Курс практической грамотности 10-11класс
рабочая программа по русскому языку на тему

Сальникова Инна Аркадьевна

 

 «Курс практической грамотности»  предназначен обобщить и углубить полученные ранее  знания учащихся 10 – 11 классов  по правописанию, обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы; способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_prakticheskoy_gramotnosti_10-11_klass.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 «Курс практической грамотности»  предназначен обобщить и углубить полученные ранее  знания учащихся 10 – 11 классов  по правописанию, обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы; способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Цель курса - совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, обогатить словарный запас.

 Программа курса разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса “Русский язык”, позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Задачи курса:

  • создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
  • познакомить с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов;
  • отработать этапы формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рецензии;
  • использовать при подготовке к ЕГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции.

Актуальность


Программа  «Курса практической грамотности» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для подготовки к ЕГЭ и дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

Формы обучения:

  • практические занятия;
  • решение заданий КИМов;
  • написание сочинения-рецензии с использованием моделей;
  • зачет по курсу.

Программа рассчитана на 33 часа.

Режим занятий: 1 час в неделю.

Календарно- тематическое планирование

№ п\п

Раздел программы

К-во часов

Формы контроля

 

Дата

Раздел 1. Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. Фонетика.

2

1

Введение. Задачи курса. Содержание программы. Структура и особенности ЕГЭ. Обобщающее повторение фонетики. Предмет изучения данного раздела. Звуко-буквенный состав русского языка. Звуки речи: гласные и согласные, состав согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки.

1

КИМы

(разбор заданий)

2

Фонетическая транскрипция. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Перенос слов при письме. Фонетический разбор слова. Основные фонетические процессы, происходящие в слове.

1

Тест

 

Раздел 2. Морфемика и словообразование.

2

3

Значимые части слова, их особенности. Понятие производной и непроизводной основы. Разбор слова по составу. Способы словообразования в русском языке.

1

КИМы

(разбор заданий)

4

Вопросы словообразования в заданиях ЕГЭ.

1

Тест

 

Раздел 3. Лексика и фразеология.

1

5

Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского языка. Разграничение лексических и грамматических значений слова. Лексические омонимы. Паронимы. Лексические синонимы и антонимы. Слова старославянского происхождения в лексике современного русского языка

1

КИМы

(разбор заданий)

 

Раздел 4. Морфология.

7

6

Классификация частей речи в русском языке. Имя существительное, его морфологические признаки и синтаксическая функция.

1

КИМы

(разбор заданий)

7

Основные признаки имени прилагательного. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Склонение прилагательных.

1

КИМы

(разбор заданий)

8

 Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение числительных, употребление в речи.

1

КИМы

(разбор заданий)

9

 Разряды местоимений, склонение местоимений.

1

КИМы

(разбор заданий)

10

Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение глагола.

1

КИМы

(разбор заданий)

11

Причастие, его признаки. Правописание причастий. Деепричастие. Разряды по значению, образование деепричастий

1

КИМы

(разбор заданий)

12

Особенности служебных частей речи: предлог, союз, частица. 

1

Тест

 

Раздел 5. Орфография.

9

13

Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях.

1

Тест

14

О-E после шипящих и “Ц” в различных частях слова.

1

КИМы

(разбор заданий)

15

Правописание приставок.

1

КИМы

(разбор заданий)

16

Правописание согласных в корне слова. Правописание Ъ и Ь.

1

КИМы

(разбор заданий)

17

Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи.

1

КИМы

(разбор заданий)

18

Буквы “Н” и “НН” в словах различных частей речи.

1

КИМы

(разбор заданий)

19

Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний

1

КИМы

(разбор заданий)

20

Написание “НЕ” с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ.

1

КИМы

(разбор заданий)

21

Правописание служебных частей речи.

1

Тест

 

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация. 

3

22

Строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений. Однородные члены предложения. Тире в простом предложении.

1

КИМы

(разбор заданий)

23

Вводные конструкции. Обращение. Обособление определений и приложений.

1

КИМы

(разбор заданий)

24

Обособление обстоятельств. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения.

1

КИМы

(разбор заданий)

 

Раздел 7. Текст. 

2

25

Стили речи и типы речи.

1

Тест

26

Способы и средства связи предложений в тексте: лексические средства, морфологические средства, синтаксические средства.

1

КИМы

(разбор заданий)

 

Раздел 8. Культура речи. 

2

27

Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы.

1

КИМы

(разбор заданий)

28

Синтаксические нормы: согласование, управление; сочетание однородных членов; построение предложений с чужой речью.

1

Тест

 

Раздел 9. Анализ текста и создание сочинения-рассуждения.  

5

29

Лексические и морфологические средства художественной выразительности.

1

Тест

30

Специальные художественно-изобразительные средства (тропы): эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз.

1

Тест

31

Синтаксические средства художественной выразительности. Фигуры речи.

1

КИМы

(разбор заданий)

32

Создание сочинения-рассуждения.

1

Соч-расс.

33

Задания и упражнения по формированию навыков написания сочинения-рассуждения.

1

Соч-расс.

 

 

Итого

33

Методическое обеспечение курса

  1. Бабайцева В. В. Русский язык: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений филологического профиля. М., 2004.
  2. Веселова 3. Т. Русский язык: Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие речи: 10-11 классы: Методическое пособие. СПб., 2002.
  3. Власенков А. #., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: 10-11 кл.». Кн. для учителя. М., 2002.
  4. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Дидактические материалы к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: 10-11 кл.». М., 2004.
  5. Власенков А. К, Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. 10-е изд. М., 2004.
  6. Голъцева Н. Г. Русский язык в старших классах: Учебное пособие. М., 2000.
  7. Греков В. Ф., Крючков С. Е., Четко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. 40-е изд. М., 2004.
  8. Громов С. А. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. М., 1998.
  9. Деденева В. В., Воплова К. А. Русский язык. Контрольные и проверочные работы. 10-И класс. М., 2000.
  10. Михалъская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. 10-11 классы. М., 1996.
  11. Русский язык: Сборник заданий: Пособие для 10-11 классов школ с углубленным изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы» / В. В. Бабайцева. М., 2003.
  12. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2002.
  13. Хлебинская Г. Ф. Русский язык: Синтаксис простого и сложного предложения: Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений. М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс практической грамотности 5 класс

«Курс практической грамотности»  предназначен для более подробного изучения орфографии русского языка учащимися 5 класса в игровой и творческой форме, что существенным образом отличае...

Тематическое планирование элективного курса «Основы практической грамотности» 10 класс

Тематическое планирование элективного курса «Основы практической грамотности» 10 класс...

Методическая разработка. Статья -Курс практической грамотности.

Данный курс входит в предметную область «Филология» и предполагает расширение содержания базового предмета, а также удовлетворения познавательных интересов школьников в области подготовки ...

Курс практической грамотности . Программа по внеурочной деятельности .10 класс

Данная программа ориентирована на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики мировосприятия и поведения. Сочетая возможности нескольких видов иску...

Курс "Функциональная грамотность". Практические работы.

В 2022 году мною был пройден курс повышения квалификации по функциональной грамотности. Было выполнено две практические работы....

Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса

Рабочая программа элективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...