Урок русского языка в 8 классе по теме: "Назывные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Кузнецова Лилия Петровна

 

Опираясь на основную педагогическую задачу, на уроке ставились следующие задачи:

1.Познакомить уч-ся с односоставными предложениями , а именно с главным членом -подлежащим, показать значение предложения, сферу употребления.

2.Способствовать умению уч-ся находить назывные предложения в различных текстах.

3.Совершенствовать умения и навыки выделять грамматическую основу в предложениях , способствовать развитию творческих способностей уч-ся.

4.Способствовать повторению темы «Правописание корней с чередованием гласных в корне слова». Подготовка к Государственной Итоговой аттестации.

5.Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности уч-ся.

 
 
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_8_seminar.odt46.69 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное образовательное учреждение дополнительного образования Тульской области «Институт повышения  квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Медвенская средняя общеобразовательная школа»

Ленинского района Тульской области

Проект урока по курсу

«Русский язык» (8 класс)

Разработан

Кузнецовой Лилией Петровной,

учителем высшей категории

МОБУ «Медвенская СОШ»

Ленинского района  Тульской области

Тема: «Назывные предложения».

Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской деятельности в процессе изучения назывных предложений, создать условия для формирования познавательных и логических умений  в процессе самостоятельной познавательной деятельности при формировании понятия об односоставных назывных предложениях.

Задачи:

предметные:

создать условия для:

  • открытия учащимися основных знаний по теме «Назывные предложения»;
  •  для принятия учебной задачи и стремления её выполнить.

метапредметные:

организовать деятельность учащихся по:

       -  развитию наблюдательности, умений сравнивать ,анализировать, делать выводы;

  1.       -   развитию умения работать с разными источниками информации;
  2.         -  формированию умения договариваться и приходить к общему решению в совместной
  3. деятельности;
  4.        -  адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

личностные:

способствовать:

  • формированию отношения к учению, познанию как ценности;
  • развитию личностной мотивации к самостоятельной учебной деятельности;
  • возникновению интереса к предметно-исследовательской деятельности и потребности в её осуществлении для самостоятельного решения познавательных и практических задач.

Оборудование:

для учителя:

- компьютер с программой Power Point;

- тексты произведений для анализа.

для учащихся:

- тексты произведений для анализа назывных предложений;

                -раздаточный материал;

                -произведения худ. лит-ры;

   - ФОТОГРАФИИ ГОР;

- МУЗЫКА П.И.ЧАЙКОВСКОГО.

Тип урока:

                -  урок изучения и первичного открытия нового материала (урок постановки и решения познавательных задач).

Формируемая область понимания:

                 - Осознанное лингвистическое умение находить в тексте и характеризовать односоставные назывные предложения.

Основные методы изучения:

1.Частично-поисковый.

2.Исследовательский.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её выполнения;
  • формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации.

Личностные универсальные учебные действия:

        - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

       

Регулятивные универсальные учебные действия:

     -  принимать и сохранять учебную задачу;

      - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные универсальные учебные действия:

     -  воспринимать и анализировать сообщение и важнейшие их компоненты — тексты;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы

   Добрый день, уважаемые коллеги!

Нашу встречу мне бы хотелось начать с высказывания Джона Дьюи: « Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра».

   Действительно, в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

   Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий.    

  В период перехода к новой информационной культуре, отличающейся такими чертами, как глобализация , динамичность и изменчивость условий, перед образованием стоит задача подготовить человека, соответствующего этой культуре. Человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, быстро и успешно адаптироваться  в нём, принимая общечеловеческие ценности, традиции своего государства, своего народа. Человека, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии.

       Школа сегодня становится не столько источником информации, сколько учит детей учиться. А это значит, что необходимо вооружить учащихся способами действий. Поэтому главной целью каждого педагога является развитие способностей ученика:

• самостоятельно ставить учебные цели,

• проектировать пути их реализации,

• контролировать и оценивать свои достижения.

    Приоритетом основного  общего образования в условиях реализации ФГОС  становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (универсальными учебными действиями).

    Когда – то очень давно  Герберт Спенсер сказал:  «Великая цель образования – это не знания, а действия».                        
 
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу  современной системы образования,  поставленную новыми федеральными образовательными стандартами: развитие личности на основе формирования  совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. То есть,  главная задача учителя на современном этапе не дать знания учащимся в готовом виде, а формирование умения учиться, развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.  

   Деятельностный подход призван   обеспечивать системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания. Управление познавательной деятельностью не может быть осуществлено вне форм организации познавательной деятельности уч-ся. Что же такое познавательная деятельность?

   Под формой организации познавательной деятельности следует понимать «целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев работы.»

Ребенок – исследователь по своей природе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Следовательно, каждый урок курса «Русский язык»  – это удачная возможность открытия «неизвестного в известном» через наблюдения, конструирование, моделирование.

Таким, образом, мы видим, что системно-деятельностный подход, который  лежит в основе Стандарта образования, требует перестройки учителем своей педагогической практики, интенсивного освоения новых средств обучения и современных технологий.

 Но одной из главных проблем в практике учителя является  переход к новой позиции – организатора и координатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока.   Таким образом, основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Философ Конфуций говорил: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

     Опираясь на основную педагогическую задачу, на уроке ставились следующие задачи:

1.Познакомить уч-ся с односоставными предложениями , а именно с главным членом -подлежащим, показать значение предложения, сферу употребления.

2.Способствовать умению уч-ся находить назывные предложения в различных текстах.

3.Совершенствовать умения и навыки выделять грамматическую основу в предложениях , способствовать развитию творческих способностей уч-ся.

4.Способствовать повторению темы «Правописание корней с чередованием гласных в корне слова». Подготовка к Государственной Итоговой аттестации.

5.Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности уч-ся.

    В содержании урока нашли отражение региональный компонент, языковая компетенция (работа с текстами) и орфографическая компетенция. Этапы урока чередовались.

    Данным уроком начинается знакомство уч-ся с видами односоставных предложений. Урок построен с учётом личностно - ориентированного обучения. Этапы урока связаны логически, домашнее задание направлено на закрепление материала. На уроке использовались различные виды деятельности уч-ся (чтение, слушание, письмо).

    На уроке использовалась технология развивающего обучения. Эта технология позволяет ориентироваться на потенциальные возможности человека и их реализацию. Уч-ся в процессе урока были вовлечены в разные виды деятельности.

    Вид урока-путешествие (восхождение на вершину горы «Знание») позволяет повысить интерес к предмету, показать возможности практического применения полученных знаний.

   На этом уроке дети были подготовлены к самостоятельному открытию знаний о том, что такое односоставное предложение как языковая единица, какие условия являются

определяющими для отнесения предложения к односоставному типу и какие группы назывных предложений могут встречаться в русском языке,  ими была поставлена цель — научная : вычленить , характеризовать, создавать и использовать односоставные предложения в устной и письменной речи. Эта задача решалась последовательно на всех дальнейших этапах урока. Она объединялась общей образовательной ситуацией, приближенной к жизненным условиям — покорение Снежной вершины, вершины горы «Знание».

     Переходим к этапам урока.

   Я представляю вашему вниманию урок по теме «Назывное предложение » в 8 классе  с собственным комментарием.  

  Надеюсь также на наш с вами продуктивный диалог.  Вместе с анализом урока я предлагаю на некоторых этапах уроках вам поучаствовать в выполнении заданий. Эпиграф нашего урока звучал так: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Давайте сегодня урок мы проведём под этим девизом.

Этапы урока

Цели

Содержание

1.Подготовка к восприятию новой темы. Мотивация к учебной деятельности.

- Как вы считаете, какие задачи решает этот этап урока?

Этот этап урока решает следующие задачи:

- Включить учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

-Актуализировать требования к успешному осуществлению учебной деятельности.

2.Орфографическая минутка. Повторение пройденного материала.

    Давайте вместе с вами попробуем выполнить задание этого этапа.

3.Создание проблемной ситуации. Организация деятельности по открытию новых знаний.

   Определение темы и цели урока. Постановка учебной задачи.

   Какие универсальные учебные действия формируются в исследовательской деятельности?

Личностные УУД:

– интерес к предметно-исследовательской деятельности.

Регулятивные:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Коммуникативные:

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

4.Проверка домашнего задания. Я считаю, что д/з необходимо проверять  там, где оно логично вписывается в урок. Менее всего в конце урока.

5.Закрепление полученных знаний.          

  Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

   Давайте вместе с вами попробуем выполнить задание этого этапа.

6.Расширение и углубление нового знания. Давайте вместе попробуем покорить 2 высоту.

7.Закрепление полученных знаний.

8.Закрепление полученных знаний.

Включение нового в систему знаний и обобщение.

9.Домашнее задание.

10.Подведение итогов урока. Рефлексия.

1.Настроиться динамично и активно работать, подготовиться к продуктивной работе на уроке, создать положительный и эмоциональный настрой.

2.Учить ребят на слух определять вид односоставного предложения.

3.Совершенствовать умение лаконично,точно и выразительно строить свою речь.

2.Повторение правописания корней с чередованием гласных в корне слова. Подготовка к ГИА. Морфемный разбор.

3.

1.Научиться находить назывные предложения, определять роль назывных предложений в художественной речи.

2.Научиться определять признаки назывных односоставных предложений. Лексический разбор.

4.

1.Уметь находить в тексте односоставные назывные предложения.

2.Развивать творческие способности уч-ся.

5.

1.Уметь различать назывные предложения, выраженные различными частями речи.

2.Уметь различать распространённые и нераспространённые назывные предложения.

6.Уметь различать назывные предложения.

7.Уметь отличать односоставные предложения от двусоставных, выделять грамматическую основу односоставного предложения.

8.Уметь находить назывные предложения в текстах, развивать речь уч-ся.

9.

1.Закрепить знания и умения, полученные на уроке.

2.Научиться выполнять задания творческого характера.

3.Проверить знания, умения, навыки по теме «Назывное предложение».

10.Подвести итог работы на уроке, определить, что нового узнали, чему научились на уроке.
 Какие универсальные учебные действия формируются у учащихся на этом этапе урока?

-Метапредметные: оценка собственной деятельности – достигнута ли цель урока; прогнозирование дальнейшей учебной деятельности, планирование – удалось узнать много, хочу найти дополнительный материал.

- Личностные: оценивание усвояемого содержания, способность к самооценке на основе критериев, ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, самоопределение – считаю нужным узнать больше.

1.Чтение стихотворения «Сельская школа».

Ученик читает стихотворение, уч-ся на слух находят назывные односоставные предложения.

2.Монолог Назывного предложения повысил интерес на уроке к данной теме.

2.Ребята совершают восхождение на вершину горы «Знание». Но прежде чем отправиться на восхождение, уч-ся необходимо проверить снаряжение, написав словарный диктант.

3. Для того, чтобы продолжить восхождение, уч-ся необходимо получить билет- разрешение , проанализировав стихотворение А.Фета «Шёпот, робкое дыханье...».

 Уч-ся познакомились с особенностями этого стихотворения, с  особенностями  назывных предложений. Также уч-ся проанализировали предложения, взятые из произведений художественной литературы , они определили односоставные или двусоставные эти предложения, а также выделили в них грамматические основы.

4. На этапе проверка домашнего задания уч-ся приводили примеры  назывных предложений, взятых из произведений художественной лит-ры Тульских авторов. Тем самым на данном этапе реализовался региональный компонент.

5. Выполнив задания и получив билет-разрешение, уч-ся отправляются покорять

1 высоту «Снежная лавина». Они придумывают односоставные назывные предложения, выраженные различными частями речи.

6.Покорив 1 высоту, уч-ся стремятся покорить

2 высоту «Ледяная трещина». На данном этапе им нужно отгадать загадки, ответом служит  назывное предложения.

7.

3 высота, которую покоряли уч-ся , называется «Камнепад». Уч-ся необходимо было заполнить таблицу, распределив в ней предложения на 2 группы: односоставные и двусоставные .

8. Нами преодолены все вершины, и вот мы на горе «Знание. Уч-ся покоряют вершину горы «Знание», работая  с текстом. Необходимо было найти в тексте назывные предложения, выделив грамматическую основу, также ученики выполняли на основе текста различные разборы:

морфемный, морфологический, фонетический и синтаксический.

9.На одну из предложенных тем необходимо было  написать рассказ, состоящий из назывных односоставных предложений, используя в своей работе как распространённые, так и нераспространённые предложения.

10.Работа с разноуровневыми заданиями позволила осуществить обратную связь со всеми уч-ся и проконтролировать уровень усвоения материала. Уч-ся познакомились с одним из видов односоставных предложений с главным членом подлежащее — назывные предложения; узнали, чем выражается главный член назывных предложений; познакомились с второстепенными членами в назывных предложениях, с видами назывных предложений по цели высказывания.

Своё выступление мне хотелось бы закончить стихотворением:

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю  вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

            Спасибо за внимание!

Ход урока:

1.Выступление назывного предложения .

Давайте послушаем, что нам расскажет о себе назывное предложение.

Позвольте назвать себя: Назывное предложение! Вы, конечно, догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, т. е. сообщать о самом существовании чего– то: предметов, событий, явлений... Я вокруг вас, я на каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы приехали, сошли с поезда и увидели: «Н. Новгород», «Вокзал», «Выход в город», «Кассы», «Буфет», «Остановка троллейбуса» и т. п. – это все я, Назывное предложение. Вы едете в город, кондуктор объявляет остановки: «Парк культуры и отдыха», «Металлуртческий завод», «Порт» – это Назывные предложения. А ребенок смотрит в окно и кричит: «Вон море!» – и это опять я, Назывное предложение. Как жаль, что никто не спросит, что это за предложения, которые так часто встречаются? Каким предложением назвали магазины «Хлеб», «Обувь», «Книги»? А это все я, Назывное предложение. Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Услышав меня в поезде, в трамвае они говорят радостно: «Вот мой город. Вот моя остановка, а вон мой дом! А Вт мой сынишка!» У меня один главный член предложения – подлежащее, но оно так много говорит людям. Подлежащее может иметь разные определения, а иногда у меня есть частицы – вот и вон. Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!», «Землетрясение!», «Авария!» или отдаю приказания: «Огонь!», «Старт!», «Стоп!» Но главная моя задача – называть то, что нужно людям, что их радует и помогает жить. Меня используют и в поэзии, и в прозе. Есть даже целые стихотворения, которые написаны только Назывными предложениями.

Закоптелые палатки,
Черный хлеб, вода,
Кашель пряхи, плач дитяти.
О нужда! Нужда!

Правда, немного обидно, что ребята меня редко приглашают в свои сочинения.

2. Посмотрите на доску, там записан эпиграф к нашему уроку. «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»

Давайте сегодня урок мы проведем под этим девизом. Наша цель на уроке – познакомится с назывными предложениями, их значением и сферой употребления

 -Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас урок- восхождение на гору.

    Наш урок будут сопровождать произведения литературы, музыки и живописи о природе.

3. Подготовка к восприятию новой темы

 На свете много разных горных вершин, но мы с вами будем покорять вершину горы “Знание”. Но прежде чем отправиться на восхождение, нам необходимо проверить снаряжение.

Словарный диктант:

(НАЙДИТЕ СЛОВА С ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ).

Растение, квартира, директор, выскочил, деревянный, озарится, убегаю, повторил, собирался, коридор, прикосновение, показать, удивился, загорелся.

4.Можем ли мы отправляться в путь? Да, если назовём, какие новые  знания мы сегодня получим. Наша цель на уроке- познакомиться с назывными предложениями, их значением и сферой употребления. Нам необходимо получить билет-разрешение для восхождения на высоту горы «Знание», запишем в тетради отрывок из стихотворения А.А.Фета «Шёпот, робкое дыханье...» Выделите грамматические основы, проведите  лексический разбор слов, дайте характеристику предложениям.

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучах пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря...

 Янтарь — окаменевшая живица древнейших хвойных деревьев, обрабатываемая для украшений, а также используемая в медицине, приборостроении.

    Пурпур — тёмный или ярко-красный цвет.

    Лобзание — целование, поцелуй.

Какова особенность этого стихотворения?

А. А. Фет, могли построить целое стихотворение только из назывных предложений.

Л.Н. Толстой сказал о нем так: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н.В.Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?»

Назывные предложения делают стихотворение мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта. В основном используются в художественной литературе, поэзии и прозе, в газетных и журнальных очерках и статьях. С их помощью писатели, журналисты обычно в начале своих произведений лаконично и точно рисуют время, место действия; обстановку, пейзаж.

   5.Приведите примеры односоставных назывных предложений из произведений художественной литературы, выделите грамматические основы.

а). С.А. Есенин. “Ночь”

     

                                                  Ночь. Вокруг тишина.

                                          Ручеёк лишь журчит.

                                          Своим блеском луна

                                          Всё вокруг серебрит.

б).Тучки небесные, вечные странники,

Степью лазурною, цепью жемчужною

М.Ю.Лермонтов «Тучи».

в).Жаркий июльский полдень.

М.Е.Салтыков — Щедрин.

г). Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

А.Блок.

д).Бессонница. Гомер, Тугие паруса.

(О.Мандельштам)

е). Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.

(А.Ахматова)

ё).Тихая, звёздная ночь...

(А.Фет)

ж).Длинная еловая аллея.

(А.Чехов)

з).Тихая, тёплая ночь.

(М.Пришвин)

и). Бездна звёзд на небе.

(М.Кольцов)

6.  У нас есть билет-разрешение, погода хорошая. Идём на вершину горы “Знание”.

   Первая высота.  “Снежная лавина”. Запишите назывное предложение, выраженное:

а).Только именем существительным.

Зима.

б).Существительным с прилагательным.

Поздний вечер.

в).Существительным с причастием.

Смеющиеся лица.

г).Существительным с числительным.

Девять часов.

д).Существительным с частицами вот, вон.

Вот мельница.

е).Существительным с другим существительным.

Начало января.

ё).Существительным с наречием.

Спуск вниз.

ж).Фразеологизмом.

Буря в стакане воды.

7. Вторая высота. “Ледяная трещина”. Отгадайте загадки.

Найдите в них односоставные предложения. Ответом служит назывное односоставное предложение.

а).Скоро ест, мелко жуёт,

 Сама не глотает, другим не даёт.  

(ПИЛА)

б).Стоят вместе, ходят врозь.

  (НОГИ)

в). Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто.  

(БАРАБАН)

г).Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил.

 (ДОЖДЬ)

8.    Третья высота. “Камнепад”.

Распределите предложения на 2 группы. Запишите, выделяя грамматические основы:

Односоставные предложения

Двусоставные предложения

2,3,4,5,7,9,10

1,6,8

1.Снег белеет кругом по колено.

2. Так морозно, светло и бело!..

3. Снегом пушистым лёд замело.

4. Встаю на лыжи и бегу к ближайшему лесочку.

5. Любишь кататься, люби и саночки возить.

6. Зимний воздух был тих и звучен.

7. В домах зимними вечерами зажигают огни.

8. Ночь светла, мороз сияет.

  1. Любуемся чудесной картиной зимней природы.
  2. Какой сильный мороз!

9. Нами преодолены все вершины, и вот мы на горе “Знание”.

Посмотрим вниз и попрощаемся с осенней природой: ведь совсем скоро наступит зима.

  Найти  назывные  предложения.  Выделить  грамматическую  основу.

Град.  Иней.  Туманы  и  росы.  Изморозь,  белой  солью  лежащая  по  утрам  на  траве.  Вот  и  зимний  узор  на  окнах… Красота.

( В.Песков – журналист.  Из  статьи  «Средняя  полоса  России»)

Синтаксический разбор предложения Чистые стены, обитые лесом. (повест., невосклиц., простое, односост., назывное, распр., осложнено причастным оборотом)

9. Домашнее ЗАДАНИЕ: напишите на одну из предложенных тем рассказ, состоящий из возможно большего числа назывных (в том числе и распространённых) предложений.

  1. В театре.
  1. В библиотеке.
  2. Весна в деревне.
  3. Зимний лес.
  4. Осенний город.

1. На свете много разных горных вершин, но мы с вами будем покорять вершину горы “Знание”. Но прежде чем отправиться на восхождение, нам необходимо проверить снаряжение. Форма деятельности — словарный диктант.

Словарный диктант:

(НАЙДИТЕ СЛОВА С ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ).

Растение, квартира, директор, выскочил, деревянный, озарится, убегаю, повторил, собирался, коридор, прикосновение, показать, удивился, загорелся.

а). Проанализируйте данный материал, как вы считаете , какой грамматической проблеме он соответствует?

(правописание гласных в корнях слова)

б).Можно ли данный материал сгруппировать по конкретным правилам?

 (Можно, основанием для группировки мы считаем: правописание проверяемых гласных в корне слова, правописание непроверяемых гласных в корне слова и правописание корней с чередующимися гласными).

в).Выберите материал , который относится к теме «Чередование  гласных в корне» и систематизируйте

Что вы можете сказать по решению познавательных задач?

(на уроке использовалось умение понимать и удерживать познавательные задачи)

Этап подготовки детей к применению метапредметных умений .

Этап открытия новых знаний, который был подготовлен предыдущим уроком, на котором дети получили возможность осознать смысл научного деления предложения на односоставные и двусоставные, сформировать представление о типах односоставных предложений и существенной основы для определения каждого типа односоставных предложений. Таким образом мы реализовали принцип развивающего обучения.

2.У нас есть билет-разрешение, погода хорошая. Идём на вершину горы “Знание”.

   Первая высота.  “Снежная лавина”. Запишите назывное предложение, выраженное:

а).Только именем существительным.

Зима.

б).Существительным с прилагательным.

Поздний вечер.

в).Существительным с причастием.

Смеющиеся лица.

г).Существительным с числительным.

Девять часов.

д).Существительным с частицами вот, вон.

Вот мельница.

е).Существительным с другим существительным.

Начало января.

ё).Существительным с наречием.

Спуск вниз.

ж).Фразеологизмом.

Буря в стакане воды.

Вам дан список предложений,  к какой группе односоставных предложений они отнесены? Внимание на тему урока. (Назывные) Определите, какие части речи входят в состав этих назывных предложений?

(имя существительное,приведите пример;

существительное с прилагательным, приведите пример;

существительное с причастием, приведите пример;

существительное с числительным, приведите пример;

существительное с частицами вот, вон, приведите пример;

существительное с другим существительным, приведите пример;

существительное с наречием, приведите пример;

фразеологизм, приведите пример.

Какое задание вы могли бы ещё предложить на данном этапе? (охарактеризовать, разобрать, сравнить данные предложения)

Обобщением итогов данного этапа урока  служит обобщение установленных групп назывного предложения. Какие же группы назывных предложений могут существовать в русском языке? По наличию второстепенных членов существуют назывные предложения? ( Да, распространённые и нераспространённые)

 

  1. Приступаем к следующему этапу покорения 2 высоты «Ледяная трещина». Названия высот подкрепляются художественным образом — репродукцией слайдов.

     Задача, поставленная на данном этапе перед учащимися — научиться различать назывные предложения. Форма деятельности — работа с загадками. Для реализации этой задачи попробуем преодолеть эту высоту.

Вторая высота. “Ледяная трещина”. Отгадайте загадки.

Найдите в них односоставные предложения. Ответом служит назывное односоставное предложение.

а).Скоро ест, мелко жуёт,

 Сама не глотает, другим не даёт.  

(ПИЛА)

б).Стоят вместе, ходят врозь.

  (НОГИ)

в). Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто.  

(БАРАБАН)

г).Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил.

  (ДОЖДЬ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 9 класс.Понятие о сложносочиненном предложении

урок русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненные предлжения"...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....