Урок русского языка на тему "Сложные предложения"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок обобщения.Цель: закрепить знания о видах сложных предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка в 5 классе16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему : «Сложные предложения»

                              Класс: 5

Цель: закрепить знания о видах сложных предложений, формировать умения различать виды сложных предложений, тренировать детей в правильном и уместном использовании сложных предложений в тексте.

1.Орг.момент.

2.Словарный диктант на повторение:

Коснулся веточкой,  быстро растут, выросла на дорожке, наклониться над водой, зеленый росток, проложить дорогу, осторожное касание, врасти в почву,  спускаться на равнину, выращенный в теплице, густые заросли, выгорит от солнца, произрастать в степи.

3.Объявление темы урока.

- На прошлых уроках мы познакомились с видами сложных предложений.

- Что мы знаем о сложных предложениях?

Работа в группах.

Представитель каждой группы рассказывает о сложных предложениях.( 1-  о ССП, 2-  о СПП, 3- о БСП)

Слайд «Виды СП».

4.Работа с текстом.

 Берега Волги пор..сли белыми ивами которые у нас называют ветлами.

 Поднялся вдруг ветер нал..тел на реку взъерошил изумрудную тр..ву на берегу. Он так всколыхнул ветви ив что листья тревожно заш..птались. Вода запл..скалась мелкой рябью но вскоре утихла.

Задание классу:

1.Прочитайте, докажите, что это текст.

2.Озаглавьте, определите стиль, тип речи.

3.Начертите схемы сложных предложений, определите вид сложного предложения. Найдите олицетворения, эпитеты.

5.Игра «четвертый лишний»

1.Летом от солнца выгорит и почернеет степь.

2.Понесется над степью знойный ветер и придет осень.

3.Вот солнце в облаках мигает и иней в серебре сверкает.

4.Когда я проходил  мимо обезьянка протягивала мне свою лапу.

6.Творческая работа по вариантам.

-Перед вами простые предложения. Составьте сложные предложения (ССП, СПП, БСП), начертите схемы получившихся сложных предложений.

1 вариант

1)Взошло весеннее солнце. Ожил каждый кустик.

2)Небо заволокло тучами. Началась гроза.

2 вариант

1)Солнце поднялось. Вся окрестность озарилась светом.

2)Утром шел дождь. Трава еще была мокрая.

3 вариант

1)Трава начала буреть. Степь потускнела.

2)Ребята собрались в поход. Дождь помешал им.

Проверочная работа

Тест.

1.Какое предложение простое?

1)Труд человека кормит, а лень портит.

2)Где сосна взросла, там она и красна.

3)Пословица — меткое, образное изречение.

2.Какое предложение сложное?

1)Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.

2)Собака лает -ветер носит.

3)Мал золотник, да дорог.

3.Найдите предложение с однородными членами.

1)Из-за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез.

2)Листва сомкнулась и потемнел лес.

3)Взошло солнце и ожил каждый кустик.

4.Найдите сложносочиненные предложения.

1)Целый день трудится и поет жаворонок чтобы люди работали веселей.

2)Поезд пролетел через мост и Натка загляделась на реку.

3)Днем и ночью шумят и бьются о скалы морские волны.

4)Синели звезды на рассвете и над землей редел мгла.

5)Солнце поднялось и вся окрестность озарилась светом.

6)Лиса подползла к полынье где плавала Серая Шейка.

5.В каких предложениях необходимо поставить только одну запятую?

1)Лебедь рвется в облака Рак пятится назад а Щука тянет в воду.

2)Не гонялся бы ты поп за дешевизной.

3)Курица по зернышку клюет да сыта живет.

4)Глаза боятся а руки делают.

5)Прошло жаркое лето и наступила осень.

6)Отпусти ты старче меня в море!

  Подведение итогов урока. Рефлексия.

Как мы сегодня поработали? Все понятно?

Кому кое-что чуть-чуть не ясно?

Что было интересно?

  Оценки за урок.

  Домашнее задание: составить  текст  на тему «Природа  нашего края»(группа А), выписать из любого художественного произведения 5-6 сложных предложений разных типов (группа Б).

Список использованной литературы:

1.Львова С.И., Львова В.В. Русский язык.5 класс. В 3 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений, -М.: Мнемозина,2012г.

2.Васильевых И.П. Уроки русского языка. Пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык.5 класс».-М.: Мнемозина, 2012.-365 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"

Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...

Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"

Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий,  сопровождается показом презентации....

Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс

Выбранная форма проведения урока - урок обобщения и систематизации знаний по теме "Виды сложноподчиненных предложений", который является завершающим при изучении данной темы. В ходе проведения урока п...

Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс

Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, постановку знако...

Урок русского языка "Однородные члены предложения"

Урок русского языка в 5 классе по теме  "Однородные члены предложения" (Изучение новой темы)...