Урок А. П. Чехов "О любви"
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) по теме

Васютина Валентина Петровна

Активизации  познавательного уровня обучающихся на уроках литературы способствуют такие уроки, как урок – исследование. Исследовательское творчество в обучении предполагает введение общих и частных методов на всех его этапах – от восприятия до введения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории литературы  и ее  современного состояния, а также информации, которая знакомит обучающихся с методами научного познания литературы как науки. Создание компьютерной презентации  самими обучающимися на таких уроках – хороший метод, стимулирующий мыслительную активность  и поднимающий уровень творческой самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_a_p_chekhov_o_lyubvi.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

.

Васютина Валентина Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 7 города Белгорода

Тема урока:

Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы ( по рассказу А. П. Чехова  «О любви»).

Урок литературы в 10 классе

Цель урока:

1.Прослушать работу заранее  подготовленных обучающихся

2.Продолжить   формирование умения  обучающихся работать в группах, сравнивать факты и детали, делать выводы

3.Воспитывать уважительное отношение к художественному слову, прививать любовь к литературе

Оборудование:  текст произведения, компьютер, мультимедийный проектор

Тип урока – урок- исследование

Ход урока:

  1. Сообщение темы и целей  урока
  2. Вступительное слово учителя

Рассказ А.П. Чехова « О любви» впервые был опубликован в августовском номере журнала «Русская мысль» в 1898 году. В  образе главной героини Анны Алексеевны Луганович узнала себя писательница Лидия Алексеевна Авилова («Что « О любви» касалось меня, я не сомневалась…»1. По ее свидетельству, в рассказе нашла отражение история их взаимоотношений с Чеховым – «…роман, о котором никто никогда не знал, хотя он длился целых десять лет»2. Об этом Л. А. Авилова написала в своих воспоминаниях «А.П. Чехов в моей жизни»3.

Полагаясь на хорошее знание Буниным Чехова и Авиловой, можно изящно,  лаконично, выразительно говорить о правомерности версии Авиловой.  Писательница И. Гоф считает даже, что между Чеховым и Авиловой постоянно происходил творческий диалог и что рассказ Чехова  «О любви» явился ответом на авиловские  «Забытые письма». Это хорошая, умная, изящная вещь…в ней пропасть искусства и таланта….»5.

Сегодня на уроке наши творческие группы как раз и постараются предоставить исследоватаельский материал и доказать, что произведение.  «О любви» изящно, выразительно, лаконично. Итак, слово ребятам.

1 группа. Тема рассказа – гибель любви под влиянием «футлярной жизни». Содержанием является и выбор языковых средств для воплощения авторской идеи. Целью работы нашей группы было – доказать, что в рассказе Чехов выступает как мастер речевого портрета дет презентация).

 В речи Алехина много элементов разговорно- бытовой, непринужденной лексики (холостяки, батраки, убыток, няня, без гроша и т. д.), просторечных слов: бабы, мужики, спанье в санях, шайка- группа людей, объединившихся для какой-либо «преступной деятельности»), просторечных грамматических форм (тосковал по черном сюртуке), фразеологических оборотов (верчусь как белка в колесе, говорил бог знает что, выпил в один присест, просторечно-вульгарные слова (мурло).

Речь Алехина по- народному метафорична. Так, рассказывая о возникших в семье Лугановичей сложностях, связанных с его появлением, он употребляет народную пословицу: не было у бабы хлопот, так купила порося. Верчусь как белка в колесе, так метко характеризует свой образ жизни в деревне Алехин говоря о деревенском труде, он употребляет сравнение, заимствованнное из простонародного лексикона:  «Я сам тоже пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился, как деревенская кошка, которая с голоду ест на огороде огурцы».  Вкладывая в уста героя множество просторечных слов и выражений, Чехов тем самым показывает, как обыденщина засасывает умного. культурного человека, приземляет его, меняет его склонности, привычки и даже речь. Когда же Алехин начинает говорить о любви в высоком значении этого слова, он меняется на наших глазах, меняется его строй речи: возвышенная лексика- питать пристрастие, церковно- славянское- тайна сия великая есть-( выражение из послания апостала Павла ефесянам, которое используется в обряде бракосочетания),книжное трактовать вместо судить (…о всем этом можно трактовать как угодно). Когда Алехин говорит о любимой женщине, речь  его становится поэтичной:

Я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную. обаятельную…; …воспоминание о стройной белокурой женщине оставалось во мне все дни , я не думал о ней , но точно легкая тень ее лежала на моей душе…

Точные эпитеты характеризуют чувства героя (тихая и грустная любовь. жгучая боль, милые ласковые глаза, легкая тень и др.).

Мелодичность, музыкальность речи достигается традиционными  для Чехова двукратными, троекратными повторами, однородных членов:

И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней, я старался понять тайну молодой , красивой, умной женщины, которая выходит за неинтересного человека; Она думала о муже, о детях, о своей матери, которая любила своего мужа, как сына; …Целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез…;…со жгучей любовью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить; Ей казалось, что она недостаточно молода для меня, недостаточно трудолюбива и энергична, чтобы начать новую жизнь, и она часто говорила с мужем об этом, что мне нужно жениться на умной девушке, которая была бы хорошей хозяйкой, помощницей

В отдельных случаях троекратные повторы сопутствуют многократным в одном предложении:

Ее взгляд, изящная благородная, рука, которую она подавала мне, ее домашнее платье, прическа, голос, шаги всякий раз производили на меня все то же впечатление чего-то нового, необыкновенного в моей жизни и важного.

Таким образом, посредством изобразительно-выразительных средств (просторечная лексика, метафоры, эпитеты). А. П. Чехов достигает глубины психологического анализа в рассказе.

Учитель: Спасибо, ребята. А теперь мы предоставим слово 2–й  творческой группе, которые понаблюдали за чеховским диалогом в рассказе.

Выступают ребята 2-й группы.

Цель нашего исследования - доказать, что диалог, встречающийся в рассказе, является также средством раскрытия характеров героев (идет презентация).

В рассказе диалог встречается не часто, но, так же, как и другие средства, имеет характерологическую функцию. Так, когда за обедом у Лугановичей  Алехин рассказывает о деле поджигателей, Чехов приводит всего две реплики: Анны Алексеевны и Лугановича. Но в этих репликах писатель сумел выразить нравственную сущность героев:

Анна Алексеевна все покачивала головой и говорила мужу: «Дмитрий, как же это так?»

Мы видим, что она взволнована рассказом Алехина, солидарна с ним и так же возмущена фактом неправосудия.

Мы с вами не поджигали, - говорил он ( Луганович) мягко, - и вот нас же не судят, не сажают в тюрьму.

И здесь явственно виден характер человека:  « Луганович  -  это добряк, один из тех простодушных людей, которые держатся мнения, что раз человек попал под суд, то, значит, он виноват»

Особенность диалога, происходящего между Анной Алексеевной и Алехиным в театре, состоит в том,  что Алехин по воле автора остается как бы в тени (у него всего лишь одна малозначительная реплика), в то время как Анне Алексеевне принадлежит главная роль. Передает душевное состояние героини, ее борьбу с собой, с зарождающейся любовью к Алехину.

Последние реплики героини рассказа, которые звучат  в конце повествования о « тихой, грустной любви», выдают ее плохое настроение, раздражение от «сознания  неудовлетворенной, испорченной жизни»:

Когда я ронял что-нибудь. то она  говорила холодно:

Поздравляю вас.

Если, идя с ней в театр. Я забывал взять бинокль, то потом она говорила:

Я так и знала, что вы забудете.

Таким образом, можно говорить о том, что посредством речевой характеристики при употреблении диалога  Чехову удалось изобразить и нравственный мир, и целую гамму чувств и настроений своих героев.

Учитель: Спасибо, ребята. Слово предоставляем 3- й  творческой группе

Цель нашего исследования - показать роль детали в рассказе (презентация).

В творчестве Чехова можно отметить такую характерную деталь. Если в ранних рассказах писатель часто занимал позицию стороннего наблюдателя, то в рассказе «О любви» за фигурой рассказчика, помещика Алехина, ясно виден автор, с его мыслями, взглядами, чувствами, и голос его все чаще сливается с голосом рассказчика. Это проявляется в рассуждениях Алехина о любви, о том, что нужно «объяснять каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщить», о возможности и невозможности счастья с любимой женщиной. И, наконец, в выводах, которые автор делает устами своего героя:

…я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то. Что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.

Исследователи Чехова справедливо отмечают такую существенную черту стиля Чехова, как обстоятельность авторского повествования, « достигаемую подробной детализацией описываемых фактов и явлений»6.

Перечисления различного рода деталей организуются в тексте в  подробные сложные синтаксические целые:

Я не оставлял в покое ни одного клочка земли, я сгонял всех мужиков и баб из соседних деревень, работа тут у меня кипела неистовая; я самтоже пахал, сеял, сеял и при этом скучал и брезгливо морщился, как деревенская кошка, которая с голоду ест на огороде огурцы; тело мое болело, и я спал на ходу.

…Дело прошлое, и теперь бы я затруднился определить, что собственно в ней было такого необыкновенного, что мне так  понравилось в ней; тогда же за обедом  для меня все было неотразимо ясно : я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал; и сразу я почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые умные  глаза я видел уже когда – то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери.

Таким образом, через детали автор показал , что размышления Алехина  помешали ему решить вопрос положительно, в действительности же оказалось,   что решаемый вопрос очень труден. Сомнения Алехина- не пустые, не трусливые, они открывают нам честные и добрые мысли…Но нет в его жизни главного- ясной и глубокой, высокой жизненной цели. И это губит его.

Подведение итогов.

Учитель: Мы благодарны всем нашим участникам урока - исследования. Ребята провели большую исследовательскую работу, на что указывают приводимые ими цитаты из произведения, а также используемый ими материал из источников наших литературоведов.  

А теперь давайте еще раз скажем, что придало рассказу «О любви» лаконичность,  выразительность, изящность с точки зрения его художественной формы? (звучат ответы обучающихся).

Задание на дом:

Написать сочинение - миниатюру на одну из тем:

  1. Кто такие «футлярные люди»?
  2. Счастливые и несчастливые герои «маленькой трагедии»

Литература:

1.Чехов в воспоминаниях современников.-М.. 1986.-с.187.

2.Литературное наследство.-1960.-т.68.-с.260.

3.Авилова Л.А. Рассказы. Воспоминания. --М..1984.-с.116-192.

4.Бунин И.А. Собр. Соч...6В 9 т.-Т.9.-с.230

5.Чехов А.П. Полн. собр. Соч...В 30 т.-Письма.-Т.7.-С.9

6.Бельчиков Ю.А., Карпов Е.Л.   Наблюдения над стилем авторского повествования в рассказах А.П. Чехова//РЯШ.,!986.-№1.-С.41

Перечень используемых на уроке ЭОР:

 1.Презентации, созданные обучающимися (по указанной теме).

Аннотация

Активизации  познавательного уровня обучающихся на уроках литературы способствуют такие уроки, как урок – исследование. Исследовательское творчество в обучении предполагает введение общих и частных методов на всех его этапах – от восприятия до введения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории литературы  и ее  современного состояния, а также информации, которая знакомит обучающихся с методами научного познания литературы как науки. Создание компьютерной презентации  самими обучающимися на таких уроках – хороший метод, стимулирующий мыслительную активность  и поднимающий уровень творческой самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу Чехова "Каштанка"

Представлен конспект урока по литературе в 6 классе. Чехов "Каштанка"...

Урок по произведению Чехова "Ионыч".

Урок по произведению Чехова "Ионыч". Урок построен  в виде диспута...

Презентация урока Анализ рассказа Чехова "О любви"

Данный материал поможет учителю подготовить и провести урок по анализу рассказа "О любви"...

Открытый урок по рассказу Чехова "Ионыч"

Предлагаю технологическую карту урока для 10 класса по рассказу Чехова "Ионыч". Урок с использованием средств ИКТ, есть презентация....

Урок по рассказу Чехова "Толстый и тонкий".

Структура и содержание урока1.       Тема Урок-мастерская. «По следам толстых и тонких»2.       Цель. Цели урока:1) Познавательная:•...

Конспект урока литературы Мастерство Чехова-рассказчика. 10 класс

Конспект урока литературы на тему "Мастерство Чехова-рассказчика". 10 класс...

Анализ рассказа А.П.Чехова " любви"

В разработке  представлен вариант анализа  рассказа А.П.Чехова "О любви"....