, что…

Таким образом, данный текст доказывает правоту высказывания  Паустовского.



Предварительный просмотр:

Сочинение  - рассуждение на лингвистическую тему.

Алгоритм написания сочинения.

Слободина Наталья Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

МОКУ СОШ пгт Опарино Кировской области

       С введением нового закона «Об Образовании», который вступил в силу 1 сентября 2013 года, для всех 9-классников проведение ОГЭ  становится обязательным. Задание части 3(С2), сочинение на лингвистическую тему, является заданием высокого уровня сложности.  При выполнении работы востребованы знания и умения по всем основным разделам школьного курса русского языка. Поэтому необходима очень эффективная методика подготовки к экзамену.

     Задание  представляет собой письменный развёрнутый

аргументированный ответ. Объём  работы – 70 слов. На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

       Задание состоит в следующем: необходимо раскрыть смысл цитаты лингвистического характера на примере текста, с которым учащиеся работали,  выполняя задания части 2. 
      В каждом варианте экзаменационной работы будет «своя» цитата к заданию С2.
      Это работа, связанная с лингвистическим анализом текста.

Но это не сочинение на лингвистическую тему в строгом понимании этого слова, от учащегося не требуется покорения высот лингвистических знаний.       Задание проверяет осознанность полученных знаний и умение применять их на практике.

             Работу необходимо  написать в научном или публицистическом стиле, используя лингвистический материал по строго определённым правилам. 

               Основные требования к сочинению.

  • Сочинение на лингвистическую тему должно соответствовать функционально - смысловому типу речи рассуждения и строиться по схеме:
         ТЕЗИС (положение, которое надо доказать)  
        АРГУМЕНТЫ (примеры-доказательства из текста, предложенного для анализа)
        ВЫВОД (общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис)
  • При написании сочинения на лингвистическую тему необходимо помнить о том, что  аргументировать  необходимо примерами из текста (их следует привести не менее двух). Аргументы доказывают тезис и отвечают на вопрос «ПОЧЕМУ».
  • Примеры могут приводиться как в виде цитаты из прочитанного текста, так и в форме ссылки  на номер или номера предложений в нем.
  • Чтобы дать развернутый, аргументированный ответ на задание С2 и создать высказывание в  соответствии с функционально-смысловым типом речи «рассуждение», можно использовать следующие  речевые клише в основной части сочинения:
    вводные слова: таким образом, итак, действительно, например, во-первых, во-вторых, как видим и др.;
    синтаксические конструкции: «Чтобы проиллюстрировать функции ... , обратимся к синтаксической конструкции  ... , в конце которой ставится ... »; «Рассмотрим предложение  .... В нем ... »; «Обратим внимание на синтаксическую конструкцию «Примером  может служить предложение  ... »; «Итак, можно увидеть, что ... ».
  • Текст должен быть связным, логичным, последовательным.
    (Одновременно ученик должен показать, что текст ему понятен, и с автором цитаты он согласен).

             Жёсткие требования, предъявляемые к сочинению, пугают учащихся, поэтому  я предлагаю учащимся алгоритм работы над сочинением. А чтобы ученик не тратил время на экзамене на обдумывание того, как писать, а думал, о чём писать, как лучше выразить свою мысль, я составила модель написания сочинения, в которой объединила план сочинения и обороты речи, которые могут быть использованы в сочинении.

            Схема помогает выстроить композицию письменного высказывания, обеспечивает последовательность и связность изложения, отбор языковых средств, обеспечивающих точность и выразительность речи.

Особое внимание уделяю речевым оборотам. Ученик должен владеть арсеналом языковых средств и выбирать из него те, которые точно передадут его мысль. Речевое творчество основано на знании общей модели и умении пользоваться ею.

Алгоритм работы над сочинением.

       1. Предлагаю ребятам
- повторить грамматические и лексические явления русского языка     (Приложение 1.);
- изучить цитаты, положенные в основу заданий части С (Приложение 2.);
- план и речевые клише (Приложение 3.)

      2. Обращаю внимание на задания – помощники в КИМах, иллюстрирующие лексические  и грамматические явления (Приложение 4.)

      3. В качестве примера предлагаю сочинение по  тексту из «Диагностической работы № 1» МИОО от 27.09.2012. (Приложение 5.)

Напишите сочинение – рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию…»

           Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.  Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),  не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или  полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение.

 К.Г. Паустовский утверждает: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию…»
     Писатель, на мой взгляд, говорит о красоте и выразительности русского языка. В справедливости этой мысли можно убедиться, обратившись к тексту М.А. Шолохова.
     Так, в предложении 3, в портретном описании повара Лисиченко, автор использует сравнение. Щеки бывалого солдата, который измучен «обстрелами и бомбёжками», писатель сравнивает с антоновскими яблоками. Разве это не поэзия? А используется  это средство выразительности, чтобы создать яркий образ, чтобы подчеркнуть особое отношение автора к любимому герою.
     В качестве другого примера, иллюстрирующего выразительные возможности языка, можно привести эпитет «драгоценный» в реплике Лопахина, обращённой к тому же Лисиченко (предложение 44). Одно слово, а какое ёмкое определение, какая трогательная характеристика героя! Драгоценный – значит очень дорогой, необходимый, незаменимый.
      Таким образом, данный текст доказывает правоту высказывания  К.Г.Паустовского.

Список литературы

  1.  Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА - 2013[Текст] : учебно-методическое пособие / Ростов н / Д: Легион, 2012. – 384 с.  
  2. Драбкина С,В, Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык 2013: / М.: Интеллект-Центр, 2013.  
  3. Архипова Е.В.  Лингвистический тренажёр по русскому языку: правила, алгоритмы, тесты  [Текст] / Е.В. Архипова. – М.: Просвещение, 2007. – 160 с.

                         

                                                                                       

   

                                                                                                 Приложение 1.
Грамматические и лексические явления.
Роль грамматических явлений (подготовка к заданию С2.1)

А. значимые части слова(морфемы)

Б.Части речи.

В.Синтаксические явления.

1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

помогают перечислить действия героев;

позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;

конкретизируют признак предмета.

2. ОБРАЩЕНИЕ

называет собеседника, того, к кому  (звательная функция): Лена, дай мне одну краску.

выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию: Живёте на износ, бесценная наша, ...

раскрывает авторское представление о герое: Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.

в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста: "Куда бежишь, тропинка милая, ...

3. ВВОДНЫЕ СЛОВА

выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.):   конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др.

Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.

выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.):  к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор.

указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.

указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др.   Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища.

указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.

указывают на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути.  

используются также  для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др. Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти.

4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими.

помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета;

помогают автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата играли на камнях... (сравните: Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях...)

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ  

помогают автору ярко, многогранно представить предмет: Здесь уже начинался город, с высокими домами, с шумом трамваев.

помогают автору дополнить и усилить картину, установить причинно-следственные связи: Степан, в рваной телогрейке, пыльных сапогах, был похож на бродягу.

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

поясняют или уточняют нарицательное существительное;

помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед.

6. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

выражают добавочное действие к основному;

помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом;

помогают автору выделить качество основного действия: Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы.

помогают автору обозначить цель основного действия: Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.

помогают автору конкретизировать причину основного действия: Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно.

помогают автору конкретизировать время основного действия: И лишь повзрослев, понял что это задание дала маме её совесть.

помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами.

помогают автору сказать об условии основного действия: Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах - это олень Песчаных холмов.

помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие: Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?

помогают автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно факел.

7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ

несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию;

помогают автору внести в предложение значения включения или исключения: Он не видел ничего, кроме Таборки.

8. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

помогают автору конкретизировать предшествующий член предложения: В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка...

9. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

помогают автору обозначить одно и то же понятие другими словами: Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства...

помогают автору внести дополнительные разъяснения или замечания: Рабочие лесопромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили.

10. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался.

ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море.

ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка...

11. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо.

СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.

СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет.

СПП с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части: Она ела для того, чтобы не умереть.

СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос...

СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили.

12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

помогают автору показать одновременно происходящие события:  Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше.

помогают автору пояснить смысл сказуемого из первой части:  Наконец мы дождались: позвонил папа.

помогают автору указать на причину того, о чём говорится в первой части:  Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.

помогают автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

помогают автору противопоставить два события:  Лето припасает - зима поедает.

помогают автору уточнить, в какое время (когда) происходит событие, о котором говорится во второй части:  Кончил дело - гуляй смело.

помогают автору указать на условие, при котором совершается действие во второй части:  Посеешь ветер - пожнёшь бурю.

помогают автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой части:  Дети стали большими - им надо серьёзно учиться.

помогают автору передать быструю смену событий:  Раздался выстрел - зверь упал.

помогают автору сравнить события:   Скажет слово - соловей поет.

Г.Синтаксические средства художественной выразительности:

      Риторические вопросы и восклицания выражают эмоциональное отношения автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение): Безобразное отношение! Как можно беречь счастье! Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию: Сбережем свою душу как святыню!

     Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!

     Многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий, подчеркивается роль каждого.: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и  реки не разлились от такого горя!

     Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.

     Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

     Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.  Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность?

   Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!

     Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.

     Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.

    «1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств… в центральном зале экспозиции – тридцать пять картин великого романтика» .

     Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста: Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги… Ни одного мазка, - слышу я слова. – Нет мазков. Как живая.

    Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

    Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.: я всю жизнь шел к тебе.  Я всю жизнь верил в тебя.  Я всю жизнь любил тебя.

    Водные слова используются для того, чтобы выразить уверенность(конечно), неуверенность(возможно), различные чувства(к счастью), источник высказывания(по словам), порядок явлений(во-первых), оценка(мягко говоря), для привлечения внимания(знаешь, понимаешь, послушай)

    Обращения- используется для того, чтобы назвать того, к кому обращаются с речью, привлечь внимание собеседника, а также выразить отношение говорящего к собеседнику(Милая и родная мама!- распространенное обращении е)

   Однородные члены предложения – их использование помогает охарактеризовать предмет(по цвету, форме, качеству…), акцентировать внимание на каком-то моменте

     Обособление – используется для того, чтобы выделить или уточнить часть высказывания.(У забора, у самой калитки…)

Роль лексических явлений в языке.

АНТОНИМЫ:

позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их,

помогают высказать мысль с большей точностью,

делают речь яркой и убедительной.

СИНОНИМЫ:

 помогают избежать однообразия изложения,

разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,

позволяют всесторонне охарактеризовать образ,

помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание,

позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,

позволяют тонко и красочно описывать явления,

способствуют точности и ясности высказывания,

дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:

служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,

делают речь яркой и убедительной,

служат для передачи торжественности момента,

служат для воссоздания исторической обстановки,

служат средством речевой характеристики персонажа,

используются для создания комического эффекта, иронии;

помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,

подчёркивают достоверность сказанного,

служат названиями реалий прошлых лет.

 ДИАЛЕКТИЗМЫ:

помогают передать местный колорит, особенности речи героев.

СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

служат для обозначения предметов, признаков, действий.

СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

выступают как одно из средств выразительности речи.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:

используется писателями как языковая основа произведения,

употребляется в любых условиях общения,

служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:

создаёт стилистическую окраску слова,

 одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);

используется для словесной характеристики героя.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:

помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,

служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,

служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,

служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.

КНИЖНЫЕ СЛОВА:

позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,

помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему,  

служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,

служат речевой характеристикой персонажей.

ЭПИТЕТЫ:

усиливают выразительность, образность языка произведения;

придают художественную, поэтическую яркость речи;

обогащают содержание высказывания;

выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;

создают живое представление о предмете;

оценивают предмет или явление;

вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;

помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

   ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:

придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,

характеризуют все стороны жизни человека.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:

помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,

 средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,

средство передачи монотонности и однообразия действий,

повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,

средство выражения многократности или длительности действия.

ТРОПЫ - обобщённое название стилистических приёмов, состоящих в употреблении слова в переносном значении.

МЕТАФОРА - вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков, скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот. Например: Сыплет черёмуха снегом. (снег подобен цветущим кистям черёмухи). Колесом за сини горы солнце красное скатилось (солнце подобно колесу).

Значение: повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность.

МЕТОНИМИЯ - замена одного слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь. Например: Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам. (метонимия "все флаги" заменяет многословное выражение "корабли всех стран под различными флагами")

Значение: приём краткой выразительной речи, экономия лексических средств.

ИРОНИЯ (притворство) - употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Например: Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на слона.

Значение: создание комического эффекта.

ГИПЕРБОЛА (преувеличение) - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т.п. Например: ...дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни.

Значение: на гиперболах строится образность сатирических произведений. Гиперболизация является источником юмора, средством насмешки.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - разновидность метафоры, перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. Например: Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил.

Значение: повышает эмоциональную выразительность текста.

СИНЕКДОХА (обобщение) - частный случай метонимии, обозначение целого через его часть. Например: Швед, русский колет, рубит, режет.

Значение: придаёт речи краткость и выразительность, усиливает экспрессию речи и придаёт ей глубокий обобщающий смысл.

ЛИТОТА (простота) - образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета или явления. Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Значение: одновременное употребление литоты и гиперболы резко и сильно подчёркивает создаваемый образ. Стилистический приём двойного отрицания. Служит средством для создания сатирического и юмористического эффекта.

ЭПИТЕТ – образное определение предмета или действие. Например: На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн.

Значение: Создаёт зримый образ предмета, явления, формирует эмоциональное впечатление, передаёт психологическую атмосферу, настроение. Характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощается мироощущение писателя. Эпитет в описании природы как средство выражения чувства, настроения. Выражение внутреннего состояния человека.

АНТОНОМАСИЯ (переименование) – троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного, вид метонимии. Например: в русском языке закрепилось использование в переносном значении слов Донкихот, донжуан, ловелас и др.

Значение: этот троп часто используется в публицистике. В его основе – переосмысление имён исторических деятелей, писателей, литературных героев. В художественной литературе используется как средство образной речи.

АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение предмета или явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты (в баснях, загадках). Выражение отвлечённого понятия или идеи в конкретном художественном образе. Например: в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость – Зайца, хитрость – Лисы. Аллегорический смысл может получать иносказательное выражение: «пришла осень»  может означать «наступила старость».

Значение: широко используется в эзоповом языке – манере, обнаруживающей изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок и прочих обманных средств. Используется для того, чтобы обойти цензуру. С помощью аллегории иносказательно выражаются идеи глубокого философского содержания.

ПЕРИФРАЗА  или ПЕРИФРАЗ (описательное выражение) – стилистический приём, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета или явления описательным выражением. Например: Лев – царь зверей. Унылая пора, очей очарованье (вместо «осень»).

Значение: подчёркиваются существенные стороны, характерные признаки предмета или явления.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИМВОЛ – образные слова, которые замещают наименование жизненного явления, понятия предмета условным его обозначением, напоминающим это явление и придающим ему новый, глубинный смысл. Например: Дождь – символ печали и слёз. Кукушка – символ одинокой тоскующей женщины. Берёза – символ России.

Значение: придаёт слову новый, глубинный смысл.

                                                                                                   Приложение 2.                                                                                                                                                                            
 Цитаты, положенные в основу заданий части С. (По сборнику типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько)

Тест 1

«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».

Лев Васильевич Успенский

Тест 2

«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

Лев Васильевич Успенский

Тест 3

«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

Константин Александрович Федин

Тест 4

«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

Александр Афанасьевич Потебня

Тест 5

«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Тест 6

«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев».

Литературная энциклопедия

Тест 7

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Константин Георгиевич Паустовский

Тест 8

«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».

Борис Николаевич Головин

Тест 9

«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».

Лев Васильевич Успенский

Тест 10

«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

Иван Александрович Гончаров

Тест 11

«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».

А. А. Зеленецкий

Тест 12

«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».

Маргарита Николаевна Кожина

Тест 13

«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».

Ираида Ивановна Постникова

Тест 14

«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»».

Александр Александрович Реформатский

Тест 15

«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».

Александр Александрович Реформатский

Тест 16

«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».

Светлана Ивановна Львова

Тест 17

«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».

Н. Шамфор

Тест 18

«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».

Александр Иванович Горшков

Тест 19

«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».

Борис Викторович Шергин

Тест 20

«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».

Ираида Ивановна Постникова

Тест 21

«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».

Георг фон Габеленц

Тест 22

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Тест 23

«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».

Е. В. Джанджакова

Тест 24

«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».

Георгий Яковлевич Солганик

Тест 25

«Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».

Николай Гаврилович Чернышевский

Тест 26

«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».

Илья Наумович Горелов

Тест 27

«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика».

Михаил Васильевич Исаковский

Тест 28

«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».

Михаил Викторович Панов

Тест 29

«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».

Лев Николаевич Толстой

Тест 30

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Георгий Владимирович Степанов

Тест 31

«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».

Поль Рикёр

Тест 32

«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

Из учебника русского языка

Тест 33

«Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет».

Андрей Александрович Мирошниченко

Тест 34

«Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».

Андрей Александрович Мирошниченко

Тест 35

«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

Владимир Галактионович Короленко

Тест 36

«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».

Нина Сергеевна Валгина

Приложение 4.

Задания – помощники в КИМах, иллюстрирующие лексические и грамматические явления

    А2 Лексика и фразеология. Лексическое значение слова.

         Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты.

    А3 Средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения,

         олицетворения и т.д.)

    В1. Группы слов по происхождению.

    В2. Словосочетание.

    В3. Предложение. Грамматическая основа.

    В4,5. Осложнённое простое предложение.

    В7,8. Синтаксический анализ сложного предложения.

    В9. Сложное предложение с разными видами связи между

           частями.

 

Задания данной работы.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «проникновенно» (предложение 30).

1) убедительно               2) честно

3) проницательно           4) понятно

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.

1) Ты мне ответь на  один-единственный  вопрос:  кто  посадил  тебя  в  эту  ямку,  и  где  кухня,  и  как  мы сегодня будем обедать по твоей милости?

2) Драгоценный  ты  мой  человек!  –  растроганно  сказал  Лопахин,  отцепляя  с ремня  ручную  гранату  и  с  почтительным  поклоном  вручая  её  повару.

3) Лопахин чуть не задохнулся от охватившего его негодования.

4) Вот повоюю немножко, поддержу вас, а придёт время обедать – уползу в лес, и горячая пища по возможности будет доставлена

В2. Замените словосочетание «почтительный поклон», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 10.

В4. Среди предложений 6 -9 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В5. В приведённом предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Растроганный Лопахин хотел было обнять повара,(1) но тот,(2) улыбаясь,(3) присел на дно окопа,(4)сказал:

– Ты вместо этих телячьих нежностей одну гранатку мне дай,(5) может,(6)сгодится на дело

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста

пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Лопахин  проигрывал  игру:  над  ним  явно  издевались,(1)  а  он  не  находил  таких увесистых слов,(2) чтобы достойно ответить.

Снова  присел  он  на  корточки  возле  окопа, (3) призвал  на  помощь  всё  своё самообладание,(4)проникновенно заговорил…

В8. Среди предложений 2 -6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

                                                                                               Приложение5.

Сочинение по  тексту из «Диагностической работы № 1» МИОО от 27.09.2012)

    (1)Никогда ещё не было у Лопахина так тяжело и горько на сердце, как в эти дни, когда с ожесточёнными боями отступали наши войска к Дону, измученные постоянными  обстрелами и бомбёжками.

    (2)Он возвращался из штаба, когда из окопа, который был отрыт по-настоящему и с очевидным  знанием  дела,  на  него  взглянули  усталые,  но,  как  всегда,  бесстрастные, холодные  голубые  глаза  повара  Лисиченко.  (3)Его  полное  лицо  с  налитыми,  как  антоновские  яблоки,  щеками  выглядело  необычно  моложаво,  даже  весело.  (4)Голубые

глаза спокойно и, как показалось Лопахину, вызывающе щурились.

   (5)Подчёркнуто  шаркающей  походкой  Лопахин  приблизился  к  ячейке,  присел  на корточки  и,  глядя  на  повара  сверху  вниз,  сказал  шипящим  и  ничего  доброго  не предвещающим голосом:

– (6)Здравствуйте, как ваше здоровье?         

– (7)Благодарю вас, топайте дальше...

–  (8)Я  бы  тебе  ответил  по  всем  правилам  военной  науки,  но  не  для  тебя  берегу самые дорогие и редкостные слова, – выпрямляясь, сказал Лопахин. – (9)Ты мне ответь на  один-единственный  вопрос:  кто  посадил  тебя  в  эту  ямку,  и  где  кухня,  и  как  мы сегодня будем обедать по твоей милости?

– (10.)Никто меня сюда не сажал… (11)Сам отрыл себе окопчик, сам и разместился тут, – спокойным и скучающим голосом ответил Лисиченко.

(12)Лопахин чуть не задохнулся от охватившего его негодования.

– (13.)Разместился? (14.)Ах, ты... (15)А кухня?

– (16)А кухню я бросил. (17.)Мне возле кухни быть сегодня стало грустно, потому я её и бросил.

– (18.)Загрустил, бросил и по своей доброй воле пришёл сюда?

– (19)Точно. (20)Что тебя ещё интересует, герой?

– (21.)Ты что же, думаешь, что без тебя оборону не удержим?

– (22)Вот именно, попал в самую точку. (23)Не понадеялся я на тебя, Лопахин, подумал, что дрогнешь в тяжёлую минуту, потому и пришёл.

(24)Говорить  с  поваром  было  бесполезно.  (25)Он  был  неуязвим  в  своём добродушном спокойствии, а потому Лопахин, передохнув, тихо и неуверенно сказал:  

–  (26)Стукнул  бы  я  тебя  чем-нибудь  тяжёлым  так,  чтобы  из  тебя  всё  пшено высыпалось, но не хочу силы расходовать. (27)Ты мне раньше скажи без всяких твоих штучек, что мы нынче есть будем?

– (28)Щи со свежей бараниной и с молодой капустой.

(29)Лопахин  проигрывал  игру:  над  ним  явно  издевались,  а  он  не  находил  таких увесистых слов, чтобы достойно ответить.

(30)Снова  присел  он  на  корточки  возле  окопа,  призвал  на  помощь  всё  своё самообладание, проникновенно заговорил:

–  (31)Иди,  милый,  отсюда  поскорее  и,  пока  всё  тихо,  с  малым  дымом  вари  кашу. (32)Кто  мы  без  горячей  пищи?  (33)Мы  жалкие  люди,  даю  честное  слово!  (34)У  меня, например, без еды и прицел становится не тот, и какая-то слабость в ногах, и в руках дрожь появляется... (35)Иди, Лисиченко, и будь спокоен, управимся тут и без тебя…

(36)Лопахин  ждал  ответа,  а  Лисиченко  медленно  достал  из  кармана  розовый, расшитый  немыслимыми  цветами  кисет  и,  начинив  цигарку  табаком,  задумался.

(37)Потом не спеша сказал:

– (38)Напрасно ты меня уговариваешь, герой. (39)Видишь, какое дело: возле моста бомбой  овец  несколько  штук  побило,  ну  а  я  одного  барашка  прирезал,  капусты  на огороде добыл, поручил двум легкораненым за щами присматривать и ушёл… (40)Вот повоюю немножко, поддержу вас, а придёт время обедать – уползу в лес, и горячая пища по возможности будет доставлена. (41)Ты доволен мною, герой?

(42)Растроганный Лопахин хотел было обнять повара, но тот, улыбаясь, присел на дно окопа, сказал:

– (43)Ты вместо этих телячьих нежностей одну гранатку мне дай, может, сгодится на дело.

 –  (44)Драгоценный  ты  мой  человек!  –  растроганно  сказал  Лопахин,  отцепляя  с ремня  ручную  гранату  и  с  почтительным  поклоном  вручая  её  повару.  –  (45)Воюй, пожалуйста, теперь сколько влезет!

 

(По М.А. Шолохову)*

 

*Михаил  Александрович  Шолохов  (1905–1984)  –  русский  советский  писатель, фронтовик,  лауреат  Нобелевской  премии  по  литературе.  Фрагмент  взят  из  романа «Они  сражались  за  Родину»  –  книги  о  подвиге  советских  людей  в  годы  Великой Отечественной  войны.  Один  из  главных  героев  книги  –  Пётр  Лопахин  –  смелый, находчивый, никогда не унывающий русский солдат.